Воспитательная программа для 1-4 классов "Дети творчески решают конфликты"
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия г. Надыма»
Воспитательная программа
Для гимназистов 1 - 4 классов
Срок реализации 4 года
г. Надым
2013 г
СОДЕРЖАНИЕ.
I. Пояснительная записка.
II. Тематическое планирование.
III. Содержание и методическое обеспечение программы
I класс:
- Давайте знакомиться.
- Делая себя свободными.
- Обучение сотрудничеству.
- Играем на сцене всей группой.
- Создание альбома «Все обо мне».
II класс:
- Сплочение коллектива.
- Делая себя свободными.
- Играем на сцене всей группой.
- Обучение сотрудничеству.
- Учимся общаться.
- Повышение самооценки.
- Доверие.
- Исключения.
- Сочиняем волшебную сказку.
III класс:
- Учимся общаться.
- Создание альбома «Все обо мне».
- Иногда мы все можем выиграть.
- Читаем истории о конфликтах.
- Сочиняем волшебную сказку.
- Необходимость сопереживания и доверия.
IV класс:
- Учимся общаться.
- Иногда мы все можем выиграть.
- Обучение сотрудничеству.
- Чувство принадлежности к группе.
- Повышение самооценки.
- Читаем истории о конфликтах.
- Совместное рисование.
- Необходимость сопереживания и доверия.
IV. Список литературы.
V. Приложения
a) мониторинг;
b) примеры занятий.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
«... Некоторые думают только о том, как бы уберечь своего ребенка; этого не достаточно: нужно научить, чтобы он умел сохранять себя... Все дело... в том, чтобы заставить его жить. А жить – это не значит дышать: это значит пользоваться нашими органами, чувствами, способностями, всеми частями нашего существа, дающими нам сознание нашего бытия».
Ж - Ж.. Руссо «Эмиль, или о воспитании».
Становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается. Время изменилось, и ребенку, входящему в контекст современной мировой культуры, особенно трудно. Кризисный период общественного развития производит ценностные перевертыши: вдруг вместо ценности добра провозглашается ценность силы, разум подменяется мистической игрой, труд как ценность уступает место роскоши, а содержание любви низводится до секса. И все это выстраивается на основании ярко выраженного индивидуализма, высмеивающего все разновидности коллективистских проявлений гуманного человека.
Дети оказались в поле ценностного напряжения полярно противоположных идей: материального и духовного, богатства и бедности, добра и зла, цинизма и романтизма, узаконенного воровства и честности, безобразия и красоты. Им производить выбор. А моя цель – содействовать производимому ребенком выбору жизненных ценностей так, чтобы процесс выбора оказался вхождением в культуру.
Сложна и трудна сама жизнь, которую отдельная личность отражает, а, отражая, выстраивает немедленно отношение к жизни. Жизнь многомерна и противоречива. И все эти характеристики приобретает личность человека, созидающая свой внутренний мир как отражение огромного внешнего мира.
В возрасте 7 – 11 лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. Он знает, что обязан учиться и в процессе учения изменять себя, осваивая коллективные знаки (речь, цифры, ноты и др.), коллективные понятия, знания и идеи, которые существуют в обществе, систему социальных ожиданий в отношении поведения и ценностных ориентаций. В то же время он знает, что отличается от других и переживает свою уникальность, свою «самость», стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников. Самосознание ребенка интенсивно развивается, а его структура укрепляется, наполняясь новыми ценностными ориентациями.
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка, который меняет в целом иерархию его притязаний на признание. Поступление в школу – это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, это переход к новому положению в обществе, новым отношениям со взрослыми. Меняется фактор места, то есть социальные условия, определяющие развитие и саму жизнь ребенка.
Новое положение в обществе состоит в том, что переходит от постоянных обязанностей существования к обязательной, общественно значимой деятельности: он обязан учиться. Теперь он подчинен системе строгих, обязательных для всех, школьных и связанных с этим социальных правил.
В этот период заново перестраивается мотивационно – потребностная сфера, что качественно меняет содержание притязаний на признание. Сама учебная деятельность со всеми ее составляющими становится во главу угла в притязаниях ребенка младшего школьного возраста. Это находит свое выражение в отношениях ребенка с взрослыми и сверстниками.
Новая ситуация социального развития личности, связанная с поступлением ребенка в гимназию, вызывает необходимость адаптации к ней. В этот период детям приходится перестраивать свои отношения со своим новым окружением, находясь в новой для себя роли. Требования, которым он должен подчиниться, распространяются на все сферы его отношений жизни в гимназии и вне ее, а, прежде всего, на взаимоотношения с учителями, родителями и сверстниками. Поэтому межличностные взаимоотношения в классе на начальном этапе развиваются как функционально – ролевые отношения между учащимися. Ведущими основаниями оценок друг друга являются характеристики роли, а не личность ребенка («послушный ученик», «невнимательный ученик», «неаккуратный ученик» и т.д.).
Развитие взаимоотношений учащихся в начальной школе имеют несколько оснований. В этот период формируются общие представления о требованиях к человеку. На основании этих представлений младшие школьники оценивают сверстников. Единодушно отвергаются те, у кого преобладает агрессивная форма поведения, кто не умеет дружить и кому нельзя верить. В оценках друг друга дети исходят, прежде всего, из того, насколько поведение одноклассников соответствует официальным представлениям о роли ученика. Успеваемость и дисциплина являются ведущими ориентирами в выборах. Условием формирования взаимооценок выступает, прежде всего, учебная деятельность. Взаимооценка зависит от того, как к тем или иным ученикам относится учитель – наиболее референтный для этого возраста взрослый.
Общение со сверстниками, как и совместная деятельность, - обязательная предпосылка становления личности ребенка. В процессе общения он вырабатывает коммуникативные умения и навыки, формирует знания об окружающих и о собственном «я» путем сравнения себя со сверстниками, а затем и со взрослыми. Общение со сверстниками складывается в основном в классе. Для младших школьников, как и для дошкольников, взрослый продолжает оставаться самым авторитетным лицом. Поэтому отношения детей в этом возрасте строятся при прямом или косвенном участии педагога. В классе происходит полярная оценка сверстников: одних выбрали почти все, других – никто. Это легко объяснить – изменилась социальная позиция ребенка, и началось восхождение в новую для него учебную деятельность.
В этом возрасте в общении начинают складываться первые начальные проявления взаимоотношений по интересам, лежащие в основе формирования различного рода неформальных групп. Несмотря на некоторую ситуативность в выборе товарищей (в первой половине первого класса) я наблюдала признаки устойчивого отношения ребят друг к другу, выделились популярные дети, обладающие навыками общения, и дети, не пользующиеся популярностью и любовью в классе. Это нарушение взаимодействия и стало причиной возникновения межличностных конфликтов.
Конфликты – часть повседневной жизни. Умение разрешать их является важным и длительным результатом обучения, необходимым для успешного общения в детском коллективе.
Программа «Дети творчески разрешают конфликт» (ДТРК) представляет практическое руководство для тех, кто работает с детьми младшего школьного возраста (1 - 4 класс) и обучает их важнейшим навыкам разрешения конфликтов:
сотрудничеству или умению формировать коллектив;
общению или умению слушать, говорить и наблюдать;
самоутверждению или умению формировать положительные чувства к самим себе и другим;
творческому разрешению конфликтов или умению решать проблемы и конструктивно реагировать на конфликтные ситуации.
Программа ДТРК учитывает взаимосвязь личного, межличностного и культурного компонентов конфликта. Навыки, необходимые для решения спора между детьми, дерущимися из–за мяча, во многом те же, что необходимы для решения территориальных споров между странами. Одним из важнейших аспектов ДТРК является практическое применение навыков разрешения конфликтов.
Дети узнают намного больше, наблюдая, что делают взрослые, слушая, о чем они говорят. То, что мы говорим очень важно, но еще более важно, соответствует ли оно тому, что взрослые делают.
Глубинная философия программы ДТРК состоит в том, чтобы создать атмосферу тепла, доверия и поддержки среди детей и взрослых. Только в такой атмосфере дети получают возможность учиться взаимодействовать друг с другом и разрешать конфликты гуманным и конструктивным способом.
Когда дети живут и учатся в атмосфере любви и поддержки, они более творчески и менее насильственно решают конфликты, где бы они не возникали – в классе или за его пределами.
Цель программы состоит в побуждении преподавателей выйти за пределы обсуждения изолированных кризисных ситуаций, развивать позитивную динамику, которая вынуждает детей творчески реагировать на конфликтную ситуацию; способствовать формированию коллектива, в котором у детей развиваются навыки самостоятельной деятельности, социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека.
В той ситуации, в которой дети учатся формировать собственные альтернативные варианты решения конфликта, они узнают, что таких вариантов больше, чем им казалось ранее. Творческий ответ ограничен только их способностью придумывать. Благодаря связи с реальной жизнью, процесс исследования альтернативного выхода из нестандартной ситуации учит детей ненасильственному разрешению конфликта, помогает им прояснить свои собственные ценности. Дети так же узнают, что в большинстве случаев эффективных решений каждый выигрывает.
Содержание программы направлено на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимости к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в нужной ситуации. Когда люди счастливы и находятся в мире с самим собой, они переносят эти чувства на взаимоотношения с окружающими. Если же нет мира с самим собой, люди не могут способствовать развитию доброжелательных отношений с окружающими.
Программа ДТРК не только поможет детям овладеть средствами коммуникации, но и убедит их в том, что между мыслями, чувствами и поведением в процессе общения существует тесная связь и что эмоциональные проблемы связаны не только с определенными ситуациями, но и с их первым восприятием и пониманием.
Программа ДТРК предлагает методику разрешения конфликтов, основанную на следующих принципах:
Принцип конструктивного поведения в конфликтной ситуации. Конфликты существуют. Их нельзя избежать и раз и навсегда покончить с ними. Я хочу научить детей навыкам конструктивного поведения в конфликтной ситуации.
Принцип развивающейся личности. Конфликт способен быть причиной развития личности. Он не всегда хорош, но и не всегда плох с точки зрения развития личности. Благодаря конфликту мы можем расти и совершенствоваться.
Принцип самостоятельности. Существует множество возможных решений конфликта. Детей необходимо научить изобретать новые способы их разрешения.
Принцип рефлексивности. От того, как определен конфликт, зависит эффективность его разрешения. Чем более точно определена проблема, тем больше вероятность, что она будет успешно решена.
Принцип природосообразности. Не все определяют проблему одинаковым образом. Часто недоразумения в решении какой-нибудь проблемы бывают вызваны именно ее различными определениями.
Принцип индивидуализации. Насилие имеет тенденцию к эскалации. Мы наблюдаем это постоянно.
Принцип самоконтроля. Положительные чувства также имеют тенденцию к росту. Чем больше поддерживать себя, тем легче это делать и тем более уверенно чувствуешь себя.
Принцип сопереживания. Иногда можно найти решение, при котором все выигрывают. Так бывает не всегда, но это возможно.
Вместо того, чтобы просто рассказывать ученикам, что насилие – это несправедливость и зло, программа учит противостоять насилию, создавая в классе такую атмосферу, при которой насилию просто нет места. Дети знакомятся с методами, которые поощряют их к самостоятельному поиску решений проблем и конфликтов, возникающих в реальной жизни. Дети сами решают, какие из этих методов окажутся полезными. А каким богатым воображением они обладают! К каким поразительно творческим решениям иногда приходят! Этот процесс поощрения детей к активному участию в разрешении конфликтов и характеризует философию ДТРК в действии. А самым лучшим способом понять теорию, лежащую в основе этого принципа, является применение ее на практике.
В результате визуальных наблюдений, отслеживания отношений детей и взрослых, анализа психологических тестов и опросников в детском коллективе первоклассников наблюдается низкий уровень коммуникативной культуры, который выражается:
в отсутствии чувства общности, умения улавливать, понимать и различать чужие эмоциональные состояния;
в неумении сопереживать, отвечать адекватными чувствами, то есть в ответ на эмоциональное состояние товарища проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение всем участникам общения;
в неумении определять конкретные цели своих поступков, искать и находить средства для достижения этих целей, выбирая из множества вариантов социально приемлемые;
в неумении действиями проверять эффективность выбранных путей, ошибаясь и исправляя ошибки, опытом чувств и аналогичных ситуаций;
в неумении предвидеть конечный результат своих действий и поступков;
в неумении брать на себя ответственность.
Постоянные свидетельства такого рода постепенно приводят педагога к осознанию того, что полагаться на естественный прогресс в области навыков детского поведения в конфликтах невозможно, и, следовательно, необходимо сознательное управление процессом усвоения эффективных форм поведения. Ответом на эту потребность стала работа с детьми по программе «Дети творчески разрешают конфликты», в основу которой положены рекомендации американского психолога Присциллы Прутцманн «Дружный класс как маленькая планета» Данные рекомендации адаптированы в программу с учетом:
индивидуальных особенностей детей и коллектива класса в целом;
учебного плана преподавания предметов гуманитарного цикла;
цели и задач учебно-воспитательной работы гимназического сообщества.
Цель проведения курса: Способствовать формированию коллектива, в котором у детей развиваются навыки самостоятельной деятельности, социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и окружающих людей.
Задачи курса:
Воспитывать веру гимназиста в свои силы.
Воспитывать интерес к окружающим людям, развивать чувства понимания и сопереживания.
Развивать адекватность оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.
Исследовать с детьми способы творческого решения конфликтов.
Развивать стремление к самостоятельному выбору приемов конструктивного общения.
Способствовать развитию положительной «Я – концепции ребенка».
Развивать активность, самостоятельность, организаторские и творческие способности ребенка в процессе коммуникативной деятельности.
Первым шагом при планировании работы является сбор информации о поведенческих особенностях каждого ребенка, что дает представление о детском коллективе и поясняет связь с главными разделами планирования по программе ДТРК.
Приступая к планированию, педагог должен:
Сформулировать цель занятия.
Подбирать упражнения, учитывая ответы на следующие вопросы:
Соответствует ли упражнение поставленной цели?
Существует ли восхождение от более легких к более трудным упражнениям?
Связаны ли игры или другие виды работ друг с другом и упорядочены ли они в единой последовательности?
Достаточно ли разнообразия в темпе занятий, чередовании разговора с действием?
Будут ли в этих играх или других занятиях участвовать все дети?
Останется ли время для подведения итогов?
Очень важно правильно начать и закончить упражнение. Детям нравится начинать занятие с образования круга, пантомимного приветствия и т.д. Главные правила, применимые к любому занятию:
Каждый имеет шанс участвовать,
Каждый уважает вклад других,
Свободное участие в занятии – выход из игры и возвращение в нее, когда участник захочет.
Важно доводить каждое занятие до конца. Первый способ – подведение итогов, второй – игра, которая детям особенно нравится. Иногда в процессе занятия возникает особое настроение, которое характеризуется удивительным чувством единства или личного соучастия. Замкнутый круг представляет собой хороший способ завершить такое занятие. Дети берутся за руки, отвечая на вопрос типа «Каким словом ты можешь выразить свои чувства?» или «Скажи что-нибудь приятное своему соседу». Этот метод целесообразно использовать только тогда, когда ребята испытывают положительные эмоции в отношении себя и других и когда ответы на подобные вопросы могут быть только искренними. «Тихое время» тоже может быть использовано для завершения занятия. «Тихое время» – это, когда дети обдумывают то, что было проделано во время занятия.
Планирование работы должно быть гибким. План - это средство достижения цели, а не сама цель. Подобная гибкость убеждает класс в том, что занятия для него – уникальная возможность, а не стандартная процедура, правилам которой они обязаны соответствовать.
Основные методы обучения:
Наблюдения.
Рассматривание рисунков и фотографий.
Свободное тематическое рисование.
Упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера.
Игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные.
Вербальная рефлексия ежедневной жизни ребенка.
Моделирование и анализ заданных ситуаций
Чтение художественных произведений с последующим обсуждением конфликтных ситуаций.
Создание блокнота «Все обо мне».
Беседы.
Дискуссии.
Мини-конкурсы.
Выпуск тематических газет.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ