Конспект урока по Обществознанию "Человек и общество" 9 класс

Человек и общество. 9 класс.

Тема урока: Мораль - наука о морали? Мораль - это нравственность?

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о нравственном идеале, познакомить с античными, народными, христианскими представлениями о нравственности.

План изучения материала:

1. Нравственный идеал.

2. Поиск нравственного идеала.

3. Великие моральные открытия.

Форма проведения - беседа.

1. Нравственный идеал. Цель сформировать представление о нравственном идеале. Нравственный идеал - идеал личности, к которому мы стремимся.

Вопрос классу: Какими чертами должен обладать нравственный идеал?

- порядочность

- доброта

- честность

- гуманность

- скромность

- отзывчивость

- пожертвование собой во имя людей

Нравственный идеал - это все лучшее, совершенное во всех отношениях. В нем заключены все наши высокие представления о нравственном человеке. В жизни таких людей нет, но мы стремимся к нему. Идеал помогает нам оценивать себя и других.

2. Поиск нравственного идеала.

Форма проведения - работа в группах; беседа.

Вопрос классу: всегда ли для всех народов нравственный идеал был одним?

Вывод: нет. В разные времена у разных народов были разные представления о нравственном идеале, в зависимости от исторической обстановки и философии, господствующей в обществе.

Например:

- рыцарский идеал в средние века-

- представление о чести дворянина-

- образы идеальных героев из классики-

Идеалы создавались и в странах с отрицательной историей.

Например: во время фашистской диктатуры в Германии сложился свой нравственный идеал солдата. К чему привел этот идеал: 50 млн. погибших, разрушенные города, потерянное поколение...

Работа в группах:

Учащимся предлагаются сказки. Используя сказки:

1. "Серебряное копытце" П. П. Бажова

2. "Иван Царевич и Елена Премудрая" (русская народная сказка).

3. "Копдебай на коне Кергула" (казахская народная сказка).

4. "Не для себя человек родился" (монгольская народная сказка).

Задание:

Сформулируйте:

1. ее мораль;

2. нравственные качества, которым воспитывают сказки.

3. закономерности, которые вы заметили в разных сказках.

Вывод: в сказках сформировался нравственный идеал личности; главные качества, которым воспитывают сказки: доброта, бескорыстие, любовь к животным, людям, бережное отношение к природе.

Для подавляющего большинства сказок закономерностью является победа добрых созидающих сил над злыми, разрушающими.

Учитель: религия считает, что в человеке изначально заложено добро и зло. они сосуществуют в борьбе, попеременно одерживая победу. Зло может овладеть не только человеком, но и массами (диктатура фашизма, период Сталинизма, репрессии, тоталитаризм).

3. Великие моральные открытия.

Учитель: Поиск нравственного идеала привел к великим моральным открытиям. К первым нужно отнести философские труды античных философов.

Форма проведения: беседа, сообщения.

Сообщение: Сократ: "Движущей силой нравственной деятельности человека является его стремление к счастью; обладание всеми духовными и физическими ценностями, жизнь по справедливости".

Сообщение: Аристотель: "Воспитание души - главная цель; выработка в ней справедливости, умеренности, красоты".

Учитель: античная мораль есть учение о добродетелях. Древние философы понимали мораль как способ совершенствования личности. Культурный человек должен быть знаком с библией - главной книгой христианства. Но прежде об Иисусе Христе.

Около 2000 лет назад в маленьком селении Вифлееме произошло событие: в бедной семье плотника Иосифа и у его жены Марии родился сын Иисус. В это время Палестиной управлял царь Ирод. После его смерти она стала Римской провинцией. С 26 по 36 гг. она управлялась римским полководцем Понтием Пилатом. В стране проповедовался иудаизм. Его сторонники ополчились против Христа и его учения. У Христа было 12 учеников. Ему принадлежит Нагорная проповедь, где сформировали главные моральные принципы христианства.

Заповеди:

- Блаженны алчущие ныне - ибо насытитесь.

- Блаженны плачущие ныне - ибо высмейтесь.

- Горе, вам, богаче, ибо вы получили свое утешение.

- Горе, вам, смеющиеся ныне, ибо восплачете.

- Любите врагов ваших, благотворите ненавидящих вас, благословите проклинающих вас и молитесь за обижающих вас.

- Ударившему тебя по щеке, подставь и всякому - другую.

- Просящему у тебя, давай, и от взявшего твое назад не требуй.

- И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.

- Будьте милосердны, как и отец ваш милосерден.

- Не судите и не будете судимы.

Задание:

1. Какие заповеди вы принимаете, какие нет?

2. В чем их ценность?

3. Какая заповедь является ключевой?

Вывод: ценность заповедей в том, что они провозглашают общечеловеческие нравственные ценности, ключевой является заповедь: "И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними".

Задание: Олжас Сулейменов назвал формулу семейного и народного воспитания: "Аллах, спаси кого - нибудь, доверь мне радость!" В чем вы видите нравственную ценность этой формулы?

Заключение:



Учитель истории Рентабельной школы - сад - Зарипова Людмила Салаватовна

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории обществознания:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ