Внеклассное мероприятие по Обществознанию «Я и мои права»





МОУ ООШ п. Северный









Внеклассное мероприятие

« Я и мои права».





Учитель истории и обществознания

МОУ ООШ п. Северный

Шаронова Наталья Вячеславовна

















2014г.





Пояснительная записка.

Внеклассное мероприятие по обществознанию по теме « Я и мои права» разработано для учащихся 7 класса. Форма проведения- игровая.

Нравственное воспитание молодёжи – было и есть самой актуальной задачей любого общества. В современной России, в условиях быстроменяющихся, социальных проблем, формирование единой, целостной системы нравственных основ воспитания молодёжи становится просто необходимым условием. Основой нравственности является правовое воспитание. Главная задача правового воспитания- это стремление проявить у учащихся правовую культуру. Знание основных законов, умение ими пользоваться для защиты собственных интересов, приводит к пониманию таких понятий, как честность, надёжность, уважение, ответственность, заботливость, гражданственность.

Традиционная цель гражданского воспитания в образовательном учреждении- формирование правовых знаний, правил поведения в обществе, так как каждый ребёнок находится в социуме. К.Д. Ушинский писал: « Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу ,которой нет в самых лучших системах , основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». Это справедливо и применительно к изучению отечественного права. Ведь опора на гражданское воспитание- залог успешного воспитания подрастающего поколения

Важной составляющей правовой культуры являются права человека. Нет страны, в которой не нарушались бы те или иные права человека. Главное научить молодое поколение стремиться защитить свои интересы, уметь грамотно бороться за свои права.

Важнейшее значение в реализации задач воспитания в образовательном процессе имеет эффективное использование современных педагогических технологий , обеспечивающих проявление школьниками собственной нравственной, гражданской позиции, расширение его социального опыта в результате проигрывания различных социальных ролей в процессе обучения. Для своего мероприятия я выбрала игровую форму проведения, что способствует развитию интереса к предмету, к данной теме.

В основу внеклассного мероприятия были положены следующие цели и задачи:



Цели:

- Воспитание правовой грамотности учащихся;

- формировать коммуникативные умения школьников;

- учить детей определять, что такое « можно», а что такое « нельзя» в школе.

Задачи:

- познакомить учащихся с основными правами и обязанностями;

- помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

- содействовать воспитанию чувства уважения к социальным и правовым нормам;

- развивать навыки групповой работы, публичного выступления.







Внеклассное мероприятие по теме « Я и мои права»

( для учащихся 7 класса малокомплектной школы)

Цели:

- Воспитание правовой грамотности учащихся;

- формировать коммуникативные умения школьников;

- учить детей определять, что такое « можно», а что такое « нельзя» в школе.

- закрепить знания у учащихся своих прав и обязанностей

Задачи:

- познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребёнка;

- помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

- содействовать воспитанию чувства уважения с социальным и правовым нормам;

- развивать навыки групповой работы, публичного выступления.



Эпиграф: « Детству следует оказывать величайшее уважение» ( Древний мудрец Ювенал)

Ведущий:

Начинаем классный час, речь пойдёт сейчас о нас.

Постарайтесь всё понять, что-то новое узнать.

Представляю Вам наше жюри:…..

Сегодняшнее мероприятие мы проведён в форме игры, вы будете принимать участие в конкурсах, а затем наше жюри объявит победителей следующих номинаций:

- самый остроумный;

- самый артистичный;

- самый юридически подготовленный;

- самый активный;

- знаток права.



Ребята, сегодня мы собрались с вами, чтобы ещё раз вспомнить права и обязанности школьника, те документы, в которых говорится о ваших правах и обязанностях. Каждый человек является членом общества, в котором он живёт. В каждом обществе есть свои права и обязанности, которые обязательны для каждого члена общества.

Давно и очень давно, ещё в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отстаивал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и на жизнь. Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может быть государство. Долгое время в истории человечества царил закон « око за око, зуб за зуб». Но как только появилось государство, у слабых, обманутых и обиженных появился могущественный заступник.

После того, как в 1945 году закончилась вторая мировая война- самая жестокая и кровопролитная за всю историю человечества, когда наступил мир, народы многих стран решили: нужно объединиться. Чтобы разногласия и противоречия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры, чтобы конфликты можно было решать мирным путём. Именно с этой целью в октябре 1945 года была создана Организация Объединённых Наций (ООН). В 1948 году государства, входящие в ООН подписали Всеобщую декларацию прав человека- документ, в котором пообещали друг другу и своим народам гражданские права и свободы: равенство всех перед законом, личную неприкосновенность, свободу совести и многое другое.

Первым документом ООН , касающимся только прав детей, стала принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 году декларация прав ребёнка. Декларация провозгласила, что «человечество обязано давать ребёнку лучшее, что оно имеет», гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества.

I.А теперь я предлагаю Вам дать определение следующим понятиям:

- права;

- обязанности;

- долг;

- ответственность;

-свобода.

( Дети должны дать свою версию этих определений).

Скажите, ребята, в каких документах говорится о правах и обязанностях человека ?

( Декларация прав человека, Конвенция по правам ребёнка, Конституция РФ, Устав школы)

Ребята, какие даты, связанные с правами человека вы знаете ?

( 1 июня- Международный день защиты детей;

4 июня- международный день детей- жертв агрессии;

20 ноября-Всемирный день прав ребёнка;

12 декабря- день Конституции РФ.)

II. Давайте более подробно поговорим о правах и обязанностях. Вы по цепочке называете сначала права, потом обязанности.

Права школьника:

- право на бесплатное образование;

- право на получение дополнительного образования;

- право на охрану жизни и здоровья;

-право свободы выражения своих убеждений;

- право на защиту;

-право на отдых;

-право пользоваться библиотекой;

- право избирать и быть избранным;

- право на обучение по индивидуальным программам;

- право на выбор образовательного учреждения;

- право вступать в общественные организации;

- право на уважение собственного достоинства.

Обязанности школьника:

- добросовестно учиться;

- беречь школьное имущество;

- уважать учащихся и работников школы;

- выполнять устав школы;

-выполнять правила внутреннего распорядка.

III. Теперь мы поговорим о свободе. Что такое свобода?

Учащимся раздаются карточки с определением Свободы, нужно выбрать правильные варианты.

Свобода – это:

- возможность делать всё, что хочешь;

- независимость от кого-то;

-отсутствие стеснения, ограничений;

- возможность выбора;

- право делать всё, что не вредит другим.

Итак, свобода человека ограничивается запретами, но в то же время, каждый запрет защищает чьи-то права.

IV. Ответьте на вопрос – чью свободу данные запреты ограничивают, а чьи права защищают?

  1. Запрет курить в общественных местах;

  2. Запрет пропускать занятия без уважительных причин;

  3. Запрет кататься по перилам;

  4. Запрет играть на проезжей части дороги.

V. Детям раздаются слова на листочках, нужно разыграть импровизированно сценку из школьной жизни и ответить на вопросы.

Староста класса: - Вася, ты сегодня дежурный, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.

Вася:- Сашка, не имеешь права! Конвенцией ребёнка запрещён труд ребёнка!

Ваня: - Вика, я мыл-мыл доску, а ты её разрисовала!

Вика : - Ну и что здесь плохого! Я имею право на занятие любимым делом!

Наталья Вячеславовна: - Ваня, ты уже который понедельник не готов к обществознанию!

Ваня :- Вчера было воскресенье, я имею полное право на отдых.

Первоклассник ( обращаясь к учителю):- Меня обидел ваш ученик, вот этот.

Учитель: - Успокойся, не плачь. Расскажи в чём дело.

Первоклассник : - Он подставил мне подножку.

Серёжа : - А он не имеет право унижать моё достоинство, показывая мне рожицы.

Назовите обязанности, которые должны были выполнять герои сценки.

Назовите права, которые нарушались.

VI.Сейчас мы послушаем мелодии песен, нужно вспомнить слова и определить: о каком праве человека идёт речь.

- Мальчик хочет в Тамбов ( место жительства)

- Антошка ( запрет на эксплуатацию)

- песня первоклассника ( право на образование )

- В лесу родилась ёлочка ( защита природы)

- Страшная ( индивидуальность)

- Журавли ( право на жизнь)

- Песенка мамонтёнка (право иметь родителей)

- песня Чебурашки ( право на имя)

- Коммунальная квартира ( право на собственное жильё)

- Дважды два – четыре ( право на образование)

- Эй, вы там, наверху ( право на отдых)

- погода в доме ( право на семью).

VII.Сейчас я предлагаю вам вспомнить сказки, нужно назвать права, которые нарушались в сказках.

-« Бременские музыканты» ( нарушалось право на свободу передвижения, право на труд, право на личную неприкосновенность, право на защиту себя в суде, право на участие в мирных собраниях, право на свободу )

- «Колобок»( нарушалось право на личную неприкосновенность, право на жизнь, право на свободу мирных собраний, право на порядок в стране, право на свободу убеждений, право на имущество)

- « Кот и лиса» ( нарушалось право на свободу передвижения, право на труд, право на личную неприкосновенность, право на защиту себя в суде, право на свободу, право на гражданство).

VIII.Следующий наш конкурс : « Вредные советы» или « Полезные советы».

Предлагается дополнить ещё двумя строчками советы:

Если вдруг тебя решили

Прав каких-нибудь лишить…



Если ты надумал знанья

Для чего-то получить…



Если жить на этом свете

Ты решился без друзей…



Если вдруг ты не согласен

С тем, что люди говорят…



Если ты не добрый малый,

Скажем прямо, даже злой…



Если ты такой хороший

И закон тебе не нужен…



IX. А теперь я предлагаю Вам викторину « Права сказочных героев»

1.В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (« Красная шапочка», « Волк и семеро козлят»).

2. Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища ? ( «Ледяная избушка»).

3. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом ? ( «Золотой ключик или приключения Буратино»).

4. Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний ? («Белоснежка и семь гномов», « Квартет»).

5. В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищён законом ? («Айболит»).

6. В какой сказке было нарушено право вступать в брак и создавать семью, независимо от своей расы, национальности или религии ? («По щучьему велению, по моему хотенью»).



X. Следующий наш конкурс « Подумай-ка!».

Я предлагаю Вам пословицы, которые вы должны соотнести с правами.

  1. Правда суда не боится ( право на защиту своих интересов и свобод с помощью суда).

  2. Жить- Родине служить ( право принимать участие в управлении своей страной, право на гражданство).

  3. Грамоте учиться- всегда пригодится( право на образование ).

  4. Всякому мила своя сторона ( право на свободу передвижения).

  5. Делу- время, а потехе-час (право на отдых и досуг).

  6. Дело мастера боится ( право на труд).

  7. При солнышке тепло, при матери- добро ( право на достойный уровень жизни).

  8. Петь хорошо вместе, а говорить врозь ( право наслаждаться искусством).

  9. Дружба дружбой, а денежки врозь ( право на достойное вознаграждение за труд).

  10. Волка ноги кормят ( право на свободу передвижения, право на труд).

  11. Хочешь есть калачи, так не сиди на печи ( право на труд).

  12. По заслугам и почёт ( право принимать участие в управлении страной, право на труд).

  13. Тот герой – кто за Родину горой ( право на гражданство).

  14. Один в поле – не воин ( право на свободу мирных собраний).

  15. Любишь кататься- люби и саночки возить ( право на труд ).





XI.Рефлексия.

Анкета

  1. Какие права ты имеешь как ученик?

  2. Что обязан делать ученик ?

  3. С какими нарушениями ты чаще встречаешься: прав или обязанностей?

  4. Что такое права?

  5. Что такое обязанности?

  6. Зачем придумали права людей и обязанности?



Подведение итогов:

После всего того, о чём мы говорили, я хочу чтобы вы ответили на вопрос:

- Как сделать так, чтобы и ваши права выполнялись и права других людей не нарушались?

( по мере ответов детей на доску вывешиваются высказывания)

- чтобы твои права не нарушались, они не должны ущемлять права других;

- заявляя о своих правах, помни, что права есть у всех;

- уважай окружающих так же, как ты хочешь, чтобы уважали тебя.



Представители жюри подводят итоги конкурса, объявляют победителей номинаций, вручают каждому визитку- символ маленького человечка с надписью « Живи по закону, поступай по совести».







Литература:

  1. В.А. Великородная «Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию».

  2. Г.Г. Кулинич « Школьный клуб».

  3. http://festival.1 september.ru

  4. Конвенция прав ребёнка.











Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории обществознания:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ