Тема: «Законы писаные и неписаные»
Тема: «Законы писаные и неписаные»
Цели и задачи:
Объяснить значение понятий «мораль», «закон», «кодекс»,«иерархия», «кровная месть»,
«проступок», «преступление»; выяснить сходство и отличие морали и права;
Анализировать, сравнивать, участвовать в эвристической беседе, дискуссии.
Работать с текстом учебника, дополнительными источниками, выделять главное, актуализировать ранее изученное, составлять таблицы и схемы.
Задуматься над своими нравственными ценностями.
План урока
1.Определяем проблему урока.
2. Откуда берутся правила жизни людей?
3.Иерархия законов.
4. Как работают законы? 1
Введение в новый материал:
Учитель: Зачем человеку законы, право?
Нужно ли человеку соблюдать правила?
Неужели нельзя полагаться на совесть? В Древнем Китае философы полагали, что законы появились после того, как ослабло действие такого естественного регулятора поведения людей, как совесть. И в одной из сказок даже делается предположение, что люди извели совесть намеренно, из корыстных побуждений.
Задание 1:
Внимательно послушайте притчу и ответьте на следующие вопросы:
1. О чем эта притча?
2. Как ты ее понимаешь?
3. Какое отношение она имеет к сегодняшнему занятию?
(учитель рассказывает притчу)
Учитель предлагает прочитать по ролям введение в новую тему и обращает внимание ребят на
Задание
Знакома ли вам конфликтная ситуация из школьной жизни?
Определите проблему урока
Учитель обращает внимание ребят на вопросы учебника стр.164 . и просит сформулировать проблему урока.
1. Зачем нужны законы и нужно ли соблюдать правила? (проблема урока)
Мы живем в обществе, в котором существуют определенные ценности и идеалы. Чтобы понять, какой выбор надо для себя сделать, мы опираемся на два регулятора: мораль и право.
Что объединяет эти понятия, а что различает?
Вспомните, что такое право?
Какие характерные черты имеет право?
Какие ассоциации у вас возникают при словах «мораль», «нравственность»?
И так, чтобы решить проблему урока мы должны вспомнить значение слов «мораль», «нравственность» и «право»?
Учитель: переходим к решению проблемы и открытию новых знаний следующий вопрос нашего урока:
2.Откуда берутся правила жизни людей?
(Рассказ учащихся стр.165 -167).
Задание:
Слушая рассказ определите, какие правила поведения регулируют отношения людей в обществе?
Задание: Проверка выполнения задания:
Вопросы к классу:
Как складывались обычаи?
Что такое моральные нормы?
Что такое обычай?
Что такое закон?
Что такое правовые нормы?
Каковы отличия морали от права?(стр.166 работа по схеме учебника)
Учитель: если обобщить ваши ответы можно составить вот такую таблицу:
Право и мораль
Вопросы
Право1.
Мораль
1. В чем выражается
1.В законах государства
1. В правилах поведения, устанавливаемых в обществе в соответствии с представлениями о долге, чести.
2. Как поддерживается?
2.Силой государства
2.Силой общественного мнения обычаев, убеждений
3. Каковы последствия нарушений?
3.Наступает юридическая
ответственность, четко определенная в законодательных актах.
3.Осуждение окружающих, «угрызения» совести, дискомфортное психическое состояние самого человека.
4. Что регулирует?
4.Деятельность человека, организации, государства в различных сферах общественной жизни.
4.Поступки людей, мысли, чувства, выраженные в определенной форме.
Учитель: переходим к следующему вопросу:
3. Иерархия законов
Текст вы прочитали дома, вам было дано, опережающее задание постарайтесь ответить на вопросы:
Что означает название текста и о чём в нём идёт речь?
Попробуйте сформулировать определение понятия «иерархия» .
Какой закон стоит на вершине иерархии? (схема иерархии – пирамиды)
На примере правовых актов рассмотрим иерархию законов, которые определяют правила жизни в школе( работа с текстом стр.168)
Выделяем:
1. Конституция РФ - право на образование;
2.Федеральный закон РФ – об образовании.
Устав нашей школы.
Вывод: таким образом, главным законом, где изложены основы государственного устройства, взаимоотношений государства и общества, права и обязанности граждан. Является Конституция РФ, а остальные законы и нормативные акты не должны противоречить основному закону.
А сейчас мы с вами установим, как же работали законы? Давайте попробуем ответить на вопросы.
4. Как работают законы?
Гарантирует ли знание законов, что человек непременно станет их исполнять?
Соблюдение правовых норм – обеспечивается государством.
В каждой правовой норме чётко формулируется правило поведения.
Задание: ( стр.169)
В Конституции Российской Федерации определяется право каждого человека на образование (ст.43).
Какое правило поведения фиксирует (ст.43)?
К кому обращена эта статья?
Учитель: ( правильно к родителям и детям)
Государство не только устанавливает правила поведения, но и обеспечивает их исполнение, наказывает граждан и заставляет соблюдать законы.
Вопросы к классу:
1.Как государство наказывает за нарушение законов?
2.Назовите формы нарушения права.
3. Что отличает проступок от преступления?
Вывод: За каждое преступление государством предусмотрена санкция (меры воздействия) в зависимости от степени тяжести вины. И последнее о чём я хотела поговорить с вами это о конфликте Саши и Коли.
Вопросы к классу:
Решите жизненную задачу: последствия конфликта Саши и Коли.
Объясните Коле опасные для него последствия соблюдения правила «Око за око» с использованием знания Уголовного кодекса РФ и Устава нашей школы.( Работа с документом стр.172 – 173)
Вывод: вы теперь знаете законы и я уверена будете их соблюдать и не нарушать общепринятые правила морали и права.
Подведение итогов
1. Если человек нарушил права-нормы, его наказывают, а если он совершил некрасивый поступок, в чем будет заключаться его наказание?
2. Объясните смысл высказывания древнеримского философа Сенеки: «Некоторые неписаные законы твёрже всех писаных».
Общество объединяют совместная жизнь и деятельность по принятым правилам морали и права
Домашнее задание:
Выучить § 20 учебника.
Выполнить задания в рабочей тетради и творческое задание:
народная мудрость гласит: «Мораль начинается там, где один человек позаботится о другом». Как вы понимаете это утверждение? Раскройте его смысл.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории обществознания:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ