Интерактивные технологии как способ формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках истории и обществознания, 5-11 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 13

















Интерактивные технологии как способ формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках истории и обществознания

(5-11классы)









Составитель: Уразова Татьяна Рафаэльевна

учитель истории и обществознания

высшая категория















г. Челябинск, 2013

"Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования". Так определяет "Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года" одну из задач, стоящих перед педагогом. Национальная инициатива «Наша новая школа» определяя ценностные ориентиры и цели современного образования предусматривает необходимость перенастроить систему образования на освоение современных компетентностей, отвечающих общемировым требованиям к человеческому капиталу, обеспечивающих консолидацию российского общества ради решения новых амбициозных задач.

Именно формирование коммуникативной компетенции, на мой взгляд, позволит ребенку адаптироваться в современном мире, а предметы обществоведческого цикла обладают необходимым для этого потенциалом. Сейчас уже ясно, что главная задача современного педагога – это не дать максимально большее количество знаний, а научить ребенка ориентироваться в реалиях информационного общества, самостоятельно добывать и анализировать информацию, оценивать ее. Современная информационная цивилизация формирует новую систему ценностей. В центре ее - свободный самореализующийся индивид, способный к гибкой смене способов и форм жизнедеятельности на основе коммуникации позитивного типа и принципа социальной ответственности.

Но достижение этого возможно только при условии становления учащегося как субъекта собственной деятельности, в процессе взаимодействия и продуктивного сотрудничества. Как разбудить врожденную потребность в познании? Как заинтересовать учащихся в постоянном поиске, радости своего маленького открытия?

Очевидным становится противоречие формирования коммуникативной компетенции как базы для эффективного освоения содержания образования и недостаточной разработанностью механизмов и условий реализации, активно-деятельной природой ребенка, его интересом к изучаемым предметам и социально-педагогическими условиями его жизни, когда обучение строится в основном на получении готовой информации.

Каковы же пути решения этой проблемы? Очевидно, что актуальным становится разработка и создание условий, применение технологий, методов и приемов, формирующих у учащихся навыки самостоятельной деятельности, способствующие успешной социализации в мультикультурном мире.

Я считаю, что к таким методам можно отнести интерактивные технологии обучения. На своих уроках я стремлюсь развивать коммуникативные способности учеников, подготовить их к взрослой жизни, научив формулировать и выражать свои мысли, а кроме того сделать этот процесс интересным и ценным для них.

Цель опыта- построение собственной педагогической системы, опирающейся на применение интерактивных технологий, как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся.

Педагогическая идея опыта - создание условий для проявления и саморазвития личности, диалоговое сотрудничество учителя и ученика как равноправных участников образовательного процесса, деятельностный подход к формированию компетентностей.

Система педагогических задач: изучение теоретических основ интерактивного обучения и определение направления деятельности, определение технологического обеспечения интерактивного обучения на различных этапах учебной деятельности, разработка новых приемов работы с учащимися, адекватных их возрасту и опыту использования интерактивных методов; саморазвитие посредством интеллектуального воздействия, пробуждение способности к рефлексии, целеобразованию, выбору адекватных решений, таких интерактивных приемов, которые способствуют формированию коммуникативной компетенции учащихся.

Теоретическую основу опыта составили идеи интерактивного обучения А.Н. Тубельского, М.М. Бахтина, С.В. Кульневича, Т.П. Лакоцениной, Е.В. Коротаевой, Дидактической основой является антропоцентрический подход в преподавании предметов гуманитарного цикла, ориентирующий процесс обучения на самореализацию человека как «меру всех вещей».

В процессе интерактивного обучения активность педагога уступает место активности учащихся, задача педагога- создание условий для их инициативы. Цель интерактивного обучения - создание комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Интерактивная деятельность на уроке предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.

Технология интерактивного обучения основана на явлении интеракции. В процессе обучения происходит межличностное познавательное общение и взаимодействие всех его субъектов. Как же на практике осуществлять интерактивное общение?

Правила организации интерактивного обучения на уроках

Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники (ученики). С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения.

Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на урок, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. Сказывается известная закрепощенность, скованность, традиционность поведения. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение учеников за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации ученика.

Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. Ведь важно, чтобы каждый был услышан, каждой группе предоставлена возможность выступить по проблеме.

Правило четвертое. Для учеников должен быть создан физический комфорт. Плохо, если кому-то на занятии придется сидеть, «вывернув» шею. Поэтому столы лучше поставить «елочкой», чтобы каждый ученик сидел вполоборота к ведущему занятие и имел возможность общаться в малой группе. Хорошо, если заранее будут подготовлены материалы, необходимые для творческой работы.

Правило пятое. Отнеситесь со вниманием к вопросам процедуры и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его.

Правило шестое. Отнеситесь со вниманием к делению участников на группы. Первоначально его лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.

Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач. Главное — развитие коммуникативных умений и навыков, способов деятельности, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку адаптирует к работе в команде, учит прислушиваться к мнению партнера. Использование интерактива в процессе урока, как показывает практика, снимает нервную нагрузку школьников, дает возможность менять формы деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.

Работа в интерактивном режиме предполагает некий алгоритм: проникновение идей в сознание – активная деятельность – обратный информационный процесс – управление – самостоятельность – активность учащихся – интерактивное общение – взаимообогащение – соединение теории и практики – результативность.

Требование к использованию интерактивных технологий

Эти формы эффективны в том случае, если на уроке обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у школьников имеются первоначальные представления, полученные ранее на занятиях или в житейском опыте. Кроме того, обсуждаемые темы не должны быть закрытыми или очень узкими. Важно, чтобы уровень обсуждаемой проблемы позволял перейти от узкоэкономических (правовых, политических и пр.) вопросов к широкой постановке проблемы.

При работе с учениками 6-7 классов уместнее начинать с наиболее простых форм работы («вертушка», «большой круг», «аквариум»).

Наиболее простая форма группового взаимодействия — «Большой круг». Работа проходит в три этапа.

Первый этап. Группа рассаживается на стульях в большом кругу. Учитель формулирует проблему.

Второй этап. В течение определенного времени (примерно 5 минут) каждый ученик индивидуально, на своем листе записывает предлагаемые меры для решения проблемы.

Третий этап. По кругу каждый ученик зачитывает свои предложения, группа молча выслушивает (не критикует) и проводит голосование по каждому пункту — не включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.

Прием «большого круга» применяется в тех случаях, когда возможно быстро определить пути решения вопроса или составляющие этого решения. На уроках обществознания в 6 классе – составление инструкций для подростков: «Как защитить свои права», «Как вести себя в школе», «Правила поведения в театре»; законопроектов – «Конституция 6 «б»», «Конституция современной семьи». Информация, полученная на уроке, на следующем занятии дополнялась тем, что вырабатывалось детьми с родителями. На уроке не используя перемещение, произвольно делю учеников на группы.

«Аквариум» — форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». На уроках обществознания в 7 классе. При изучении темы «Социальный портрет молодежи» каждая группа получает задание: на основе имеющихся у учащихся знаний составить иерархию ценностей и аргументировано представить свою позицию.

А) первобытного человека;

Б) античного;

В) средневекового;

Г) человека нового времени;

Д) современного человека.

На подготовку группам отводится 3-5 минут, затем один представитель от каждой группы изложит идеи, выработанные совместно (2-3 минуты). После завершения работы группы учитель предлагает перейти к общему обсуждению, где позицию группы представляет один человек). К теме « Проблемы современной молодежи»- выделить причины возникновения подростковых проблем с точки зрения:

А) самого подростка;

Б) родителей;

В) учителей;

Г) психолог.

Использование такие приемы, как «Большой круг», «Вертушка», «Аквариум» уже в основной школе дает возможность моим ученикам публично выражать свое мнение, развивать речевую грамотность. Ценное в этих формах в том, что они позволяют ребенку не только выразить свое мнение, взгляд и оценку, но и, услышав аргументы партнера по игре, подчас отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее. В обществоведческом образовании это особенно актуально, ибо вопросы культурологии, политики, права всегда неоднозначны и требуют от человека не только логического мышления, но и толерантности, уважения к чужому мнению.

Технология Дискуссии

Существует большое количество форм организации дискуссии: метод всех возможных решений «Дерево решений», ток-шоу, симпозиум, свободные дебаты, классическая дискуссия. Конечно, в основном эта технология применима в старшей школе, но элементы я ввожу в основной школе, при этом непосредственность 6,7-классников способствует успешности совместной деятельности.

В своей практике я чаще всего использую форму классической дискуссии и метод всех возможных решений «Дерево решений». При этом применяю данную технологию на уроках, во внеклассной работе и во внеурочное время. Во время урока дискуссия может быть и формой проведения занятия и структурным элементом.

1."Дерево решений”

Техника, используемая для рационализации процесса принятия решений в ситуации, когда невозможно дать простой и однозначный ответ на поставленную задачу. Данная методика применяется также при анализе ситуаций и помогает достичь полного "снимания причин, которые привели к принятию того или иного важного решения в прошлом. Участники обсуждения детально анализируют все возможные варианты мнений и выписывают в колонки преимущества и недостатки каждого из них, а также те проблемы, которые они могут за собой повлечь. В ходе обсуждения участники заполняют таблицу:

Проблема

Вариант I

преимущества недостатки

__________________ ___________________

__________________ ____________________


Вариант 2

преимущества недостатки

_____________ _________________

_____________ _________________

Решение

преимущества недостатки


Методика проведения обсуждения

  1. В начале преподаватель ставит задачу для обсуждения.

  2. Участникам дается базовая информация по проблеме, события, факты, документы, ситуации и т.д. (это также может быть частью домашнего задания накануне обсуждения).

  3. Преподаватель делит учащихся на группы по 4-6 человека. Каждой группе раздаются таблицы и яркие фломастеры. Преподаватель определяет время на выполнение задания.(10-20 мин).

  4. Работая в группах, учащиеся заполняют таблицу, записывая в колонки преимущества и недостатки каждого варианта, и принимают решения по проблеме

Представители каждой группы рассказывают о результатах. Преподаватель может сравнить полученные результаты, рассказать, почему в том или ином случае группы приняли одинаковые или различные решения, ответить на вопросы учащихся. На уроках обществознания я использую данную технологию для работы с информационным материалом. (10 класс. Тема «Политическая сфера»)

“Не нужно тратить много сил для доказательства невыполнимости принципиального воздержания от политики. Государство и общество таким железным кольцом охватило всю нашу жизнь, что вполне освободиться от него нет никакой физической возможности. Толстовское “неделание” и монашеское отречение от мира на самом деле нисколько не освобождают от этого кольца, ибо пассивное отношение поддерживает и укрепляет существующий строй в такой же мере, как революционный образ действий его расшатывает” (С. Булгаков, русский философ).

“Люди, живущие в демократическом обществе и не видящие вокруг ни начальников, ни подчиненных, лишенные привычных и обязательных социальных связей, охотно замыкаются в себе и полагают себя от личных дел, чтобы заняться делами общественными, поэтому естественно их желание переложить эти заботы на того единственного очевидного и постоянного выразителя коллективных интересов, каким является государство.

Они не просто теряют вкус к общественной деятельности, но часто у них просто не хватает на нее времени. В демократическом обществе частная жизнь принимает столь активные формы, становится столь беспокойной. Заполненной желаниями и работой, что на политическую жизнь у человека не остается ни сил, ни досуга” (А. Токвиль, французский социолог). Работая с документом учащиеся заполняют таблицу по проблеме с последующим обсуждением.

Методика проведения классической дискуссии

1.При подготовке дискуссии следует спланировать общий ход беседы. Он также должен сообщить участникам тему планирующейся дискуссии,

2.Открывая дискуссию, ведущий (или другой специально подготовленный человек) рассказывает о ее теме и представляет план проведения обсуждения. Это вступительное слово не должно превышать 3-5 минут.

3. Ведущий следит за регламентом и ограничивает выступления участников 3-5 минутами (5 минут на первое выступление, 3 минуты на каждое последующее). Он старается вовлечь в дискуссию как можно большее количество участников, предоставляя им слово. При необходимости, ведущий напоминает участникам о повестке дня, регламенте и соблюдении приличий во время дебатов,

4.По ходу дискуссии, ведущий выносит на обсуждение последующие пункты повестки дня и подводит итоги по каждому пункту.

5. По окончании обсуждения, ведущий подводит итог всему сказанному (или предоставляет такую возможность одному из участников), анализируя сходство и различие позиций по каждому вопросу.

При изучении темы «Познание как деятельность» организуют дискуссию «Кто я? Зачем я?» (как элемент урока).

При изучении темы «Развитие общества» провожу дискуссию по вопросу: «Анализируя современное состояние российского общества, в чем вы видите общественный прогресс, в чем регресс?»

Большое внимание уделяю устному обмену мнениями, живой дискуссии, на таких уроках использую проблемные вопросы: «толстые» вопросы, требующие неоднозначного ответа («Выскажите свои суждения о сущности гражданского общества») и «тонкие» вопросы: («Кто? Что? Когда? Согласны ли Вы?).

Использую и перекрестную дискуссию, она помогает овладеть приемами аргументации, научного доказательства, формирует умение отстаивать свою точку зрения, критически подходить к чужим и собственным суждениям. И как итог урока – эссе («Зависит ли дальнейшая судьба России от того, какой путь развития мы выберем?», «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя»).

В ходе подготовки к дискуссии учащиеся-старшеклассники осваивают определенные методы работы в Интернете: поиск социальной информации по теме, используя различные поисковики, носители; учатся различать в социальной информации факты; приобретают умения работать с первоисточниками, составлять таблицы, интерактивные карты, готовят презентации («Политические партии современной России», «Мировая экономика: тенденции развития»), которыми учащиеся могут воспользоваться для освоения учебного материала на уроках литературы, иностранного языка, информатики, экономики, географии; особый интерес вызывают у учащихся уроки по созданию интерактивных моделей: («Выборы», «Юридическая консультация», «Судебное разбирательство» ). Все это позволяет решать многообразные учебные и развивающие задачи: учить самостоятельно работать с информацией, структурировать учебный материал, создавать целостную картину по определенным темам:

«Личность Петра Великого», или «Уроки жизни будущего реформатора России»

Кроме того, данная технология «прижилась» и во внеклассной работе. Классный час в форме дискуссии вызывает большой интерес у учащихся. Во внеурочной деятельности - организация дискуссий, диспутов, заседания дискуссионного клуба «100 вопросов взрослому», при подготовке и проведении которых привлекались ветераны труда школы, воспитательная служба школы. Лучшая оценка этой деятельности – оценка, которую дает ребенок.

Технология «Дебаты» создана на базе международной образовательной программы «Дебаты», основанной в 1993 году Институтом «Открытое общество».

Технология используется как форма или элемент урока и во внеурочной деятельности.

Существует несколько вариантов командных и индивидуальных дебатов, в которых возможно либо только произнесение речей, либо добавляется возможность участия в перекрестной дискуссии, но обсуждение всегда организовано как столкновение двух противоположных позиций. Основополагающими принципами организации дебатов являются честность и уважение партнеров, а самый главный принцип – «проигравших нет!»

Этапы работы в технологии «Дебаты»

• Подготовка

• Выбор темы.

• Построение сюжета доказательств

• Подбор аргументов

• Собственно дебаты

• Оглашение позиций (дискуссия)

• Раунд перекрестных вопросов

• Судейство

• Рефлексия

Технология «Дебаты» позволяет ученикам приобрести навыки и умения:

• логического и критического мышления;

• концентрации на определенной проблеме;

• организации совместной деятельности;

• сбора и осмысления разнообразной информации;

• формирования и отстаивания собственной позиции;

• публичных выступлений;

• грамотного диалогического общения и взаимообучения.

Дебаты Карла Поппера – формат дебатов, предназначенный для школьников.

Направления работы

1. Работа с информацией.

2. Работа с текстом.

3. Тренинг на развитие критического мышления.

4. Составление речи, раскрывающей предложенный тезис.

5. Построение линии аргументации, доказательной базы.

6. Построение опровержения, поиск линии опровержения.

7. Правила и этика полемики.

8. Ораторское искусство.

9. Работа в команде.

Элементы работы

1. «Мозговой штурм».

2. «Найди аргументы».

3. Составление речи первого спикера.

4. «Перекрестный опрос».

5. Политические дебаты исторических деятелей.

  1. Собственно "Дебаты" на уроке.

Технологию дебатов я использую на уроках обществознания и истории. Основная цель дебатов – создать атмосферу дружеского общения, сформировать демократический стиль поведения в споре с оппонентом, умение выслушать другую точку зрения и отстоять свою, принять и понять другого человека с его интересами и взглядами.

Классификация дебатов на уроках обществознания и истории

а) Проблемные дебаты — это дебаты, предусматривающие знакомство участников с историографическими и обществоведческими концепциями. Они, как правило, затрагивают ключевые, дискуссионные проблемы (например, роль варягов в образовании Древнерусского государства, влияние монголо-татарского ига на историческое развитие Руси).

б) Экспресс-дебаты по мини-проблемам — это дебаты, в которых фаза ориентации и подготовки сведена к минимуму. Подготовка осуществляется непосредственно на уроке по материалам учебника или рассказу учителя. Этот тип дебатов может быть успешно использован либо как элемент «обратной связи», закрепления учебного материала, либо как форма активизации познавательной деятельности. Пример экспресс - дебатов при изучении темы « Глобализация», «Технический прогресс ведет к гибели цивилизации», «В демократическом государстве гражданское неповиновение оправдано».

в) Дебаты выступают как форма подведения итогов самостоятельной работы учащихся по какой-либо проблеме, т.е. являются презентацией и осмыслением работы учащихся с учебной и научной литературой. Например: «Опричнина породила Смутное время», « России был необходим Брестский мир» «Влияние Интернета на молодежь»

г) В форме дебатов проводятся повторительно-обобщающие уроки. В качестве примера таких уроков-дебатов можно привести следующие темы: «Петровские реформы — прогрессивное явление в истории России»

д) В форме дебатов проводится работа с понятиями и терминами (Понятия: глобализация, революция, демократизация, аполитичность)

Итак, я пришла к выводу, что потенциал дебатов очень высок, а успешная реализация его поможет в приобщении учащихся к более глубокому изучению предмета, а также развивает три основные ключевые компетенции (информационную, коммуникативную, решение проблем).

Кейс – Метод» (CASE STUDY)

Традиционно в процессе обучения школьники накапливают опыт решения четко и конкретно сформулированных задач. Как помочь ученику объективно оценивать реальную ситуацию, выделять проблему, учитывать интересы других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их деятельность? Для этих целей как нельзя лучше подходит метод анализа конкретных ситуаций (кейс-метод/ Case study).

Решение кейса позволяет развивать навыки критического мышления, а также актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении заявленной проблемы, формирует коммуникативные способности.

В основе метода конкретных ситуаций лежит имитационное моделирование: использованию этого метода в обучении предшествует разработка конкретного примера или использование готовых материалов с описанием реальной ситуации.

Ключевые вопросы преподавателя при анализе ситуации: «Что вы сделали?», «Какие аспекты действия вы считаете правильными?», «Что можно было сделать лучше?», «Как вы можете решить эту проблему?»

Эти вопросы способствуют выработке у учащегося способности по-новому смотреть на мир: на конкретную работу, организацию, собственную деятельность и взгляды. Оно ориентировано на будущее, направлено на переоценку своей деятельности, выработку новых подходов.

Кейс представляет собой реальную жизненную ситуацию, описание которой отражает какую-нибудь практическую проблему. В идеале проблема не должна иметь однозначного решения. Важным условием считается присутствие в кейсе «действующего лица», ответственного за принятие решения

Кейс выступает как технология коллективного обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования определенных личностных качеств обучаемых.

Руководство по написанию кейса.

Кейс должен отвечать следующим условиям:

наличие реально существующей группы людей, организации, на основе которой разработана ситуация;

определенная хронология событий, временные рамки,

наличие реальной проблемы, конфликта,

ситуация должна быть представлена в «событийном» стиле, где отражены не только события, но и персонажи, их действия, поступки;

действие, разворачивающееся в кейсе, должно содержать интригу.

Организация обучения на основе метода конкретных ситуаций.

1.Подготовительный этап (до начала занятий).

Цель этапа: конкретизировать цели и разработать конкретную ситуацию и ход занятия.

2. Ознакомительный этап (во время занятия)

Цель этапа: вовлечение в анализ реальной ситуации, выбор оптимальной формы преподнесения материала для ознакомления.

3. Аналитический этап (начало обсуждения кейса).

Цель этапа: проанализировать кейс в группе и выработать решение.

4. Итоговый этап (презентация групповых решений).

Цель: научить учащихся, как индивидуально, так и в составе группы:

  • анализировать информацию,

  • сортировать ее для решения заданной задачи,

  • выявлять ключевые проблемы,

  • генерировать альтернативные пути решения и оценивать их,

  • выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.

Помимо этих целей при применении анализа ситуаций достигаются и дополнительные эффекты, обучаемые:

  • Получают коммуникативные навыки

  • Развивают презентационные умения

  • Формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения

  • Приобретают экспертные умения и навыки

  • Учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы

  • изменяют мотивацию к обучению

Одной из важнейших характеристик кейс-метода является умение воспользоваться теорией, обращение к фактическому материалу.

Однако главное его предназначение - развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решение, другими словами научиться работать с информацией.

Метод анализа кейсов, казусов – наиболее приемлемая интерактивная технология

В зависимости от дидактических, развивающих и игровых целей одну и ту же ситуацию можно проанализировать разными методами: и методом ситуационного упражнения или традиционного анализа, и методом кейса, и методом инцидента, а можно разыграть ситуацию в ролях, т.е. осуществить инсценировку. Особенно значимо на мой взгляд, применение данной технологии в курсе обществознания. Не секрет, что в реальности ситуация принципиально иная: жизненные и профессиональные задачи неизвестны заранее, никто не формулирует их в стандартной форме учебных задач. Дети учатся принимать решения в реальных ситуациях, презентовать свою точку зрения. Начав не так давно применять эту технологию, я оценила ее значимость.

Технология брейнсторминг («мозговой штурм») представляет собой метод коллективного поиска новых идей для решения творческих задач. Основателем данного метода считается американский морской офицер Алекс Осборн, который создал школу изобретателей, теоретически обосновав и апробировав метод «мозгового штурма. Мозговой штурм - это метод продуцирования идей и решений при работе в группе. Правила проведения «мозгового штурма».

  • все высказываются и все слушают;

  • все имеют равные права;

  • называя идеи нельзя повторяться;

  • чем больше список идей, тем лучше;

  • разрабатывая проблему, подходите к ней с разных сторон, расширяя

  • углубляя различные подходы;

  • идеи не оцениваются и не критикуются. Возможно применение метода «двойного мозгового штурма», т.е. прервать занятие на несколько дней, а потом снова провести его в полном объеме. Во время этого преднамеренного перерыва в мыслительный процесс учеников включается подсознание, наиболее ценные идеи получают развитие и генерируются.

Технология ролевой игры.

Ролевая игра - это ситуация, в которой участник берет нехарактерную для него роль, поступает непривычным образом.

Цель - выработать оптимальное, основанное на уверенности в себе поведение в той или иной жизненной ситуации. Этапы ролевой игры:

1. постановка задачи - определение поведения, которое нуждается в коррекции или тренаже;

2. инструктаж и обучение участников исполнения роли запланированной ситуации;

3. разыгрывание ситуации;

4. моделирование желательного поведения;

5. отработка оптимального поведения;

6. получение обработанной связи.

На уроках технологию « мозгового штурма» я в основном использую как определенный этап, планирование последующей деятельности.

На уроке я предлагаю учащимся самостоятельную работу с информационным текстом, вся работа выстроена в 3 этапа («Ошибка тысячелетия» - Отечественная война 1812 года», 8 класс):

  1. Вызов (мозговой штурм - «В 2000 г. в связи с «миллениумом» составлялись списки по номинациям: «Человек тысячелетия», «Открытие тысячелетия», «Событие тысячелетия». «Ошибка тысячелетия» была совершена в XIX веке, а потом повторена в XX веке. О чем идет речь?», составление кластера «Ошибка тысячелетия», описание примеров кластера «Чья? Почему? В чем суть? Кто виноват? Какие последствия?);

  2. Осмысление (инсерт) – прием маркировки текста – это интерактивная самоактивирующаяся системная разметка для эффективного чтения и размышления: (работа с историческими документами – воспоминания участников Отечественной войны 1812 года)

V – известно;

- - неизвестно;

+ - интересно, неожиданно;

? – хочется узнать, непонятно.

  1. Рефлексия (возвращение к кластеру) - Ребята, вы успешно справились с поставленной задачей, вы восстановили неизвестные страницы истории Отечественной войны 1812 года. Это позволит по-новому взглянуть на события, которые произошли 197 лет назад. Но вернёмся к проблеме, поставленной в начале урока «Ошибка тысячелетия» - Отечественная война 1812 г.?!» и попытаемся ответить на поставленные вопросы: для кого Отечественная война 1812 г. была ошибкой? В чем заключалась ошибка? Какое значение имеет Отечественная война 1812 г. для будущих поколений?

(Исправляются неверные предположения в предварительных кластерах, заполнение их самостоятельно на основе новой информации).

Данный прием работает по принципу: цель – действие – результат, но самое главное, идет развитие умений учиться самостоятельно.

Таким образом, применение интерактивных технологий способствует формированию коммуникативных умений:

  • Умение инициировать взаимодействие со взрослым;

  • Умение дискутировать;

  • Умение отстаивать свою точку зрения;

  • Умение находить компромисс.

Таким образом, систематическое применение учителем интерактивных форм, методов, технологий на уроках истории и обществознания создает благоприятные условия для формирования у школьников учебной деятельности и способствует формированию ключевых компетенций.



Использованная литература:

1.Мясоед Т.А. «Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей» М., 2004

2.Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. «Технологии игры в обучении и развитии» М., 1996, 268 стр.

3.Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005.

4.Ваганова Н.А. Изучение особенностей проявления творческого потенциала школьников

5. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе – М.: Просвещение, 2003г.













Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории обществознания:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ