Рабочая программа по ОБЖ 11 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 70
Рабочая программа по
основам безопасности жизнедеятельности
11 класс
Учителя Жукова Михаила Александровича
г. Липецк
2013 г.
Пояснительная записка
Об учебной программе
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 11-х классов составлена на основе требований Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утверждённого приказом Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 г. и в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности; базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ, утверждённого приказом Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 г.; в соответствии с примерной программой по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 – 11 классов общеобразовательных учреждений: основная школа, средняя школа (под общей редакцией А.Т. Смирнова, М.: Просвещение, 2009 г.)
Программа рассчитана на 34 учебных часа в год. Количество учебных часов в неделю – 1 час.
О целях и задачах
Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 11 классе направлено на достижение следующих целей:
- усвоение и закрепление обучающимися знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях природного техногенного и социального характера, о влиянии их последствий на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства; об угрозе национальной безопасности России международного терроризма и наркобизнеса; о государственной системе обеспечения защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об организационных основах борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации; об организации подготовки населения страны к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; при угрозе террористического акта, о мерах профилактики наркомании; о роли здорового образа жизни по обеспечению демографической безопасности страны; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности; об оказании первой помощи при неотложных состояниях;
- усвоение учащимися содержания основных положений Конституции Российской Федерации и федеральных законов в области обороны государства и противодействия терроризму; нормативно-правовых актов Российской Федерации, определяющих порядок подготовки граждан к военной службе в современных условиях и меры противодействия терроризму;
- усвоение знаний о предназначении основных функций и задач Вооруженных Сил Российской Федерации; видах Вооруженных Сил Российской Федерации и родах войск; о руководстве и управлении Вооруженными Силами Российской Федерации; участии Вооруженных Сил России в контртеррористических операциях; Государственные и военные символы Российской Федерации;
- формирование у учащихся современного уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности, способностей осуществить выбор профессиональной деятельности, связанной с обеспечением защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, в том числе сознательного отношения к военной службе и военной профессии как к выполнению каждым
гражданином Российской Федерации Конституционного долга и обязанности по защите Отечества;
- развитие у обучающихся личных духовных и физических качеств,обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе при угрозе террористического акта; потребности в соблюдении норм здорового образа; потребности к выполнению требований, предъявляемых к гражданину России, в области безопасности жизнедеятельности; физических и морально-психологических качеств, необходимых для выполнения гражданином обязанностей в профессиональной деятельности, в том числе обязанностей военнослужащего по вооруженной защите Российской Федерации, при прохождении военной службы по призыву или по контракту в современных Вооруженных Силах Российской Федерации или других войсках.
Данная программа предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, а также ключевых компетенций в области безопасности жизнедеятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» являются следующие умения:
- умение самостоятельно и мотивировано организовать свою познавательную деятельность в области безопасности жизнедеятельности;
- умение использовать элементы причинно-следственного и структурно функционального анализа для прогноза возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций (природного, техногенного и социального характера);
- умение анализировать свое поведение в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях в том числе при угрозе совершения террористического акта; вносить определенные коррективы в свое поведение для повышения уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности и защищенности своих жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз;
- умение формировать свою жизненную позицию в области безопасности жизнедеятельности на основе самовоспитания и самообучения;
- навыки в проектной деятельности по организации и проведению учебно-исследовательской работы по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни в условиях чрезвычайных ситуаций;
- навыки в поиске нужной информации в области безопасности
жизнедеятельности в источниках различного типа;
- ключевые компетенции в понимании своего гражданского долга как гражданина Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности России, в том числе и по вооруженной защите Российской Федерации;
- воспитание у обучающихся ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства;
- развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; потребности вести здоровый образ жизни; необходимых моральных, физических и психологических качеств для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества;
- освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об обязанностях граждан по защите государства;
- формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
Изучение тематики данной учебной программы направлено достижение следующих задач:
- усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
- развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- развитие умений: предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления; анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
- принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.
Об основном содержании программы
Структурно программа курса состоит из двух основных разделов: основы медицинских знаний и здорового образа жизни, основ военной службы.
Раздел I. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Тема 1. Основы здорового образа жизни
Основы здорового образа жизни. Правила личной гигиены и здоровье. Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за кожей, зубами и волосами. Гигиена одежды. Инфекции, передаваемые половым путем, формы передачи, причины, способствующие заражению ИППП. Меры профилактики. Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью. СПИД и его профилактика. Ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией.
Тема 2. Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи
Первая помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте, при ранениях. Виды ран и общие правила оказания первой помощи. Способы остановки кровотечения. Правила наложения давящей повязки. Правила наложения жгута. Первая помощь при травмах. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. Первая помощь при черепно-мозговой травме. Первая помощь при травмах груди, живота, в области таза, при повреждении позвоночника. Правила проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких. Правила сердечно-легочной реанимации.
Раздел II. Основы воинской службы
Тема 3. Воинская обязанность
Основные понятия о воинской обязанности. Воинская обязанность, определение воинской обязанности и ее содержания. Воинский учет, обязательная подготовка к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе. Организация воинского учета и его предназначение.
Тема 4. Особенности военной службы
Правовые основы военной службы, Конституция РФ, Федеральные законы «Об обороне», «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе». Военная служба - особый вид федеральной государственной службы. Конституция РФ и вопросы военной службы. Законы РФ, определяющие правовую основу военной службы. Прохождение военной службы по призыву. Призыв на военную службу.
Тема 5. Военнослужащий - защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил России
Военнослужащий - патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества. Основные качества военнослужащего, позволяющие ему с честью и достоинством носить свое воинское звание — защитника Отечества: любовь к Родине, ее истории, культуре, традициям, народу, высокая воинская дисциплина, преданность Отечеству, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости, конституционного строя России, народа и Отечества. Военнослужащий - специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой.
Тема 6. ВУЗы Вооруженных сил
Виды военных образовательных учреждений профессионального образования. Правила приема граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования. Организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил РФ.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 11 классе обучающиеся должны знать:
- основные правила безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях чрезвычайной ситуации, а также правила личной безопасности при угрозе террористического акта;
- организацию защиты населения в Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и организационные основы борьбы с терроризмом;
- основные принципы здорового образа жизни;
- правила оказания первой медицинской помощи;
- основы обороны государства и военной службы;
- боевые традиции Вооруженных Сил России, государственные и военные символы Российской Федерации;
- требования воинской дисциплины;
- общее устройство винтовки, автомата;
- правила стрельбы из стрелкового оружия, порядок проведения стрельб и требования безопасности при стрельбе;
- обязанности солдата в бою, организацию мотострелкового отделения и основы боевых действий;
- историю развития оружия массового поражения, сигналы оповещения ГО;
- способы измерения расстояний, способы определения сторон горизонта;
- правила наложения стерильных повязок;
- виды ран и их классификация;
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 11 классе обучающиеся должны ум е т ь:
- предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
- грамотно действовать при возникновении угрозы чрезвычайной
ситуации и во время чрезвычайной ситуации;
- оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;
- выполнять основные действия, связанные с будущим прохождением воинской службы (строевые приемы, воинское приветствие, неполная разборка и сборка автомата Калашникова, стрельба из авто-мата и т.д.);
- обращаться к старшим;
- действовать при выполнении приказаний и отдании воинского приветствия;
- правильно выполнять команды в строю и одиночные строевые приемы без оружия;
- выполнять воинское приветствие;
- пользоваться средствами индивидуальной защиты, изготавливать простейшие средства защиты органов дыхания;
- определять свое местонахождение, ориентироваться на местности без карты, совершать движение по азимуту;
- оказывать первую медицинскую помощь при травмах, ранениях, ожогах, тепловом и солнечном ударе, отморожении, утомлении, отравлении
- пользоваться справочной литературой для целенаправленной подготовки к военной службе с учетом индивидуальных качеств.
Приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни будут способствовать обеспечению личной безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе при угрозе террористического акта или при захвате в заложники; выработке убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни; владению навыками в области
гражданской обороны; формированию психологической и физической готовности к прохождению военной службы по призыву.
Формы контроля результатов освоения программы: самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос.
Используемые учебно-методический комплект, дополнительная литература, ЭОР
Литература для обучающихся:
1. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для обучающихся 11 кл. общеобразовательных учреждений / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, В. А. Васнев. – М: Просвещение, 2010.
Литература для учителя:
1. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 11 класс поурочные разработки/А.Т Смирнов, Б.О. Хренников, под ред. А.Т. Смирнова.- М.: Про-свещение, 2010.
ЭОР:
ОБЖ. 5 – 11 классы. Электронная библиотека наглядных пособий / Министерство образования Российской Федерации, 2003 // ООО «Кирилл и Мефодий», 2008.
2. АРМ преподавателя-организатора ОБЖ. Электронное пособие / Петров Н.Н, Тихомиров А.Ю. // ГОУ ДПО ЧИППКРО, Челябинск, 2008 .
Календарно-тематический план 11 класс
№
п/п
Дата
Наименование разделов и тем
Кол-во
часов
Требования к уровню
подготовки обучающихся
Вид
контроля.
Измерители
По
плану
Фактически
Раздел I. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 часов)
Тема 1. Основы здорового образа жизни (5 часов)
1
Правила личной гигиены
1
Знать об основных составляющих здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности.
Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ведения здорового образа жизни
Устный опрос
2
Нравственность и здоровье
1
Знать факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни.
Уметь использовать приобретённые знания для самовоспитания качеств, необходимых для создания прочной семьи
Индивидуальный опрос
3
Семья в современном обществе. Законодательство РФ о семье
1
Знать об основах законодательства РФ о семье.
Уметь использовать приобретённые знания для самовоспитания качеств, необходимых для создания прочной семьи
Семинар
4
Инфекции, передаваемые половым путем.
Меры профилактики
1
Знать:
- об основах личной гигиены; - об уголовной ответственности за заражение БППП.
Уметь использовать приобретённые знания для ведения здорового образа жизни
Индивидуальный опрос
5
Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе, меры профилактики ВИЧ-инфекции
1
Знать:
- о путях заражения ВИЧ- инфекции;
- о профилактике СПИДа;
- об ответственности за заражение ВИЧ - инфекцией.
Уметь использовать приобретённые знания для ведения здорового образа жизни
Индивидуальный опрос
Тема 2. Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи (5 часов)
6
Первая помощь при кровотечениях и ранениях.
Правила остановки кровотечения
1
Знать правила наложения жгута и давящей повязки.
Уметь оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях
Практическая
работа
7
Первая помощь при ранениях
1
Знать виды ран и правила оказания первой медицинской помощи при ранении, правила наложения жгута и давящей повязки, правила оказания первой медицинской помощи при травмах.
Уметь оказывать первую медицинскую помощь при различных видах ранениях
Практическая работа
8
Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата
1
Знать правила оказания первой медицинской помощи при травмах опорно-двигательного аппарата.
Уметь оказывать первую медицинскую помощь при травмах опорно-двигательного аппарата
Практическая работа
9
Первая помощь при черепно-мозговой травме и травме груди
1
Знать правила оказания первой медицинской помощи при травмах опорно-двигательного аппарата и черепно-мозговой травме.
Уметь оказывать первую медицинскую помощь при
травмах опорно-двигательного аппарата и черепно-мозговой травме
Практическая работа
10
Первая помощь при остановке сердца
1
Знать о возможных причинах клинической смерти и ее признаках; о приёмах проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.
Владеть навыками проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца
Практическая работа
Раздел II. Основы военной службы (24 часа)
Тема 3. Воинская обязанность (10 часов)
11
Основные понятия о воинской обязанности
1
Знать об обязанностях граждан по защите государства; о воинской обязанности.
Уметь использовать полученные знания для осознанного самоопределения по отношению к военной службе
Тест
12
Организация воинского учета
1
Знать об организации воинского учета, об обязанностях граждан по воинскому учету.
Уметь использовать полученные знания для осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе
Индивидуальный опрос
13
Первоначальная постановка граждан на воинский учет
1
Знать первоначальной постановке граждан на воинский учет.
Уметь использовать полученные знания для осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе
Индивидуальный опрос
14
Обязательная подготовка граждан к военной службе
1
Знать о содержании обязательной подготовки граждан к военной службе.
Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы
Индивидуальный опрос
15
Требования к индивидуально-психологическим профессиональным качествам молодежи
1
Знать требования, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим профессиональным качествам гражданина.
Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы
Индивидуальный опрос
16
Добровольная подготовка граждан к военной службе
1
Знать об основных направлениях добровольной подготовки граждан к военной службе.
Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы
Индивидуальный опрос
17
Организация медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учет
1
Знать об организации медицинского освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учёт.
Уметь использовать полученные знания при первоначальной постановке на воинский учет
Индивидуальный опрос
18
Категории годности к военной службе
1
Знать о категориях годности к военной службе.
Уметь использовать полученные знания при первоначальной постановке на воинский учет
Индивидуальный опрос
19
Профессионально-психологический отбор и его предназначение
1
Знать об организации профессионально-психологического отбора граждан при первоначальной постановке их на воинский учет.
Уметь использовать полученные знания при первоначальной постановке на воинский учет
Индивидуальный опрос
20
Увольнение с военной службы и пребывание в запасе
1
Знать об основах военной службы.
Уметь использовать полученные знания для осознанного самоопределения по отношению к военной службе
Индивидуальный опрос
Тема 4. Особенности военной службы (8 часов)
21
Правовые основы военной службы
1
Знать положения законодательства Российской Федерации об обороне государства и воинской обязанности, военной службе граждан.
Уметь использовать полученные знания для осознанного самоопределения по отношению к военной службе
Самостоятельная
работа
22
Общевоинские уставы Вооружённых Сил – законов воинской жизни
1
Знать о предназначении общевоинских уставов Вооружённых Сил.
Уметь использовать приобретённые знания для осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе, развития в себе качеств, необходимых для военной службы
Индивидуальный опрос
23
Военная присяга – клятва воина на верность Родине, России
1
Знать о традициях ВС РФ.
Уметь использовать приобретённые знания для развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы
Индивидуальный опрос
24
Призыв на военную службу, время и организация призыва
1
Знать о призыве на военную службу, времени и организации призыва, о порядке освобождения граждан от военной службы и предоставлении отсрочек.
Уметь использовать полученные знания при постановке на воинский учет
Индивидуальный опрос
25
Прохождение военной службы по призыву
1
Знать об общих, должных и специальных обязанностях военнослужащих; порядок прохождения военной службы по призыву; воинские звания военнослужащих Вооружённых сил Российской Федерации
Индивидуальный опрос
26
Прохождения военной службы по контракту
1
Знать основные условия прохождения военной службы по контракту; требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту; сроки военной службы по контракту.
Уметь использовать приобретённые знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы
Тест
27
Права и ответственность военнослужащих
1
Знать права и обязанности военнослужащих; виды ответственности, установленной для военнослужащих, о значении воинской дисциплины и видах дисциплинарных взысканий, налагаемых на солдат и матросов; об уголовной ответственности за преступление против военной службы
Индивидуальный опрос
28
Альтернативная гражданская служба
1
Знать особенности прохождения альтернативной гражданской службы.
Уметь оценивать своей уровень подготовленности к военной службе
Тест
Тема 5. Военнослужащий - защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил России (4 часа)
29
Военнослужащий – патриот, с честью и достоинством несущий звание воина ВС РФ
1
Знать об основных качествах военнослужащего.
Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы
Самостоятельная работа
30
Военнослужащий – специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой
1
Знать основные качества военнослужащего.
Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы
Индивидуальный опрос
31
Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным и индивидуально – психологическим качествам гражданина
1
Знать об основных видах военно-профессиональной деятельности человека и их особенностях в различных видах Вооружённых сил и родах войск; о требованиях, предъявляемой военной службой к уровню подготовки призывника.
Уметь оценивать уровень своей подготовленности
Индивидуальный опрос
32
Военнослужащий – подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы РФ, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников
1
Знать о принципе единоначалия в Вооружённых силах РФ; требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовки призывника.
Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы
Индивидуальный опрос
Тема 6. ВУЗы Вооруженных сил (2 часа)
33
Как стать офицером Российской армии?
1
Знать об основных видах военных образовательных учреждениях профессионального образования; правила приема в военные образовательные учреждения
Индивидуальный опрос
34
Организация подготовки офицерских кадров для ВС РФ
1
Знать об организации подготовки офицерских кадров для ВС РФ
Индивидуальный опрос
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории обж:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ