Рабочая программа по обществознанию 6 класс Боголюбова Ивановой
ГБОУ ПЕТЕРГОФСКАЯ ГИМНАЗИЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА II
 
 
 
УТВЕРЖДЕНО
Приказ № _____
Дата __________
Директор гимназии
Никитина Г.А.
______________
 
 
 
 
РЕКОМЕНДОВАНО К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
Методическое объединение учителей истории
и обществознания
Протокол № _____ от 30.08.2013 г.
Председатель МО
Овчинникова И.Р.
___________________
 
 
 
 
 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
6 КЛАСС
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Составитель: Овчинникова И.Р.,
Учитель истории и обществознания
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2013
 
 
Пояснительная записка.
 
 
Данная рабочая программа разработана для обучения обществознанию школьников в российских общеобразовательных учреждениях и гимназиях на основе линии учебно-методического комплекта «Обществознание» авторов Л. Н. Боголюбова и Л.Ф. Ивановой.
Настоящая программа отвечает требованиям Государственного образовательного стандарта, базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ, учитывает основные требования, предъявляемые к современным УМК по обществознанию, и соотносятся с действующей примерной программой по обществознанию в общеобразовательной школе (2009).
 
Программа рассчитана на 35 учебных часов для обязательного изучения обществознания на этапе полного среднего образования из расчета 1 учебный час в неделю в 6 классе. Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы, определен учебным планом образовательного учреждения и соответствует базисному учебному плану общеобразовательных учреждений РФ, утвержденному приказом Минобразования РФ № 1312 ОТ 09.03.2004.
Всего 35 часов; в неделю 1 час.
Плановых контрольных работ 2 , зачетов нет , тестов 3 ;
Практикумов 7.
 
Задача курса:
- помочь ученику лучше понять окружающую его социальную реальность; 
- осознать свое место в обществе, свои актуальные и перспективные социальные роли; 
- учиться их адекватному осуществлению, в рамках нормативной ответственности. 
В курсе рассматриваются характерные для подростков социальные позиции и роли,
различные виды взаимоотношений в разных коллективах и социальных общностях:
семье, в классе, в кругу друзей.
Учащимся дается представление об обществе в целом, его структуре и функциях,
проблемах, связанных с управлением обществом. Раскрывается связь между человеком и государством.
 
Цели обучения.
Актуальность данного курса заключается в возможности использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной деятельности для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах, нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей, реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских прав и обязанностей, первичного анализа и использования социальной информации, сознательного неприятия антиобщественного поведения.
 
 
Развитие коммуникативной компетенции в процессе социализации личности:
- становление личности в период социального взросления человека, ее познавательных интересов, проявляющихся в процессе межличностных отношений; 
- формирование критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; 
- утверждение нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации в обществе. 
 
Развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала социально-экономических наук:
- воспитание и формирование у учащихся гражданской позиции, потребности изучения общественных наук, как будущего средства общения самореализации и социальной адаптации в мультикультурный мире, в условиях глобализации и международной интеграции, на основе осознания важности изучения наук входящих в комплекс обществознание, как средство общения и познания современного мира. 
 
 
Формирование навыков и умений в процессе освоения знаний:
- освоение знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе, основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина; 
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях; 
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях. 
 
Формирование универсальных учебных действий (умений):
- самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность; 
- участвовать в проектной деятельности и проведении учебно-исследовательской работы; 
- осуществлять поиск и извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, фотодокументы) 
- критически оценивать достоверность полученной информации. 
 
Результаты обучения
Результаты обучения обществознанию в 6 классе полностью соответствуют Федеральному компоненту Государственного стандарта основного общего образования и направлены на реализацию деятельного личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного и социокультурного подходов; овладение учащимися знаниями и умениями востребованными в повседневной жизни и значимыми для социальной адаптации личности, ее приобщение к социальным ценностям.
 
Учебно-тематическое планирование
Количество часов 35 часов (1 час × 34 недели + 1 час).
УМК
 
 
 
 
 
 
 
 
- Учебник. Обществознание. 6 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова и Л.Ф. Ивановой. Москва «Просвещение» 2011 
- Рабочая тетрадь. Введение в обществознание. 6 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова и Л.Ф. Ивановой. Москва «Просвещение» 2013 
- Видео пособие (DVD) 
 
№
Тема
Количество часов
Сроки
Контроль
1
Человек
8
I полугодие, I четверть
Самостоятельная работа, практикум
2
Семья
5
I полугодие, II четверть
2 практикума
3
Школа
4
I полугодие, II четверть
Практикум, тест, контрольная работа
4
Труд
5
II полугодие, III четверть
Практикум, тест
5
Родина
6
II полугодие, III-IV четверти
Защита проектов, практикум, тест
6
Добродетели
5
II полугодие, IV четверть
Практикум
7
Итоговое повторение
2
II полугодие, IV четверть
Контрольная работа
 
Требования к уровню подготовки учащихся
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В результате изучения обществознания ученик должен
Знать/понимать
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
Уметь
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; деятельности людей в различных сферах;
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
 
 
Используемый учебно-методический комплект:
- Обществознание. 6 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.— Москва «Просвещение», 2011. 
- Рабочая тетрадь по курсу "Введение в обществознание" 6 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова. Москва «Просвещение» 2013 год. 
- Методические рекомендации по курсу "Обществознание". 6 класс. Под. ред. Л.Н. Боголюбова. Москва «Просвещение» 2010 год. 
 
 
Интернет-ресурсы:
- http:// fcior.edu.ru
- http:// shool-collection.edu.ru
- http:// Wikipedia.org/wiki/
 
 
Календарно-тематическое планирование Приложение 1
№
Тема урока
Тип урока
Элементы содержания образования
Основные понятия
Вид контроля
Требования к уровню подготовки учащихся
Домашнее задание
1.
Введение.
Глава1. Человек.
Человек родился.
Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся
Биологическая и социальная сущность человека
Индивид, индивидуальность, личность, гуманизм, наследственность
Беседа
Знать:
- новые понятии о человеке 
- отличать понятие личность и индивид 
§1, схема стр.10
2
Человек – личность.
Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся
Социализация, процесс становления личности, сущность социальных норм
Личность, социализация, социальные нормы
Фронтальный
Уметь:
- различать биологическое и социальное в человеке 
§2, стр. 25 (вопросы)
3
Особый возраст: отрочество.
Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся
Возрастные особенности, психологическая характеристика возраста
Подросток, юноша, самостоятельность
Фронтальный
Уметь
- давать характеристику подростковому периоду жизни 
§3, стихотворение
4
Познай самого себя.
Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся
Виды человеческой деятельности, самопознание и самосознание личности
Труд, учеба, общение, игра, самооценка,способности, поступки
Дифференцируемый (групповой)
Знать:
- новые понятия 
Уметь:
- критически оценивать свои способности 
§4, стр. 45, задание №5 письменно
5
Человек и его деятельность.
Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся
Деятельность и ее проявление в обществе
Работа, ответственность
Фронтальный
Уметь:
- определять необходимость труда для человека 
§5, пословицы и поговорки о труде
6
Что человек чувствует, о чём размышляет.
Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся
Разновидности потребностей (социальные и духовные)
Биологиеские и духовные потребности, духовный мир, суждения, умозаключение
Фронтальный
Уметь:
- находить решения в социальной задаче 
- предвидеть решения 
- сравнивать суждения 
§6
7
Практикум: 1.учимся общаться
2.учимся узнавать и оценивать себя.
3. учимся правильно организовывать свои занятия.
4. учимся размышлять.
Умение самостоятельно анализировать информацию. Умение полемизировать и отстаивать свои взгляды.
 
 
Практикум
 
 
8
Урок обобщения по теме «Человек»
Урок комплексного применения ЗУН
 
 
Самостоятельная работа
 
 
9
Глава 2 . Семья.
Семья – ячейка общества.
Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся
Семья – главный социальный институт, семья и государство, виды семей.
Семья
Фронтальный
Уметь:
- определять семью 
Знать:
- функции семьи 
- виды семей 
§7, «В классе и дома»
10
Семейное хозяйство
Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся
Семейные заботы, функции семьи.
Совместный труд, совместные цели
Фронтальный
Знать:
- понятие экономика 
- виды хозяйствования 
§8, «В классе и дома»
11
Делу время – потехе час.
Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся
Свободное время, единицы времени, определение времени без часов
Время, вариация, хобби, свободное время
Практическое занятие по репродукциям картин
Уметь:
- определять вид деятельности по картинам 
Знать:
- понятие свободное время 
 
§9, стр. 96, вопрос №1 (письменно)
12
Практикум «Учимся вести домашнее хозяйство»
Умение самостоятельно анализировать информацию. Умение полемизировать и отстаивать свои взгляды.
 
 
Практикум
 
 
13
Урок обобщения по теме «Семья»
Урок комплексного применения ЗУН
 
 
Тест
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
14
Глава 3.
Школа.
Профессия – ученик.
Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся
Этапы школьного образования, школа в прошлом
Школа, как социальный институт, характеристика этапов школьного образования, функции школы
Фронтальный
Уметь:
- определять ее функции 
 
 
Знать:
- понятие школы 
 
§10
15
Одноклассники, сверстники, друзья.
Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся
Межличностные отношения, их особенности в подростковом возрасте
Сверстники, дружба, толерантность
Урок-беседа
Уметь:
- определять характеристику класса 
- определять группы класса 
- определять взаимоотношения в группах 
§11, вопрос №2 (письменно)
16
Практикум
«Учимся дружно жить в классе»
Умение самостоятельно анализировать информацию. Умение полемизировать и отстаивать свои взгляды.
Доброта, толерантность в обществе
Уважение, групповое уважение
Практикум
 
Стихотворение стр.120-122
17
Урок обобщения по теме «Школа. Профессия – ученик.»
Урок комплексного применения ЗУН
 
 
Контрольная работа
 
 
18
Глава 4. Труд.
Труд – основа жизни.
Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся
Трудовая деятельность, выбор профессии, богатство, бедность
Труд, продукт труда, оценка труда, творчество
Фронтальный
Уметь:
- уметь выявлять собственное профессиональное предпочтение 
- понимать, что значит оценка труда 
§12, стр. 130-131 (текст)
19
Труд и творчество.
Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся
Творчество, как вид деятельности, интеллектуальная деятельность, профессионализм
Творчество, искусство, ремесло, мастерство
Урок-беседа
Уметь:
- определять творческое начало в деятельности 
§13, стр. 143 «Учимся творчеству»
20
На пути к жизненному успеху.
Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся
Слагаемые жизненного успеха, поддержка близких – залог успеха
Успех, жизненный путь
Фронтальный
Уметь:
- различать умственный и физический труд 
- характеризовать образ жизни 
§14, вопрос № 1 - 4.
21
Практикум «Учимся трудиться и уважать труд», «Учимся творчеству»
Умение самостоятельно анализировать информацию. Умение полемизировать и отстаивать свои взгляды.
 
 
Практикум
 
 
22
Урок обобщения по теме «труд»
Урок комплексного применения ЗУН
 
 
Тест
 
 
23
Глава 5 Родина.
Что значит быть патриотом.
Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся
Определение федеративного устройства, субъекты федерации, как равные члены государство, государственный язык – русский
Федерация, субъекты федерации, герб, органы власти и управления, патриотизм, Конституция РФ
Фронтальный
Уметь:
- определять понятие государства, многонациональное государство 
Знать:
- об Основном законе государства Конституции РФ и ее дате принятия 
 
§15, подготовка мини-проектов «Субъекты РФ»
24
Символика России.
Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся
Признаки внешнего суверенитета: герб, флаг, гимн, валюта
Герб, флаг, гимн
Фронтальный
Знать:
- герб, флаг, гимн родного государства – России 
§16, продолжение подготовки мини-проектов «Субъекты РФ»
25
Гражданин – Отечества достойный сын.
Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся
Элементы политического статуса граждан, права и обязанности граждан России
Референдум, выборы, демократия
Урок-беседа
Знать:
- систему выборности власти 
Уметь:
- отличать систему выборности власти от системы наследования власти 
§17, стр. 180 «Учимся быть достойными гражданами»
26
Мы – многонациональный народ.
Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся (защита проектов)
Дифференциация «больших и малых народов», многонациональная культура России
Народ, нация, многонациональный народ
Защита проектов
Уметь:
- определять понятие нация, народ 
Знать:
- признаки нации, народа 
Учиться:
- толерантности 
§18, стр. 190 (стихотворение)
27
Практикум. «Учимся быть достойными гражданами.
Учимся уважать людей любой национальности. Урок толерантности»
Умение самостоятельно анализировать информацию. Умение полемизировать и отстаивать свои взгляды.
 
Нация, межнациональные отношения
Практикум
 
 
28
Урок обобщения по теме «Родина»
Урок комплексного применения ЗУН
 
 
Тест
 
 
29
Глава 6 . Добродетели.
Человек славен добрыми делами.
Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся
Определение нравственной категории «добра и зла», «хорошо и плохо», воспитание гуманистическим началом
Добро, зло, добрые люди, сочувствие, милосердие, мораль
Фронтальный
Знать:
- что отличает доброго человека 
- «золотое правило морали» 
Уметь:
- применять в жизни «золотое правило морали» 
§19, «Учимся делать добро» стр. 198-199
30
Будь смелым.
Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся
Воспитание нравственных принципов, основанных на патриотизме, ответственности и гуманизме
Зло, трусость, страх, смелость, героизм
Урок-беседа
Уметь:
- воспитывать в себе нравственные принципы 
§20, стр. 207 №8 (таблица)
31
Что такое человечность.
Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся
Гуманизм, как одно из мировых человеческих достижение, определение нравственных религиозных заповедей
Гуманизм, заповедь, социальные нормы
Фронтальный
Уметь:
- характеризовать понятие гуманизма 
- воспитывать в себе нравственные принципы 
§21, стр. 212 «Прояви внимание к старикам»
32
Практикум.
Учимся делать добро.
Учимся быть толерантными.
Умение самостоятельно анализировать информацию. Умение полемизировать и отстаивать свои взгляды.
 
 
Практикум
 
 
33
Урок обобщения по теме «Добродетели»
Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся
 
 
Урок-беседа
 
 
34
Урок итогового повторения по курсу «Человек и общество»
Урок комплексного применения ЗУН
 
 
Контрольная работа
 
Стр. 218-219 «Вопросы для итогового повторения»
35
Резервный урок
 
 
 
 
 
 
 
 
    Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории обществознания:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ