Конспект урока по Обществознанию "Мир варварства: недолгий путь от «silvaticus» к «sivis»"
Тема: Мир варварства: недолгий путь от «silvaticus» к «sivis».
Цели урока: в результате изучения темы обучающиеся:
получают общее представление об особенностях мира варварства, противостоящих, с одной стороны античности, а с другой – заложивших основы следующей за ней цивилизации средневековья; определяют своеобразие экономических, социальных и политических отношений.
развивают навыки работы с источниками, дополнительной литературой по теме;
дают оценку системе ценностей, сформировавшихся в варварском мире.
Оборудование: проблемные задания по теме, компьютерная презентация по теме.
Ход урока:
работа учителя
работа учащихся
Оргмомент.
постановка цели урока.
Учитель знакомит с понятием « варвары»:
- в древнем Риме – все неримляне ( чужеземцы не говорящие на латинском языке);
в современной исторической литературе- племена и народы, живущие доклассовым и догосударственным строем
Учитель знакомит с особенностями хозяйственной жизни варваров, ставит проблемный вопрос: Почему Ю Цезарь в «Записках о Гальской войне» указывает на нежелание варваров усердствовать в обработке земли?
Задание учащимся:
подобрать по тексту учебника информацию о славянах в 8-9 веках,(стр50-55 учебника Волобуева О В) попытаться найти сходство и различия в политическом, экономическом и социальном развитии общества.
Знакомство с социальной структурой общества- объяснение учителя
Пояснения учителя:
Поскольку от военных походов зависело благосостояние племени появляется обычай сбора дани в пользу князя (страндхуг, полюдье).
Авторитет князя основывается на нескольких факторах:
Делится добычей
( скупость считается грехом);
Знатность князя (происходит от верховного бога – Вотана, Перуна);
Личная доблесть и военная удача князя носит мистический характер.
(учитель может предложить учащимся подобрать материал по учебнику, характеризующий религию у древних славян).
При знакомстве с системой ценностей варварского общества ученикам предлагается проблемное задание с целью закрепления полученных знаний.
Ценности варварства:
Родовые – побратимство, обычай кровной мести, гостеприимство.
Военные –
а) безграничная преданность вождю ( тризна);
б) презрение к труду;
в)храбрость, святость войны, неистовство в бою.
Информация для учителя.
Воин погибший с оружием в руках попадает в Валгаллу, где пьёт вино из волшебной непустеющей чаши, охотится и участвует в поединках, погибая и воскрешаясь. С наступлением часа Рагнаради ( море наступает на сушу и поглощает её) встречает смерть в одном строю с богами и погибает без надежды на успех. Струсивший в бою –нидинг, обречен вечно прозябать в ледяной пустыне Нифлгейм, живя в хижине построенной из гигантских костей ядовитых змей.
Особую категорию викингов составляли берсеркеры – воины одурманивающие себя перед боем отваром мухомора и терявшие при этом страх и чувство боли. Берсеркеры становятся в 9 веке настоящим бедствием для Скандинавии.
г) Культ человека – зверя( внешние атрибуты – одежда из шкур, рогатые шлемы, обычай утолять жажду на поле боя кровью поверженного врага и т. д).жажда добычи и презрение к роскоши.
е) культ оружия (сохранился у рыцарства)
ж) фатализм.
з)пир как праздник богов и удачи.
Примечание: «silvaticus» - от латинского «лесной», «дикий», «грубый», «варварский»;
«sivis» -государственный», «гражданский».
Учащиеся по карте локализуют проживание варварских народов (восток и северо-восток Европы), работают с текстом учебника «Россия и мир» под ред Волобуева О В –стр18-19.
1.Обсуждение и запись в тетради:
-сложные природно-климатические условия
- осёдлый образ жизни
- примитивное земледелие (подсечно-огневое), огородничество и скотоводство
(низкая производительность труда и обычай убивать новорожденных детей в неурожайные годы).
- земля не находится в собственности ( считается душой рода), не подлежит купле – продаже, происходит уравнительный передел каждый год.
2.Составление таблицы в тетради, характеризующие изменения в социальной структуре общества:
I век до н.э.
I век н.э.
Народное собрание
( тинг, вече)
Социальное равенство, равенство в решении вопросов рода.
Ярл (конунг, князь)
( статен, отважен, владеет ратным искусством –удел править и воевать).
Бондер, людин.
(свободный общинник) – скотовод и земледелец, может участвовать в походах.
Тралс, смерд (раб) – пленник, разорившийся общинник, полностью бесправен, получает свободу в исключительных случаях.
Вывод :устанавливается форма правления получившая у Ф. Энгельса название « военной демократии».
(появляется слой людей имеющих интересы в войне;в решении вопросов племени принимают участие только воины).
3.Работа учащихся с текстом учебника с целью знакомства с особенностями религиозного мировоззрения варваров:
существует язычество, краткие сведения о пантеоне богов можно представить в виде схемы.
Один – творец людей, покровитель воинов, создатель письменности.
Тор- бог грома и молний (Перун у славян).
Вотан – бог бурь (Стрибог);
Нертус – богиня весны;
Норны – богини времени, и т. д.
Низшие божества (нимфы, феи, эльфы, домовые, лешие)
Составляют план – конспект.
4.Отвечают на вопросы :
Прочти отрывки из скандинавских саг.
О каких ценностях варварства идее речь в документах?
1. «Мир принадлежит тем, кто храбрее и сильнее».
2. «бедный плывёт за добычей, богатый за славой».
3. «Я с колыбели обрёк свою жизнь войне».
4. « Ты трус ещё не видал человеческой крови».
5. «Мы не воруем, а отнимаем».
6. Мы не верим ни во что кроме силы нашего оружия и нашей храбрости».
7. «Хотя у тебя много отваги и умения, тебе недостаёт удачи чтобы тягаться с конунгом».
8. « Нам сильные Норны и воля Вотана,
Измерили меру и дней и часов.
Тайны не скрою от храброго мужа,
Что пользы не будет тягаться с Судьбою».
Вывод по уроку: Варвары сыграли исключительно важную роль в развитии средневековой цивилизации. Возникшие варварские королевства закрепили порядок условного держания земли, положили начало средневековому законодательству
( Рипуанская Правда, Аллеманская Правда, Салическая Правда, Русская Правда).
Многие ценности варварства унаследованы средневековой цивилизацией.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории обществознания:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ