План-конспект урока на тему "Получение взятки. Дача взятки" 9-11 класс









План-конспект урока

на тему «Получение взятки. Дача взятки.»

по обществознанию/праву для

9-11 классов











Работу выполнил: Миниахметов Руслан Рудалевич

студент факультета истории и юриспруденции,

гр. 9106 Елабужского института

Казанского Федерального университета













Тема: «Получение взятки. Дача взятки.»

Цели урока:

Образовательные:

-сформировать у учащихся представление о таком явлении как «коррупционное преступление»;

-ознакомить учащихся с составом преступлений, предусмотренных ст.290 «Получение взятки» и ст.291 «Дача взятки».

Развивающие:

-формирование умения работать с нормативными актами: Уголовный кодекс РФ, Постановление Пленума ВС от 10 февраля 2000 г. N 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»;

-формирование интеллектуальных умений: давать ответы на вопросы учителя, других учащихся; участвовать в обсуждении, дискуссии.

Воспитательные:

-формирование у учащихся антикоррупционного поведения.

Учебно-методический комплекс информационные ресурсы:

1. Учебник:

а) Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И. Рарога, А.И. Чучаева. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть, 2004. С. 574.

б) Уголовное право. Общая и Особенная части: Краткий курс (Кочои С.М.) ("КОНТРАКТ", "Волтерс Клувер", 2010) С. 29.

2. Юридическая литература:

а) Уголовный кодекс РФ;

б) Постановление Пленума ВС от 10 февраля 2000 г. N 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»;

в) Комментарий к Уголовному кодексу РФ, под ред. А.И. Рарога, изд. 8-ое, перераб. и доп., М. 2012 г.

3. Наглядные средства обучения:

а) Презентация «Коррупция»

б) Мультфильм «О коррупции» (https://www.youtube.com/watch?v=bqwhatyw0RQ&list=PL213064CBC846AE81)

в) Фильм «Stop - коррупция» (https://www.youtube.com/watch?v=l7-b94vvyQY)

План урока:

1. Организационная часть.

2. Этап проверки домашнего задания. Подготовка к изучению нового материала.

3. Этап изучения нового материала.

4. Постановка домашнего задания. Подведение итогов урока.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ.

Здравствуйте! Все готовы к уроку? Имеется ли у вас Уголовный кодекс РФ, Постановление Пленума ВС от 10 февраля 2000 г. N 6«О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»? Подготовились ли учащиеся, получившие задание по проведению сценки? Начнем. Для начала проверим, как вы усвоили состав преступления?

2. ЭТАП ПРОВЕРКИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. ПОДГОТОВКА К ИЗУЧЕНИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Мини - игра «Интеллектуальный ринг»

Учащиеся разбиваются на две группы - команды; во главе каждой выбирается капитан. Группам дается 10-15 минут на то, чтобы сформулировать 8 вопросов по теме «Состав преступления». Каждая группа уединяется в противоположной части комнаты, чтобы потенциальный противник не подслушал вопросы.

По истечении отведенного времени начинается жеребьевка. Команда капитана, вытянувшая фишку, начинает задавать вопросы противнику. Если получен правильный ответ, этой группе засчитывается 2 балла (преподаватель фиксирует их на доске):

Команда

Баллы за ответы

Всего баллов


1

2

3

4

5

6

7

8


1










2










Если ответ неполный, то команда, задающая вопросы, должна дополнить ответ сама, и тогда каждой группе засчитывается по 1 баллу.

Если же группа не смогла дать ответа на вопрос, противник отвечает сам, получает за ответ 2 балла и задает им очередной вопрос.

Так продолжается до полного заполнения таблицы.

Возможные вопросы:

1. Что представляет собой состав преступления?

Состав преступления - совокупность объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как преступление.

2. Из каких элементов он состоит?

3. Охарактеризуйте эти элементы и назовите их признаки (обязательные и факультативные).

Объект - это те охраняемые уголовным законом общественные отношения, на которые посягает виновное лицо.

Обязательные признаки: наличие охраняемых общественных отношений

Факультативные (дополнительные) - предмет преступления или дополнительный объект.

Объективная сторона - это внешнее проявление общественно опасного поведения лица, причиняющего вред или создающего угрозу причинения вреда охраняемым уголовным законом отношениям.

Обязательные признаки: общественно опасное деяние (действие или бездействие),

Факультативные признаки: общественно опасное последствие, причиняя связь между деянием и последствием, а также время, место, обстановка, способ, орудия и средства совершения преступления.

Субъект преступления - это лицо, совершившее уголовно наказуемое деяние и способное нести за него ответственность.

Обязательные признаки: физическое лицо, вменяемость, достигшее определенного возраста.

Факультативные признаки: пол, гражданство, занятие определенной должности.

Субъективная сторона - это психическая деятельность лица, непосредственно связанная с совершением уголовно наказуемого деяния.

Обязательные признаки: вина (в форме умысла и неосторожности)

Факультативные признаки: мотив, цель, эмоциональное состояние.

-Молодцы, хорошо повторили состав преступления!

3. ЭТАП ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Эпиграфом к нашему уроку будут слова Михаила Бакунина:



«Для борьбы с коррупцией надо усиливать и улучшать правовую базу и создать в обществе обстановку нетерпимости к подобного рода проявлениям - от мелких взяток на дорогах до крупных при раздаче больших государственных заказов и контрактов»

Михаил Бакунин (70-ые года XIX).



Наглядные материалы. Просмотр мультфильма «О коррупции».

(https://www.youtube.com/watch?v=bqwhatyw0RQ&list=PL213064CBC846AE81)

Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний.

Ребята, какие действия вы увидели в этом мультфильме? Учащиеся отвечают на вопрос учителя.

Сегодня мы будем говорить о действиях, составляющих такое негативное социальное явление – как коррупция и познакомимся с составами таких преступлений как «Получение взятки» и «Дача взятки» Уголовного кодекса РФ. Тема нашего урока: «Получение взятки. Дача взятки».

Мини - лекция. Межпредметные связи.

Вообще, коррупция – деятельность, заключающаяся в умышленном использовании должностными лицами доверенных им прав и властных полномочий для личного обогащения, получения выгод. Коррупция не нова и идет из глубокой древности. Исторические корни коррупции восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Так в царствование Ивана I коррупцию ограничивали законодательно, а Иван IV (Грозный) впервые ввел смертную казнь за чрезмерность во взятках. При Петре I взяточников нещадно били батогами, клеймили, ссылали. В России вплоть до 18 века все государственные чиновники жили благодаря «кормлениям», то есть подношениями от тех, чьими проблемами они занимались. С 1715 года чиновники стали получать фиксированную зарплату, а взятка в любой форме стала считаться преступлением. После революции в стране многое поменялось, но также продолжалась борьба с коррумпированностью общества, которая шла переменным успехом. Сегодняшнее правительство, как и правители прошлых эпох, пытается противостоять этому негативному явлению. Сможем ли мы общими силами устранить её, выйдет ли Россия из тени такого страшного явления, как коррупция?

??? А что в нашей стране способствуют коррупции сегодня? Учащиеся дают ответ на вопрос учителя.

ПОПС - формула.

В рамках ПОПС - формулы учащиеся выражают свое мнение на поставленный вопрос и говорят не более 2-3 минут, стремясь содержательно выразить свою точку зрения по определенной формуле:

П - позиция: «Я считаю…»

О - обоснование: «Потому что…»

П - пример: «Я могу подтвердить это тем…»

С - следствие: «Исходя из этого, я делаю вывод, что...»

Объяснение. Вообще, термин «взяточничество» в широком смысле слова объединяет два самостоятельных, но тесно связанных друг с другом состава преступления — получение взятки (ст.290 УК) и дачу взятки (ст. 291 УК).

Метод анализа кейсов. Процедура работы с кейсом состоит в том, что обучаемым предлагается конкретный случай из практики, который необходимо проанализировать. В данном случае разыгрывается сценка с участием 2-х учащихся. Учащиеся заранее предупреждаются об этом.

Старший инспектор (1 лицо) выявив в одном из коммерческих ресторанов недоброкачественные продукты, потребовал уничтожить их, а по факту нарушения вызвал директора ресторана Т. (2 лицо) для составления акта. Чтобы избежать неприятностей, директор ресторана Т. вручил 30 тыс. 500 руб. инспектору, после чего инспектор удалился, не составив акта.

Рассуждение. Какое преступление вы здесь увидели? Учащиеся дают ответ на вопрос учителя.

Работа с нормативными актами. Давайте обратимся к Уголовному кодексу, откройте и прочтите вслух ст. 290 и 291 УК РФ.

Рассуждение. Сравнительная характеристика. Давайте проанализируем состав данных преступлений. Сейчас постепенно разберем элементы состава преступлений, предусмотренных ст.290 и 291 УК РФ. Обратите внимание на презентацию, сейчас мы заполним эту таблицу, и начнем с объекта…

Элементы состава преступления

«Получение взятки»

Ст. 290

«Дача взятки»

Ст. 291

Объект

Обязательные признаки:

- совокупность общественных отношений, которая обеспечивает нормальную деятельность органов государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления

Факультативные признаки:

-предмет: взятка, в виде денег, ценных бумаг, иного имущества, либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав

Объективная сторона


Обязательные признаки:

общественно опасное деяние, заключающееся в действии, получении взятки лично или через посредника

Факультативные признаки:

отсутствуют

Обязательные признаки:

общественно опасное деяние, заключающееся в действии, передаче взятки

Факультативные признаки:

отсутствуют

Субъект

Обязательные признаки:

-специальный субъект

(физическое вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет)

Факультативные признаки:

-должностное лицо, либо иностранное должностное лицо или должностное лицо публичной международной организации

Обязательные признаки:

- физическое вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет

Факультативные признаки:

-может быть и должностное лицо

Субъективная сторона

Обязательные признаки:

-вина, в форме прямого умысла

Дополнительные

признаки:

- мотив не указан в диспозиции, но по смыслу получение взятки — корыстное преступление

Обязательные признаки:

- вина, в форме прямого умысла

Факультативные признаки:

отсутствуют



Проблемная ситуация. Ребята, а с какого момента данные преступления считаются оконченными? Учащиеся отвечают на вопрос учителя.

Доказательство. Работа с нормативными актами. Обратимся к Постановлению Пленума № 6 (п.11) и комментарию к УК РФ (стр. 696 и 700): «Получение взятки»- считается оконченным с момента получения хотя бы части незаконного вознаграждения (взятки), а «Дача взятки» - считается оконченным, когда взятка (или хотя бы ее часть) не только передана должностному лицу, но и принята им.

Наглядные материалы. Вашему вниманию предлагается документальный фильм под названием "Stop - коррупция". (https://www.youtube.com/watch?v=l7-b94vvyQY)

Просмотр фильма. Коллективный разбор по вопросам учителя.

1. Что нового вы узнали из этого фильма?

2. Какое влияние оказывает коррупция на наше общество?

3. Обратимся к эпиграфу нашего урока: «Для борьбы с коррупцией надо усиливать и улучшать правовую базу и создать в обществе обстановку нетерпимости к подобного рода проявлениям - от мелких взяток на дорогах до крупных при раздаче больших государственных заказов и контрактов». Согласны ли вы с этим утверждением?

Дискуссия на тему: «Можно ли победить коррупцию?»

Учащиеся делятся на 2 команды, одна команда высказывает мнения «Да», другая «Нет». В роли ведущего дискуссии выступает учитель, его задача - направлять ход дискуссии и привести к цели дискуссии — придти к единому решению. Команды должны логично и убедительно отстоять свою точку зрения, работать в рамках регламента, вести себя корректно.

4. ПОСТАНОВКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

Заключительная беседа.

Коррупция оказывает разлагающее влияние на все сферы жизни общества: экономику, социальную сферу, политику. Негативные последствия, порождаемые этим явлением, не только препятствуют прогрессивному развитию общества, но и представляют серьезную угрозу интересам национальной безопасности страны.

Коррупция — это улица с двухсторонним движением. Если есть те, кто берет, то обязательно есть те, кто дает. Сегодня мы пришли к выводу, что победить коррупцию можно! И бороться необходимо на всех направлениях.

И если каждый из нас будет осознавать, что от моих действий, от моих поступков зависит будущее государства, проявлять нетерпимость к такому негативному явлению как коррупция, состояние в стране изменится!

Ребята, вы сегодня хорошо поработали! Молодцы! Запишите домашнее задание: повторить тему нашего урока «Получение взятки. Дача взятки», а именно состав преступлений, предусмотренных статьями 290 и 291 УК РФ, на следующем уроке будет опрос.

Спасибо, до свидания!































Список использованной литературы:

  1. Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И. Рарога, А.И. Чучаева. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть, 2004. С. 574.

  2. Уголовное право. Общая и Особенная части: Краткий курс (Кочои С.М.) ("КОНТРАКТ", "Волтерс Клувер", 2010) С. 29.

  3. Уголовный кодекс РФ;

  4. Постановление Пленума ВС от 10 февраля 2000 г. N 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»;

  5. Комментарий к Уголовному кодексу РФ, под ред. А.И. Рарога, изд. 8-ое, перераб. и доп., М. 2012 г.

  6. Мультфильм «О коррупции» https://www.youtube.com/watch?v=bqwhatyw0RQ&list=PL213064CBC846AE81

  7. Фильм «Stop - коррупция» https://www.youtube.com/watch?v=l7-b94vvyQY





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории обществознания:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ