Конспект урока по Обществознанию "Права человека" 9 класс
Урок обществознания в 9 классе
Тема. "Права человека"
“Твоя свобода размахивать кулаками
ограничена носом твоего соседа”.
Английская пословица
Цель: раскрыть содержание понятия «права человека», помочь учащимся осознать, что соблюдение прав человека является важнейшей ценностью демократического общества и правового государства.
Для проведения урока учащимся необходимо ориентироваться в Конституции РФ.
После изучения темы учащиеся должны:
знать, что такое права человека, что такое свобода, что такое основные права и свободы человека;
уметь разъяснять какие существуют международные документы по правам человека
знать, какие нормы-принципы провозглашены во Всеобщей декларации прав человека.
Основные понятия: Конституция, Всеобщая декларация прав человека, права человека.
Вспомогательные понятия: правовой статус, медиация, свобода человека.
Материалы для урока:
учебник Пронькин В.Н., Гутников А.Б. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права: книга для ученика. Т.1: учеб. Пособие для 8-11 кл. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского института права им. Принца П.Г. Ольденбургского, 2000. – 512с.;
распечатанные карточки «Экспресс-рефлексия» (каждому учащемуся);
распечатанные «Правила медиации», «Этапы медиации» (каждому учащемуся);
распечатанные карточки «Ситуация в поезде» (каждому учащемуся).
Этапы урока
Ход урока
Проверка домашнего задания
Фронтальный опрос:
Укажите общие черты и различия правовых и моральных норм;
Перечислите условия, необходимые для реального выполнения норм Конституции РФ;
Какие конституционные нормы иллюстрируют фотографии.
Вывод: Конституция РФ – основной закон жизни нашего государства. Она отображает не только основные конституционные нормы, но и условия для реального их выполнения.
II. Изучение нового материала
II. 1.Постановка учебной задачи
Целеполагание
Ситуация.
«В купе вбежал паренек странного вида: в лаптях. В полосатых штанах, в красной рубахе навыпуск, повязанной толстой веревкой, волосы - копна соломы. Он плюхнулся рядом с востроносой старушкой, сидевшей на нижней полке, и давай махать кому-то в окно.
-Ты чего это сел на мою лавку? – вдруг взъерепенилась бабка. – Где твое место? На верхней полке! Вот лезь туда и сиди!
- Да мне же там сидеть неудобно…- начал оправдываться паренек.
- Ничего не знаю! У тебя верхнее место куплено! Вот сейчас огрею по спине батогом-то! Спорщик какой.
Паренек не стал дожидаться исполнения угрозы, а залез на верхнюю полку и, свесив ноги прямо перед носом бабки, начал ими болтать. В этот момент поезд неожиданно резко дернулся, и бабка получила удар лаптем в глаз. Бабка взвизгнула, запричитала, а под ее глазом начал набухать синяк…
- Хулиганы! Избивают! На помощь! Милиция! – кричала она.
Сбежавшиеся пассажиры и проводница насилу ее успокоили. Проводница принесла даже какие-то примочки, а паренька отвели в соседний вагон, подальше от бабки. Та долго еще ворчала:
- Вот приеду, заявлю в милицию на этого хулигана!»
Что же произошло? (Нарушение прав человека)
Сегодня мы выясним содержание понятия «права человека» и к чему приводит их нарушение
II. 2. Поиск решения учебной задачи
Актуализация знаний
Конструирование понятия
Рефлексивный контроль
1.Задание
Подобрать слова-ассоциации к словосочетанию «права человека». Сгруппировать записанные слова.
(Дети в парах подбирают синонимы, проводится фронтальная проверка, список слов составляется на доске учителем, список соотносится со слайдом).
Вывод: слова-ассоциации, подобранные вами, ребята, показывают, что вы хорошо знакомы с Конституцией РФ, вам известны основные конституционные правовые и моральные нормы.
2.Задание (корзина идей, понятий, имен)
Что вам, ребята, уже известно о правах человека?
Сначала учащиеся вспоминают и записывают в тетради все, что знают по данной теме (2 мин.)
Затем происходит обмен информацией в парах. Учащиеся делятся друг с другом известными им знаниями.
Затем каждая пара называет какое-то одно сведение (не повторяясь), учитель записывает его на доске.
Подведение итога (1 учащийся)
Попытайтесь, ребята, самостоятельно дать определение понятию «права человека».
Обсуждение.
Кроме прав существуют и обязанности. Без обязанностей не может быть прав. Эта тема будет обсуждаться нами, ребята, на следующем уроке.
Кто должен регулировать отношения человека и государства, человека и власти?
Кто кому служит: государство человеку или человек государству?
Обсуждение.
Вывод: Мы с вами, совместно обсудив, вывели определение «права человека» и поняли, что без прав не может быть обязанностей, как и без обязанностей не может быть прав.
3. Задание
(прием «Инсерт», пометки на полях)
«v» - информация, которая мне известна;
«+» - новая, впервые встречается;
«-» - то, что идет вразрез имеющимся представлениям;
«?» - то, что осталось непонятным.
Учащиеся делятся на 4 группы:
1 группа работает с информацией по правам человека (стр.79-82 учебника «Обществознание 9 класс», Боголюбов Л.Н.);
2 группа работает с документами о современных международных документах по правам человека (стр.82-85 учебника «Обществознание 9 класс», Боголюбов Л.Н.);
3 группа работает с информацией о современном содержании понятий «основные права и свободы человека» (стр.85-87 учебника «Обществознание 9 класс», Боголюбов Л.Н.);
4 группа – с информацией о Совете Европы (информационная справка).
По окончании работы по 1 человеку от группы (спикер) выходят к доске с докладом о результатах работы. Остальные группы – оценивают по следующим критериям:
обоснованность;
актуальность.
Вывод: Внимательно изучив представленные документы, отражающие информацию по правам человека не только в российском, но и международном масштабе, мы изучили новую информацию, которая впервые встречается, обсудили информацию, которая идет вразрез с вашими представлениями, «столкнулись» с информацией, которая еще вам не знакома. Незнакомую информацию мы с вами отправляем в «копилку вопросов», с которой будем работать на следующих уроках, пытаясь найти ответ на вопросы.
II.3. Применение полученных знаний в практической ситуации
Вспомним случай в поезде. Как можно решить эту ситуацию? (обратиться в суд)
А если мы решим обратиться в суд, то в какой?
(Европейский суд по правам человека ООН)
Как еще можно решить ситуацию?
(найти компромисс)
А можно еще прибегнуть к услугам медиатора
На экране – «портрет» медиатора.
МЕДИАЦИЯ – ОСОБАЯ ПРОЦЕДУРА ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ С УЧАСТИЕМ НЕЙТРАЛЬНОГО СОБЕСЕДНИКА
На портрете отображены основные функции медиатора:
«О» - овал лица – организация процесса медиации
«а» и «с» - уши – активное слушание
«в» и «э» - серьги в ухе - вентилирование эмоций
«Г» и «П» - брови – генерирование предложений
«Э» и «Ф» - глаза – отделение эмоций от фактов
«Р» и «Р» - усы- расширение ресурсов
«О» - нос – обучение сторон эффективному поведению на переговорах
«???» - шевелюра – тестирование реальности с помощью проясняющих вопросов
«С» - рот- проверка соглашения
«Бабочка» - обеспечение эффективной обратной связи между участниками процесса.
ЭТАПЫ МЕДИАЦИИ
0 – вступительная часть
1 – выступление сторон
3 – формулирование повестки дня
2 – прояснение интересов
4 – выдвижение предложений
5 – выбор решения
ПРАВИЛА МЕДИАЦИИ
1 – нейтральность медиатора
2 – добровольность участия сторон
3 – конфиденциальность информации
Учащимся выдаются карточки с этапами и правилами медиации для вклеивания в тетрадь.
Вывод: мы с вами познакомились с разными способами решения правовых ситуаций, узнали о методе медиации как особой процедуре ведения переговоров с участием нейтрального собеседника. На следующем уроке вы сами будете медиаторами и разрешите непростую ситуацию.
III. Домашнее задание
«Я – медиатор».
Рассмотреть ситуацию в поезде, используя этапы медиации и правила медиации.
Учащимся выдаются карточки с описанием ситуации в поезде.
IV. Экспресс-рефлексия
Учащиеся заполняют карточку «Мое отношение к теме»:
Она меня лично волнует
Она безразлична мне
Считаю ее актуальной, но лично она меня не волнует
Считаю ее не актуальной, не важной для человечества
Мое понимание учебного материала урока:
Материал показался мне непосильно сложным, трудным для понимания
Материал был доступный, хорошо воспринимался
Материал был насыщенным, отличался новизной
Материал был сухим, скучным, ничего нового
Урок закончен
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории обществознания:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ