«ЗАГАДКИ» 1 Класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СЫТЬКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»













«ЗАГАДКИ»

ТВОРЧЕСКИЙ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ


Исполнители:

Коллектив учащихся 1 класса

Руководитель:

Подлесных Е.В., учитель начальных классов 1 категории






2013 г.


Методический паспорт учебного проекта

Проект « Загадки».

Предмет: литературное чтение.

Класс: 1-й.

Тип проекта: творческий, индивидуальная работа.

Планируемый результат: ученики создают книжки-малышки с загадками.

Цель проекта: Научиться отгадывать и сочинять загадки, развивая логическое мышление, память, речь и творческие способности.

Задачи:

1. Изучить необходимую информацию по теме с использованием различных источников, научиться обмениваться информацией.

2. Узнать, что такое загадка и её происхождение.

3. Развивать творческий потенциал, стремление к успеху

4. Создать книжку – малышку загадок, в которую собрать народные загадки русского народа , нарисовать иллюстрации.

5. Воспитывать уверенность в себе, способность к взаимопониманию, интерес и внимание к творчеству, давать адекватную оценку полученным результатам (как собственных, так и чужих).

Методы: поисковый, статистический, наблюдение, сравнение, анализ и обобщение.

Материалы: альбом, краски, карандаши, фломастеры,иллюстрации

Время: 1 неделя


Работа над проектом

1этап. Подготовительный.

1. Сообщение темы урока:

-Сегодня на уроке мы с вами будем исследователями.

2. Задача:

- Вам нужно найти загадки . А затем оформить книжку-малышку.

2 этап. Планирование и организация деятельности.

  1. Обсуждение названия проекта

Русский фольклор - богатейшая сокровищница народной

мудрости и загадка - одна из её ярчайших жемчужин. 

В наших учебниках очень часто встречаются загадки. На уроках мы регулярно будем пытаться их разгадывать. Загадки используются во многих конкурсах, викторинах, кроссвордах, а значит, умение их отгадывать важный показатель развития мышления.

  1. Направления работы

- найти загадки

3 этап. Исследование (осуществление деятельности, выполнение работы)

Дети под руководством учителя знакомятся с дополнительной литературой и энциклопедиями, в которых есть необходимый материал. Дома с помощью родителей оформляют работы.

4 этап. Представление результатов, отчёт. Книжки - малышки учеников 1 класса (Выступление перед учениками класса)

ЧТО ТАКОЕ ЗАГАДКА.

Загадка – это задачка, которую надо решить. Это поэтическое описание предмета, главных его черт.

Чтобы избежать ошибок при отгадывании загадок необходимо:

- внимательно слушать;

- подумать над каждым признаком отгадываемого предмета;

- не торопиться, а все продумывать, тщательно взвешивать свой ответ;

Что же такое загадки, скороговорки, откуда они появились?

Как только человек научился говорить, а это произошло не сразу, он стал составлять предложения. Появились первые жесты, а потом и первые стихи. Загадки и скороговорки это тоже поэзия, стихи. Какой- то древний человек впервые задал другому человеку не обычный вопрос, а вопрос загадку. Он спрятал в небольшом стихотворении свойство предмета и попросил догадаться, что это за предмет.

Например: «Зубасты, а не кусаются?» (Грабли) А как вы думаете, почему «зубасты?» (грабли имеют зубы)

Ожегов С.И. в «Словаре русского языка» толкует смысл слова «загадка» так: «Изображение или выражение, нуждающееся в разгадке».

Энциклопедический словарь издательства «Большая советская энциклопедия»: «Загадка – замысловатый вопрос или иносказание, требующие ответа, выраженные в краткой и занимательной форме, иногда стихотворной».

В.Даль: «Загадка – краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки».

Учитывая эти признаки, мы определили загадку так: «Загадка – это маленький вопрос, который задается стихами или обычными предложениями с целью получить короткий и точный ответ». В древности с помощью загадок испытывали мудрость человека при выборе вождя, при приеме в род, испытывали жениха перед свадьбой, мальчика при посвящении в юноши.

Сегодня загадки - средство развлечения.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЗАГАДОК.

Загадки, как и пословицы, дошли до нас из глубокой древности. Ученые предполагают, что раньше люди боялись произносить названия болезней и некоторых существ( волка, змеи...).Вместо настоящих названий придумывали другие. Существовал особый «тайный» язык. Сибиряки называли медведя по-разному: «дедушкой», «хозяином», «черным зверем». Свинью называли «низкоглядкой». С такими «подставными» словами связана народная загадка. В ней неназванный предмет( роса, лед, снег, вода, ручей) или явление( дождь, вьюга, радуга) описывались путем указания на какие-либо признаки. Постепенно тайные языки забывались, а загадка осталась в устной речи. Загадки связывают все явления мира в единую сеть понятий, способных истолковываться друг через друга.

Позже, у многих народов, загадки использовались для испытания мудрости и смекалки. Вспомним русские народные сказки. Через испытание загадкой пришлось пройти множеству положительных сказочных героев.

Не раз хитроумные загадки были для героев непреодолимым препятствием. По преданию, близ города Фивы жил на скале Сфинкс – крылатое чудовище с львиным туловищем и головой женщины. Без жалости он убивал и съедал путников, не разгадавших его загадку: «Кто ходит утром на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?». Только Эдип смог разгадать её.

У некоторых народов в далеком прошлом бытовали «вечера загадок». Это был ритуал, обычно проводимый осенью. Старшие загадывали младшим загадки на различные темы. Такие вечера были уроками народной мудрости. Эти уроки помогали детям усваивать знания, добытые многими поколениями людей.

В процессе длительной жизни от чисто практического и обрядового назначения, загадки превратились в средство воспитания и развлечения. Они стали занимательными вопросами о предметах или явлениях, которые должны быть названы в ответах-отгадках. Загадки, говоря о предмете, заставляют задуматься, откуда он взялся, из чего и как сделан, для чего и каков он, на что похож. Поиски отгадок развивают сообразительность, догадливость, приводят человека к пониманию связей одних предметов с другими и осознанию единства окружающего мира.

Тематически загадки охватывают почти все предметы, которыми наполнена изба, двор, поле, лес, луг, и те работы, которые здесь производились. Явления природы (дождь, снег, гроза и т. п.) также видятся глазами крестьянина. В загадках окружающие человека предметы как бы оживают, становятся деятельными соучастниками его трудовой жизни.

Многое из того, о чем говорилось в загадках, навсегда ушло из нашей жизни. Это касается крестьянской избы, ее внутреннего убранства, предметов обихода, тех работ, которые производились в избе (пряжа, тканье), орудий труда в поле (соха, серп). Конечно, и загадки о таких предметах и работах уходят из живого бытования. И все же старые загадки, живущие только на страницах книг, представляют большой интерес, как и произведения других видов фольклора. Ценен для нас в загадке ее поэтический взгляд на обычные, будничные предметы и явления, среди которых обыкновенный человек живет.

Но загадки не ушли совсем из живого бытования. Изменился лишь круг вещей, о которых они говорят. Не загадываются загадки о сохе и прялке, зато есть загадки о тракторе, радио, телефоне и многом другом, вошедшем в нашу жизнь в последние десятилетия. Кроме того, если в наше время поле и огород пашут, засевают и убирают по-новому, то рожь, пшеница, овес, свекла, морковь и многое другое растут, как прежде, не изменились их внешний вид и качества. Грибы, ягоды, деревья, лес, река остались в прежнем состоянии. Загадки обо всех этих предметах долго еще будут привлекать нас.

Загадки начали записывать вместе с пословицами еще в конце XYII века.














ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Значение загадки велико! Загадки служат разным целям: на уроках математики
помогают развивать логику мышления, на уроках окружающего мира знакомят с его богатством, в игровой форме учат наблюдательности, на уроках иностранного языка вводят в мир чужой культуры, на уроках русского языка учат наблюдению за структурой слова, на уроках чтения, знакомят с языком народной литературы. Любая загадка, а народная в особенности – это маленькое произведение искусства. В таком маленьком тексте множество эпитетов, сравнений. метафор. Часто в загадках, особенно народных, встречаются слова, которые нам не знакомы, мы узнаем значение этого слова, тем самым увеличиваем свой словарный запас.

Загадка учит думать и анализировать. При отгадывании развивается чёткая логика, способность к рассуждению и доказательству. Коллективное отгадывание загадок и последующее обсуждение развивает речь и способствует формированию навыков общения. Составление загадок развивает творческое мышление, фантазию и воображение. Сочиненные загадки отражают внутренний мир ученика. А ещё загадки развивают чувство юмора и память.

Всё это загадки делают ненавязчиво и весело. Но самое ценное то, что знания приобретаются в процессе активной мыслительной деятельности.

Главным условием, обеспечивающим правильное понимание загадок и правильное их отгадывание, является предварительное знакомство с теми предметами и явлениями, о которых идет речь в загадке. Поэтому нужно развивать в себе умение систематически наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в многообразных связях и зависимостях, в красках, звуках, движении и изменении.
























СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Виноградова Е. Наши любимые загадки. Санкт-Петербург. Сова. 2007.

  2. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. 2-е изд. Москва, 1882.

  3. Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. 1000 загадок. Ярославль. Академия развития. 2004.

  4. Клименко Т. 1000 пословиц поговорок, загадок. Санкт-Петербург. Сова. 2008.

  5. Комкова А.Ю. Русские народные загадки. Москва. Омега. 2006.

  6. Лысаков В.Г. 1000 загадок. Москва. Полиграфиздат. 2002.

  7. Ожегов С.И. Словарь русского языка. 4-е изд. Москва, 1997.

  8. Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай. Москва. Просвещение. 1970.

  9. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Загадки для развития речи, внимания, памяти и абстрактного мышления. Москва. Астрель. 2006.

  10. Узорова О.В., Нефедова Е.А.. Справочное пособие по русскому языку 1-2 классы.Москва. Астрель. 2010.

  11. Узорова О.В., Нефедова Е.А. 100 познавательных текстов для обучения детей чтению. Москва. Астрель. 2003.

  12. Ушакова О.Д. Загадки, считалки и скороговорки. Словарик школьника. Санкт-Петербург. Литера. 2010.

  13. Хрестоматия по фольклору. Составитель Селиванов Ф.М.. Москва. Просвещение. 1972.
























































ПРИЛОЖЕНИЯ




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ