КЛАССНЫЙ ЧАС ПО ТЕМЕ «КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПАВЛОВО-ПОСАДСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ.








КЛАССНЫЙ ЧАС

ПО ТЕМЕ

«КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»


Разработчики:

преподаватель истории и обществознания

Косова И.А.

преподаватель русского языка и литературы

Панфилов А.Г.





2013 г.


Дата проведения: 02.09.2013 г.

Место проведения: лекционный зал ГБОУ СПО ПППЭТ МО.

Учебные группы: студенты ГБОУ СПО ПППЭТ МО.

Приглашенные гости и участники классного часа: сотрудники Павлово-Посадской городской прокуратуры.

Цель: способствовать формированию у учащихся убежденности в демократическом характере Основного закона РФ, продолжить работу по формированию основ правовой культуры и гражданского самосознания учащихся через знакомство с Конституцией Российской Федерации как нормативно-правовым актом

Задачи:

  • Образовательная:

способствовать осознанию ценности Конституции Российской Федерации как Основного закона страны; осмысленному усвоению конституционных принципов, отражающих основы конституционного строя нашей страны; пониманию прав человека, формированию уважения к правам других людей.

  • Развивающая:

развивать навыки ведения диалога по вопросам важнейших прав, свобод и обязанностей гражданина, понимания механизмов их защиты и способов реализации; характеризовать смысл основных понятий; анализировать тексты.

  • Воспитательная:

развивать у студентов чувство гордости за Россию как многонациональную, поликультурную, поликонфессиональную страну, её многонациональный народ, являющийся единственным источником власти в стране, как уникальное пространство, на территории которого веками складывались отношения добрососедства, конструктивного взаимодействия, согласия и взаимопонимания представителей различных народов;

Оборудование:

  • Плакаты «С Днем Знаний», «1 сентября»;

  • Текст Конституции РФ

  • Символика Российской Федерации и Московской области,

  • Мультимедийное оборудование, интерактивная доска;

  • тематическая презентация;

  • аудиоаппаратура.

Эпиграф урока:

«Я требую, чтобы государство защитило не только меня, но и других. Я требую, чтобы оно защитило свободу – и мою собственную, и всех окружающих людей». (Карл Поппер)





Ход классного часа:

  • Перед началом урока звучит Гимн Российской Федерации

  • Краткое вступительное слово директора ГБОУ СПО ПППЭТ МО

  • Обращение сотрудника Павлово-Посадской городской прокуратуры с темой «Что значит Конституция для жителей Московской области».

  • Далее классный час ведут преподаватели – ведущие классного часа.

I. Организационный момент.

Объяснить эпиграф классного часа.

II. Сообщение темы и целей классного часа.

III. Изучение нового материала. (Урок-путешествие)

1. Поочередный рассказ учителей с демонстрацией тематических слайдов презентации.

Главное место в системе законодательства государства занимает конституция. Конституция (лат. сonstitutio) – установление, учреждение, устройство. Конституция – основной закон государства и общества, регулирующий важнейшие стороны их внутренней организации. Так как конституция государства – это юридический, политический и идеологический по своему характеру документ, то ее содержание закрепляет соотношение социально-классовых сил в обществе, которые сложились к моменту принятия и введения в действие конституции. Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя, политические и юридические особенности устройства нашего государства. Изучение Конституции Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях является одним из важнейших средств формирования гражданской идентичности личности, понимаемой как связь человека со своей страной, большой и малой родиной.

История рождения новой Конституции продолжалась 3,5 года, 42 месяца или 168 недель. У Конституции РФ было более 1000 авторов.

С 1990 по 1993 год предлагалось около 20 различных ее проектов. Самые знаковые из них — проект Конституционной комиссии, проект академика Андрея Сахарова, проект Алексеева — Собчака и «вариант ноль», подготовленный рабочей группой под руководством Сергея Шахрая. В 1993 году появился общий проект Шахрая — Собчака — Алексеева.

Для завершения подготовки проекта Конституции 5 июня 1993 года в Москве было созвано Конституционное совещание, которое продлилось до октября 1993 года. В совещании приняли участие 931 участник плюс эксперты, привлеченные к его работе. Среди них: Анатолий Собчак, Олег Румянцев, Сергей Шахрай, Юрий Калмыков, Михаил Митюков, и другие.

Конституция РФ была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Конституция состоит из преамбулы, основной части (раздел 1), заключительных и переходных положений (раздел 2).

На всенародное голосование 12 декабря 1993 года пришли 54,8% граждан. Из них за принятие Конституции РФ высказались 58,4%, против — 41,6%. 25 декабря 1993 года текст Конституции РФ был официально опубликован, и она вступила в силу.

После принятия Конституции Российской Федерации стартовал новый этап в демократического конституционного строя: правовое государство; народовластие; верховенство права и конституции; многопартийность; федерализм; признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, их защита государством; разделение власти; политический и идеологический плюрализм, самостоятельность местного самоуправления; свобода экономической деятельности; признание и равная защита различных форм собственности; судебный конституционный контроль.

В отличие от остальных законов конституция: (списать с интерактивной доски и обсудить с обучающимися)

а) закрепляет основы государственного строя, основные права и свободы, определяет форму государства, систему высших органов государственной власти;

б) является основным источником права, служит базой для текущего законодательства;

в) обладает высшей юридической силой;

г) отличается стабильностью;

д) характеризуется особым порядком принятия и изменения.

Присяга приносится вступающим в должность Президентом, стоящим на специальной трибуне на подиуме Андреевского зала Большого Кремлёвского дворца, лицом к присутствующим, при этом справа от вступающего в должность располагается Специальный экземпляр Конституции Российской Федерации, а слева — Знак Президента Российской Федерации. Присяга произносится с наложением правой руки на Специальный экземпляр Конституции. Также на подиуме размещаются Государственный флаг Российской Федерации и Штандарт Президента Российской Федерации.

«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу»


2. Работа с Конституцией РФ. (Конституция на каждом столе у студентов)

Студенты рассматривают разделы Конституции, объясняя значение принятия основного закона, содержание основных прав и свобод человека и гражданина, назначение ветвей власти, выделяют сущность и ее задачи, основополагающие принципы организации местного самоуправления и порядок изменения Конституции.

Приложение 1.

Преамбула – это вступительная, вводная часть, в которой дана краткая характеристика целей, условий, мотивов принятия Конституции.

Основная часть составляет текст Конституции. Она включает 9 глав, 137 статей.

Глава 1. «Основы конституционного строя» (закрепляет принципы, определяющие государственный и общественный строй России).

Глава 2. «Права и свободы человека и гражданина» (устанавливает общие принципы правового положения личности в нашей стране, закрепляет ее основные права, свободы и обязанности, а также общие юридические гарантии этих прав и свобод).

Глава 3. «Федеративное устройство» (определяет территорию и состав России как федеративного государства, предметы ведения РФ и субъектов РФ, закрепляет правовой статус субъектов федерации).

Глава 4. «Президент РФ» (определяет полномочия президента как главы российского государства).

Глава 5. «Федеральное собрание» (высший представительный и законодательный орган в стране).

Глава 6. «Правительство» (высший исполнительный орган).

Глава 7. «Судебная власть» (устанавливает основополагающие принципы отправления правосудия и основы организации судебной системы и органов прокуратуры).

Глава 8. «Местное самоуправление» (устанавливает основополагающие принципы организации местного самоуправления).

Глава 9. «Порядок изменения Конституции» (определяется порядок изменения Конституции, внесение в нее поправок или коренной ее пересмотр).

Заключительные и переходные положения содержат 9 частей, в которых устанавливается порядок вступления Конституции в законную силу, определяется порядок применения законов, содержатся правила о порядке и сроках вступления в силу новых конституционных норм и прекращении действия прежних.

Сущность Конституции, ее задачи и высшая ценность для человека и общества состоят в правовом ограничении государственной власти, в установлении для нее известных правовых пределов, которые она преступить не имеет права.

Ограниченность государственной власти:

1) В обществе существуют высшие социально-нравственные ценности, которые признаются государством в качестве всеобщих и правовых принципов.

2) За личностью признаются присущие ей от рождения неотъемлемые права и свободы.

Отдельные сферы жизнедеятельности людей ограждены от прямого вмешательства со стороны государственных органов, куда государство имеет право вторгаться только на основе закона.

Конституционный строй – это система общественных отношений в стране, в которой соблюдается порядок, установленный нормами конституции.


3. Самостоятельная работа.

Задание для всех студентов. Заполнить таблицу «Основы конституционного строя « (интерактивная доска)

(Приложение 2)

Основы конституционного строя:

Статьи Конституции:

Содержание:

1. Народовластие

Ст. 1, ч. 1, ст. 3


2. Федерализм

Ст.1, ч. 1, ст. 5


3. Правовое государство

Ст. 1, ч. 1


4. Разделение властей

Ст. 10


5. Приоритет прав человека

Ст. 2


6.РФ–социальное государство

Ст. 7


7. Суверенитет

Ст. 4


8.Экономическое многообразие и свобода экономической деятельности

Ст. 8, ст. 9, ч. 2


9. Политическое многообразие

Ст. 13, ч. 3–5


10. Идеологический плюрализм

Ст. 13, ч. 1–2


11. Светский характер государства

Ст. 14


Проверка

2) Задание: групповая работа по изучению Конституции РФ.

I группа изучает главу 2 «Права и свободы человека и гражданина» и составляет схему «Классификация основных прав и свобод».


II группа изучает главу 3 «Федеративное устройство» и заполняет схему «Типы субъектов РФ».


III группа изучает главу 4 «Президент РФ» и составляет кластер «Полномочия президента».

IV группа изучает главу 7 «Судебная власть», составляет схему «Полномочия судов РФ» и схему «Стадии законодательного процесса».

Все группы проговаривают свои задания и результаты друг другу


Закрепление:

Проводится в виде фронтального опроса и совместным написанием синквейн на тему "Конституция", например:

  • Конституция Российская

  • Обязует, защищает, охраняет

  • Обладает высшей юридической силой.

  • Содержит нормы, имеющие прямое действие.

  • Закрепляет базовые принципы государственного устройства, права и обязанности граждан.

  • Характеризуется стабильностью.


Дача домашнего задания: написания эссе: проблемный вопрос: «Значение Конституции для меня».

По типу данное занятие можно отнести к повторительно-обобщающему, когда учащиеся уже знакомы с основами Российской Конституции, ветвями власти, основными органами и институтами политической власти. Одновременно это хорошее подспорье в подготовке к ЕГЭ по обществознанию.

6


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории обществознания:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ