Характеристика курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
Характеристика курса
«Основы безопасности жизнедеятельности»
В соответствии с потребностями человека и общества XXI в., исходя из общих целей образования, а также целей его гуманизации и демократизации цель курса «Основы безопасности жизнедеятельности» — изучение учащимися общеобразовательных учреждений интегративных знаний и умений, накопленных обществом и охватывающих теорию и практику защиты человека, общества, государства, мирового сообщества от современного комплекса опасных факторов.
Гуманизация образования при изучении и освоении материалов курса «Основы безопасности жизнедеятельности» заключается в целенаправленности процесса обучения на обеспечение безопасности как коренной потребности человека. Демократизация состоит в приобщении каждого выпускника общеобразовательного учреждения к решению важнейших проблем человека, общества, государства, мирового сообщества.
Основные задачи курса:
1. Изучение и освоение основ здорового образа жизни, обеспечивающего полноценное безопасное существование и реализацию способностей и запросов личности в повседневной жизни.
2. Ознакомление с опасностями, угрожающими человеку в современной повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера; изучение и освоение методов и приемов защиты, позволяющих минимизировать возможный ущерб личности и обществу в возможных опасных и чрезвычайных ситуациях.
3. Изучение и освоение основ медицинских знаний и правил оказания первой медицинской помощи.
4. Изучение современного комплекса проблем безопасности жизни и жизнедеятельности, формирующее у учащихся научные взгляды на главные особенности постиндустриального периода перехода человечества к устойчивому (ноосферному) развитию, а также социально значимую ценностную ориентацию личности.
5. Изучение основ военной службы, обеспечивающей традиционный аспект национальной безопасности.
Содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
Тематически содержание курса включает в себя пять основных разделов:
— основы здорового образа жизни;
— безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях;
— основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи;
— современный комплекс проблем безопасности;
— основы военной службы.
Все разделы логически взаимосвязаны и взаимообусловлены не только между собой, но и с другими общеобразовательными предметами, прежде всего с «Физической культурой», «Экологией», «Биологией», предметами образовательных областей «Обществознание», «Технология» и др.
Основы здорового образа жизни. В разделе формулируется понятие здорового образа жизни как индивидуальной системы ежедневного поведения человека, обеспечивающей ему физическое, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде (природной, техногенной, социальной) и активное долголетие.
Содержание раздела обеспечивает последовательное формирование у учащихся основных понятий о здоровье человека, о факторах, формирующих здоровье, и о факторах, его разрушающих. Устанавливается логическая связь образа жизни со здоровьем и безопасностью человека. Показывается, что здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Раскрываются положительные факторы здорового образа жизни: рациональное питание, режим дня, труда и отдыха, двигательная активность, физическая культура и закаливание, личная и общественная гигиена, культура взаимоотношений, умение преодолевать стрессы. Последовательно с учетом возрастных физиологических и психологических особенностей подростков в содержании даются положения, предназначенные для профилактики факторов, разрушающих здоровье: вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нравственной распущенности. Освещается связь здорового образа жизни с ее продолжительностью. Обращается внимание на особое значение репродуктивного здоровья, определяющего способность человека и общества к воспроизводству здорового потомства. Даются основные понятия о браке и семье, о долге перед Родиной — не только защищать ее, но и улучшать, совершенствовать, украшать, преумножать ее достояние. Разъясняются основы семейного права, прав ребенка.
Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях. Содержание раздела обеспечивает последовательное (по учебным классам) наращивание информации о наиболее вероятных опасных ситуациях, с которыми может встретиться человек в повседневной жизни с учетом сферы его деятельности (ученик начальной школы, старшеклассник и т. д.). Применительно к каждой опасной ситуации даются характеристика опасности и правила поведения, обеспечивающего безопасность или минимизирующего возможный ущерб. Раздел включает такие жизненно важные направления, как:
— безопасное поведение дома;
— пожарная безопасность;
— безопасное участие в дорожном движении;
— безопасное поведение человека на воде;
— безопасное поведение в общественных местах;
— безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера;
— безопасное поведение в природных условиях;
— принципы и правила действий человека в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, меры по защите населения от их последствий;
— защита населения от опасностей, возникающих в условиях социальных конфликтов, при ведении военных действий или вследствие этих действий.
В разделе излагаются сведения о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, о государственных и общественных органах, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности.
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи. Содержание раздела включает сведения о наиболее распространенных заболеваниях, основных факторах риска, их причинах, связи с образом жизни.
Представлена информация по основным инфекционным заболеваниям и их профилактике.
Излагаются меры по профилактике травм в школьном возрасте, об оказании первой медицинской помощи при повреждениях в опасных и чрезвычайных ситуациях: при отравлениях, ожогах и обморожениях, ушибах, ранениях, кровотечениях, растяжениях и переломах, поражении электрическим током и молнией. Даются представления о проведении экстренной реанимационной помощи.
Современный комплекс проблем безопасности. Содержание раздела состоит из трех подразделов:
— сферы жизни и жизнедеятельности человека;
— проблемы глобальной безопасности;
— национальная безопасность.
Из последнего подраздела выделен в самостоятельный раздел материал по основам военной службы в связи с его традиционно особым значением.
В первом подразделе содержится системный анализ проблем безопасности человека в современной постановке. Рассматриваются следующие системы в сферах жизни и жизнедеятельности человека (в порядке усложнения):
— личность и группа;
— население района;
— нация (народ) и государство;
— человечество (мировое сообщество);
— биосфера;
— космос.
Системный подход позволяет обеспечить полноту рассмотрения проблемы: определить полный состав, выявить источники возникновения, понять причины, взаимосвязи и «удельный вес» компонентов современного комплекса опасностей, наметить исчерпывающий комплекс мер безопасности.
Проблемы глобальной безопасности во втором подразделе освещаются в прямой связи с материалами предмета «Экология», но с
привлечением дополнительных сведений, в исторической перспективе, в обобщающем плане и даются с позиций безопасности человека. В качестве основных вопросов рассматриваются:
— проблемы безопасности жизнедеятельности, связанные с ростом человеческой цивилизации на планете с ограниченными ресурсами;
— проблемы безопасности жизнедеятельности, вызванные влиянием технологий на окружающую среду;
— осознание мировым сообществом необходимости устойчивого (ноосферного) развития с обеспечением безопасности жизнедеятельности;
— проблемы перехода к постиндустриальному ноосферному развитию;
— безопасность жизни и жизнедеятельности и будущее человечества.
В третьем подразделе национальная безопасность представлена во всех своих основных аспектах, прежде всего в информационном и экономическом, а также в военном. Это объясняется особенностями новой ситуации в мире. В содержании подраздела рассматриваются следующие вопросы:
— мировая динамика и национальная безопасность;
— основы подходов к разрешению конфликтных ситуаций;
— особенности, проблемы и концепция национальной безопасности России.
Основы военной службы. Раздел органически связан с подразделом о национальной безопасности и направлен на подготовку молодежи к выполнению конституционного долга по защите Отечества. В качестве основы военной службы рассматриваются:
— история и боевые традиции Вооруженных Сил России;
— правовые основы военной службы, воинская обязанность;
— сведения о Вооруженных Силах РФ;
— порядок призыва на военную службу;
— порядок поступления в военные училища;
— особенности военной службы;
— честь и достоинство воина Вооруженных Сил России;
— права и обязанности военнослужащих.
Распределение тематики курса по классам соответствует возрастным особенностям и возможностям учащихся по освоению материала, их подготовке по другим предметам общего образования.
Изучение приемов и правил самозащиты от опасностей дома, на улице, в транспорте, в школе, на природе начинается с I класса и продолжается с усложнением рассматриваемых ситуаций до конца обучения.
В начальной школе эти вопросы включены в содержание курсов, реализующих образовательный компонент инвариантной части Базисного учебного плана «Окружающий мир». У младших школьников формируется понятийная база о здоровом образе жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях и вырабатываются навыки безопасного поведения дома, в школе, на улице, на водоемах, при пожаре, навыки личной гигиены, а также необходимые навыки по оказанию первой медицинской помощи и по гражданской обороне в соответствии с планом ГО образовательного учреждения.
В V—XI классах учащиеся постоянно расширяют свои знания об опасностях, основах здорового образа жизни, о приемах личной защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях, государственной системе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, гражданской обороне, изучают и осваивают основы медицинских знаний, приемы оказания первой медицинской помощи при повреждениях в опасных ситуациях.
В X—XI классах учащиеся знакомятся с системным подходом к проблемам безопасности человека, с проблемами глобальной и национальной безопасности и путями их решения, получают знания об обороне и Вооруженных Силах страны, о военной службе, о порядке призыва молодежи на военную службу. Они обобщают все свои знания о безопасности человека как основной проблеме в XXI в., полученные в процессе общего образования.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории обж:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ