Рабочая программа по праву в 10 классе (профильный уровень)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 70
города Липецка
Рабочая программа
по праву
(профильный уровень)
10 класс
подготовила
учитель истории и обществознания
Аничкина Светлана Александровна
г. Липецк
2013
Пояснительная записка
О программе
Настоящая рабочая программа по предмету «Право» составлена на основе:
Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;
Примерной программы курса права для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) 2006 г., допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.
Программа адресована обучающимся профильных социально-экономического и социально-гуманитарного классов. Необходимость введения данного курса диктуется тем, что в последние годы для поступления во многие вузы необходимо сдать ЕГЭ по обществознанию, в структуру которого входят вопросы права. Как показывает опыт прошлых лет, именно эти вопросы на экзамене вызывают у обучающихся наибольшие затруднения, поскольку на подробное изучение права в рамках обществознания отводится недостаточно много времени. Поэтому курс «Право» призван помочь выпускникам в подготовке к успешному прохождению государственной (итоговой) аттестации по материалам и в форме ЕГЭ.
Помимо названной выше причины введения курса «Право», следует отметить, что правовая информация, представленная в содержании рабочей программы, расширяет возможности правовой социализации обучающихся, позволяет более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования, вооружает их теоретическими и практическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.
О целях и задачах
Изучение права в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;
- воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;
- освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;
- овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности, содействия поддержанию правопорядка в обществе, решения практических задач в социально-правовой сфере и учебных задач в образовательном процессе;
- формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В области познавательной деятельности:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно - иссле-довательской работы;
- выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследо-вательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования.
В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск нужной информации по заданной теме в источниках права; извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, график), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичных выступлений.
В области рефлексивной деятельности обеспечивается понимание ценности образования как средства развития культуры личности; объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, определение собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды; осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Об основном содержании
Рабочая программа реализуется в течение 2 лет, из расчёта 2 урока в неделю, то есть программа носит профильный уровень сложности.
Основные содержательные линии рабочей программы по праву отражают ведущие и социально-значимые проблемы юридической науки и практики. К ним относятся: проблемы взаимоотношений права и государства; система и структура права; правотворчество и правоприменение; правоотношения; правонарушения и юридическая ответственность; право и личность; конституционное право; гражданское право; семейное право; уголовное право; административное право; трудовое право; правосудие; юридическое образование.
Роль права в жизни человека и общества
Юриспруденция как важная область человеческих знаний. Информация и право. Особенности и закономерности возникновения права. Что такое право. Основные принципы и права. Презумпции и аксиомы права. Система регулирования общественных отношений. Повторительно-обобщающий урок.
Теоретические основы права как системы
Структуры правовой системы. Отрасли права. Понятие и виды правотворчества. Законодательный процесс. Формы права. Нормативный правовой акт. Действие норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц. Реализация права и ее формы. Этапы и особенности применения права. Коллизии права. Толкование права: задачи и особенности. Способы и виды толкования права. Акты толкования права. Повторительно-обобщающий урок.
Правоотношение и правовая культура
Правоотношения и их виды. Правонарушения и их характеристика. Состав и признаки правонарушение. Виды правонарушений. Юридическая ответственность. Принципы и виды юридической ответственности. Правосознание и правовая культура. Правовые системы современности. Особенности правовой системы в России. Повторительно-обобщающий урок.
Государство и право
Понятие государства. Теория происхождения государства и его признаки. Сущность и функции государства. Формы государства. Государственное устройство. Политический режим. Организация власти и управления в стране. Государственный орган и его признаки. Законодательная, исполнительная и судебная власть. Правовое государство. Эволюция представлений о правовом государстве. Признаки правового государства. Конституция РФ. Структура Конституции РФ. Основы конституционного строя в России. Гражданство как правовая категория. Правовой статус человека в демократическом правовом государстве. Личные права. Политические права и свободы. Социально-экономические права. Обязанности граждан. Избирательная система. Принципы избирательной системы. Избирательный процесс. Повторительно-обобщающий урок (2 ч).
Правосудие и правоохранительные органы
Защита прав человека в государстве. Суды общей юрисдикции. Арбитражные суды. Практикум. Система органов внутренних дел. Прокуратура и ее деятельность. Федеральная служба безопасности в РФ. Повторительно-обобщающий урок.
Итоговые повторительно-обобщающие уроки (2ч)
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения права обучающийся должен:
Знать / понимать
• систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека: основные юридические профессии;
Уметь
• характеризовать: право как элемент культуры общества; сис-тему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России: принципы орга-низации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмот-рения гражданских, трудовых, административно-правовых споров: порядок заключения и расторжения трудовых договоров, формы социальной защи-ты и социального обеспечения, порядок получения платных образователь-ных услуг;
• объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; меха-низм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права: содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;
• различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизвод-ства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внут-ренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов за-щиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательства; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;
• приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; эко-логических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружа-ющей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практике;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;
• анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;
• изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
• применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);
• осуществление учебных исследований и проектов по правовой тематике:
• выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав: способы и порядок разрешения споров;
• обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.
Формы и способы контроля результатов
освоения программы обучающимися
Самостоятельные и практические работы, выполняемые обучающимися:
работа с источниками права, в том числе новыми нормативными актами;
анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности;
изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях общественной жизни;
решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта ученика
№ п/п
Раздел
Кол-во часов
Тестирования
Зачёт
1
Роль права в жизни человека и общества
8
-
-
2
Теоретические основы права как системы
12
1
-
3
Правоотношения и правовая культура
10
1
-
4
Государство и право
29
2
1
5
Правосудие и правоохранительные органы
4
-
-
Используемые учебно-методический комплект,
дополнительная литература, ЭОР
Литература для обучающихся:
Певцова Е.А. Право: Основы правовой культуры: Учебники для 10-11 классов. Базовый и профильный уровни: В 2 ч. - М.: ООО «ТИД « Русское слово - РС», 2009.
Справочно-правовая система «Консультант-плюс».
Ю. А. Кожин. Практикум по праву: к учебнику Е.А. Певцовой. «Право. Основы правовой культуры». Для 10 класса общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2007.
Никитин А.Ф. Основы государства и права. 10-11 класс. - М.: Дрофа, 2009.
Литература для учителя:
Основные кодексы и законы РФ («Российская газета» - архив).
Электронное издание «Экономика и право. 9-11 классы», серия « 1с: Школа», - М.: Дрофа, ВИТА-Пресс, 2004
Бабленкова И.И., Акимов В.В. ,Сурова Е.А. Обществознание: учебное пособие для поступающих в вузы.- М.: Эксмо,2006.-352с.
Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права: Пособие для поступающих в юридические ВУЗы.- М., 2004
Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. – М.,1997
Кашанин А.В. Кашанина Т.В «Право». Учебник для 10-11 классов. Профильный уровень образования. – М.: Вита-Пресс, 2009.
Кашанин А.В. Кашанина Т.В. Методическое пособие по курсу "Право": профильный уровень образования. – М.: Вита-Пресс, 2009.
Основы права: хрестоматия для 10-11 классов общеобразовательных учреждений: Базовый уровень образования/Составители: Кашанин А.В. Кашанина Т.В. – М.: Вита-Пресс, 2005.
Список дополнительной литературы:
Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс.- М.,1993
Никитин А.Ф.Конституционное право
Никитин А.Ф.Уголовное право
Никитин А.Ф. Налоги
Никитин А.Ф Права человека
ЭОР:
Официальная Россия: сервер органов государственной власти Российской Федерации
http://www.gov.ru
Президент России: официальный сайт
http://www.president.kremlin.ru
Президент России — гражданам школьного возраста
http://www.uznay-prezidenta.ru
Государственная Дума: официальный сайт
Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация
http://www.gks.ru
Московская школа прав человека
http://www.mshr-ngo.ru
Права человека в России
http://www.hro.org
Социальные и экономические права в России
http://www.seprava.ru
Соционет: информационное пространство по общественным наукам
СМИ.ru — средства массовой информации в Интернете: каталог российских СМИ
http://www.smi.ru
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт
http://ombudsman.gov.ru
--
Календарно тематическое планирование, 10 класс
№
Дата
Тема урока
Кол-во часов
Вид контроля
По плану
По факту
1
Введение в курс «Право»: его структура и особенности
1
Работа с учебником
Глава I. Роль права в жизни человека и общества (8 часов)
2-3
Юриспруденция как важная область человеческих знаний.
2
Составление схемы «Система юридических наук», словарь, ролевая игра по организации процесса медиации
4-5
Особенности и закономерности возникновения права
2
Составление схемы «Функции права»
6
Принципы, аксиомы и презумпции права
1
Фронтальный опрос
7-8
Система регулирования общественных отношений
2
Индивидуальные письменные задания
9
Повторение по теме «Роль права в жизни человека и общества»
1
Фронтальная беседа, индивидуальные задания
Глава II. Теоретические основы права как системы (12 часов)
10-11
Система права
2
Фронтальная беседа, работа со схемой «Система права»
12-13
Правотворчество и процесс формирования права
2
Устный опрос
14-16
Формы права
3
Составление схемы «Формы права»
17
Действие норм права во времени и в пространстве
1
Составление конспекта, фронтальная беседа
18
Реализация права
1
Устный опрос
19-20
Толкование права: задачи и особенности
2
Работа с заданиями к параграфу
21
Повторительно-обобщающий урок по теме «Теоретические основы права как системы»
1
Различные виды опроса, тестирование
Глава III. Правоотношения и правовая культура (10 часов)
22-23
Правоотношения и их виды
2
Работа со схемами и таблицами
24-25
Правонарушения и их характеристика
2
Работа с заданиями к параграфу
26-27
Юридическая ответственность
2
Работа с источниками
28
Правосознание и правовая культура
1
Составление сложного плана
29
Правовые системы современности
1
Индивидуальны сообщения
30-31
Повторительно-обобщающий урок по теме «Правоотношения и правовая культура». Промежуточная диагностика
2
Тестирование
Глава IV. Государство и право (29 часов)
32
Понятие государства и его признаки
1
Составление схемы
33-34
Теории происхождения государства
2
Анализ индивидуальных сообщений
35-36
Сущность и функции государства
2
Различные виды опроса
37-40
Форма государства
4
Работа с учебником , опрос
41-44
Организация власти и управления в стране
4
Тестирование
45-46
Правовое государство и его сущность
2
Фронтальный опрос
47
Повторение по теме «Государство и его формы»
1
Индивидуальные задания, тестирование
48-51
Конституция РФ – Основной закон государства
4
Работа с источником
52
Гражданство как правовая категория
1
Работа с учебником, составление сложного плана
53-55
Правовой статус человека в демократическом государстве
3
Различные виды письменного и устного опроса
56-58
Избирательные системы и их виды
3
Работа с учебником и дополнительной литературой, фронтальный опрос
59-60
Повторительно-обобщающий урок по теме «Конституция и гражданин РФ».
Зачёт по Конституции РФ
2
Зачёт
Тема 4. Правосудие и правоохранительные органы (4 часа)
61-62
Защита прав человека в государстве
2
Индивидуальные сообщения
63
Правоохранительные органы РФ
1
Составление схемы
64
Повторение по теме «Правосудие и правоохранительные органы»
1
Фронтальный опрос
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории обществознания:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ