исследовательская работа «Встал утром - убери свою планету» (А. де Сент-Экзюпери) 11 класс
« Встал утром - убери свою планету»
(А. де Сент-Экзюпери)
Автор:
Ахметжанова Анастасия Руслановна
ученица 11«А» класса МОУСОШ №13
н.п. Высокий, Мурманская область
Научный руководитель:
Титова Лариса Валентиновна
учитель истории и обществознания
2013 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
Важная экологическая проблема региона – загрязнение окружающей среды бытовым мусором.
Основная часть.
Пути и способы решения проблемы бытового мусора.
1. Что такое бытовой мусор, и как он влияет на окружающую среду и здоровье человека.
2. Трудности, связанные со сбором и утилизацией бытовых отходов.
а) Проблемы реализации экологического законодательства.
б) Финансирование – важная составляющая в решении вопроса бытового загрязнения.
в) Утилизация бытовых отходов – доходный бизнес или…
г) Экологическая культура населения – источник охраны живой природы.
д) Технологии сбора и утилизации бытового мусора – одно из главных условий очищения окружающей среды.
3. Мои предложения по решению такой важной экологической проблемы, как загрязнение окружающей среды бытовым мусором.
Заключение.
«Проснулся утром – убери свою планету» - Антуан де Сент-Экзюпери.
Используемая литература и Интернет – ресурсы.
Введение.
Важная экологическая проблема региона – загрязнение окружающей среды бытовым мусором.
Мурманская область – это малая родина для всех тех, кто её населяет. Она богата кристальнейшими озёрами, могучими горами и реками, стекающими с них быстрыми потоками. Она богата хвойными лесами и прекрасными северными животными. Но с каждым днём вся эта красота постепенно увядает в связи с возрастающим количеством бытового мусора. К сожалению, многие люди избавляются от своих бытовых отходов не в специально отведённых для этого местах, а выбрасывают их на улицах своего города или на дорожных трассах, кидают бутылки и фантики в водоёмы, а, отдыхая в лесу, оставляют после себя сильно загрязнённые площади. Мусор не только выглядит не эстетично, но и в прямом смысле слова ежедневно отравляет нашу жизнь. Ведь каждая свалка – настоящая химическая мина, поражающая сотни гектаров земли вокруг и выделяющая в атмосферу опасные яды. Если и дальше всё это будет продолжаться, то значительная часть Кольского полуострова рано или поздно превратится в зловонное болото из бытовых отходов, засасывающее в себя всё живое и прекрасное.
На мой взгляд, проблема борьбы с бытовым мусором является глобальной и требует незамедлительного решения. Я не могу равнодушно смотреть на загрязнение родного для меня края бытовыми отходами и хочу предложить некоторые правовые нормы по решению данной проблемы. Также для меня очень важно добиться того, чтобы население Мурманской области понимало, что именно от него зависит, насколько чистым и красивым будет его “Родной дом” в будущем.
Гипотеза:Если выброс бытового мусора оказывает негативное воздействие на экологическую ситуацию в Мурманской области, то законодательные и социально-культурные меры помогут решить данную проблему.
Предмет исследования: бытовой мусор как экологическая проблема общества.
Цель исследования:
Узнать, как выброс бытового мусора влияет на экологию Мурманской области, и предложить варианты решения по урегулированию данной проблемы.
Задачи исследования:
раскрыть и проанализировать проблемы сбора и утилизации бытовых отходов;
с помощью анкетирования и интервьюирования определить отношение населения города к проблеме бытовых отходов;
внести посильный вклад в очистку территорий от мусора с привлечением общественности;
предложить законодательные пути решения проблемы бытового загрязнения Мурманской области, с целью улучшения экологического состояния;
наметить мероприятия по повышению правовой и экологической культуры населения.
Методы исследования:
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
изучение статей и литературы по экологии и политологии, поиск информации на сайтах в интернете;
анализ экологического состояния Мурманской области, связанного с выбросами бытового мусора;
эмпирическое описание;
мыслительный эксперимент;
моделирование законодательной базы;
анкетирование, интервьюирование, социальный опрос.
Основная часть.
Пути и способы решения проблемы бытового мусора.
В современных условиях, когда человек все активнее вмешивается в природные процессы, охрана окружающей среды является одной из самых острых и актуальных проблем. Она носит глобальный характер. И все большую тревогу оказывают бытовые отходы людей.
Чтобы узнать об экологическом состоянии Мурманской области я провела опрос в некоторых крупных городах среди жителей в возрасте от 16 до 30 лет. Я задала им вопрос: Какая по Вашему мнению существует обстановка загрязнённости бытовым мусором?
Из диаграммы видно, что проблема стоит в бездействии граждан по очистке городов от мусора и многие жители свыклись со сложившейся ситуации. Мы видим, что Мурманская область загрязнена достаточно сильно. Это говорит о равнодушии большинства граждан, что приводит к необратимым процессам, влияющим на экологическую обстановку городов.
1. Что такое бытовой мусор, и как он влияет на окружающую среду и здоровье человека.
Твёрдые бытовые отходы (ТБО) — это предметы или товары, которые исчерпали свои потребительские свойства, наибольшая часть отходов потребления.
бумага или картон; отходы с содержанием древесины; черный и цветной металл; текстиль; стекло; полимерные материалы и резина непригодные для эксплуатации батарейки и аккумуляторы; сломанные электроприборы; остатки красок, лаков, клеев; различные удобрения или ядохимикаты, медицинские препараты; просроченная химия; ртутные термометры; энергосберегающие лампы.
Твердые бытовые отходы, такие как медицинские остатки препаратов, остатки лакокрасочных веществ и косметики представляют опасность для окружающей среды, если они попадают в водоемы. Батарейки, градусники и лампы, которые содержат ртуть, не представляют опасности до того момента, пока не повредился их корпус. Например, стеклянные корпуса могут легко разбиться по пути на свалку. Коррозия металла через определенное время приводит к разрушению корпуса батарейки. После того, как будет поврежден корпус, ртуть, щелочь или свинец станут элементами загрязнения атмосферного воздуха или поверхностных вод.
Опасные отходы делятся на классы, которые зависят от степени воздействия на человека и окружающую среду. Всего условно опасные отходы подразделяют на пять классов. Соответственно первый класс является чрезвычайно опасными отходами, а пятый практически неопасными.
Эти классы опасности в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов РФ от 15.06.2001 года № 511 представлены в таблице:
Класс опасности отхода
для окружающей природной среды
Степень вредного воздействия опасных отходов на окружающую природную среду
Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды
I класс (чрезвычайно опасные)
очень высокая
Экологическая система необратимо нарушена. Период восстановления отсутствует.
II класс (высоко опасные)
высокая
Экологическая система сильно нарушена. Период восстановления не менее 30 лет после полного устранения источника вредного воздействия.
III класс (умеренно опасные)
средняя
Экологическая система нарушена. Период восстановления не менее 10 лет после снижения вредного воздействия от существующего источника.
IV класс (мало опасные)
низкая
Экологическая система нарушена. Период самовосстановления не менее 3 лет.
V класс (практически неопасные)
очень низкая
Экологическая система практически не нарушена
Ежегодно на территории Мурманской области образуется около 800 тысяч тонн данного мусора. Давайте задумаемся, как же бытовые отходы влияют на экологическое состояние нашего региона и на здоровье людей?
Обычная пластиковая бутылка гниет 400 лет, полиэтиленовый пакет – примерно столько же, алюминиевая банка – до 500 лет. Мы знаем, что пищевые отходы перегнивают в течение нескольких дней. При смешивании пищевых отходов с жестяными банками, пластмассой и пенопластом начинаются химические реакции. Они оказывают риск на здоровье людей, загрязняют воду и разрушают озоновый слой. В связи с большим количеством мусорных свалок, появляются различные грызуны и насекомые, которые не только мешают людям жить, но и разносят инфекционные заболевания.
Часть бытовых отходов (10%) Мурманской области сжигается на единственном мусоросжигательном заводе. Он превращает часть отходов, которые сжигает, в яды, более токсичные, чем исходный мусор и выпускает эту смесь химикатов в окружающую среду с воздушными выбросами, сточными водами и выбросами остатков сжигания. МСЗ – главный источник загрязнения органическим хлором, а также источник номер один диоксинов и фуранов, которые являются сильными канцерогенами и воздействуют на репродуктивную систему мужчин и женщин, а также на иммунную систему. Доказана связь между диоксинами и раком. Диоксины распространяются в воздухе, оседая на растениях, съедаемых животными. С мясом и молоком этих животных диоксины проникают в человеческий организм и остаются там навсегда.
Еще одна проблема, связанная с МСЗ – это сжигание тяжелых металлов. Они присутствуют в значительных концентрациях в воздухе (в виде летучей золы), и твердых остатках сгорания (шлак).
Из всего вышесказанного мы видим, что бытовой мусор сильно отравляет нашу жизнь и жизнь всего того, что нас окружает.
2. Трудности, связанные со сбором и утилизацией бытовых отходов.
Существует множество различных проблем, почему люди не хотят заниматься уборкой и утилизацией бытовых отходов – это, в первую очередь, низкое экологическая культура населения, а так же недостаточность финансирования. Кроме этого существует проблема привлечения предпринимателей в данной области. Ещё можно выделить проблемы, связанные с технологичностью утилизации бытового мусора, отсутствием полигонов и многие другие.
В ходе интервью с инженером по техническому персоналу МУП ЖКХ н.п. Высокого Юлией Эдуардовной Галузовой я узнала, что в нашем посёлке существует достаточно проблем, связанных со сбором бытовых отходов. Во-первых, многие люди оставляют мусорные пакеты в подъездах, а не относят их в специально-отведённые для этого места, что, разумеется, затрудняет работу технического персонала. Во-вторых, в посёлке установлены открытые контейнеры, и нередко
мусор разлетается или разносится животными по улицам, поэтому, по словам Галузовой Ю.Э., в ближайшее время планируется огородить стенками все мусоросборочные площадки н.п. Высокого, тогда мусора на улицах будет меньше, и убирать его станет гораздо легче. В-третьих, Юлия Эдуардовна отметила, что несколько детей школьного возраста желают подзаработать в летние каникулы на уборке бытовых отходов (чистить улицы, приводить в порядок урны и т.д.), но администрация города не выделяет на это денег, поэтому дети получают отказ, хотя их помощь сыграла бы немаловажную роль в очистке окружающей среды.
Также мне удалось побеседовать с техником МУП ЖКХ н.п. Высокого Ириной Васильевной Петровой. Она разъяснила мне, как работает персонал, на какой территории регулярно убирается бытовой мусор. Ирина Васильевна рассказала мне о графике работы мусороуборочной машины и выделила то, что габаритный мусор вывозится мусороуборочной машиной за свой счет, хотя, по идее, это должно быть личной проблемой жильцов, и вывоз такого мусора не должен быть бесплатным.
Исходя из собранной мной информации, можно сделать вывод, что проблемы по сбору бытовых отходов в н.п. Высоком действительно есть, и их обязательно нужно решить. На примере своего гарнизона, я рассказала о проблемах, некоторые из которых актуальны и для городов Мурманской области.
Почему же существуют проблемы по сбору и утилизации бытового мусора? Этот вопрос ставят перед собой не только административные лица, но и большинство населения Мурманского региона. И я постараюсь разъяснить важнейшие из этих проблем.
а) Проблемы реализации экологического законодательства.
В законе Российской Федерации об охране окружающей среды, законодательстве о твёрдых бытовых отходах и экологическом праве существует множество недостатков и противоречий. Пока все эти противоречия не будут разрешены, невозможно говорить о существовании экологического правопорядка в субъектах РФ, в частности Мурманского региона.
Выделим наиболее видимые недостатки:
Создание государством правовых норм, общих для исполнения всеми субъектами РФ, но не учитывающих особенности каждого из субъектов. Субъекты РФ не всегда успевают вовремя отреагировать на проблему нормативным актом субъекта.
В экологическом законодательстве определены стратегические цели, задачи, общие принципы, простые универсальные решения. Но возникает риск разночтений, вольных толкований, что затрудняет чёткий контроль над бытовыми отходами и нередко приводит к неисполнению законодательных положений.
Неконкретность статей законодательства сбора и утилизации бытовых отходов. Кто обеспечит эти мероприятия? Каким образом они должны финансироваться? Каким образом возмещается вред окружающей среде? Эти вопросы остаются не только за рамками данного закона, но также за рамками всего экологического законодательства в целом.
Несовершенство законодательства по разграничению полномочий и ответственности органов власти и управления по вертикали и горизонтали , что ведёт к несогласованности принимаемых решений в областном обеспечении экологической безопасности.
Недостатки законодательства, проявляющиеся в трёх видах (наличие пробела, несовершенство и противоречивость правовой нормы), приводят к экологическим правонарушениям. Система профилактики экологических правонарушений в законе отсутствует. Экологическое правонарушение – это виновное, противоправное деяние, посягающее на установленный в РФ экологический правопорядок и причиняющее вред природной среде либо создающее реальную угрозу такого причинения.
В Уголовном Кодексе есть глава 26 «Экологические преступления», статьи которой, как и ряд других, несовершенны, что затрудняет, а иногда и делает невозможным применение их на практике.
Экологическое право – молодой нормативный источник, и часто общественными экологическими интересами можно прикрыть частную заинтересованность.
б) Финансирование – важная составляющая в решении вопроса бытового загрязнения.
В нынешнее время охрана природной среды как никогда нуждается в финансировании. Для решения неотложных природоохранительных задач, восстановления потерь в окружающей среде и других задач создана единая система внебюджетных государственных экологических фондов, объединяющая федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды. Экологические фонды расходуются на оздоровление природной среды, населения, проведение мер по охране окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов и иные цели, связанные с охраной природной среды. Закон РФ об охране окружающей среды категорически запрещает расходовать средства экологических фондов на цели, не связанные с природоохранительной деятельностью.
Вопрос финансирования весьма важен, т.к. он выявляет несостоятельность доводов о нехватке бюджетных средств на строительство полигонов или заводов, переоснащение спецавтопарка. Ведь зачастую, фактически незаконная эксплуатация той или иной свалки происходит "санкционировано" по причине "недостатка средств". Другой вопрос, что никто не обеспечил местные органы власти достаточным количеством методик по организации "управления твердыми бытовыми отходами", хотя формально этим должен заниматься ФГУП ("Федеральный центр благоустройства и обращения с отходами"). Однако фактически этот Центр превратился в хозрасчетную организацию по проектированию генеральных схем очистки, а методическую работу не проводит. Очень часто можно слышать, что тарифы нельзя увеличивать в связи с социальными последствиями, однако тариф на вывоз ТБО занимает приблизительно 2% от всех коммунальных платежей. На этом фоне доводы о "социальной" причине низких тарифов выглядят смешно.
в) Утилизация бытовых отходов – доходный бизнес или…
Очень благоприятной деятельностью для инвестиций является бизнес по переработке мусора. Во-первых, мусороперерабатывающих компаний относительно немного, тогда как самого сырья хватает на всех – на одного человека приходится около 250 кг бытовых отходов за год. Во-вторых, предприниматель может организовать приём различных типов мусора. Высокая рентабельность производства превращает переработку мусора в весьма доходный бизнес: так из 1 кг пластиковых отходов можно получить до 0,8 кг вторичного сырья. Сегодня классический подход к утилизации отходов (в контейнер – на свалку – рекультивация) становится малоэффективным, а также потенциально опасным - токсичные отходы представляют определённую угрозу для экологии и здоровья человека. Государственная власть и городская администрация благосклонно относятся к предприятиям, перерабатывающим отходы. А, следовательно, бизнес по переработке мусора скоро станет очень востребованным.
г) Экологическая культура населения – источник охраны живой природы.
В детских садах и школах, колледжах и институтах, а также в других социальных организациях регулярно проводятся различные беседы и мероприятия в пользу защиты окружающей среды. Так и в моей школе осенью и весной устраиваются субботники, проводятся акции по борьбе с бытовыми отходами на территории школы и леса, к примеру, акция «Живи, Родник!».
Но мусора меньше не становится, и это очень прискорбно. Бросая бумажку или фантик, человек не задумывается о том, какой вред он приносит своему городу. Мусоря, дети просто не понимают выходящих из этого последствий. Но самое важное то, что взрослые мусорят не меньше детей, а иногда даже и больше. Это говорит о низкой экологической культуре населения Мурманской области.
Но не все люди безответственно распоряжаются своими бытовыми отходами. Многие из них хотят разделять свой мусор и отвозить его в специальные места, особенно это касается опасных бытовых отходов. Но им приходится избавляться от мусора, просто выкидывая его в контейнер или мусоропровод. И всё это из-за недостаточной информированности администрацией города или ЖКХ. Я задала жителям Мурманской области следующий вопрос и предложила варианты ответа: Что вы предпринимаете для того, чтобы избавить Ваш город от бытового мусора?
По данному опросу можно сделать вывод о том, что всего 3 % людей сортируют свой мусор, то есть они ответственно подходят к экологическому состоянию окружающей среды. 17 % людей занимаются общественно-агитационной деятельностью, чтобы привлечь часть населения к решению проблемы бытового мусора. Большинство не прилагают никаких усилий. А 5% предпочитают засорять природу. И я надеюсь, что ответственных, отзывчивых и порядочных людей будет гораздо больше, чем в настоящий момент.
д) Технологии сбора и утилизации бытового мусора – одно из главных условий очищения окружающей среды.
Мурманская область недостаточно оснащена технологиями для сбора и утилизации бытового мусора.
Многие приспособления изрядно изношены и зачастую просто не работают. Здесь хочется привести в пример мусоропроводы в крупных городах региона, которые вечно засоряются, что очень мешает жильцам. Работникам коммунальных служб часто достаются веники, лопаты и вёдра в плохом состоянии, которыми невозможно убирать мусор. Многие мусороуборочные машины Мурманской области не в очень хорошем техническом состоянии – при передвижении мусор нередко выпадает из кузовов и разбрасывается по проезжей дороге и обочинам. Парк машин недостаточен, да и техника требует обновления. Непрестижность профессий водителя мусороуборочной машины приводит к текучести кадров, поэтому парк мусороуборочных машин задействован на 82 -90 %.
Новейшие технологии по утилизации бытового мусора широко используются в странах Европы, Японии, в некоторых регионах РФ. В Мурманской области функционирует всего один мусоросжигательный завод, а этого недостаточно, чтобы утилизировать весь твердый бытовой мусор. Мусоросжигательное предприятие ОАО «Завод по термической обработке твёрдых бытовых отходов» работает 26 лет, утилизирует мусор из Мурманского, Североморского и Кольского районов. Это единственное уникальное предприятие Северо - Запада России. Он не только утилизирует, но и вырабатывает дешёвую тепловую энергию, которую частично используют на собственные нужды и частично реализуют через паровой коллектор для отопления города. Но это всего лишь 3 % реализуемой теплоэнергии, а этого слишком мало, чтобы в полном объёме оправдать продуктивность новых технологий.
Данная проблема технологий бытового мусора беспокоит не только органы муниципального управления, но и руководителей среднего звена. Так директор МОУ СОШ №13 Наталья Ивановна Капленко считает, что с удовольствием предусмотрела бы сортировку мусора в школе, если бы это содержалось в законодательстве. Первичной сортировкой мусора мог бы заняться технический персонал, а вторичной сортировкой компания «Спехстехтранс», которая сейчас отвечает за вывоз мусора со школы.
3. Мои предложения по решению такой важной экологической проблемы, как загрязнение окружающей среды бытовым мусором.
Социально активная часть населения не безразлична к ухудшению окружающей среды бытовым мусором. Я провела социологический опрос по теме: Обращались ли Вы лично в различные инстанции с жалобой на замусоривание?
По данным опроса я узнала связь администрации города, руководителей учреждений и жителей по решению этого важного вопроса. Я сделала вывод, что большинство населения (70 %) не видит смысла обращаться в различные инстанции с жалобами на замусоривание, так как никакие меры предприниматься не будут. Административные лица ссылаются на отсутствие нормативных актов, в рамках которых они могут работать, поэтому я в своей работе рассмотрела проблемы связанные со сбором и утилизацией бытовых отходов и хочу предложить ряд мер для решения данной экологической проблемы:
1) Необходимо принять взаимоприемлемые правовые нормы для всех субъектов Российской Федерации. Детализировано прописать регламентацию прав и обязанностей, цели и ожидаемые результаты.
Круг лиц, способный профессионально решить эту задачу, не ограничивается представителями законотворческих органов РФ и субъектов РФ, в частности Мурманской области, городских Советов депутатов. Это могут быть руководители предприятий, организаций, учреждений, как юридические, так и физические лица, все, кто участвует в процессе законотворчества на разном уровне. (Также относятся ко 2 и 3 пунктам)
Право: иметь доступ к информации и на доступном уровне создавать подзаконные акты, постановления, приказы, детально прописывая права и обязанности, регламентацию деятельности, цели и ожидаемые результаты по решению вопроса экологических проблем. (Также относятся ко 2 и 3 пунктам)
Обязанности: правовые нормы должны соответствовать Конституции РФ, контролировать исполнение предписанных норм. (Также относятся ко 2 и 3 пунктам)
2) Необходимо развивать процессуальные нормы, указывающие обязанности, последовательность, конкретность исполнительных действий.
3) Правовое законодательство должно пополняться актами представительной власти (парламента), а не подзаконными нормами глав исполнительной власти.
4) Необходимо разработать законодательную базу для конкурсного отбора проектов по утилизации бытового мусора.
Распространяется на следующий круг лиц: руководители предприятий, организаций, учреждений, как юридические, так и физические лица, все, кто участвует в процессе законотворчества на разном уровне.
Право: равное участие, получение гранта по результатам конкурса.
Обязанности: использовать финансовые средства на реализацию конкурсных проектов, использовать нано-технологии, выполнять технику безопасности.
5) Разработать нормативную базу для молодёжи.
Круг лиц, на который распространяется данная задача, не ограничивается представителями законотворческих органов РФ и субъектов РФ, в частности Мурманской области, городских Советов депутатов, руководители муниципальных учреждений.
Право: молодёжь может активно участвовать в решении экологической проблемы.
Обязанности: соблюдать закон, пропагандировать экологическую культуру, сохранять экологическую стабильность, участвовать в экологических мероприятиях по сбору бытового мусора. Вести волонтёрскую работу по очистке своего города от бытовых отходов.
6) Ввести административные наказания, применяемые к жителям, которые выбрасывают бытовые отходы в несанкционированных местах.
Круг лиц, способный профессионально решить эту задачу, не ограничивается представителями законотворческих органов РФ и субъектов РФ, в частности Мурманской области, городских Советов депутатов. Это могут быть руководители предприятий, организаций, учреждений, как юридические, так и физические лица, все, кто участвует в процессе законотворчества на разном уровне.
Право: применять административно - правовые нормы к нарушителям закона (штраф, обязательные работы).
Обязанности: Контролировать исполнение административных правовых норм, предписаний.
7) Необходимо выделять средства из бюджета на обучение специалистов в области применения новых технологий по утилизации мусора.
Круг лиц, способный профессионально решить эту задачу, не ограничивается представителями законотворческих органов РФ и субъектов РФ, в частности Мурманской области, городских Советов депутатов. Это могут быть руководители предприятий, организаций, учреждений, как юридические, так и физические лица, все, кто участвует в процессе законотворчества на разном уровне.
Право: распределять средства с учётом выделения части бюджета на решение экологических проблем (в зависимости от суммы, определяемой к данной независимой экологической эксперементной оценке)
Обязанности: использовать бюджет по целевому назначению, привлекать специалистов к приведению независимой экспертизы.
8) Снабжение средствами уборки бытового мусора специальных работников.
Круг лиц: руководители предприятий, организаций, учреждений, как юридические, так и физические лица, все, кто участвует в процессе законотворчества на разном уровне.
Право: выделять средства на приобретение необходимых средств уборки и контролировать техническое состояние приборов, средств и квалифицированную работу с техническими средствами.
Обязанности: обновлять техническую базу и содержать в надлежащем порядке, обучать работников квалифицированно использовать технические средства.
9) Оснащение евроконтейнерами специальных площадок мусора, увеличение числа мусорных баков в парках, на улицах и других досуговых местах.
Круг лиц: руководители предприятий, организаций, учреждений, как юридические, так и физические лица, все, кто участвует в процессе законотворчества на разном уровне
Право: приобретать необходимые средства, устанавливать видеонаблюдения или расширять уже имеющиеся у магазинов, детских площадок и т.д.
Обязанности: следить за техническим состоянием евроконтейнеров и выполнением регламентированного графика вывоза мусора.
10) Создание пунктов приёма вторичного сырья.
Круг лиц: представители законотворческих органов РФ и субъектов РФ, в частности Мурманской области, городских Советов депутатов. Это могут быть руководители предприятий, организаций, учреждений, как юридические, так и физические лица, все, кто участвует в процессе законотворчества на разном уровне
Право: получать вне конкурсной основы помещения для организации пунктов по сбору вторичного сырья.
Обязанности: использовать по назначению данные помещения, организовать чёткую работу пункта: сбора, вывоза, переработки и утилизации вторичного сырья.
11) Организовать приём и сбор предметов бытового мусора, содержащие высокотоксичные вещества.
Круг лиц: представители законотворческих органов РФ и субъектов РФ, в частности Мурманской области, городских Советов депутатов. Это могут быть руководители предприятий, организаций, учреждений, как юридические, так и физические лица, все, кто участвует в процессе законотворчества на разном уровне
Право: оформлять лицензии на захоронении высокотоксичного мусора.
Обязанности: обучать работников по работе с высокотоксичными отходами, соблюдать технику безопасности временного хранения, использовать помещение по назначению, выполнять требования санпина.
12) Ввести компостирование на приусадебных и дачных участках.
Круг лиц: юридические и физические лица, все, кто участвует в процессе законотворчества на разном уровне
Право: приобретать необходимые средства.
Обязанности: следить за техническим состоянием компостеров.
13) Привлечение средств массовой информации (СМИ) для информированности населения к решению проблемы.
Круг лиц: руководители предприятий, организаций, учреждений, как юридические, так и физические лица, все, кто участвует в процессе законотворчества на разном уровне.
Право: доступ к информации и её освещённость.
Обязанности: излагать реальные факты, проводить разъяснительную работу среди населения, привлекать компетентные лица к диалогу с обществом, проводить собственные расследования.
14) Привлечение населения к экологическим мероприятиям по очистке замусоренных участков местности.
Круг лиц: руководители предприятий, организаций, учреждений, как юридические, так и физические лица, все, кто участвует в процессе законотворчества на разном уровне.
Право: иметь законодательную базу, как основу деятельности, использовать различные средства и методы для экологической пропаганды, часть бюджета выделять на реализацию мер по пропаганде.
Обязанности: использовать деньги по назначению, наметить план мероприятий по решению экологической направленности, задействовать общественность, использовать различные средства и методы.
III. Заключение.
«Проснулся утром – убери свою планету» - Антуан де Сент-Экзюпери.
Подводя итог моей научно-исследовательской работе, хочется сказать, что законодательными и социально-культурными мерами можно решить экологическую проблему Мурманской области, связанную с выбросами бытового мусора. А главное, эту проблему необходимо решать не только действиями правительства Российской Федерации, администрацией Мурманского региона, различных организаций, муниципальных учреждений и т.д., но и всеми силами всего населения. Каждый человек должен понимать, что если он не будет безразличным к окружающей среде, то природа станет чище и краше, а будущее подрастающего поколения лучше.
Никогда нельзя забывать о том, сколько радости дарит нам окружающий мир: распускающийся бутон, шелест дождя, сияние солнца, зелень листвы – как это можно не любить? Мы и природа Кольского севера – одна большая семья, так что охранять её наша главная обязанность, наша первоочерёдная задача. Поэтому давайте помнить слова Маленького принца из сказки Сент-Экзюпери: «Проснулся утром – убери свою планету» и не будем засорять окружающую среду бытовыми отходами.
IV. Используемая литература и Интернет-ресурсы:
Литература:
Экологическое право.
Закон РФ о твёрдых бытовых отходах.
Закон РФ об охране окружающей среды.
Алексеев С.В. Экология. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений разных видов. СМИО Пресс – 1997г.
Лаптев И.Д. Экологические проблемы современности М. Мысль 1982г.
Интернет – ресурсы:
http://www.bestreferat.ru/referat-212038.html
http://www.bizseven.ru/view_text.php?id=35
http://www.waste.ru/modules/section/item.php?itemid=78
http://xreferat.ru/112/1029-1-pererabotka-othodov.html
http://geoeko.mrsu.ru/2008-2/pdf/18-Leshtaev.pdf
http://rudocs.exdat.com/docs/index-536933.html
http://www.murman.ru/ecology/comitet/report00/part5_3.shtml
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%E2%B8%F0%E4%FB%E5_%E1%FB%F2%EE%E2%FB%E5_%EE%F2%F5%EE%E4%FB
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории обществознания:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ