Развивающее занятие для 1-го класса по теме: «Волшебный сундучок»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №52 г. Пензы








«Волшебный сундучок»

(Правила этикета)

Развивающее занятие для 1-го класса












Разработал воспитатель:

Степанян А. С.





2014 г.

Пенза



Цель занятия: Формировать у учащихся навыки культурного общения со сверстниками и взрослыми.


Задачи:

Образовательные:

  • Сформулировать понятие об этикете как обязательное правило поведения и речи

  • Сформировать представление о речевом этикете как система стереотипных слов и выражений, закреплённых за определённой ситуацией общения (приветствие, прощание, извинение и др.)


Развивающие:

  • Развивать коммуникативные способности учащихся

  • Развивать общение в типовых ситуациях повседневности


Воспитательные:

  • Воспитывать культуру общения у учащихся

  • Воспитывать доброту, внимательность, вежливость у воспитанников во взаимодействиях общения


Оборудование:

Цветные карандаши, вырезанные из картона кружочки (по количеству детей), «Волшебный сундучок», солнышко из картона, загадка про солнышко, иллюстрации по сказке «Гуси-лебеди», листочки с надписями команд (по количеству детей), мягкая игрушка, бланки «Лесенка» (по количеству детей), значки «Вежливые ребята»(по количеству детей),вырезанные из белой бумаги лепестки цветка (по количеству детей) .


Форма организации занятия:

Беседа, тренинг, сюжетно-ролевые, игра, проигрывание ситуации, соревнование.













План занятия



1. Организационный этап

  • Упражнение «Солнышко в подарок»


2.Актуализация знаний (проверочный этап)

  • «Волшебный сундучок»

  • Загадка про солнце


3.Основной этап

  • Определение слова «этикет»

  • Рассуждения по сказке «Гуси-лебеди»

  • Этикетные задачи

  • Физкультминутка «Пожалуйста»


4.Контрольный этап

  • Диагностика «Лесенка вежливости»


5.Рефлексивно-оценочный этап

  • Рефлексия «Знатоки вежливых слов»

  • Цветодиагностика «Цветик-многоцветик»

  • Домашнее задание: рисунок на тему «Мой хороший поступок»


















Содержание


1.

Организационный

этап


Цель: создание эмоционально-благоприятных отношений в группе, подготовка детей к занятию.



Тренинговое упражнение «Солнышко в подарок»


-Ребята, я приветствую вас на нашем занятии и предлагаю поиграть со мной в одну игру.

У вас на столах лежат кружочки. Возьмите, пожалуйста, цветные карандаши и нарисуйте на этих кружочках самое тёплое, самое доброе солнышко.

-А теперь давайте встанем в круг и по очереди подарим рядом стоящему своё солнышко с одним добрым пожеланием. Пожалуй, первой начну я: «Карина, прими, пожалуйста, солнышко в подарок. Пусть оно принесёт тебе удачу!»

Ребёнок говорит «спасибо» и продолжает игру.

-Отлично, молодцы! В классе даже стало тепло от добрых пожеланий и улыбок друзей.

Дети садятся на свои места.


2.

Актуализация знаний


Цель: мотивация детей, актуализация темы.



Задачи: заинтересовать детей.

-Ребята, я сегодня принесла «Волшебный сундучок». В нём спрятан предмет, с помощью которого мы перенесёмся в волшебную страну, которая называется «Страна Этикета». Отгадайте загадку: Ты весь мир обогреваешь.

Ты усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все… (солнце)

-Верно. Посмотрите, ребята. На самом деле, в сундучке прячется солнце. Молодцы! А ведь в каждом из нас, как в этом сундучке, прячется маленькое солнце. Это солнце – доброта. А добрый человек – это тот, кто любит и уважает людей. Добрый человек он всегда вежливый.

А теперь закройте, пожалуйста, глазки. Представьте с помощью воображения яркое, тёплое солнышко. Как только вы почувствуете теплоту этого солнышка, мы попадём в «Страну Этикета».

-Откройте глазки. Вот мы и в «Стране этикета».

3.

Основной этап











Цель: закрепление стереотипных слов в определённой ситуации общения.


















Задачи: 1).научить детей работать в команде, 2).развивать умение находить выход из сложившейся ситуации,3).воспитать уважительное отношение к старшим.

















Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный.



























Физкультминутка

Цель: расслабление мышц и отдых



-Ребята, а что обозначает слово «этикет»?

Ответы детей.

-Правильно, этикет – это правила общения. А давайте вспомним, какие правила общения мы знаем?

Ответы детей. Они вспоминают о том, как нужно слушать другого человека, первым здороваться со взрослым, в общественном месте не кричать, говорить «волшебные слова».

-А какие «волшебные слова» вы употребляете в общении с друзьями, с родителями, с учителями?

Ответы детей: спасибо, пожалуйста, здравствуйте, добрый день, извините, простите, до свидания и др.

-Вот и давайте договоримся соблюдать правила этикета всегда. Пришёл – поздоровайся. Ушёл – попрощайся. Виноват – извинись. Вспомните сказку «Гуси-лебеди». Почему и Печка, и Яблонька, и Речка не ответили Маше на её вопрос?

Дети отвечают, посмотрев иллюстрации сказки, что она обидела их, неприветливо, не по-доброму к ним обратилась. Но потом исправила ошибку и получила помощь.

-Видите, как важно быть вежливым, ребята?

А сейчас я вам предлагаю соревноваться. У нас будут три команды: «Солнышко», «Звезда», «Улыбка». Подойдите, пожалуйста, по очереди к столу и возьмите по одному листочку, разверните, и каждый из вас узнает, в какой команде будет участвовать. (Определяются команды)

- Правила этого соревнования такие: нельзя громко обсуждать, члены команды договариваются тихим голосом. И когда команда готова будет отвечать, члены команды соединяют ладони правой руки. А теперь послушайте задания:

- команда «Солнышко» обсуждает о том, как вежливо нужно обращаться к маме, попросить у неё разрешение поиграть во дворе.

-задача у команды «Звезда» такая: представьте, что у вас в классе новая девочка. Как вы будете знакомиться с ней?

- команда «Улыбка» думает о том, почему нельзя быстро бегать по коридору во время перемены?

Время пошло.

Команды обсуждают и отвечают.

-Молодцы! Все команды справились с заданием. Послушайте второе задание на тему, как нужно себя вести в общественном транспорте. Вам нужно будет проигрывать ситуацию.

У команды «Солнышко» такое задание: мальчик сидит в автобусе, а его мама стоит. Хорошо ли это? Что он должен делать и сказать при этом?

Команда «Звезда» думает над такой ситуацией: автобус останавливается, незнакомая бабушка хочет войти, но ей трудно поднять сумку. А на площадке автобуса стоит девочка. Как должна себя вести эта девочка?

Команда «Улыбка»: продумайте, пожалуйста, ситуацию о том, как нужно ласково обратиться к маме, спросить у неё, не устала ли она. Пред-ложите помочь ей по хозяйству. (Команды справились и с этим заданием).

И последнее задание. Вы должны закончить предложения.

-«Солнышко»: «Когда я что-нибудь прошу, то говорю…».

-«Звезда»: «Когда я получаю подарок, то говорю…».

-«Улыбка»: «Когда я в чём-то провинился, я говорю…».

Команды по очереди отвечают на вопросы.

-Умницы! Вы сегодня хорошо поработали, я хочу награждать вас значками «Вежливые ребята» и хочу пожелать вам, чтобы вы всегда были вежливыми и уважительно обращались ко всем.

А теперь давайте дружно встанем и проведём игру, которая называется «Пожалуйста». Я буду подавать команды и вежливо просить об этом вас при помощи слова « пожалуйста». Если «волшебного» слова не произнесу, то команду вы не выполняете. Готовы?

-Встаньте, пожалуйста.

-Поднимите руки вверх.

-Поднимите руки вверх, пожалуйста.

-Опустите руки.

-Опустите руки, пожалуйста.

-Руки в сторону, пожалуйста.

-Сядьте.

-Сядьте, пожалуйста.

-Молодцы, ребята.


4.

Контрольный этап

Цель: самооценка детей

-Ребята, я вам раздаю листочки, на которых нарисована лесенка. На нижней ступеньке не очень вежливые дети. На самой верхней вежливые дети. Где находитесь вы на этой лесенке? Подумайте и нарисуйте себя на той ступеньке, которая соответствует вам.

5.

Рефлексивно-оценочный этап

Цель: подведение итогов







Цветодиагностика настроения






Домашнее задание

-Ребята, давайте подведём итоги. Посмотрим, какие правила этикета вы запомнили. По кругу передаёте мягкую игрушку, и называете одно правило этикета.

-Молодцы! Как много сегодня было названо вежливых слов и правил этикета. Постарайтесь не забывать их и употреблять эти правила как можно чаще.

-А теперь возьмите, пожалуйста, по одному лепестку из волшебного сундучка и закрасьте его тем цветом, который соответствует на данный момент вашему настроению.

Ребята закрашивают лепестки. Из лепестков на доске составляется цветок.

-Вот какой красивый цветик-многоцветик получился у нас. И напоследок, к следующему занятию принесите, пожалуйста, ваши рисунки на тему «Мой хороший поступок».

-Спасибо всем!До свидания!












Литература:


  1. Л.С. Бескоровайная, О.В. Перекатьева «Этикет для малышей»

  2. М.А. Бесова «В школе и на отдыхе»

  3. Н.Е. Богуславская, Н.А.Купина «Весёлый этикет»

  4. С.А. Кузнецова «Уроки сказки»

  5. Е.А. Сорокоумова «Уроки общения в начальной школе»

  6. Г.П. Шалаева, Н.В. Иванова «Правила этикета

для умников и умниц»

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ