Конспект урока для 2 класса "Быть честными"
План урока «Самопознание»
Школа ЗСШ №1 Дата__________№_____Тема «Быть честными»
Ценность: любовь Качества: уважение к другим, толерантность
Педагог: Горналёва Елена Васильевна. Класс 2
Цель: расширять представления о правде как ценности.
Задачи:
– раскрывать понятия «справедливость» и «честность»;
– развивать способность рассуждать и оценивать ситуации;
– воспитывать стремление быть честным с собой и окружающими людьми.
Ресурсы:(материалы, источники) сердечко любви, аудио запись, опорная схема, учебник, тетрадь, ромашка.
Ход урока:
Орг.момент. Позитивный настрой.»Свет»
В. Яшков
Жить интересней уважая,
Всё то, что есть вокруг тебя.
Родных, друзей, весь белый свет
Ты уважать начни себя.
Проверка домашнего задания.
Примечания
Позитивное высказывание (цитата).
: «На свете нет ничего прекраснее честного человека».
– Как вы понимаете высказывание Ромена Роллана
– Какие качества характеризуют честного человека? Нечестного?
Рассказывание истории (беседа).
(Знакомство с содержанием рассказа М.Турежанова «Будильник»).
У Газизы трое детей. Сама она работает на заводе в утреннюю смену, встает по будильнику. В шесть утра его звон поднимает всю семью.
Дети остаются дома. Иногда они увлекаются веселой игрой. Сегодня они тоже заигрались и нечаянно Салим задел этажерку. Она свалилась, будильник упал и разбился. Дети испуганно вытаращили глаза.
– Как же мама проснется утром? – спросил дрожащим голосом старший сын, Сунгат.
– Мама опоздает на работу! – крикнул Салим.
– И начальник будет ругаться, – заплакала Зергуль.
Всем троим стало стыдно. Но они не подняли шума, не стали ссориться, сваливать вину друг на друга.
– Теперь мама накажет нас всех, – сказал Сунгат. – Пусть кто-нибудь один признается.
– А ты сам скажи, Сунгат, кто должен признаться, – попросила Зергуль.
– Зергуль, обвинить только тебя будет несправедливо – ты самая маленькая.
– Ну, пусть это Салим разбил.
– Салима нельзя обижать, у него сердце больное.
– Тогда что же получается? Все на тебя? Подумай, Сунгат, как быть.
– Я признаюсь сам, а то мама может не поверить, – сказал старший брат, и все согласились.
Вечером пришла с работы мама. Дети пили чай, который заварили сами. Мама радостно взглянула на маленьких помощников.
– О, да вы и картошку пожарили! Как вкусно! – похвалила она их.
– И пол вымыли, – сказала Зергуль.
– И принесли из магазина сливки и молоко, – добавил Салим гордо.
Мама прибрала в комнатах. Проверила, как Сунгат и Салим приготовили уроки. Заглянула в дневники, была довольна их оценками, поставила подпись. Теперь стелет постель. И ребята тоже готовятся ко сну, а сами думают: «Когда же мама увидит, что мы будильник разбили? Ей будет очень неприятно ...».
Мама взяла будильник, чтобы завести, и тут же спросила:
– Кто из вас разбил его? – голос её прозвучал грозно. – Признавайтесь!
• Как вы думаете, что дети скажут маме?
(Ответы детей).
– Давайте прочтем, чем же на самом деле закончилась история. (Учитель дочитывает рассказ).
– Это я разбила, мама, – сказала Зергуль.
– Я его свалил, – сказал Салим.
– Мама, это не они! Это я опрокинул этажерку, и будильник упал на пол. Накажи меня одного! – готовый ко всему, Сунгат встал прямо перед матерью.
– Дети, я очень горжусь всеми вами. И я рада, что сумела воспитать таких замечательных детей. Это очень хорошо, что вы не стали обвинять друг друга. Конечно же, я не буду вас наказывать – повинную голову меч не сечёт. Завтра скажу, как мы поступим.
– Мама, – сказал Сунгат, – я взял будильник у Саги, чтобы ты не опоздала на работу! Заводи, пожалуйста! – и он принес ей будильник из соседней комнаты.
– Мама, завтра я отнесу наш будильник часовщику, – предложил Салим, облегченно вздыхая.
– Я пойду вместе с Салимом! – радостно воскликнула Зергуль, обнимая маму.
• Как вы думаете, почему каждый из детей взял вину на себя?
• Честно ли они поступили по отношению друг к другу?
• Почему мама гордится своими детьми?
• Были ли похожие ситуации в вашей жизни?
(Ответы детей).
Обобщая ответы детей, учитель подчеркивает, что честный человек старается говорить правду, поступать честно и справедливо. Справедливый человек умеет различать, где правда, где ложь. Поступая честно по отношению к людям, он проявляет уважение к окружающим и заслуживает уважения сам.
Творческая деятельность, групповая работа.
На доске в виде веера расположены разноцветные полоски бумаги, на которых описаны ситуации. При помощи считалки (или по желанию) выбирается водящий, который выходит и выбирает полоску, читает ситуацию и предлагает решение. Тот, кто нашел другой выход из ситуации, озвучивает его.
В результате обсуждения дети принимают верное решение.
Возможные ситуации:
Вы нашли потерянную вещь, которая вам очень понравилась…
Вы получили двойку, родители огорчатся и будут ругать …
Вы заигрались с друзьями и не успели выполнить поручение мамы: навести порядок в комнате…
Вы знаете, что ваш друг совершил нечестный поступок, а подозревают в этом другого человека…
Вам в буфете дали сдачи больше, чем надо было…
Групповое пение.
Исполнение песни «Таблица уважения»
совершить как можно больше поступков и дел достойных уважения, записать их в тетрадь.
Заключительная минута тишины.
Музыка.
Сядьте поудобнее. Представьте себе, что вы стоите на вершине горы и небо достаете рукой. Вы готовы взлететь как птица, парить над землей. Вы летите. Вы счастливы и довольны. Вы ощущаете чувство высоты, глубину неба. Вы легки. Вы любите и любимы.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории обществознания:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ