Рабочая программа по обществознанию 7 класс Боголюбова Ивановой
- ГБОУ ПЕТЕРГОФСКАЯ ГИМНАЗИЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА II 
- УТВЕРЖДЕНО 
- Приказ № _____ 
- Дата __________ 
- Директор гимназии 
- Никитина Г.А. 
- ______________ 
- РЕКОМЕНДОВАНО К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ 
- Методическое объединение учителей истории 
- и обществознания 
- Протокол № _____ от 30.08.2013 г. 
- Председатель МО 
- Овчинникова И.Р. 
- ___________________ 
 
 
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 
- 7 КЛАСС 
Составитель: Овчинникова И.Р.,
 
- учитель истории и обществознания 
 
 
 
2013
Пояснительная записка.
 
 
Данная рабочая программа разработана для обучения обществознанию школьников в российских общеобразовательных учреждениях и гимназиях на основе линии учебно-методического комплекта «Обществознание» авторов Л. Н. Боголюбова и Л.Ф. Ивановой.
Настоящая программа отвечает требованиям Государственного образовательного стандарта, базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ, учитывает основные требования, предъявляемые к современным УМК по обществознанию, и соотносятся с действующей примерной программой по обществознанию в общеобразовательной школе (2009).
 
Программа рассчитана на 35 учебных часов для обязательного изучения обществознания на этапе полного среднего образования из расчета 1 учебный час в неделю в 6 классе. Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы, определен учебным планом образовательного учреждения и соответствует базисному учебному плану общеобразовательных учреждений РФ, утвержденному приказом Минобразования РФ № 1312 ОТ 09.03.2004.
Всего 35 часов; в неделю 1 час.
Плановых контрольных работ 2 , зачетов 1 , тестов 3 ;
 
Задача курса:
- помочь ученику лучше понять окружающую его социальную реальность; 
- осознать свое место в обществе, свои актуальные и перспективные социальные роли; 
- учиться их адекватному осуществлению, в рамках нормативной ответственности. 
В курсе рассматриваются характерные для подростков социальные позиции и роли,
различные виды взаимоотношений в разных коллективах и социальных общностях:
семье, в классе, в кругу друзей.
Учащимся дается представление об обществе в целом, его структуре и функциях,
проблемах, связанных с управлением обществом. Раскрывается связь между человеком и государством.
 
Цели обучения.
- создание условий для социализации личности; 
- формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования; 
- формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры; 
- содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры. 
 
 
Развитие коммуникативной компетенции в процессе социализации личности:
- становление личности в период социального взросления человека, ее познавательных интересов, проявляющихся в процессе межличностных отношений; 
- формирование критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; 
- утверждение нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации в обществе. 
 
 
Развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала социально-экономических наук:
- воспитание и формирование у учащихся гражданской позиции, потребности изучения общественных наук, как будущего средства общения самореализации и социальной адаптации в мультикультурный мире, в условиях глобализации и международной интеграции, на основе осознания важности изучения наук входящих в комплекс обществознание, как средство общения и познания современного мира. 
 
 
Формирование навыков и умений в процессе освоения знаний:
- освоение знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе, основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина; 
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях; 
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях. 
 
Формирование универсальных учебных действий (умений):
- самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность; 
- участвовать в проектной деятельности и проведении учебно-исследовательской работы; 
- осуществлять поиск и извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, фотодокументы) 
- критически оценивать достоверность полученной информации. 
 
Результаты обучения
Результаты обучения обществознанию в 6 классе полностью соответствуют Федеральному компоненту Государственного стандарта основного общего образования и направлены на реализацию деятельного личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного и социокультурного подходов; овладение учащимися знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни и значимыми для социальной адаптации личности, ее приобщение к социальным ценностям.
 
Учебно-тематическое планирование
Количество часов 35 часов (1 час × 34 недели + 1 час).
УМК
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
- Учебник. Обществознание. 7 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова и Л.Ф. Ивановой. Москва «Просвещение» 2013 
- Рабочая тетрадь. Введение в обществознание. 7 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова и Л.Ф. Ивановой. Москва «Просвещение» 2013 
- Видео пособие (DVD) 
 
 
№
Тема
Количество часов
Сроки
Контроль
1
Регулирование поведений людей в обществе
16
I полугодие, I- II четверти
Практикум, 2 теста, защита проектов, контрольная работа
2
Человек в экономических отношениях
14
II полугодие, III- IV четверти
Тест, практикум - групповая работа
3
Человек и природа
5
II полугодие, IV четверть
Зачет, контрольная работа
 
Требования к уровню подготовки учащихся
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В результате изучения обществознания ученик должен
Знать/понимать
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
Уметь
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; деятельности людей в различных сферах;
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
 
 
Используемый учебно-методический комплект:
- Обществознание. 7 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.— Москва «Просвещение», 2013. 
- Рабочая тетрадь по курсу "Введение в обществознание" 7 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова. Москва «Просвещение» 2013 год. 
- Методические рекомендации по курсу "Обществознание". 7 класс. Под. ред. Л.Н. Боголюбова. Москва «Просвещение» 2010 год. 
 
 
Интернет-ресурсы:
- http:// fcior.edu.ru
- http:// shool-collection.edu.ru
- http:// Wikipedia.org/wiki/
 
Календарно-тематическое планирование Приложение 1
№
Тема урока
Тип урока
Элементы содержания образования
Основные понятия
Вид контроля
Требования к уровню подготовки учащихся
Домашнее задание
1
Вводный урок
 
 
 
 
 
Стр. 5-6
2
Что значит жить по правилам?
Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся
Характеристика социальных норм, формирование первобытного права, особенности поведения в Интернете
Социальные нормы, табу, обычаи, традиции, этикет, сетикет
Урок-беседа
Знать:
- Необходимость социального нормирования и предотвращения общественных конфликтов 
§1, стр.15 «Учимся общаться в Интернете»
3
Права и обязанности граждан
Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся
Права и свободы граждан РФ, гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права
Права и свободы, неотчуждаемость прав
Фронтальный
Уметь:
- ориентироваться в Конституции РФ, глава 2 
§2, стр. 16-19; стр. 21, вопрос № 2-3 (письменно)
4
Механизм защиты и реализации прав и свобод человека и гражданина
Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся
Механизм правовой защиты граждан, Конституционные гарантии, права ребенка
Декларация, гарантии прав, Всеобщая Декларация прав ребенка
Фронтальный
Уметь:
- выявлять механизм правовой защиты по Конституции 
§2, стр.19-22; «Учимся пользоваться своими правами» (письменно)
5
«Что значит жить по правилам?»
Урок комплексного применения ЗУН
Определение государственного правопорядка, демократическое устройство
Закон, законодательные органы, демократический политический режим
Тест
Знать:
- суть понятия закон, правопорядок, демократия 
Уметь:
- критически оценивать признаки демократии 
§3
6
Почему важно соблюдать законы
Умение самостоятельно анализировать информацию. Умение полемизировать и отстаивать свои взгляды.
Правовая справедливость в действии, свобода и ответственность
Справедливость, Конституция, Афинская демократия, свобода и ее границы
Практикум
Уметь:
- уважать закон 
- определять справедливость закона 
- выявлять нарушения закона 
 
7
Защита Отечества
Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся
Выявление обязанностей граждан по Конституции, защита Отечества, как священная обязанность
Долг, обязанность, защита Отечества, присяга, герои Великой Отечественной Войны
Урок-беседа
Знать:
- свои права и свои обязанности 
- что такое долг перед Родиной 
§4, стр. 38 «Учимся быть мужественными»
8
«Пионеры и комсомольцы – герои Великой Отечественной войны»
Умение самостоятельно находить и анализировать информацию.
Патриотическое воспитание учащихся
 
Защита проектов
 
Опережающее задание, дополнительный материал
9
Для чего нужна дисциплина
Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся
Почему нужно соблюдать социальные нормы, что такое нормы и санкции
Дисциплина и ее разновидности, воля, самовоспитание
Фронтальный
Уметь:
- определять необходимость соблюдения дисциплины, как внешней, так и внутренней 
§5, стр. 39-43, «Картинная галерея»
10
Для чего нужна дисциплина
Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся
Почему нужно соблюдать социальные нормы, что такое нормы и санкции
Внешняя и внутренняя дисциплина
Фронтальный
Уметь:
- определять необходимость соблюдения дисциплины, как внешней, так и внутренней 
§5, стр. 44-48 «В классе и дома» (вопрос №5 письменно)
11
Виновен – отвечай!
Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся
Определение правомерного поведения
Законопослушный человек, правопорядок, прокурор, гуманное отношение к людям
Фронтальный
Знать:
- что такое правомерное поведение 
Уметь:
- выказывать уважение к людям 
§6, стр.48-51; стр. 54 «В классе и дома» (№2), подготовка к тесту
12
Виновен – отвечай!
Урок комплексного применения ЗУН
Определение противоправного поведения
Проступок, преступление, грабеж, кража, ущерб, штраф
Тест
Знать:
- что закон наказывает за нарушения правовых норм 
- что закон действует против малолетних нарушителей 
 
§6, стр. 52-55
13
Кто стоит на страже закона
Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся
Представление правоохранительных органов и их функционал, судебная власть, что такое правосудие
Прокуратура, таможня, правопорядок, адвокатура, нотариат
Фронтальный
Знать:
- что закон нуждается в защите 
- кто является стражем закона 
 
§7, стр. 55-59; стр. 63, вопрос №1 (письменно)
14
Кто стоит на страже закона
Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся
Представление правоохранительных органов и их функционал, судебная власть, что такое правосудие
Суды, правосудие, ФСБ, презумпция невиновности, полиция
Фронтальный
Знать:
- понятие правоохранительные органы 
- основные принципы деятельности полиции 
 
§7, стр. 60-63
15
Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек и закон»
Урок комплексного применения ЗУН
 
 
Контрольная работа
Уметь:
- определять причинно-следственные связи в вопросах 
 
 
Знать:
- определения 
 
 
16
Итоговое повторение
 
 
 
 
 
 
17
Экономика и ее основные участники
Групповая работа
Экономика, как хозяйство; экономика, как наука; типы хозяйств
Экономика, производство, продукт, натуральное и товарное хозяйства, экономические блага
Результаты работ групп (четыре группы)
Знать:
- определение экономики 
Уметь:
- определять главные вопросы экономики 
§8 (I часть) «В классе и дома» №4 (письменно)
18
Экономика и ее основные участники
Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся
Основные элементы товарного производства
Товарное производство, производительность труда, товар, потребитель (спрос), производитель (предложение)
Фронтальный
Знать:
- основных участников экономики 
Уметь:
- определять главные признаки товарного производства 
§8 (II часть), стр. 70 вопрос в зеленой рамке письменно
19
Мастерство работника
Урок-практикум
Понятие мастерство и его элементы, трудовая деятельность – как фактор получения дохода
Квалификация, карьерный рост, труд, заработная плата, производительность труда
Фронтальный
Уметь:
- определят понятие и значимость труда, как фактора производства 
Знать:
- понятие заработная плата факторного дохода 
 
§9 «В классе и дома»
20
Производство: затраты, выручка, прибыль
Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся
Главные вопросы экономики: что производится, как производится, вопросы специализации и возникновения затрат
Внешние и внутренние затраты, переменные и постоянные затраты
Фронтальный
Уметь:
- различать виды издержек (затрат) 
- определять их в тестовом варианте 
§10 (I часть), стр. 89 «В классе и дома» №1 (письменно)
21
Производство: затраты, выручка, прибыль
Урок комплексного применения ЗУН
Формирование себестоимости товара, определение прибыльности как экономического эффекта
Факторные доходы:
- заработная плата 
- рента 
- процент 
- прибыль 
Тест
Уметь:
- определять и различать факторные доходы 
§10 (II часть), стр. 90-91 «Прогноз» (учить)
22
Виды и формы бизнеса
Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся
Введение понятия правового оформления предпринимательства, определение различных форм бизнеса
Бизнес, виды бизнеса
Фронтальный
Уметь:
- определять производственную деятельность в условиях трех форм собственности: коллективная, частная, государственная 
 
§11, подготовка к дискуссии, стр. 96 (по группам)
23
Виды и формы бизнеса
Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся
Правовое оформление предпринимательской деятельности, формы бизнеса
Собственность, индивидуальное предпринимательство, товарищество, акционерное общество
Фронтальный
Уметь:
- различать проекции бизнеса 
§11, подготовка к дискуссии
24
Выгодно ли быть честным бизнесменом?
Урок-дискуссия
От чего зависит успех бизнеса? Связан ли успех с полученной прибылью? Должен ли предприниматель чувствовать ответственность перед обществом?
Повтор терминов с §8 - §11
Практикум - групповая работа
Уметь:
- выражать главную мысль в своем выступлении 
- выражать собственное мнение и оценивать позицию другой группы 
 
25
Обмен, торговля, реклама
Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся
Истоки формирования обменных процессов, понятие собственности и ее формирования
Потребительная стоимость, меновая стоимость, цена товара, торговля
Фронтальный
Уметь:
- определять стоимостные отношения, связанные с особенностями собственности 
§12 (I часть), стр. 98-101 «Проверь себя» №4 (письменно)
26
Обмен, торговля, реклама
Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся
Реклама – как коммуникативное средство в экономических процессах
Реклама и ее разновидности
Фронтальный
- выявлять аспекты, связанные с социально-экономическими отношениями (бизнес – общество) 
§12 (II часть), «Проверь себя» №5 (письменно)
27
Деньги и их функции
Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся
Деньги как эквивалент обмена, разновидности денег.
Деньги, эквивалент, номинал
Фронтальный
Знать:
- специфику товарно-денежных отношений 
§13 (I часть), «В классе и дома» (письменно)
28
Деньги и их функции
Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся
Функции денег
Средство обращения, средство платежа, валюта
Фронтальный
Уметь:
- дифференцировать функции денег 
§12 (II часть)
29
Экономика семьи
Урок-беседа
Семейное хозяйство, имущество семьи
Личное подсобное хозяйство, доход семьи
Фронтальный
Уметь:
- решать задачу, связанную с доходами семьи 
§14 (I часть), подготовка к К.Р., найти материал о формировании хозяйства в РФ
30
Экономика семьи
Урок комплексного применения ЗУН
Аспект формирования семейного бюджета
Бюджет, обязательные платежи
Зачет
Уметь:
- оценивать и сравнивать возможности накопления бюджета семьи 
§14 (II часть)
31
Воздействие человека на природу
Урок-беседа
Взаимодействие двух систем «природа» и «общество»
Производящее хозяйство, техногенные аварии, исчерпаемте и неисчерпаемые экологические проблемы
Беседа
Уметь:
- определять сложные ситуации в общественных процессах 
§16, «В классе и дома» (письменно), сообщения об отношениях человека с природой
32
Закон на страже природы
Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся
Взаимодействие прав и обязанностей граждан, природоохранные мероприятия государства
Охрана природы, природопользование
Фронтальный
Уметь:
- различать обязанности от прав 
- определять возможные санкции 
§17 (I часть), вопрос №4 (письменно)
33
Закон на страже природы
Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся
Правила защищающие природу, значение сохранности заповедной зоны для государства
Правила природоохраны, государственные инспекторы
Фронтальный
Уметь:
- использовать, верно истолковывать законы о природе 
§17 (II часть)
34
Итоговый урок
Урок комплексного применения ЗУН
Взаимодействие и регулирование поведения людей в обществе. Человек в экономических отношениях. Человек и природа.
Отработка:
- Терминов 
- Понятий 
 
Контрольная работа
Знать и понимать:
- задания и их разновидности 
Использовать приобретенные знания при ответах и решениях самостоятельных работ.
 
35
Резервный урок
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории обществознания:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ