Конспект урока по обществознанию «Государство» 6 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Моторская средняя школа
Конспект урока по обществознанию
«Государство»
6 класс
подготовила
учитель истории и обществознания
Немкова Вера Николаевна
Моторское 2014
Технология Словесно- диалектическое обучение (СДО)
Тема: «Государство» (Урок изучения нового материала).
Цели урока:
Образовательно-развивающие:
1.1 Усвоение новых понятий: монархия, республика, суверенитет.
1.2 Применение опорных понятий: государство (демократическое, недемократическое, суверенное, светское, монархия, республика), признаки: единая территория, суверенитет, аппарат управления, законы, гражданство, налоги, задачи государства (внутренние и внешние), город-полис
1.3. Овладение универсальными учебными умениями: оперировать понятиями: определять понятия, формулировать вопросы понятия, вопросы суждения, суждения на сравнение, формулировать умозаключения
1.4. Овладение специальными умениями: распознавать виды государств по форме правления, по взаимоотношению народа и власти (по политическому режиму),
Воспитательная:
Формирование мировоззрения на основе философских категорий: единство-многообразие, общее – единичное, явление- сущность.
Оборудование:
раздаточный материал (карточки №1, №2, №3),
Заявка на оценку:
«5» более17
«4»13-16 баллов
«3» -9- 12 баллов
Этапы урока
Деятельность учителя
Баллы, время
Деятельность учащихся
I.
Оргмомент.
I.
Оргмомент.
1.1.
Проверка готовности уч-ся к уроку (наличие карточек № 1,2, 6, письменных принадлежностей)
- От Вас, ребята, на уроке требуются знания и активность.
1 мин
1.2.
Знакомство уч-ся с заявкой на оценку и критериями оценки (на экране проектора)
- За урок вы должны набрать соответствующее количество баллов.
- Баллы будете проставлять в тетради на полях. Желаю всем удачи!
1мин сек.
II
Изучение нового материала
2.1
Задание:
Прочитать текст с. 101-103: причины и время возникновения государства.
Используя (к-6)
составить 5 вопросов- суждений, ответ дайте в форме умозаключения.
12 мин.
По 2 б- за каждый вопрос- суждения
По 3б - за умозаключение
Вопрос.
1.Чем объяснить, что государство как важнейший институт общества появилось 5-6 тысяч лет назад?
Ответ:
Первые государства появляются тогда, когда появляется неравенство.
Государство призвано обеспечить правопорядок и организовать жизнь людей. Следовательно, государство появилось для обеспечения правопорядка, и организовать жизнь людей.
Вопрос.
2.Как доказать, что государство призвано обеспечить правопорядок?
Ответ: Государство обеспечивает правопорядок на всей территории и охраняет жизнь людей внутри страны и за ее пределами..
Государство создает специальные органы, которые помогают решать разные вопросы: суды разбирают правовые конфликты, армия защищает от нападения врагов, министерства занимаются хозяйственными проблемами.
Таким образом, государство посредством специальных органов обеспечивает правопорядок и организует жизнь людей.
Вопрос.
3.В каком случае государство становится суверенным?
Ответ. Все зависимые государства с оружием в руках борются за свою свободу.
Объединившись вместе, люди на общем собрании создают новые органы власти, провозглашают суверенитет.
Таким образом, все освободившиеся государства, избравшие свои органы власти, и провозгласившие национальную независимость становятся суверенными.
Вопрос.
4.Почему первыми суверенными государствами считают всемирно известные города Венецию и Флоренцию?
Ответ. Первыми суверенными государствами были города- государства Северной Италии в 15-16 в т.к. были самоуправляющимися общинами
Флоренция и Венеция города государства северной Италии в 15- 16 веках, в которых впервые самоуправление
Следовательно, Венеция и Флоренция первые суверенные государства.
2.2.
Задание к тексту: прочитать текст учебника (с. 103).
Сравнить демократическое и недемократическое государство и найти общее и особенное
( работу выполнить письменно, при ответе использовать К-3, )
Индивидуальный труд
Самооценка
8 мин
1б - за сравнение
1б - за каждую выделенную особенность
5б
Как демократические, так и недемократические государства являются государствами.
По сравнению с демократическим государством, в котором народ участвует в управлении им, принимает важнейшие решения, может критиковать действия властей, контролировать их. В недемократическом власть находится в руках одного человека или группы людей, народ отстранен от участия в осуществлении власти, правительство может не считаться с его интересами.
2.3
1.Давайте вернемся к названию темы нашего урока.
Задание: сформулируйте вопрос-понятие к названию темы, (карточка №1).
2.Вспомните структуру содержания понятия.
На доске
Понятие = родовой признак + видовые признаки.
3.— Назовите в определении государство родовой признак.
4.- Назовите видовые признаки государства.
5. Самооценка:
5 мин
4б – по 1 за каждый
Вопрос.
Что называется государством?
Ответ.
Государство- организация верховной власти стоящей над обществом, систему учреждений, обладающую верховной властью на определенной территории.
— Родовой признак: государство- организация верховной власти
- Видовые признаки: обладающая верховной властью на определенной территории.
2.4
Задание:
Прочитайте текст на с. 105-106. Выпишите признаки государства в тетрадь.
а) индивидуальный труд
б) самопроверка
в) самооценка
6 мин
0,5б
4б
Признаки государства:
Единая территория
Суверенитет
Аппарат управления
Налоги
Законы
Гражданство
Атрибуты государства
2.5
Задание: прочитайте текст с. 103- 104.
1.Найдите виды государств и определите основания деления.
2. Составьте 2 вопроса понятия (к-1), к видам государства.
3. Запишите определения в тетрадь.
а) индивидуальный труд
б) фронтальная проверка
в) самооценка
4. Учитель: в учебнике вы прочитали, что большинство современных государств являются республиками.
Как доказать, что Россия является республикой?
8 мин
2б
4б
6б
3б
Виды государств: монархия и республика.
Основания деления: по способу получения власти
Вопрос.
Что называется монархией?
Ответ.
Во главе государства стоит король или царь и его власть передается по наследству.
Вопрос.
Что считается республикой?
Ответ. При республике верховную власть осуществляют органы, которые избираются народом на определенный срок.
Государство, в котором определенный срок правят выборные органы власти, считается республикой.
Россия является государством, в котором определенный срок правят выборные органы власти, следовательно, Россия - республика
III
Итог урока.
Оценка за урок.
Сосчитайте свои баллы, оцените сами себя в соответствии с заявкой на оценку.
Список используемой литературы :
1. Кравченко А.И., Певцовой Е.А.Обществознание. Учебник для 6 класса.- «Русское слово»., 2012.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории обществознания:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ