Внеклассное мероприятие "Земля – наш дом родной"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Искателей»
Внеклассное мероприятие
Земля – наш дом родной
Составила Кожевина Ирина Николаевна
учитель начальных классов
г. Нарьян – Мар
2014г
Пояснительная записка.
Сегодня каждый мыслящий человек не может не задумываться над вопросом об отношениях между человеком и природой, основу которых составляет экологическая культура.
По утверждению ученых, человечество идет к экологической катастрофе. За последние десятилетия проблемы загрязнения окружающей среды приняли глобальный характер. Бурный научно-технический прогресс, безнравственное отношение к природным богатствам и нерациональное их использование привели к нарушению экологического равновесия.
Экологическое воспитание – это сложный и длительный процесс. Конкретные его результаты могут быть заметны только через несколько лет. Формирование экологического сознания – одно из главных направлений в преодолении экологической проблемы, в которой пребывает вся наша страна и вся планета. Этот вопрос актуален везде и повсюду, и начинается с раннего детства. Необходимо обеспечить непрерывность этого процесса на всех ступенях образования, от детского сада и начальной школы через среднюю школу, до высшего учебного заведения. Только в этом случае у человека формируется картина целостного восприятия окружающего мира.
Преподавание экологии на внеклассном мероприятии я стараюсь сделать одновременно и рациональным, и развлекательным, так как оно должно быть обращено и к уму, и к сердцу ребёнка. Перенасыщение занятий научной информацией, особенно если дети не подготовлены к её восприятию, может дать только негативный эффект.
Проведение урока в виде праздника, заочного путешествия по уголкам природы, тематической физкультминутки, экологических инсценировок помогут сделать урок живым и интересным.
Цели:
Познакомить с экологическими проблемами и правилами поведения в природе; способствовать воспитанию любви к природе; развивать наблюдательность, внимание, интерес к окружающему миру.
Задачи:
. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.
. Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.
Оборудование:
Выставка книг
Доклады детей о животных и растениях Красной книги
Презентация «Земля - наш дом родной»
Земля наш дом родной.
Ведущий:
Добрый день, дорогие друзья! Сегодня на дворе весна вступает в свои права, все оживает и расцветает после долгой, холодной зимы. 22 апреля люди всех стран отмечали Международный День Земли. Все мы – жители одного большого дома под названием Земля.
И сегодня мы собрались с вами для того, чтобы еще раз напомнить друг другу о том, что планете, на которой мы живем, угрожает опасность, но в наших силах спасти ее.
Звучит вальс
Ведущий:
Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает. Леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо. Солнце, животные, птицы. Это природа! Она нас кормит, поит, одевает, дает все для жизни и взамен требует совсем не много - бережного отношения к себе.
Музыка обрывается
Ведущий:
Однако порой и взрослые, и дети бездушно ведут себя по отношению к ней.
Сейчас вашему вниманию предоставляется сценка: «Помощь Земле»
На сцене появляются Министр Экологии, Королева чистоты и порядка.
Министр Экологии:
Неужели вам не ясно,
Что работаю я сутки,
И свободной нет минутки?
Мыслю я и день и ночь
Нашей как Земле помочь.
Королева чистоты и порядка:
Мыслить можно бесконечно,
Но Земля она не вечна.
Чтоб природу охранять,
Надо делом подтверждать.
Министр Экологии:
Я и подтверждаю,
я и охраняю,
Вон везде висят плакаты,
С моей подписью и датой!
Королева чистоты и порядка:
Значит на Земле ажур?
Полный, так сказать, ля мур?
В чистоте все и в порядке,
Элегантно, аккуратно?
Министр Экологии:
В общем-то, почти.
И все же
Говорите осторожно.
Здесь хозяйничает сэр.
По прозванию Мусэр.
Слышится крик, шум, треск.
Мусэр:
Я – сэр Мусэр известный, я весел и богат,
И обо мне повсюду говорят.
Моя одежда в золоте, ботинки в серебре,
Мои владения в каждом доме и дворе!
Все кто мусор повсюду бросает,
Здоровья и радости мне прибавляет.
Королева чистоты и порядка:
Мы с чистотой и порядком дружим,
А мусор нам совсем не нужен!
Мы сейчас его разденем
И ничуть не пожалеем.
Ну-ка, сэр Мусэр, держись,-
Лучше с нами не борись!
Раздевают
Мусэр:
Ой не трогайте меня!
Где же вы мои друзья?
Ни подмоги, ни поддержки-
Потерял свою одежду,
Потерял свое богатство-
Как мне быть? Куда податься?
Убегает
Королева чистоты и порядка:
Бумага - не мусор, положим в мешок
Пусть людям послужит она новый срок.
Для яблочных огрызков
Местечко мы найдем-
Отходы пищевые на огород снесем!
В природе нет мусора,
Нет отходов.
Давайте учиться, друзья у природы
Ю. Антонов «Маленькая страна»
Ведущий:
К нам прибыли гости из разных эпох, давайте встретим гостей бурными аплодисментами.
Первобытный человек:
Я- первобытный и пещерный
В общем, темный человек.
За тысячелетия древней жизни
Не принес я столько бед,
Сколько двадцать первый век.
Обходился без металла,
На полях не было хлама,
Обходился без стекла-
Речка чистая текла.
Странник:
Шел я полями широкими, лесами далекими,
Посмотрел вокруг и увидел вдруг:
Хороша же ты, сторона родная!
Вся чиста и зелена от края и до края
А сейчас, я погляжу, нет былых красот:
Черный дым, кислотный дождь,
Аж бросает в дрожь.
Потомок человека:
Я - потомок человека из тридцатого я века
Там есть роботы- машины,
Нет Животных и цветов.
К вам вернулся я с советом
Сохранять планету эту.
Чтоб цвели сады кругом
Пели птицы под окном,
Речка шумная текла,
Счастье, радость нам несла.
Современник:
Плиз, любезные. Я давно гуляю,
Вот ландшафт ближайший изучаю,
На какой дорожке, на каком пути
Здешнего хозяина найти?
В реку ведь, кому не лень,
Грязь сливают каждый день.
Так к чему же вы придете,
Если дальше так пойдете?
Мы собрались из разных времен и эпох,
Но цель у нас одна:
Все вместе:
Сохранить природу - сохранить жизнь на Земле.
Первобытный человек:
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей.
Странник:
В увеселительных походах
Не растерзай её полей.
Современник:
В привычной сутолоке жизни
Ты оценить её спеши:
Она твой давний добрый лекарь,
Она - союзница души.
Потомок человека:
Не жги её напропалую
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую-
Нас много, а она одна.
Ведущий:
Я, ты, он, она, вместе мы - дети Земли. Земля - наш общий дом и её нужно
охранять. Охрану природы, правила поведения в ней изучает целая наука-
экология. И сейчас вашему вниманию будет представлена экологическая
сказка о рыбаке и рыбке.
Сказка о рыбаке и рыбке
Автор:
Жил старик со своею старухой
На берегу самой матушки Печоры.
Они жили в новом коттедже
Ровно 30 дней и 3 ночи.
Старик ловил сеточкой рыбу,
Старуха на рынок ходила,
Там рыбу она продавала
И деньги домой приносила.
Вот пошел раз старик рыбачить,
И поставил он в реку сети.
А когда стал улов смотреть он,
Оказалось - там банки и склянки.
Он в другой раз поставил сети,
Но улов – лишь бутылки пустые.
Взял старик динамита 2 пачки
И закинул их в воды речные.
Но и тут не увидел он рыбы
И в слезах воротился к старухе.
Старуха:
Дурачина ты, простофиля,
Возьми телефон мобильный,
Позвони Золотой рыбке,
Попроси у неё улова.
Автор:
Вот пошел старик опять к речке,
Стал звонить Золотой он рыбке.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
Золотая рыбка:
Чего тебе надобно, старче?
Автор:
Ей с обидой старик отвечает:
Старик:
Слушай, ты, государыня рыбка,
Что-то речка сегодня вздурилась,
Не дает старику мне улова.
Покупать хотел я машину,
А без рыбы какое ж богатство?
Автор:
Разозлилась Золотая рыбка
И хвостом по воде плеснула.
Золотая рыбка:
Хочешь рыбы? Ну что же, попробуй-
На часок стань ты тоже рыбкой.
Автор:
Не успел старик обернуться,
Как в сига тот же миг превратился.
Очутился в речных он водах,
И поплавать решил в глубине он.
Не успел он проплыть и метра,
Увидал над собою сети,
Еле жив наш сижок остался.
А вода-то в реке не простая,
Загрязненная, еле живая.
Годом час старику показался,
Наконец дома он оказался.
Старуха его увидала:
Старуха:
Ну как, помогла тебе рыбка?
Старик:
Да, помогла Золотая,
Помогла понять нашу жадность!
Оглянись вокруг - стонет природа,
Беднеет она год от года!
Беречь мы ее забываем,
Животных кругом убиваем,
Растения стонут и воды!
Старуха:
Прости, если сможешь, природа!
Исправим свои мы ошибки,
Попросим прощенья у Рыбки.
И станем ее мы друзьями,
А чудо свершим мы и сами.
Старик, Старуха, Золотая рыбка.
Ведь вовсе не надо волшебником быть, чтоб Землю родную беречь и любить!
Ведущий:
А сейчас девочки исполнят частушки.
(исполняются частушки, ученики одеты в русские костюмы)
В наших реках,
То, что надо: и кастрюля, и помада,
Холодильник и буфет,
Только рыбы больше нет.
Кто очистит наши реки?
Кто тот добрый человек?
Неужели же навеки
Мы оставим страшный след?
Неужели наши дети
Будут из-за нас страдать?
Так же будет вся планета потихоньку умирать?
Мы пропели вам частушки
Про нашу экологию.
Пусть изменится теперь
Ваша психология.
Ведущий:
Ребята, не так всё хорошо на Земле, оглянитесь вокруг и предложите свою помощь. Надо не только любить природу, но и охранять, беречь, приумножать.
А сейчас вашему вниманию предоставляется сценка « Ромашка и Травяная ведьма»
Девочка – ромашка сидит с букетом лекарственных трав в руках.
Ромашка:
Много трав растёт полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой.
Травяная ведьма:
Я хочу тебе, дружок,
Дать в букет ещё цветок.
(протягивает пучок дурмана)
Ромашка:
Разгадала твой обман!
Посмотрите, вот дурман –
Ядовитая трава,
Разболится голова
От подарка твоего
Забирай назад его.
(травяная ведьма убегает)
Ох, уж эта травяная ведьма!
Так и норовит сделать гадость:
То корешок ядовитый подсунет,
То травку несъедобную.
(крадучись возвращается травяная ведьма)
Травяная ведьма:
Я одумалась ребята,
Лучше вместе в лес пойдём,
Соберём шалфей и мяту,
Нежных ландышей нарвём.
Дома их поставим в воду.
Ромашка:
Поняла я, братцы, сразу
Хитрый замысел её.
(ромашка загораживает детей от ведьмы, а ведьма грозит ромашке кулаком и убегает)
Ромашка:
Мы растенья эти знаем, бережём и охраняем
От таких лихих, как эта
Собирательниц букетов.
В книгу красную они
Уже давно занесены.
Мы их рвём не на потеху.
Из даров лесного царства люди делают лекарства.
Ведущий:
Ребята, а кто знает что такое «Красная книга природы»?
Это книга, в которую заносят редкие виды растений, животных, насекомых. Представителей природы, занесенных в эту книгу, охранять надо особенно бережно.
Красная книга
Охраняется Красной книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтоб души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
Красная книга – Красная!
Значит, природа в опасности!
Значит, нельзя терять даже мига.
Всё живое хранить зовёт.
Пусть зовёт не напрасно
Красная книга, Красная книга!
И тревога за жизнь неустанна,
Чтоб не сгинуть в космической мгле.
Исчезаемы все океаны,
Исчерпаемо всё на Земле.
Мы леса и поля обижаем,
Стонут реки от горьких обид.
И себя мы прощаем,
И себя мы прощаем,
Но грядущее нас не простит.
(выставка книг)
Ведущий:
Все знают, что существуют правила поведения в гостях: в гостях нельзя кричать, зайдя в квартиру, нужно вытереть ноги, поздороваться. Вежливый человек приятен хозяевам и они пригласят его ещё не раз. Помни, что и в лесу ты тоже в гостях – у природы, у тех, кто здесь живет: у птиц, у зверей, у жуков, у бабочек.
Можно сберечь и лес, и сад, и поле, и речку, и всё, что нас окружает, если усвоить ряд несложных правил поведения.
А какие правила поведения в лесу знаете вы, ребята?
Правило 1: Не ломай ветви деревьев и кустарников. Растение – живое существо, и ветви вместе с листьями помогают ему дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль. Неслучайно там, где много растений, легко дышится.
Правило 2: Не повреждай кору деревьев! Поймите, им больно, они перестают расти и долго мучительно умирают, только сказать об этом не могут.
Правило 3: Не рви цветов в лесу и на лугу. Ведь цветок в вазе – это пленник, приговорённый к скорой смерти. Пусть лучше это чудо радует глаз, омолаживает сердце и душу всех, кто придёт следом за нами. Именно наша давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению многих видов растений. А букеты можно составлять из прекрасных цветов, выращенных человеком.
Правило 4: В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. Народная мудрость гласит: один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысячи – пустыню.
Правило 5: Нельзя брать яйца из гнёзд, разорять муравейники, раскапывать норы и тревожить лесных зверей. Если увидите в лесу маленьких птенцов или зверёнышей не берите их с собой. Животные в природе не потерянные и не брошенные, они живут своей жизнью. Никто не создаст им необходимых условий для роста и развития, кроме родителей.
Правило 6: Не разводите костёр в лесу, если в этом нет острой необходимости. Кострище – это раны в напочвенном покрове леса. Для их заживления требуется 15-20 лет. От костра может возникнуть пожар в лесу.
Правило 7: Не сбивай грибы, даже несъедобные. Часто человек, проходя по лесу, сшибает палкой мухоморы. Тот, кто так поступает, не уважает лес, не понимает и не любит его! Мухоморы помогают расти соснам, елям, берёзам и другим деревьям. Ими питаются белки, лоси и сороки. Многие грибы участвуют в разложении растительных остатков в лесу: разрушают пни, поваленные стволы, упавшие сучья, отмершую листву. Они- санитары леса!
Правило 8: В лесу запрещается включать громко магнитофоны, поднимать крик и шум. От этого звери и птицы покидают свои гнёзда и норы, птенцы не поспевают за взрослыми, теряются и нередко гибнут. Не могут подняться в воздух шмели, жуки, пчелы и другие насекомые.
Нужно ценить и охранять извечную мудрую тишину, уметь слушать прекрасную музыку природы, волшебные звуки леса, птичьи перепевы, разговор ветра, журчание ручья.
Правило 9: Отдыхая в лесу, не забывайте, что вы находитесь в гостях у природы, а потому не оставляйте после себя беспорядок. Помните: брошенная бумага разлагается два года, консервная банка – не менее семидесяти лет. Оставленный вами полиэтиленовый пакет будет лежать несколько веков, т. к. нет на Земле бактерий, которые могут его разрушить. А осколки банок, бутылок могут как мины срабатывать даже через тысячу лет.
Ведущий:
Все мы обязаны жизнью нашей планете – прекрасной Земле, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед… нами.
Чтец 1:
Пора бы человечеству понять
Богатство, у природы отбирая,
Что землю нужно тоже охранять,
Она как мы, такая же живая.
Сейчас, то сушим мы, то обводняем,
А удобрений столько применяем,
Что сами же боимся умереть.
Так что ж, земля обязана терпеть?
Чтец 2:
А сколько выбросов мы дарим ей,
Дымы заводов, грязь от теплоходов.
У нас прекрасная земля людей,
Боюсь, не стала бы она землёй отходов.
Земля – наш дом и летом и зимой,
И осенью, весной.
Земля – наш дом.
Задумайся о том.
Чтец 3:
Мы на планете вместе живём.
Эта планета – наш общий дом.
Быстрые реки и синее море,
Лес и поляны, и дальние горы.
Дом для зайчонка,
Дом для оленя,
Дом для дельфина,
Кита и тюленя.
Как Солнце на небе,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все вычерпать до дна.
Не мудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить всё богатство
У будущих веков.
Мы общей жизни зёрна,
Одной страны родня,
Нам пировать позорно
В счёт будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ.
Не то Земли не будет
И каждого из нас!
Ведущий:
Наш дом – природа и светлый он, и радостный, и сказочно-прекрасный и, в то же время, беспокойный, тревожный и даже трагический. Дом, живущий по своим законам, но и зависящий теперь от самого высокоорганизованного, самого умного, но, к сожалению, не самого мудрого из его обитателей – Человека.
Мы хозяева природы, а она кладовая солнца со всеми сокровищами жизни. И охранять её – наша главная цель.
Литература:
Арсенина Е.Н., Кислова Л.Б. «Внеклассные мероприятия в начальной школе». – Волгоград: Учитель, 2006
Арсенина Е.Н. «Авторские сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе» - М.: Глобус, 2008
Гальцова Е.А. «Нравственное воспитание в начальной школе: разработки внеклассных мероприятий». - Волгоград: Учитель, 2007
Жиренко О.Е., Яровая Л.Н., Барылкина Л.П. «Внеклассные мероприятия: 1 класс». –М.: ВАКО,2010
Жиренко О.Е.,Обухова Л.А. «Праздник- ожидаемое чудо!» Лучшие внеклассные мероприятия:1-4 классы. –М.: ВАКО, 2008
КувашоваН.Г. «Праздники в начальной школе-2: сценарии, капустники, развлечения, турниры, игры» - Волгоград: Учитель, 2006
Шаталова Е.В. «Праздничный калейдоскоп 1-4 класс: утренники,КВН, театрализованные шоу, игры, посиделки». - Волгоград: Учитель, 2008
Журнал «Педагогическое творчество» №3 1999
Пособие для учителя 2007 ( Вкладка к журналу «Начальная школа» №10).
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ