конспект урока для 10 класса "Межнациональные отношения в современном мире"

Конспект урока по обществознанию в 10 классе

(учебник Боголюбова Л.Н., базовый уровень)


Медведева Виктория Алексеевна,

учитель истории обществознания.


Тема урока: «Межнациональные отношения в современном мире».

Цель: способствовать формированию знаний о межнациональных отношениях в стране и мире, выработке толерантного сознания и поведения в отношениях между людьми, принадлежащими к различным этнокультурным общностям.

Формируемые компетенции:

Называть ведущие тенденции развития наций и межнациональных отношений в современном мире и нашей стране.

Оценивать возможные пути национальной интеграции и гармонизации межнациональных отношений.

Называть причины межнациональных конфликтов и приводить примеры.
Оценивать проблему межнациональных конфликтов, моделировать ее
последствия с точки зрения перспектив развития человечества.
Предлагать пути решения межнациональных конфликтов.

Ход урока:

Вступительное слово учителя:

Мне хотелось бы начать сегодняшний урок с высказывания американского писателя Уильяма Инджа: “Нация есть сообщество людей, которых объединяют иллюзии об общих предках и общая ненависть к соседям”. (Уильям Индж).

Разделяете ли вы данную точку зрения?

Человечество пытается решить проблему взаимодействия народов. Есть различные организации, занимающиеся этим вопросом, — Организация Объединенных Наций, Лига арабских государств, Организация африканского единства, Ассоциация стран Юго- Восточной Азии и др. Многие конфликты были прекращены или благодаря их содействию, или при их непосредственном вмешательстве.

Сегодня мы с вами поговорит об основных тенденциях развития межнациональных отношений в современном мире, попробуем оценить возможные пути гармонизации национальных отношений, выясним причины межнациональных конфликтов, попытаемся сформулировать предложения о путях решения межнациональных конфликтов.

Актуализация знаний.

Однако прежде, чем говорить о межнациональных отношениях, необходимо вспомнить об основных понятиях, без понимания которых данную тему обсуждать бессмысленно.

1.Дайте определение этноса.

Этнос - исторически возникшая устойчивая социальная группировка людей, характеризующаяся рядом признаков:

- самосознание - сознания своего единства и отличия от всех других подобных образований;

- территория;

- язык;

- культура.

- общность религии

- близость в расовом отношении.

2.Назовите основные виды этносов.

3. Расположите этнические общности в порядке их исторического развития:

4.Соотнесите приведенные визуальные образы с характерными тенденциями этносоциальных процессов в современном мире.

Демографический взрыв в странах Африки

Обострение межрелигиозных конфликтов

Пример межрелигиозного конфликта.

Демонстрация направлена против христиан. Демонстранты выступают под лозунгом «Иисус Христос – не Бог, а пророк»

Маргинализация общества

Обострение межнациональных конфликтов

ЭТА – организация, борющаяся за отделение Страны Басков от Испании, в том числе, террористическими методами. Её деятельность пример развития межнациональных (межэтнических) конфликтов.


Изучение нового материала.

Сегодня в мире исследователи отмечают наличие двух основных тенденций в национальных отношений.

Попробуйте определить, в чем сущность этих тенденций.

Одна проявляется в экономическом, культурном и политическом сближении, разрушении национальных перегородок. С другой стороны, сохраняется стремление ряда народов обрести национальную самостоятельность.

Запись в тетрадь:

Интеграция – экономическое, культурное и политическое сближение, разрушение национальных перегородок.

Дифференциация – стремление народа к сохранению своеобразия.

Многообразие национальных культур не должно вести к их изоляции, а сближение наций не означает исчезновения различий между ними.

Попробуйте привести примеры национальной интеграции.

Формы межнациональной интеграции очень разнообразны:

- Экономические и политические союзы

- Транснациональные корпорации

- Международные культурные и народные центры

Яркий пример - Европейский Союз (ЕС), объединяющий полтора десятка стран Европы. Причем процесс их интеграции продолжается. Создан и функционирует целый ряд совместных органов, выражающих интересы народов ЕС. Разработано единое европейское право, поставившее межнациональные отношения народов Западной Европы на твердую почву закона. Его верховенство над национальным правом признают все государства ЕС. На случай конфликтов для решения сложных проблем организована "третья власть" - Суд европейских сообществ, решения которого обязательны для всех государств.

Существует и другой путь межнациональной интеграции, примером которого являются США. В таком сообществе нет официального (административного) деления страны на отдельные национальные государства. Государство же на основе демократических законов гарантирует каждой нации национально-культурную автономию (самостоятельность). Иначе говоря, в условиях демократического государства люди разных национальностей свободно сосуществуют и при желании свободно объединяются в различные сообщества соответственно потребностям и интересам, если, конечно, эти объединения не носят криминального (преступного) характера. В то же время дискриминация (принижение, умаление, ущемление прав) по национальному признаку считается нарушением прав человека и карается по законам демократического государства.

Отмеченные пути межнациональной интеграции отражают опыт современной цивилизации. Этими путями идет; сегодня большинство развитых демократических государств Западной Европы, США, Канада, некоторые развивающиеся страны с многонациональным населением (Сингапур, Маврикий).

Формы межнациональной дифференциации

Установите соответствие (смотри слайд).

Межнациональные конфликты.


Учебник истории. Стр. 53. Из опубликованных данных по ГУЛАГУ.

1.Непродуманная или намеренно экстремистская политика государства. Из-за изгнания народа со своей территории и возвращения депортированного народа на свою историческую родину.

Учебник истории. Стр. 205. Последний абзац о конфликте из-за Нагорного Карабаха.

2. Стремление народа к воссоединению с основным ядром своей нации.

Учебник истории. Стр. 206. О событиях в Прибалтике.

3. Из-за насильственного включения территории народа в соседнее государство.

Прочитайте фрагмент сказки Е. Шварца «Дракою> и сформулируйте еще одну причину.

Итак, когда рыцарь Ланцелот прибыл в город, порабощённый жестоким Драконом, он, к своему удивлению, услышал о доброте Дракона. Во-первых, во время эпидемии холеры Дракон, дохнув на озеро, вскипятил в нём воду. Во-вторых, он избавил город от цыган. «Но цыгане - очень милые люди», - удивился Ланцелот. «Что вы! Какой ужас! ¬воскликнул архивариус Шарлемань - правда, в жизни своей не видал ни одного цыгана. Но я ещё в школе проходил, что эти люди страшные. Это бродяги по природе, по крови.

Они враги любой господствующей системы, иначе они обосновались бы где-нибудь, а не бродили бы туда-сюда. Их песни лишены мужественности, а идеи разрушительны. Они воруют людей. Они проникают всюду».

4. Бытовые и расовые предрассудки и стереотипы.

Обратите внимание, что хотя архивариус никогда сам не видел цыган, но он не сомневался в их отрицательных качествах. Для него даже реальный Дракон лучше мифологических цыган. Но самое главное, что источником информации о «цыганской угрозе» был сам Дракон. Именно таким образом и складываются негативные стереотипы в массовом сознании.

Просмотр видеофрагмента о начале Чеченской войны. Просмотрите фрагмент и запишите еще одну причину.

5.Сепаратизм – стремление к отделению и созданию самостоятельного государства.


Национальное насилие чаще всего является причиной конфликтов.

Виды национального насилия:

1.Расовая дискриминация - ограничение или лишение прав по признаку расовой или национальной принадлежности. Одним из крайних проявлений расовой дискриминации является сегрегация – политика принудительного отделения одних людей от других, насильственное переселение на специально выделенные территории.

Приведите примеры.


2.Геноцид - действия, совершаемые с целью уничтожения какой-либо национальной, этнической, расовой или религиозной группы.

Холокост (от греч. «holocaust» - «жертвоприношение всесожжением») - гибель значительной части еврейского населения в результате организованного преследования евреев нацистами.

Просмотр видеофрагмента о Холокосте.

Взаимодействие этнических групп в составе государства XX век дал много примеров опасности разжигания страстей на национальной почве. Фашистская Германия взяла на вооружение расистские идеи о превосходстве одной группы людей над всеми остальными и существовании особой расы арийцев — избранного народа, который должен управлять всем миром.

Сейчас появилось много неонацистских партий и движений, которые используют националистические идеи для повышения свое го авторитета и популярности. Какому народу не хочется слышать, что он лучший в мире, самый умный и благородный, исповедует единственно истинную религию, обладает героической историей? Подобные идеи используются на митингах, проповедуются в газетах и листовках. Обычно, чем меньше у человека внутренней культуры, тем проще его убедить в особой исключительности — своей или своего народа — и наличии врагов, не дающих ей проявиться.

При этом часто происходит подмена понятий.

Работа с терминами «национализм» и «патриотизм».

Поставьте любой знак между понятиями (математический и др.)

Поясните ваше понимание соотношения этих терминов.

Проблема национализма затрагивает многих людей и, соответственно, народов. Её пытаются решить на протяжении долгих лет. Хотелось бы привести высказывание известного польского поэта, классика афористического жанра: “Национализм может быть огромным. Но великим – никогда”.



Вот небольшой эпизод из истории армяно-азербайджанского конфликта конца XX века.

Ситуация: «Армяно-азербайджанский конфликт конца 80-х — начала 90-х гг. XX века. Армяне бежали от азербайджанцев, азербайджанцы — от армян, они шли тайными горными тропами, поддерживая стариков, баюкая детей. И вдруг случилось невероятное: на одном из извилистых поворотов узкой тропы два потока столкнулись. Что произошло? Убийство? Крики сброшенных в пропасть?..» Предположите дальнейшее развитие событий.
Реальное разрешение ситуации: несколько секунд люди стояли и смотрели друг на друга, а потом, рыдая, бросились в объятия друг друга, выкрикивая имена друг друга, знакомых, родственников. А потом каждый поток пошел в свою сторону. О чем свидетельствует данный эпизод?

Вопрос классу: Возможно ли преодоление межнациональных конфликтов?

Анализ причин межнациональных противоречий покажет учащимся, что построение относительно гармоничных межнациональных отношений – задача крайне трудная, но не безнадёжная.
Необходим гуманистический подход к решению национальных проблем.

Такой подход должен реализовываться на уровне национальной политики государства. Что касается РФ, то это отражено прежде всего в Конституции РФ.

Работа с текстом Конституции РФ.

Ст. 3. – Кто провозглашается единственным источником власти?

Ст13, ч.5. – Какие запреты зафиксированы для предотвращения конфликтов?

Ст68, ч.3, ст. 69.

Многое зависит и от простых граждан — до тех пор, пока будет существовать болезненное национальное самолюбие и стремление возложить ответственность за свои личные неудачи на внутренних или внешних врагов, останутся этнические противоречия и неприязнь между народами.


Домашнее задание: параграф 17, ответить на вопросы после параграфа. Приведите примеры межнациональных конфликтов.

















Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории обществознания:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ