Внеклассное мероприятие «В гостях у слов»
ФИО автора материала: Филькова Ирина Юрьевна, учитель нач.классов, МОУ СОШ №25 с УИОП г.Орехово-Зуево МО
Тема внеклассного мероприятия по русскому языку: «В гостях у слов».
Цели:
-привлечь внимание учащихся к живому слову родного языка;
-заинтересовать русским языком, пробудить желание изучать его;
- познакомить учащихся с «Толковым словарем русского языка» и «Фразеологическим словарем»;
- способствовать прочному и осознанному усвоению слов с непроверяемыми гласными;
- развивать лингвистическое мышление учащихся, обогащать их словарный запас на основе ознакомления с фразеологизмами;
- воспитывать интерес к самостоятельной познавательной деятельности детей.
Оформление доски.
На плакате написаны пословицы: «Если не знаешь имен, пропадает и знание вещей», «Хромое слово-хромая речь». Рисунки к фразеологическим оборотам.
Учитель:
Всему название дано - и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным - полно, а безымянных нету...
Язык- и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно-
В огромном море-море слов
Купаться ежечасно!
А.Шибаев.
Мы так привыкли к словам... Читаем, пишем, разговариваем, смеемся, шутим, поем, а то и поругаемся. Язык нужен нам, как воздух. Но редко мы задумывается о том, как появилось слово, каковы его история и происхождение.
И сегодня мы с вами отправимся в гости к словам, чтобы поближе с ними познакомиться.
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему все вокруг называется так, а не иначе? Как рождаются слова, когда и кем они создаются? Как это интересно - проникать в удивительный и многоцветный мир слова, разбирать и изучать его по кирпичикам. Слово не только называет какой-либо предмет, признак действия, явление. Оно может дать большую информацию, накопленную нашими предками. Слава, значения которых мы понимаем, делают нас обладателями громадной библиотеки нашей памяти, а значит, обогащают нас культурно, духовно.
А ведь есть целая наука, очень интересная и серьезная, имя ей - этимология, что в переводе с греческого языка означает "наука об истинном значении слов".
А вот наша гостья- королева Этимология (входит ученица - старшеклассница в королевском наряде).
Королева.
-Здравствуйте, ребята. Я узнала, что вы решили отправиться в гости к словам, и хочу помочь вам. Без меня вам не обойтись. «Если не знаешь имен, пропадает и знание вещей» - эта мудрость прожила века. Познакомившись со словом поближе, вы уже никогда не употребите его некстати. Чем больше человек знает слов, тем точнее и ярче он выражает свою мысль.
«Хромое слово - хромая речь»,- говорит русская пословица. Чтобы ваша речь была не «хромой», а красивой, чтобы каждое слово стояло на месте, надо знать много слов.
На уроках русского языка вы часто обращаетесь ко мне за помощью, сами не зная этого. Да, да!
Когда знакомитесь с новым словарным запасом, объясняете его значение и узнаете о происхождении.
Давайте вспомним!
О какой ягоде говорят, что названия ее в разных языках очень сходно и связано с понятием «земля», у поляков она именуется «поземка», у немцев- «земляная ягода».
Конечно, это «земляника».
Сегодня я загадаю вам мои этимологические загадки. А «отгадки» в моей корзинке.
1.Огромная ягода- название ее на тюрском языке – «ослиный огурец». (Это арбуз). (Достает из корзинки картинку с изображением арбуза).
Когда-то дикие арбузы, не такие вкусные и сладкие, как сейчас, были пищей для животных, возможно - любимым лакомством ослов.
2. Это слово пришло из арабского языка, где означает – «палец». Можно предположить, что растение получило название по сходству плодов с пальцами рук. А вкус... пальчики оближешь! (Это банан). (Достает из корзины связку бананов).
3. Этот овощ был завезен в Россию при царе Петре 1. Крестьяне долго не принимали незнакомый овощ и назвали его «чертово яблоко». (Картофель). (Достает картофелину из корзинки).
4. А этот овощ в переводе с итальянского назван «золотым яблоком». (Помидор). (Достает помидорину свежую или муляж).
5. Слово древнее, оно появилось в русском языке раньше слова капитан и было образовано также от слова капут, что значит - голова. (Капуста). (Показ маленького кочана).
Учитель.
Спасибо тебе, королева!
Ребята, теперь вы убедились, какая интересная наука- этимология.
Королева.
- У каждого слова есть свое значение и происхождение. А у многих слов бывает сразу несколько значений. И вот что может случиться с теми, кто их не знает.
Сценка рассказа Н.Сладкова «Овсянка»:
Встретились два друга: Саша и Матвей. Саша сказал:
-У меня дома овсянка.
-Подумаешь,- сказал Матвей,- у меня дома тоже овсянка.
-Люблю я овсянку!- добавил Саша.
-И я люблю!- сказал Матвей.
-Она желтая, красивая такая!
-И вкусная. Особенно с молоком!
-Как это – вкусная? Как это- с молоком?- удивился Саша.
-Да так. А еще хороша с маслом или с сахарным песком.
-Да ты про что говоришь?!- всплеснул руками Сашка.
-Как это- про что? Про овсянку!- ответил Матвей.
-Про какую овсянку?
-Про обыкновенную овсянку. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
-Какие песни пела?!- изумился Матвей, -Каша песни пела?!
-Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Саша и добавил: -Айда ко мне – мою овсянку слушать!
-Айда!- согласился Матвей. – А потом ко мне- мою овсянку кушать!
И друзья побежали.
Учитель.
-А почему так назвали кашу- овсянка?
-Почему так птицу назвали- овсянка?
-От какого словарного родственного слова образовалось слово «овсянка»? (овес).
Королева.
-Чтобы больше узнать слов, вам, ребята, надо много читать.
Читать мои книги- толковые словари русского языка (выставка книг). Особенно я советую почитать книгу Валентины Волиной «Откуда пришли слова»- занимательный этимологический ( толковый) словарь для детей.
Я пришла к вам в гости не одна. Есть у меня сестра. Тоже королева- наука «Фразеология»- наука о значении и происхождении «крылатых» выражений.
Входит королева Фразеология.
-Здравствуйте, ребята!
Учитель
-Здравствуй, королева!
-Скажи, пожалуйста, что это у тебя такое? (Показывает на значок с символом фразеологии- ф).
-Это мой символ фразеологии.
Учитель.
-Да, ребята! Когда-то в одной мастерской были две дужки и стержень, которые использовались и вместе, и по отдельности. Но однажды один рабочий взял их, включил аппарат и сварил в одну необходимую деталь в виде буквы Ф. Подобное же мы видим и в жизни слов. Живут- поживают слова- детали, ими пользуются по отдельности или в виде сочетаний, но в какой-то момент, когда возникает необходимость, слова сливаются в неделимые сочетания- фразеологизмы или «крылатые» устойчивые выражения.
Королева.
-Существуют слова: вода, не разлить (напечатаны на полоске ватмана). Соединились и появился мой фразеологизм «Водой не разольешь» (на другой стороне ватмана).
Слова потеряли свои прежние значения, приобрели одно новое. Какое, ребята? Кто догадался? (Ответы учащихся).
Богат русский язык фразеологическими оборотами. К ним относятся пословицы, поговорки, меткие, яркие выражения, ставшие крылатыми. Со мной вы часто встречаетесь на уроках чтения, русского языка. И сегодня я хочу с вами поиграть.
Задание 1.
В ваших словариках есть слово «малина». А когда говорят «Не жизнь, а малина»? (Когда говорят о хорошей жизни).
«Было это при царе Горохе»-очень давно в незапамятные времена.
«Яблоку негде упасть»- очень тесно.
«После дождичка в четверг»- неизвестно когда, никогда.
Задание 2.
«Фразеологический зверинец».
Голоден как …
Хитер как…
Труслив как…
Болтлив как…
Грязен как…
Задирист как…
Неуклюж как…
Вставить вместо точек подходящее по смыслу слово-название зверей, птиц (волк, лиса, заяц, медведь, сорока, свинья, петух).
Задание 3.
«Угадай, что это?»
-Его вешают, приходя в уныние;
-его задирают, зазнаваясь;
-его суют, вмешиваясь не в свое дело (нос).
-Он в голове у легкомысленного человека;
-его советуют искать в поле, когда что-то исчезло бесследно;
-на него бросают слова, деньги, кто их не ценит (ветер).
Задание 4.
-Подберите устойчивые «крылатые» обороты к словарному слову «язык»:
-язык без костей (кто-то чрезмерно болтлив, говорит лишнее)
-язык заплетается (кто-то говорит невнятно)
-язык отнялся (кто-то внезапно потерял способность говорить)
-язык подвешен неплохо (хорошо умеет говорить)
-язык чешется (неудержимо хочется что-то сказать, заговорить)
-прикусить язык (внезапно замолчать)
-держать язык за зубами (молчать)
-найти общий язык (взаимопонимание, полная договоренность в чем-либо)
-злые языки (сплетники, клеветники)
-длинный язык (кто-то не умеет хранить тайну, кто не в меру болтлив).
Задание 5.
«Доскажи словечко».
Мы исходили городок
Буквально вдоль и ……. (поперек)
И так устали мы в дороге,
Что еле………………(волочили ноги).
Фальшивят, путают слова,
Поют, кто в лес, ………(кто по дрова).
Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши……..(вянут).
Товарищ твой просит украдкой
Списать ответы из тетрадки.
Не надо! Ведь ты этим другу
Окажешь ………(медвежью услугу).
-Почему это медвежья услуга?
(Ответы учащихся).
Задание 6.
Какие фразеологизмы, связанные с медведем, вы знаете?
Медведь на ухо наступил (у кого-то нет музыкального слуха).
Медвежий угол (отдаленные глухие места).
Делит шкуру неубитого медведя (заранее делить прибыль в еще не осуществленном деле).
Задание 7.
«Собери пословицу».
Пословицы написаны на двух карточках: на одной- начало, на другой- конец. Карточки раздаются участникам игры, которые должны найти свою пару, составив пословицу.
Мороз невелик, да стоять не велит.
Для медведя зима- одна ночь.
Работе время, а потехе час.
Без спорта нет силы, а без овощей- здоровья.
Учащиеся составляют пословицу, объясняют смысл ее, называют словарное слово в пословице (мороз, медведь, работа, овощи).
Королева.
-Молодцы, ребята! Я тоже хочу вас познакомить с моими помощниками. Это фразеологические словари русского языка (показывает книги на выставке). Советую вам прочитать книгу Э.Успенского «Дядя Федор, пес и кот», в которой много разговорных фразеологизмов и провести КВН по ней.
Учитель.
-Спасибо, дорогие гости! Вы нам очень помогли сегодня. Домашним заданием будут рисунки, по которым вы должны узнать, о каких фразеологических оборотах идет речь.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ