Внеклассное мероприятие «Приглашают казаки: не стесняйся, заходи!»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 им. Б.Н.Куликова» г.Семикаракорска Ростовской области









Внеклассное мероприятие

«Приглашают казаки:

не стесняйся, заходи!»












Автор-составитель:

Шах Елена Петровна

учитель начальных классов




Семикаракорск

2012 год


«Приглашают казаки: не стесняйся, заходи!»




Цель: познакомить учащихся с обрядами и традициями донских казаков


Задачи утренника:

Образовательная:

  • на основании исторического материала подвести учащихся к выводу об особенностях быта, традиций, уклада жизни донских казаков;

  • приобщать детей к творчеству жителей Дона;

  • знакомить учащихся с творчеством писателя- земляка М.А. Шолохова, Бориса Куликова

Воспитательная:

  • прививать чувство патриотизма, уважения к традициям и истории своего края, чувство любви к малой Родине;

  • воспитывать гордость за историческое прошлое и настоящее своей малой родины;

Развивающая:

  • развивать творческие способности, художественный вкус детей;


Оборудование:

класс оформлен предметами утвари (как казачий курень); каравай на рушнике; портрет М.А. Шолохова, Б.Н.Куликова; на доске пословица: «Веселы привалы, где казаки запевалы.», атрибуты для танца, сценки, игр;

часть детей одеты в народные костюмы; кассета с казачьими песнями, магнитофон , к занятию прилагается презентация.



Ход занятия


Дети сидят по кругу. Ведущие в костюмах казака и казачки.

Ведущая.

Наша малая родина- край Донской. Прекрасен наш край. Это о нём так взволнованно написал наш земляк- писатель М. А. Шолохов: «Родимая степь под низким донским небом! Вилюжины балок, суходолов, красноглинистых яров, ковыльный простор с затравевшим гнездоватым следом конского копыта, курганы, в мудром молчании берегущие зарытую казачью славу… Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей нержавеющей кровью политая степь.».

Учитель:

- Ребята, посмотрите , как выглядит наш класс? Что он вам напоминает? (казачий курень- жилище казака)

- Ребята, а кто же такие казаки?

Сегодня мы поговорим о казаках. А чтобы лучше представить быт, обряды, обычаи казаков наш класс и представляет собой комнату куреня.

- С давних времён на берегах реки Дон селились люди, которых позже стали звать казаками. Казаки- это бывшие крестьяне, горожане, мелкие княжеские дружинники.


Ведущий:

Средь донских степных полей
И кубанских ковылей,
Где Кубань и Дон текут
Казаки давно живут.

Гордый и лихой народ
Заслужил себе почет:
Храбрость, мужество, отвагу
На своих плечах несет.

Честью с детства дорожат,
Любят холить жеребят,
Из лозы корзины вьют,
Песни звонкие поют.

Память предков охраняют,
Веру в Бога почитают,
И обычаи свои
Сохраняют на Руси.

Всех обычаев не счесть:
Казаку превыше честь,
Сабля – гордость казака,
Не прожить им без коня,

Без ухи и без добычи,
Уж такой у них обычай.
И готов любой казак
За Россию постаять.

Нет на свете плясок краше,
Если вдруг казак запляшет,
Если хором запоет –
Удивит любой народ.

Независимый, свободный
Род казачий очень гордый.
И не даром на Руси
Всем знакомы казаки.




Учитель:

- Сегодня на уроке мы вспомним, как жили, какие традиции были в старину у донских казаков. И для этого мы совершим экскурсию в прошлое, чтобы узнать о быте казаков: их жилище, утвари, одежде, традициях.

- А почему вы должны это знать, почему это нужно знать каждому жителю Дона?( ответы учащихся).

- Так с чего же начинается Родина для каждого из нас? С родного города, села. С задорной казачьей песни. С рассказов дедушки-ветерана Великой Отечественной войны. Всё это ваше, самое близкое и дорогое. Здесь ваши корни. Родина начинается здесь.

Обратите внимание на портреты наших выдающихся личностей. Кто может ответить, кто эти люди?

(Портреты писателя М.Шолохова и поэта- земляка Б.Н.Куликова. )

- А какие произведения этих писателей вам знакомы?

Б.Н. Куликов и М.Шолохов воспевали свой край в своих произведениях, красочно описывали родные места, рассказывали о быте и обычаях коренных жителей донского края- казаках.
Ведущая:

Первые поселения на Дону.

В ковылях средь серебряной рани,
В цветущей душистой степи
Казаки себе стан выбирали
У извилистой тихой реки.
Учитель:

- На Дону казаки селились на островах, чтобы враги не смогли незаметно напасть на них. Такие поселения назывались казачьими городками. Для жилья внутри городка казаки сначала строили землянки, а потом дома из дерева и камня. Позже городки стали называться станицами.

- А какие станицы вы знаете ? (учащиеся перечисляют станицы).

- А кто знает , какая станица является родиной Шолохова? Куликова?

Шолохов- ст.Вешенская, там же находится музей- усадьба писателя.

Б.Куликов- ст. Семикаракорская.


(Основополагающим принципом существования был «принцип рода», который объединял в себе прошлое, настоящее и будущее.


Учитель:

Специальные обряды при закладке дома.


- На место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья - "чтобы всё водилось." На конструкцию традиционного

казачьего жилища, которое они называют куренем, повлияла речная культура Нижнего Дона.

Казачий курень -двухэтажный. У зажиточных казаков появились 2-хэтажные, каменные курени с балконами-балясниками. В доме были «верхи» (2-й этаж) и «низы» (1-й этаж).

Это спасало от разливов рек.

На первых порах в казачьих городках

поселялись только мужчины. Женщины появлялись несколько позже.

Главное помещение в казачьем курене - «зало»

- Главная комната, зало, всегда готова к приему гостей. Здесь стояла лучшая мебель и была лучшая посуда. В переднем углу этой комнаты (левом напротив входа) располагалась божница (полка или киот, т.е. остекленная рама, шкафчик для икон), имевшая несколько икон в богатых серебряных окладах В одном углу – постав или горка с красиво расставленной посудой, на полу стоял сундук, окованный железом – «скрыня». На стенах развешивали сбрую, оружие – шашки, сабли, ружья, пистолеты, иногда старинные, переходившие от дедов и прадедов. Зала всегда была готова к приему дорогих людей.

- Посмотрите вокруг, какие предметы быта вы видите? Давайте рассмотрим их. Напоминает наш класс главную комнату?

Вашему вниманию предлагается сценка «Встреча дорогих гостей».

ВХОДЯТ КАЗАК И КАЗАЧКА С КАРАВАЕМ НА РУШНИКЕ.

Казак: Добрых гостей встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Каравай мы вам подносим,

Поклоняясь, отведать просим.

Казачка: Жива традиция.

Жива- от поколенья старшего.

Важны обряды и слова,

Из прошлого из нашего.

И потому принять изволь,

Тот, кто пришёл на посиделки,

На этой праздничной тарелке

Из наших рук и хлеб и соль!


ОБХОДЯТ ГОСТЕЙ, УГОЩАЮТ КАРАВАЕМ.


Казак: Дроля, гармонист, кудесник,

На вечернице в строю.

Песне, доброй русской песне

Слово первое даю.

Учитель:

Спальня в казачьем курене


В долгие зимние вечера хозяйка пряла пряжу, поэтому неотъемлемой частью спальни является прялка. Стены спальни, как и стены зала, были украшены фотографиями, на окнах также были цветы.


Кухня

Отличительной особенностью кухни и всего казачьего жилья была стерильная чистота. Печь подбеливали после каждой стряпни, ведерко с белилами всегда стояло под печкой.

Казачьи семьи

Большой считалась семья из 13 человек: отец, мать, родители отца, два взрослых сына и семь малолетних детей.

Среднее семейство насчитывало от 6 до 9 душ, и малая семьясостояла из 4 человек.

Отец и мать

Главой семьи, конечно, был отец. Он занимался всеми хозяйственными делами: на его попечении были все работы, связанные с землёй, с сельскохозяйственным инвентарём (его покупка и починка), уход за домашними животными. Кроме того, он принимал участие в общественно-политической жизни станицы: участвовал в казачьих Кругах, сходах.


На плечи матери ложилась вся работа по дому. Под её неусыпным контролем находилось всё, что было связано с питанием семьи: соблюдение постов, стол праздничный, стол будничный, забота о белье и ремонт одежды.

Родители с детства приучали детей к труду и своим отношением ко всему показывали пример. Слово отца в семье было всё равно, что слово атамана для войска, ему следовали беспрекословно. Каждый казак с малолетства знал и всем сердцем хранил Божью заповедь:

«Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и будеши долголетен на Земли».

И отец и мать почитались детьми, которые обращались к ним только на «вы».

Ведущий

Воспитание мальчика

Воспитание мальчика начиналось с появления первого зуба. Отец и мать возили его в церковь служить молебен Иоанну-воину, чтобы из сына вырос доблестный и храбрый казак.

Лет с трёх- пяти казачонка уже приучали к верховой езде. Обучение было тяжёлым и постоянным. Рукопашному бою учили стрёх лет, передавая особые, в каждом роду хранившиеся приёмы. Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой с десяти.

Инсценировка.

Стоят мать и отец. В руках отца икона. Перед ними сын. Отец благословлял сына такими словами:

Отец.

- Вот икона святая, дорогой сын! Помни Бога вначале и не забывай его заповеди! Служи царю верой и слушайся своих начальников. Помни родителей своих и не забывай, что они вскормили и вспоили тебя на служение царю и Отечеству. Вот тебе благословение (подает икону) от меня и твоей матери и знай, что с верой в Бога тебе не будут страшны вражеские муки, ни мечи неприятеля. Послужи царю-батюшке как деды и отцы твои служили.

Получив благословение, казак кланялся в ноги отцу, матери, жене, детям, говоря при этом:

Сын

- Прости меня, родной батюшка!

- Прости меня, родная матушка!

- Прости, милый друг (жене) жди меня! Бог даст, свидимся!

Мальчики исполняют танец с шашками.

Ведущая

Воспитание девочки

Девочки начинали работать с очень раннего возраста. С пятилетнего возраста девочка могла уже быть нянькой. Также она училась вышивать, шить, вязать на спицах и крючком – это умела каждая казачка. Делалось это в игре: обшивали кукол, а учились на всю жизнь.

- До 12 лет они находились в доме, помогая матери по хозяйству. Учились хозяйничать: печь, готовить, прясть и шить, да и по дому управляться. Ведь казаки-мужчины много времени проводили в походах, а казачки заменяли их и в доме, и в поле. После 12 лет девушки могли принимать участие в праздниках, но в качестве зрителей.

Инсценирование .


Девочки одна вяжет, другая вышивает, третья- прядет. При этом мальчиками исполняется раздольная донская казачья песня «Пчелочка златая».

Пчелочка златая, что же ты жужжишь

Жаль, жаль, жалко мне,

Что же ты жужжишь?

Около летаешь, а прочь не летишь,

Жаль, жаль, жалко мне,

А прочь не летишь.

Али ты не любишь любушку мою,

Жаль, жаль, жалко мне,

Любушку мою.

У моей у Любы русая коса,

Жаль, жаль, жалко мне,

Русая коса.

Черные брови, серые глаза,

Жаль, жаль, жалко мне,

Серые глаза.

Ведущая:

- А вот с 16 лет они могли быть и на посиделках. Проводились посиделки в основном долгими зимними вечерами, и девушки приносили с собой рукоделие и свечи, и неприлично было выпускать его из рук почти до самого конца и только под конец девушки пускались в пляс с парнями.

На завалинке, в светёлке

Иль на брёвнышках каких

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод-

Говорили, песни пели,

Да водили хоровод.

Добрым чаем угощались

С мёдом, явно без конфет.

Как и нынче мы, общались-

Без общенья жизни нет.

Танец казака и казачки. Звучит песня «По Дону гуляет»

Учитель:

Орудия труда казака

Казачьи ремёсла

Большую роль в казачьем быту играли различные промыслы и ремесла: кузнечное и гончарное, обработка дерева, лозоплетение, ткачество, вышивка, обработка металла.

С петровской эпохи казаки начали заниматься виноградорством и виноделием. Высочайшими мастерами были донские виноделы. Первое русское шампанское изготовлено на Дону! Коренные жители станицы – казаки – занимались земледелием и скотоводством. Повсеместно встречались кузнецы, сапожники, овчинники (выделывали овечьи шкуры), портные. Из собственного сырья ткали холсты, шили рукавицы, одежду, изготовляли орудия земледельческого труда (деревянные и железные).

(дети рассматривают предметы быта, которые принесли и находятся в классе на парте)

Народный костюм –летопись жизни наших предков.

- Ребята, а кто знает, почему одежда казаков красно-синего цвета?

Во все времена казаки были преданными и смелыми защитниками своей Родины. В 1737 году царица Анна Иоанновна повелела в этих землях создать войско для охраны Российских рубежей. За доблестную службу ни раз казаки были отмечены наградами.

Кроме того, в подарок казакам было пожаловано сукно синее и красное. Так появилась у Донских казаков сине- красная форма.

Учитель: Какие традиции донского казачества мы ценим и сейчас?

Учащиеся отвечают: уважение к старшим, к родителям, отношение к земле родной, почитание отчего дома, родного края, служение Отечеству.

ВИКТОРИНА "МОЙ КРАЙ ДОНСКОЙ":

  • Какая отличительная особенность формы донских казаков?

  • Как назывались первые поселения казаков?

  • Как называлось жилище казака?

  • Какие традиции казаков вы запомнили?

  • Символы казака


Ведущая: В моей придонской стороне

Дышу полынью в час восхода.

Не знаю как кому, а мне

Вода донская слаще мёда.

Не знаю как другой, но я

Весь- слух, весь- жадное вниманье,

Когда услышу соловья

Возвышенное ликованье.

Осенний лес затих, замолк,

Над степью прошумели ливни,

Но соловьиный свист и щёлк

Звучат в душе напевом дивным.

Чуть- чуть взгрустнули небеса,

В природе ярких красок мало,

Но радует мои глаза

Литая кисть калины алой.

Пусть облетели тополя,

Я у степной твержу криницы:

"Благословенной будь земля,

Где довелось и мне родиться".


Учитель:

И хочется закончить наш утренник теми же словами М.А. Шолохова, которыми мы начали наш праздник: «Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей, не ржавеющей кровью политая, степь!»


Прогнозируемый результат: Привитие интереса к изучению истории и культурно-национальных особенностей быта людей, проживающих на территории нашего края. Умение выражать свои чувства, эмоции.

Список литературы:

  1. Астапенко Е.М. Старочеркасск – легенда Дона. – Ростов-на-Дону: ООО «Мини Тайп», 2007.

  2. Астапенко М.П., Астапенко Е.М. История Донского края. Ростов-на-Дону: ООО «Мини Тайп», 2005.

  3. Астапенко Г.Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков. XVII- XX вв. – Ростов н\Д.: «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2006.

  4. Веряскина О.Г. Страницы истории Донского края. – Ростов-на-Дону: Донской издательский дом, 2006.

  5. Дик Н.Ф. Лучшие инновационные формы внеурочной деятельности в начальной школе. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009


11


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ