"Образование: права и обязанности"
Всероссийский конкурс школьных проектов,
посвященных 20-летию Конституции РФ
Номинация: «Методическая разработка»
«Образование:
права и обязанности…»
Титова Лариса Валентиновна,
учитель истории и обществознания
МОУ СОШ №13, н. п. Высокий
Мурманская область
2013-2014 учебный год
«Образование:
права и обязанности…»
ЦЕЛЬ: показать важность образования как одного из культурных прав человека.
ЗАДАЧИ:
- познакомить учащихся с принципами и задачами образования в современной России;
- рассказать о воспитание личности в духе гуманизма и гуманитаризации образования ;
- развивать навыки демократического общения.
Интерактивные стратегии.
Игра- разминка «Строим плотину» (по методике Шулькевича Т.А.).
Игра «Основной закон класса».
Упражнения «Моя дисциплина».
Игра «Сам себе режиссер».
Игра «Данетка». (по методике Шулькевича Т.А.).
Игра «Новые правила, которые придумал «Я».
Создание проекта «Образование». (по методике Шулькевича Т.А.).
Дидактический материал.
«Язычки»- карточки для игры «Конституция класса».
Карточки- «кадры» для игры «Снимаем кинофильм».
Лист ватмана и аппликации для плаката «Образование».
Конституция РФ.
Статья 43
Каждый имеет право на образование.
Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
Актуализация активности. Начните урок с игры-разминки «Строим плотину».
Игра «Строим плотину»
Инструкция. Разбейте класс на группы и объясните им задание.
1 группа – «взрыватели». Когда вы махнете рукой, они должны издать звук, похожий на взрыв «бух!»
2 Группа – «строители». Сразу после взрыва, когда вы дадите им знак, они должны начать стучать ногами, имитируя ходьбу.
3 группа – «бурильщики». Когда вы дадите им знак, они должны начать бурить, издавая звук «бр-бр-
4 группа – «машины», которые должны по вашему сигналу издавать звук работающей машины «ж-ж-ж».
Проиграйте условие с каждой группой отдельно, затем все вместе, по вашему сигналу, по очереди проигрывают свою роль. В конце игры все вместе должны издать звук журчащей воды, бегущей по построенному каналу. Спросите у ребят, какие ощущения они испытали в ходе игры, переживали ли они за ребят другой группы.
Сделайте вывод: вы были отдельной группой и в то же время одной командой. Выполнение задания зависело от выполнения каждой группой правил и слаженной работы всей команды в целом. Примерно так же действует государство, а правилами, обязательными для всех, является Конституция.
Проведите игру « Основной закон класса»
Инструкция. Для этого приготовьте «язычки» с текстом на каждую парту. Работая в парах, ребята определят наиболее важные правила, которые войдут в конституцию класса. Дайте возможность по очереди выступить всем от каждой пары. Путем открытого голосования (поднятием руки), определите рейтинг (важность) данного правила. Пять самых популярных правил зафиксируйте на плакате и поместите в «Классном уголке». Объясните, что теперь эти правила будут выполняться всеми и всегда.
«Язычки» для игры (учитель может составить их по своему усмотрению):
-ДИСЦИПЛИНА, -ЧИСТОТА, -АККУРАТНОСТЬ, -ПОСЛУШАНИЕ, -УВАЖЕНИЕ, -НЕ ЗАБЫВАЙ ДРУГИХ, -НЕ ПОДСКАЗЫВАЙ, -НЕ СПИСЫВАЙ, -НЕ ДЕРИСЬ, -НЕ ОТВЛЕКАЙСЯ, -ТОЧНОСТЬ, -ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ, -ВЕЖЛИВОСТЬ, -НЕ ПЕРЕБИВАЙ ДРУГИХ, -НЕ ВЫКРИКИВАЙ, -НЕ ОПАЗДЫВАЙ
Можно отрепетировать одно из правил – «дисциплина». Для этого проведите два упражнения для детей младшего и среднего школьного возраста (использованы материалы из книги К. Фопель «Как научить детей сотрудничать»).
Упражнение №1. «Тихие и громкие голоса».
Цель: Эта игра поможет детям, заходя в класс, вспомнить о том, что разговаривать можно громкими и тихими голосами. Одновременно с этим она служит как бы мостиком для перехода от шумной перемены к сосредоточенной учебной деятельности.
Материалы: полиэтиленовый или бумажный пакетик.
Инструкция. – можете ли вы сказать, каким голосом вы разговариваете, играя на школьном дворе или в коридоре?
- Что происходит с вашим голосом, когда мы все приходим в класс и начинаем работать?
- Почему в классе нам нужны тихие голоса?
- Я принесла вам красивый пакетик. Когда вы заходите в класс, вы можете сложить свои громкие голоса с улицы и перемены в этот пакетик, чтобы они не мешали и ни у кого не вызывали боли в ушах.
- Кто хочет обойти с этим пакетиком класс и собрать в него все громкие и шумные голоса?
Анализ упражнения.
- Доставляет ли тебе удовольствие говорить и кричать на перемене громким голосом?
- Трудно ли тебе говорить в классе более спокойным и тихим голосом?
- У кого в вашем классе особенно красивый и сильный голос?
- Кто в вашем классе умеет говорить спокойным громким голосом?
- Нравится ли тебе голос учителя?
Упражнение №2. «Большие пальцы вверх, шепчем все вместе».
Цель: Нередко бывает, что дети одновременно хотят выкрикнуть ответ на вопрос. Предлагаемая игра побуждает их останавливаться и делать паузу, прежде чем сказать ответ. Они учатся сосредоточению, а более медленные дети получают возможность время для размышлений.
Инструкция. – Я хочу задать вам сейчас несколько вопросов. Каждый, кто знает ответ, должен поднять руку, сложить пальцы в кулак, а большой палец поднять вверх.
- Когда все получат достаточно времени для размышления, и я увижу много поднятых вверх пальцев, я начну считать до 3-х, на счет «3» вы все вместе должны будете прошептать ответ.
- Какой сегодня день недели?
Другие возможные вопросы:
- Номер вашей школы?
- Как зовут директора?
- Как называется улица, где стоит ваша школа?
- Сколько учеников в вашем классе?
- Сколько минут длится урок? И т. д.
Игра «Сам себе режиссер».
Инструкция. Учитель предлагает стать режиссерами фильма о школьной жизни. На каждую парту по жребию выделяется 1 «кадр» (см. Приложение к игре). Каждая пара по очереди выходит к доске, крепит его клейкой лентой на «пленку» и «озвучивает».
Остальные ребята дополняют или исправляют ход «фильма».
- Определите, в каком жанре получился ваш фильм: триллер, мелодрама или комедия?
Культурные права – это право на образование, право на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям, свободу творчества, право на культурную самобытность (пользование родным языком, национальными обычаями, традициями и т. д.) и другие права. Эти права , свободы и обязанности, закрепленные в Конституции РФ, обладают высшей юридической силой и подлежат повышенной защите. Федеральный закон «Об образовании» способствует реализации этих конституционных норм.
ОБРАЗОВАНИЕ – ЭТО ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В ИНТЕРЕСАХ ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА
- Почему государство считает обязательным получение основного общего образования?
Принципы государственной политики в области образования.
Плюрализм (от латинского pluralis- множественный):
- проявляется в создании государственных, муниципальных и частных школ, в наличии школ с разными образовательными программами ( гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением тех или иных предметов, школы для одаренных детей, школы для детей, страдающих физическими недугами);
- в возможности получения образования в различных формах: очной, вечерней, заочной, в форме семейного образования,
экстерна.
Гуманистических и светский характер:
- означает формирование личности ребенка на лучших традициях человечества, на идеалах мира, взаимопонимания между народами;
- отсутствия в системе образования идеологической и религиозной пропаганды.
Единство федерального образовательного пространства:
- означает наличие общих черт в содержании образования всех типов и форм;
- возможность продолжения образования в учреждении последующего уровня.
На основании Конституции РФ и Закона РФ «Об образовании» каждая школа разрабатывает свой Устав. Устав школы определяет порядок осуществления учебного процесса, права и обязанности администрации, педагогических работников, обслуживающего персонала, учащихся и их родителей. В школе взаимодействуют люди разного возраста, разного уровня воспитания, с разными характерами и взглядами. Поэтому школьные конфликты вполне реальная вещь. Если участники учебного процесса забывают о правах и свободах человека, то конфликт может привести к «войне».
Игра «Данетка»
Инструкция. Ученики быстро, не задумываясь, поднимают руку, если ответ «да»; при ответе «нет» сидят спокойно.
Могут ли ученики попросить директора заменить учителя?
Могут ли учителя обзывать детей?
Может ли ученик обозвать учителя?
Будет ли наказан учитель, если он ударил ученика?
Имеет ли право ученик курить в школьном туалете?
Содержание образования должно быть ориентировано на:
- развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка;
- воспитание уважения к правам человека и основным свободам;
- воспитание уважения к родителям, культурной самобытности ребенка, языку и ценностям страны, в которой он проживает, страны его происхождения и к цивилизации, отличной от его собственной;
- подготовку к сознательной жизни в духе взаимопонимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между народами, этническими и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;
- бережное отношение к окружающей среде.
В рамках Хельсинского процесса государства-участники обязались поощрять, облегчать, поддерживать усвоение знаний о демократических ценностях, международных стандартах в области прав человека в учебных заведениях всех уровней.
Школьный анекдот
Пришедшим в первый раз в школу ученикам учитель сказал: «Сидите тихо, чтобы было слышно, как пролетит муха».
Учитель что-то рассказывал, писал на доске, зачитывал выдержки из книг и вдруг нетерпеливый голос с последней парты прервал его: «Учитель, когда же ВЫ, наконец, выпустите муху?»
- Как вы думаете, понимают ли дети этого класса правила поведения на уроке?
- Какие обязанности есть у учеников?
«Игра «Новые правила, которые придумал «Я».
Инструкция. Разделитесь на 4-5 групп. В каждой группе придумайте по 2 шуточных, даже абсурдных, правила для учеников школы и два действительно серьезных и нужных правила. Например , считает ли кто-нибудь из вас, что ученикам и учителям можно ездить по коридорам на роликах или приходить в школу по понедельникам только в синей одежде, по вторникам только в красной и т. д.
Теперь презентуйте свои правила перед классом и спросите остальных, что они об этом думают. Выясните, есть ли такие предложения, которые поддержат большинство ребят класса?
Вопросы для обсуждения.
Какое правило оказалось самым смешным?
Какое из предложенных правил кажется самым важным?
Считаете ли вы, что ребята должны участвовать в принятии школьных правил?
Какие правила предложили бы вы?
Есть ли у ребят в школе обязанности? Если есть, то какие?
Семья, государство, общество, школа, вуз, знания, воспитание, целеустремленность, воля, наука, любимая работа, хорошая зарплата, благополучие, настоящие друзья, крепкая семья, здоровье, экология, творчество и т. п.
Рефлексия.
Учитель раздает всем ребятам по листочку цветной бумаги с написанными на нем понятием о роли образования. Детям предлагается оформить плакат, на котором растет пальма знаний. Пальма растет все время, пока живет человек. У каждого из нас свой уровень образования. Но есть для всех людей общие принципы и понятия, которые помогут каждому стать сильнее, потому что хорошее образование – это единственное богатство.
Корнями дерева будут те три коллектива, которые «образуют» человека
- назовите эти три коллектива. Приклейте свои карточки внизу.
- из чего состоит образование?
- что помогает в наше время образованию?
-какая польза от образования?
Дети по очереди выходят к доске, «озвучивают» свой листочек, приклеивают его на плакат. В конце тренинга поблагодарите детей за участие.
Контрольные вопросы.
Что говорит Основной закон об образовании?
Зачем нужны Правила в школе?
Что дает человеку хорошее образование?
Какие обязанности возникают у учеников в школе?
ЗАПОМНИ!
РОДИТЕЛИ имеют право приоритета в выборе вида образования для своих детей. Родители должны иметь возможность свободно посылать своих детей в любые учебные заведения, отвечающие требованиям, предписанным или утвержденным компетентными органами образования, и обеспечить религиозное или иное моральное воспитание своих детей в соответствии с их собственными убеждениями. Российское законодательство гарантирует родителям право выбора образования для своих детей. Это совершенно не означает, что среднее образование не является обязательным для детей и их родителей. Согласно закону об образовании Российской Федерации, основное общее образование (9 классов) и государственная аттестация по его завершении является обязательной для всех детей, независимо от формы обучения. И если ребенок не получает должного образования, либо вообще не обучается ни дома, ни в школе, то в подобных случаях в силу вступает закон.
Ответственность за дисциплину, за правила поведения в школе лежит на ее директоре. Эти правила носят силу закона как для учителей, так и для учеников.
На протяжении всего школьного дня ответственность за жизнь детей и их воспитание несут учителя, поэтому они принимают на себя часть родительских обязанностей.
Используемая литература:
Конституция РФ, 1993г.
Конвенция о правах ребенка
Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
Фалькович Т. А. , Шупина Т. И. «Изучаем Конституцию РФ», М. «Просвещение», 2009г.
Северина О.А. , Сорокина Е. Н. «Детский правозащитный университет», «Глобус» 2011г.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории обществознания:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ