Рабочая программа по праву (профильный уровень) 10 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 70
города Липецка
Рабочая программа
по праву
(профильный уровень)
10 класс
подготовила
учитель истории и обществознания
Аничкина Светлана Александровна
г. Липецк
2013
Пояснительная записка
О программе
Настоящая рабочая программа по предмету «Право» составлена на основе:
Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;
Примерной программы курса права для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) 2006 г., допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.
Программа адресована обучающимся профильной социально-экономической группы 11 общеобразовательного класса в рамках индивидуальной траектории обучения. Необходимость введения данного курса диктуется тем, что в последние годы для поступления во многие вузы необходимо сдать ЕГЭ по обществознанию, в структуру которого входят вопросы права. Как показывает опыт прошлых лет, именно эти вопросы на экзамене вызывают у обучающихся наибольшие затруднения, поскольку на подробное изучение права в рамках обществознания отводится недостаточно много времени. Поэтому курс «Право» призван помочь выпускникам в подготовке к успешному прохождению государственной (итоговой) аттестации по материалам и в форме ЕГЭ.
Помимо названной выше причины введения курса «Право», следует отметить, что правовая информация, представленная в содержании рабочей программы, расширяет возможности правовой социализации обучающихся, позволяет более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования, вооружает их теоретическими и практическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.
О целях и задачах
Изучение права в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;
воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;
освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;
овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;
формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В области познавательной деятельности:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно - иссле-довательской работы;
- выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследо-вательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования.
В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск нужной информации по заданной теме в источниках права; извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, график), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичных выступлений.
В области рефлексивной деятельности обеспечивается понимание ценности образования как средства развития культуры личности; объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, определение собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды; осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Об основном содержании программы
Рабочая программа реализуется в течение 2 лет, из расчёта 2 урока в неделю, то есть программа носит профильный уровень сложности.
Основные содержательные линии рабочей программы по праву отражают ведущие и социально-значимые проблемы юридической науки и практики. К ним относятся: проблемы взаимоотношений права и государства; система и структура права; правотворчество и правоприменение; правоотношения; правонарушения и юридическая ответственность; право и личность; конституционное право; гражданское право; семейное право; уголовное право; административное право; трудовое право; правосудие; юридическое образование.
Раздел I. Гражданское право (22 часа)
Гражданское право как отрасль российского права. Субъекты гражданского права. Сделки и представительство. Обязательственное право. Понятие и сущность договоров. Виды договоров. Право собственности и его виды. Общая собственность и порядок защиты права собственности. Защита неимущественных прав. Гражданско-правовая ответственность и способы защиты гражданских прав. Предпринимательство и предпринимательское право. Государство как субъект экономических отношений. Правовые средства государственного регулирования экономики. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Правовое регулирование защиты предпринимательской деятельности и прав предпринимателей. Права потребителей. Наследственное право.
Повторительно-обобщающий урок.
Раздел II. Семейное право, жилищное право (4 часа)
Правовые нормы института брака. Родители и дети: правовые основы взаимоотношений. Жилищные правоотношения.
Повторительно-обобщающий урок.
Раздел III. Трудовое право (8 часов)
Трудовое право в жизни людей. Занятость и трудоустройство. Порядок взаимоотношений работников и работодателей. Трудовые споры и дисциплинарная ответственность. Рабочее время и время отдыха. Правовое регулирование труда несовершеннолетних. Льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством.
Повторительно-обобщающий урок.
Раздел V. Административное право и административный процесс (5 часов)
Административное право и административные правоотношения. Административные правонарушения и административная ответственность. Производство по делам об административных правонарушениях.
Урок-практикум.
Раздел VI. Уголовное право и уголовный процесс (7 уроков)
Понятие и сущность уголовного права. Основные виды преступлений. Уголовная ответственность и наказание. Уголовный процесс. Особенности уголовного процесса по делам несовершеннолетних.
Повторительно-обобщающий урок.
Раздел VII. Правовое регулирование в различных сферах
общественной жизни (7 часов)
Пенсионная система и страхование. Правовое регулирование денежного обращения. Экологическое право. Правовое регулирование отношений в области образования. Профессиональное юридическое образование. Юридические профессии: судьи, адвокаты, прокуроры, нотариусы, следователи. Особенности профессиональной юридической деятельности.
Повторительно-обобщающий урок.
Раздел VIII. Международное право (6 часов)
Международное право как основа взаимоотношений государств. Международная защита прав человека. Международное гуманитарное право и права человека.
Повторительно-обобщающий урок.
Итоговое повторение (1 час)
Резервные уроки (3 часа)
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения права обучающийся должен:
Знать / понимать
• систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека: основные юридические профессии;
Уметь
• характеризовать: право как элемент культуры общества; сис-тему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России: принципы орга-низации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмот-рения гражданских, трудовых, административно-правовых споров: порядок заключения и расторжения трудовых договоров, формы социальной защи-ты и социального обеспечения, порядок получения платных образователь-ных услуг;
• объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; меха-низм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права: содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;
• различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизвод-ства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внут-ренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов за-щиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательства; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;
• приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; эко-логических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружа-ющей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практике;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;
• анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;
• изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
• применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);
• осуществление учебных исследований и проектов по правовой тематике:
• выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав: способы и порядок разрешения споров;
• обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит данный учебный предмет.
Формы и способы контроля результатов
освоения программы обучающимися
Самостоятельные и практические работы, выполняемые обучающимися:
работа с источниками права, в том числе новыми нормативными актами;
анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности;
изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях общественной жизни;
решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта ученика
№ п/п
Раздел
Кол-во часов
Тестирования
Практикумы
1
Гражданское право
22
2
1
2
Семейное право, жилищное право
4
1
-
3
Трудовое право
8
1
-
4
Административное право и административный процесс
5
-
1
5
Уголовное право и уголовный процесс
7
1
-
6
Правовое регулирование в различных сферах общественной жизни
7
1
-
7
Международное право
6
1
-
8
Итоговые уроки
2
2
Используемые учебно-методический комплект,
дополнительная литература, ЭОР
Литература для обучающихся:
Певцова Е.А. Право: Основы правовой культуры: Учебники для 10-11 классов. Базовый и профильный уровни: В 2 ч. - М.: ООО «ТИД « Русское слово - РС», 2009.
Справочно-правовая система «Консультант-плюс».
Ю. А. Кожин. Практикум по праву: к учебнику Е.А. Певцовой. «Право. Основы правовой культуры». Для 11 класса общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2007.
Никитин А.Ф. Основы государства и права. 10-11 класс. - М.: Дрофа, 2009.
Литература для учителя:
Основные кодексы и законы РФ («Российская газета» - архив).
Электронное издание «Экономика и право. 9-11 классы», серия « 1с: Школа», - М.: Дрофа, ВИТА-Пресс, 2004
Бабленкова И.И., Акимов В.В. ,Сурова Е.А. Обществознание: учебное пособие для поступающих в вузы.- М.: Эксмо,2006.-352с.
Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права: Пособие для поступающих в юридические ВУЗы.- М., 2004
Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. – М.,1997
Кашанин А.В. Кашанина Т.В «Право». Учебник для 10-11 классов. Профильный уровень образования. – М.: Вита-Пресс, 2009.
Кашанин А.В. Кашанина Т.В. Методическое пособие по курсу "Право": профильный уровень образования. – М.: Вита-Пресс, 2009.
Основы права: хрестоматия для 10-11 классов общеобразовательных учреждений: Базовый уровень образования/Составители: Кашанин А.В. Кашанина Т.В. – М.: Вита-Пресс, 2005.
Список дополнительной литературы:
Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс.- М.,1993
Никитин А.Ф.Конституционное право
Никитин А.Ф.Уголовное право
Никитин А.Ф. Налоги
Никитин А.Ф Права человека
ЭОР:
Официальная Россия: сервер органов государственной власти Российской Федерации
http://www.gov.ru
Президент России: официальный сайт
http://www.president.kremlin.ru
Президент России — гражданам школьного возраста
http://www.uznay-prezidenta.ru
Государственная Дума: официальный сайт
Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация
http://www.gks.ru
Московская школа прав человека
http://www.mshr-ngo.ru
Права человека в России
http://www.hro.org
Социальные и экономические права в России
http://www.seprava.ru
Соционет: информационное пространство по общественным наукам
СМИ.ru — средства массовой информации в Интернете: каталог российских СМИ
http://www.smi.ru
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт
http://ombudsman.gov.ru
Календарно тематическое планирование
№
Дата
Тема урока
Кол-во часов
Вид контроля
По плану
По факту
Раздел I. Гражданское право (22 часа)
1
Гражданское право как отрасль российского права
1
Составление схемы «Структура гражданского права», словарь
2
Субъекты гражданско-правовых отношений
1
Составление схемы «Субъекты гражданско-правовых отношений»
3-4
Сделки и представительство
2
Фронтальный опрос
5
Обязательственное право
1
Индивидуальные письменные задания
6-7
Понятие и сущность договора. Виды договоров
2
Фронтальная беседа, индивидуальные задания
8
Урок-практикум по теме «Договоры»
1
Практические занятия
9-10
Право собственности и его виды
2
Составление схемы «Виды собственности»
11
Общая собственность и порядок защиты права собственности
1
Выполнение заданий после параграфа
12
Защита неимущественных прав
1
Фронтальный опрос
13
Гражданско-правовая ответственность и способы защиты гражданских прав
1
Составление опорного конспекта
14
Предпринимательство и предпринимательское право
1
Фронтальная беседа
15
Повторительно-обобщающий урок по теме «Собственность»
1
Тестирование
16
Государство как субъект экономических отношений
1
Выполнение заданий после параграфа
17-18
Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
2
Составление схемы «Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности»
19
Правовое регулирование защиты предпринимательской деятельности
1
Фронтальная беседа
20
Права потребителей
1
Составление памятки «Права потребителя»
21
Наследственное право
1
Составление опорного конспекта
22
Повторительно-обобщающий урок по теме «Гражданское право»
1
Тестирование
Раздел II. Семейное право, жилищное право (4 часа)
23-24
Правовые нормы института брака
Фронтальная беседа
25
Родители и дети: правовые основы взаимоотношений
Устный опрос
26
Жилищные правоотношения
Составление конспекта
27
Повторительно-обобщающий урок по теме «Семейное право, жилищное право»
1
Тестирование
Раздел III. Трудовое право (8 часов)
28-29
Трудовое право в жизни людей
2
Работа с текстом
30-31
Занятость и трудоустройство. Порядок взаимоотношений работников и работодателей
2
Работа с заданиями к параграфу. Практические задания
32
Трудовые споры и дисциплинарная ответственность
1
Составление сложного плана
33
Рабочее время и время отдыха
1
Индивидуальные сообщения
34
Правовое регулирование труда несовершеннолетних. Льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством
1
Составление опорного конспекта
35
Повторительно-обобщающий урок по теме «Трудовое право»
1
Тестирование
Раздел IV. Административное право и административный процесс (5 часов)
36-37
Административное право и административные правоотношения
2
Составление схемы
38
Административные правонарушения и административная ответственность
1
Анализ индивидуальных сообщений
39-40
Производство по делам об административных правонарушениях
2
Различные виды опроса
41
Урок-практикум по теме «Административное право»
1
Практические занятия
Раздел V. Уголовное право и уголовный процесс (7 уроков)
42-43
Понятие и сущность уголовного права
2
Фронтальный опрос, работа с заданиями после параграфа
44
Основные виды преступлений
1
Фронтальный опрос
45-46
Уголовная ответственность и наказание
2
Работа с учебником, составление сложного плана
47
Уголовный процесс. Особенности уголовного процесса по делам несовершеннолетних
2
Работа с источником
48
Повторительно-обобщающий урок по теме «Уголовное право»
1
Тестирование
Раздел VII. Правовое регулирование в различных сферах
общественной жизни (7 часов)
49
Пенсионная система и страхование
1
Работа с документами
50
Правовое регулирование денежного обращения
1
Составление схемы
51
Экологическое право
1
Фронтальный опрос
52
Правовое регулирование отношений в области образования
1
Работа с учебником, составление сложного плана
53
Профессиональное юридическое образование. Юридические профессии
1
Фронтальный опрос
Индивидуальные сообщения
54
Особенности профессиональной юридической деятельности
1
Индивидуальные сообщения
55
Повторительно-обобщающий урок по теме «Правовое регулирование в различных сферах общественной жизни»
1
Тестирование
Раздел VIII. Международное право (6 часов)
56
Международное право как основа взаимоотношений государств
1
Составление конспекта
57-58
Международная защита прав человека
2
Анализ источников
59-60
Международное гуманитарное право и права человека
2
Анализ источников
61
Повторительно-обобщающий урок по теме «Международное право»
1
Различные виды опроса
62-63
Итоговое повторение
2
Тестирование
64-66
Резервные уроки
3
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории обществознания:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ