Занимательный час "Хочу всё знать" Тема: ”Зима”
Интерес к учению появляется только тогда,
когда есть вдохновение, рождающееся от успеха...
В. А. Сухомлинский.
Оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих способностей школьников, выступает планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям:
- познавательные задачи должны строиться на междисциплинарной, интегрированной основе и способствовать развитию психических свойств личности, мышления, воображения;
- задачи должны подбираться с учётом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично – поисковым, ориентированном на овладение обобщёнными приёмами познавательной деятельности, а затем и к собственно творческим, позволяющим рассматривать изучаемые явления с разных сторон;
- система познавательных задач должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать гипотезы.
В соответствии с особенностями и целями применения различного рода задач – занятие включает в себя четыре последовательных этапа:1) разминку, 2) развитие творческих механизмов, 3) выполнение развивающих, частично поисковых задач.
Задания даются всему классу. При их выполнении оценивается только успех. Задания носят не оценочный, а обучающий развивающий характер. Занятие идёт в достаточно высоком темпе, дети отвечают с места, не поднимая рук. Такая работа создаёт дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.
Предлагаю разработку занятия по развитию творческих способностей для учащихся первого класса.
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ ЧАС “ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ”.
Тема: ”Зима”.
Задание 1. Буквенный диктант.
- с – глухой согласный. Запиши парный звонкий (з).
- жи – ши пиши с буквой …(и).
- Хорошо известно всем,
Где метро, там буква …(м).
- Вторая буква в слове пальто (а).
Задание 2. Интеллектуальная разминка.
- Из всех он будет первым,
Из всех идёт последним,
Извещает он народ,
Что уходит старый год. (Декабрь.)
- Зимние осадки. (Снег.)
- Снег в куче. (Сугроб.)
- Если он зимой ударит,
Спрятать всех носы заставит. (Мороз.)
- Деревенская дублёнка. (Тулуп.)
- Старец, навещающий нас под Новый год. (Мороз.)
- Время года перед зимой. (Осень.)
- Овощ, который используется при лепке снежной бабы. (Морковь.)
- Морозная картина на окне. (Узор.)
Задание 3. Логическо – поисковое.
На доске написано: Декабрь, Январь, Февраль. Что общего в этих словах?
Ответы учащихся:
- Названия месяцев.
- Все зимние месяцы.
- В конце мягкий знак.
- Второй слог ударный.
Чем отличаются?
Ответы учащихся:
- Порядком следования.
- Начинаются с согласной и гласной.
- Количеством букв.
Задание 4. Гибкость мышления. (Записать цифрами.)
- Сколько сторон у треугольника? (3).
- Сколько хвостов у курицы? (1).
- Цифра, похожая на букву з (3).
- От количества пальцев на одной руке отнять 4. Сколько останется? (1).
- На столе стояли два стакана с вишней. Костя съел один стакан вишни. Сколько стаканов осталось? (2).
- Количество сторон у квадрата увеличить на 5. (9).
Из записанных цифр (цифры берутся по порядку) составить двузначные числа. (31, 31, 29). Как эти числа связаны с нашей темой? (В декабре и январе по 31 дню, в феврале – 29 дней.)
В феврале сколько ещё бывает дней? (28). Когда в феврале 29 дней, то этот год – високосный. Какой сейчас год? (2012). Кто может написать это число на доске?
Задание 5.
- Какого цвета зима? (Ответить одним словом). Обозначить цвета.
- Иней, который лёг на провода. (Синий.)
- Козлёнок, живущий у бабушки. (Серый.)
- Кузнечик, сидящий в траве. (Зелёный.)
- Вагон, который бежит, качается. (Голубой.)
- Бим, у которого чёрное ухо. (Белый.)
Что мы раскрасим на зимней картине этими цветами?
Задание 6. Творческое задание: нарисовать эмблему января или декабря.
Выставка рисунков – эмблем.
Задание 7 .Внимание, быстрота реакции.
Как можно быстрее запишите слова, которые кроются под следующими числами:
А
Б
В
Д
Е
И
К
Л
М
О
С
Ь
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
2 5 8 7 1 8 6 11 1 9 5 4 3
5 4 12
(белка) (лиса) (медведь)
Что общего в этих словах?
Ответы учащихся:
- Обозначают предметы.
- Отвечают на вопрос: кто?
- Звери леса.
- Первая буква согласная.
Что различного?
Ответы учащихся:
- Количество букв и звуков.
- В конце слов разные буквы (гласные, согласные).
Кто лишний? Почему? (Зимой медведь спит в берлоге).
Задание 8. Развитие речи. Поговорки, пословицы.
- Время готовить телегу. (Зимой.)
Вспомни пословицу. (Готовь сани летом, а телегу зимой.)
- То, без чего не вынешь и рыбку из пруда. (Труд.)
Пословица о труде. (Без труда не вынешь и рыбку из пруда.)
- У жадины его невозможно выпросить даже зимой. (Снег.)
- Не воробей. (Слово.)
Пословица о слове. (Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.)
Задание 9. Прочитай, что записано:
5
8
3
1
е
и
л
В
13
7
11
15
м
н
з
!
9
12
14
10
ц
и
а
а
2
6
4
о
б
ш
Задание 10. Вставь пропущенные слова.
- … жаркое, а зима … (Лето жаркое, а зима холодная.)
- … золотая, а зима … (Осень золотая, а зима белоснежная.)
Как называются слова, имеющие противоположные значения? ( Антонимы.)
Прочитай антонимы. (Лето – зима, жаркое – холодное.)
Задание 11. Расскажите, нравится ли вам зима. Как вы относитесь к этому времени года? (На столе у детей подсказки.)
- Я доволен.
- Я благодарен.
- Я восхищаюсь.
- Мне приятно.
- Меня удивляет.
- Мне нравится.
Это задание является итогом занятия.
.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Сухомлинский В. А. ”Сердце отдаю детям”. М. 1985.
2. Бухвалов В. А. “Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества” . Педагогический поиск. 2000.
3. Винокурова “Лучшие тесты на развитие творческих способностей”. М., АСТ – Пресс. 1999.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ