Внеклассное мероприятие «В гостях у слов»

ФИО автора материала: Филькова Ирина Юрьевна, учитель нач.классов, МОУ СОШ №25 с УИОП г.Орехово-Зуево МО

Тема внеклассного мероприятия по русскому языку: «В гостях у слов».

Цели:

-привлечь внимание учащихся к живому слову родного языка;

-заинтересовать русским языком, пробудить желание изучать его;

- познакомить учащихся с «Толковым словарем русского языка» и «Фразеологическим словарем»;

- способствовать прочному и осознанному усвоению слов с непроверяемыми гласными;

- развивать лингвистическое мышление учащихся, обогащать их словарный запас на основе ознакомления с фразеологизмами;

- воспитывать интерес к самостоятельной познавательной деятельности детей.

Оформление доски.

На плакате написаны пословицы: «Если не знаешь имен, пропадает и знание вещей», «Хромое слово-хромая речь». Рисунки к фразеологическим оборотам.

Учитель:

Всему название дано - и зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным - полно, а безымянных нету...

Язык- и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно-

В огромном море-море слов

Купаться ежечасно!

А.Шибаев.

Мы так привыкли к словам... Читаем, пишем, разговариваем, смеемся, шутим, поем, а то и поругаемся. Язык нужен нам, как воздух. Но редко мы задумывается о том, как появилось слово, каковы его история и происхождение.

И сегодня мы с вами отправимся в гости к словам, чтобы поближе с ними познакомиться.

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему все вокруг называется так, а не иначе? Как рождаются слова, когда и кем они создаются? Как это интересно - проникать в удивительный и многоцветный мир слова, разбирать и изучать его по кирпичикам. Слово не только называет какой-либо предмет, признак действия, явление. Оно может дать большую информацию, накопленную нашими предками. Слава, значения которых мы понимаем, делают нас обладателями громадной библиотеки нашей памяти, а значит, обогащают нас культурно, духовно.

А ведь есть целая наука, очень интересная и серьезная, имя ей - этимология, что в переводе с греческого языка означает "наука об истинном значении слов".

А вот наша гостья- королева Этимология (входит ученица - старшеклассница в королевском наряде).

Королева.

-Здравствуйте, ребята. Я узнала, что вы решили отправиться в гости к словам, и хочу помочь вам. Без меня вам не обойтись. «Если не знаешь имен, пропадает и знание вещей» - эта мудрость прожила века. Познакомившись со словом поближе, вы уже никогда не употребите его некстати. Чем больше человек знает слов, тем точнее и ярче он выражает свою мысль.

«Хромое слово - хромая речь»,- говорит русская пословица. Чтобы ваша речь была не «хромой», а красивой, чтобы каждое слово стояло на месте, надо знать много слов.

На уроках русского языка вы часто обращаетесь ко мне за помощью, сами не зная этого. Да, да!

Когда знакомитесь с новым словарным запасом, объясняете его значение и узнаете о происхождении.

Давайте вспомним!

О какой ягоде говорят, что названия ее в разных языках очень сходно и связано с понятием «земля», у поляков она именуется «поземка», у немцев- «земляная ягода».

Конечно, это «земляника».

Сегодня я загадаю вам мои этимологические загадки. А «отгадки» в моей корзинке.

1.Огромная ягода- название ее на тюрском языке – «ослиный огурец». (Это арбуз). (Достает из корзинки картинку с изображением арбуза).

Когда-то дикие арбузы, не такие вкусные и сладкие, как сейчас, были пищей для животных, возможно - любимым лакомством ослов.

2. Это слово пришло из арабского языка, где означает – «палец». Можно предположить, что растение получило название по сходству плодов с пальцами рук. А вкус... пальчики оближешь! (Это банан). (Достает из корзины связку бананов).

3. Этот овощ был завезен в Россию при царе Петре 1. Крестьяне долго не принимали незнакомый овощ и назвали его «чертово яблоко». (Картофель). (Достает картофелину из корзинки).

4. А этот овощ в переводе с итальянского назван «золотым яблоком». (Помидор). (Достает помидорину свежую или муляж).

5. Слово древнее, оно появилось в русском языке раньше слова капитан и было образовано также от слова капут, что значит - голова. (Капуста). (Показ маленького кочана).

Учитель.

Спасибо тебе, королева!

Ребята, теперь вы убедились, какая интересная наука- этимология.

Королева.

- У каждого слова есть свое значение и происхождение. А у многих слов бывает сразу несколько значений. И вот что может случиться с теми, кто их не знает.

Сценка рассказа Н.Сладкова «Овсянка»:

Встретились два друга: Саша и Матвей. Саша сказал:

-У меня дома овсянка.

-Подумаешь,- сказал Матвей,- у меня дома тоже овсянка.

-Люблю я овсянку!- добавил Саша.

-И я люблю!- сказал Матвей.

-Она желтая, красивая такая!

-И вкусная. Особенно с молоком!

-Как это – вкусная? Как это- с молоком?- удивился Саша.

-Да так. А еще хороша с маслом или с сахарным песком.

-Да ты про что говоришь?!- всплеснул руками Сашка.

-Как это- про что? Про овсянку!- ответил Матвей.

-Про какую овсянку?

-Про обыкновенную овсянку. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

-Какие песни пела?!- изумился Матвей, -Каша песни пела?!

-Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Саша и добавил: -Айда ко мне – мою овсянку слушать!

-Айда!- согласился Матвей. – А потом ко мне- мою овсянку кушать!

И друзья побежали.

Учитель.

-А почему так назвали кашу- овсянка?

-Почему так птицу назвали- овсянка?

-От какого словарного родственного слова образовалось слово «овсянка»? (овес).

Королева.

-Чтобы больше узнать слов, вам, ребята, надо много читать.

Читать мои книги- толковые словари русского языка (выставка книг). Особенно я советую почитать книгу Валентины Волиной «Откуда пришли слова»- занимательный этимологический ( толковый) словарь для детей.

Я пришла к вам в гости не одна. Есть у меня сестра. Тоже королева- наука «Фразеология»- наука о значении и происхождении «крылатых» выражений.

Входит королева Фразеология.

-Здравствуйте, ребята!

Учитель

-Здравствуй, королева!

-Скажи, пожалуйста, что это у тебя такое? (Показывает на значок с символом фразеологии- ф).

-Это мой символ фразеологии.

Учитель.

-Да, ребята! Когда-то в одной мастерской были две дужки и стержень, которые использовались и вместе, и по отдельности. Но однажды один рабочий взял их, включил аппарат и сварил в одну необходимую деталь в виде буквы Ф. Подобное же мы видим и в жизни слов. Живут- поживают слова- детали, ими пользуются по отдельности или в виде сочетаний, но в какой-то момент, когда возникает необходимость, слова сливаются в неделимые сочетания- фразеологизмы или «крылатые» устойчивые выражения.

Королева.

-Существуют слова: вода, не разлить (напечатаны на полоске ватмана). Соединились и появился мой фразеологизм «Водой не разольешь» (на другой стороне ватмана).

Слова потеряли свои прежние значения, приобрели одно новое. Какое, ребята? Кто догадался? (Ответы учащихся).

Богат русский язык фразеологическими оборотами. К ним относятся пословицы, поговорки, меткие, яркие выражения, ставшие крылатыми. Со мной вы часто встречаетесь на уроках чтения, русского языка. И сегодня я хочу с вами поиграть.

Задание 1.

В ваших словариках есть слово «малина». А когда говорят «Не жизнь, а малина»? (Когда говорят о хорошей жизни).

«Было это при царе Горохе»-очень давно в незапамятные времена.

«Яблоку негде упасть»- очень тесно.

«После дождичка в четверг»- неизвестно когда, никогда.

Задание 2.

«Фразеологический зверинец».

Голоден как …

Хитер как…

Труслив как…

Болтлив как…

Грязен как…

Задирист как…

Неуклюж как…

Вставить вместо точек подходящее по смыслу слово-название зверей, птиц (волк, лиса, заяц, медведь, сорока, свинья, петух).

Задание 3.

«Угадай, что это?»

-Его вешают, приходя в уныние;

-его задирают, зазнаваясь;

-его суют, вмешиваясь не в свое дело (нос).

-Он в голове у легкомысленного человека;

-его советуют искать в поле, когда что-то исчезло бесследно;

-на него бросают слова, деньги, кто их не ценит (ветер).

Задание 4.

-Подберите устойчивые «крылатые» обороты к словарному слову «язык»:

-язык без костей (кто-то чрезмерно болтлив, говорит лишнее)

-язык заплетается (кто-то говорит невнятно)

-язык отнялся (кто-то внезапно потерял способность говорить)

-язык подвешен неплохо (хорошо умеет говорить)

-язык чешется (неудержимо хочется что-то сказать, заговорить)

-прикусить язык (внезапно замолчать)

-держать язык за зубами (молчать)

-найти общий язык (взаимопонимание, полная договоренность в чем-либо)

-злые языки (сплетники, клеветники)

-длинный язык (кто-то не умеет хранить тайну, кто не в меру болтлив).

Задание 5.

«Доскажи словечко».

Мы исходили городок

Буквально вдоль и ……. (поперек)

И так устали мы в дороге,

Что еле………………(волочили ноги).

Фальшивят, путают слова,

Поют, кто в лес, ………(кто по дрова).

Ребята слушать их не станут:

От этой песни уши……..(вянут).



Товарищ твой просит украдкой

Списать ответы из тетрадки.

Не надо! Ведь ты этим другу

Окажешь ………(медвежью услугу).

-Почему это медвежья услуга?

(Ответы учащихся).

Задание 6.

Какие фразеологизмы, связанные с медведем, вы знаете?

Медведь на ухо наступил (у кого-то нет музыкального слуха).

Медвежий угол (отдаленные глухие места).

Делит шкуру неубитого медведя (заранее делить прибыль в еще не осуществленном деле).

Задание 7.

«Собери пословицу».

Пословицы написаны на двух карточках: на одной- начало, на другой- конец. Карточки раздаются участникам игры, которые должны найти свою пару, составив пословицу.

Мороз невелик, да стоять не велит.

Для медведя зима- одна ночь.

Работе время, а потехе час.

Без спорта нет силы, а без овощей- здоровья.

Учащиеся составляют пословицу, объясняют смысл ее, называют словарное слово в пословице (мороз, медведь, работа, овощи).

Королева.

-Молодцы, ребята! Я тоже хочу вас познакомить с моими помощниками. Это фразеологические словари русского языка (показывает книги на выставке). Советую вам прочитать книгу Э.Успенского «Дядя Федор, пес и кот», в которой много разговорных фразеологизмов и провести КВН по ней.

Учитель.

-Спасибо, дорогие гости! Вы нам очень помогли сегодня. Домашним заданием будут рисунки, по которым вы должны узнать, о каких фразеологических оборотах идет речь.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ