Конспект урока на тему "Досуг и отдых: рецепт хорошего отдыха"

Конспект урока обществознания «Досуг и отдых: рецепт хорошего отдыха»

Цель: дальнейшее формирование позитивного отношения к активному отдыху и культурному досугу как неотъемлемым составляющим здорового образа жизни.

Задачи:

- образовательные: конкретизация понятий «культурный досуг», «свободное время», «отдых»; дать представление, каким образом досуг, отдых характеризует человека, какое значение в жизни человека играют досуг и отдых;

- развивающие: совершенствование навыков работы со схемами, анализа и обобщения; дальнейшее развитие умения общаться, выступать перед аудиторией, развитие творческих способностей обучающихся;

- воспитательные: воспитание эстетической культуры; совершенствование навыков общения, работы в парах.

Технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, презентация «Отдых и досуг».

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Оргмомент

Приветствие. Проверка состава класса. Тест по теме «Образ жизни».

Выполнение теста.

  1. Актуализация

Сегодняшний урок я хочу начать с пословиц и высказываний великих людей. Ваша задача объяснить смысл каждого высказывания и определить общую тему.


Слайд 1.

Досуг без духовных занятий – гибель для человека.

А.Шопенгауэр, немецкий философ


Характер человека больше всего показывается в том, какой вид отдыха легче и приятнее для него.

Н.В.Чернышевский, русский публицист, критик, писатель


Бестолковый отдых утомляет хуже работы.

Русская пословица




- Что объединяет все эти выражения?


- Правильно. Это и станет темой нашей беседы. Запишите ее в тетради.


Слайд 2: Досуг и отдых.


- Как эта тема связана с темой раздела «Образ жизни подростка»?


- Какие понятия мы будем разбирать на уроке?

- Молодцы. В конце урока мы попытаемся составить свой рецепт хорошего отдыха. Надеюсь, у нас получиться лучше.






Возможные ответы:

- Без духовности человек перестает быть человеком, превращается в животное.



- Интересы, увлечения, хобби характеризует человека лучше всего.




- Когда человек не знает, чем заняться, время течет медленнее. Человеку скучно. Свободное время не приносит радости и отдыха.


- Все высказывания посвящены досугу и отдыху.






Отдых – неотъемлемая часть образа жизни любого подростка.


Отдых, свободное время и культурный досуг.



  1. Новый материал

- А теперь начнем разбирать понятия. Как вы предпочитаете отдыхать?

- Сколько различных вариантов отдыха! Вот, видите, у каждого свой способ отдыха.

А как отдыхали люди в древности? Например, в Древнем Риме или в Древней Греции?

А в Средние века?



- Всё верно. Даже в Новое время, когда появились первые публичные библиотеки и музеи отдых был привилегией меньшинства.


- Скажите, а как обстоит дело с отдыхом в современной России на законодательном уровне?




- Итак, мы с вами определили, что разные люди отдыхают по-разному. Но цель-то одна. Какая?


Слайд 3

- Давайте запишем определение. Продолжите фразу: «Отдых – это времяпрепровождение, направленное на…»


- А что случится с человеком, если он не будет отдыхать? Послушаем небольшое сообщение.


Физкультминутка

- Считается, что лучший отдых – это смена вида деятельности. Вот и мы сейчас, чтобы восстановить силы сменим вид деятельности и проведем физкультминутку.

Теперь рассаживаемся по местам и продолжаем работу.


Отдыхает подросток в свободное от учебы время. И мы переходим к разбору следующего понятия «свободное время». И расскажет нам о своем свободном времени ваша одноклассница.


- Спасибо за презентацию. Думаю, что все согласятся, что (имя ученицы), действительно, проводит свободное время с пользой. Так что же это такое «свободное время» для подростка? Продолжите фразу


Слайд 4

- А теперь посмотрите на диаграмму «Род занятий в свободное время». Кто попробует ее объяснить?

Все верно. К сожалению, характерная черта нашего времени – это переход от активного досуга к пассивному.

Что теряет человек, зацикливаясь на компьютере, телевизоре сотовом телефоне?


- Я с вами полностью согласна. Знакомства в соц.сетях и онлайн играх никогда не заменят живого общения с настоящими друзьями. Компьютерные игры никогда не превратят в настоящих футболистов и музыкантов. А просмотр кинофильма или концерта по телевизору и поход в кинотеатр или на живой концерт – это две огромные разницы! Яркие впечатления, настоящие эмоции, заряд позитива, возможность познакомиться с новыми интересными людьми и расширить свой кругозор.

Именно такое времяпрепровождения называют культурным досугом.


Слайд 5

- Закончите, пожалуйста, определение: «Культурный досуг – это времяпрепровождение, направленное на…»

Возможные ответы: читаю книгу, гуляю, играю в компьютерные игры.



- Посещали Колизей (игры гладиаторов, гонки на колесницах, театр).

В Средневековье не было массовых зрелищ, выполняющих функцию отдыха. Работали по 12 – 14 часов в сутки, а оставшееся время посвящалось удовлетворению биологических потребностей: сон, еда, питье.


- У каждого человека есть право на отдых и на образование, которое включает право на посещение музеев, библиотек, театров. Эти права закреплены в Конституции РФ.


- Восстановить силы.




- Отдых – это времяпрепровождение, направленное на восстановление сил.



Сообщение ученика.











Презентация ученицы начинается словами: «Я люблю проводить свое свободное время с пользой».



- Свободное время – это часть времени, которое остается после учебы, включающееся в себя время на домашний труд, сон, еду, общественную деятельность и т.д.



- Активно отдыхать предпочитает всего 9% опрошенных, а 59 % тратят свое свободное время на интернет и телевизор.



Рассуждения детей (вредно для здоровья, нет живого общения, прогулок на свежем воздухе и т.д.)















Культурный досуг – это времяпрепровождение, направленное на расширение кругозора и духовное развитие человека.

  1. Закрепление

- Теперь, когда мы разобрали с вами основные понятия темы, пришло время перейти к заключительному вопросу нашего урока.


В парах составьте основные правила, которые помогут сделать отдых интересным и полезным.


Слайд 6: Рецепт хорошего отдыха

Вот что получилось у меня: смешать в равных пропорциях яркие впечатления от прочтенной книги и похода в кино/театр/музей (по вкусу), разогреть подвижной игрой на свежем воздухе и приправить отличным настроением. Принимать в дружной компании не реже трех раз в неделю!






Выполнение задания. Обсуждение пунктов.

  1. Рефлексия

Итак, наш урок подходит к концу. Думаю, сегодня мы не только заново раскрыли смысл знакомых всем понятий, но и узнали много нового о друг друге, а значит, стали ближе и дружнее!

Поделитесь своими планами на воскресенье и запишите их на маленькие листочки, которые лежат на парте.

Выполнение задания. По желанию обучающиеся могут поделиться своими планами со всем классом.

  1. Д/з: п. 24, выучить новые определения.

  1. Аргументированное выставление оценок.



Методическая литература

  1. Мысли, помогающие нам жить: сб. цитат, пословиц, поговорок/пер.с англ. А.И. Сугормина. – М., 1992.

  2. Словарь терминов и понятий по обществознанию. – М., Айрис-Пресс, 2007.

  3. Хромова И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику А.И.Кравченко, Е.А. Певцовой. – М., «Русское слово», 2011.



Интернет-ресурсы

http://lb2.textedu.ru («Род занятий в свободное время»)

http://thegraphics.ru (оформление слайдов)

http://music.yandex.ru/#!/track/808659/album/90283 (звуки моря)

4


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории обществознания:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ