Рабочая программа по ОБЖ 8 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 70
Рабочая программа по
основам безопасности жизнедеятельности
8 класс
Учителя Жукова Михаила Александровича
г. Липецк
2013 г.
Пояснительная записка
Об учебной программе
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого приказом Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 г.; базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ, утверждённого приказом Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 г.; в соответствии с примерной программой по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 – 11 классов общеобразовательных учреждений: основная и средняя школа (под общей редакцией А.Т. Смирнова, М.: Просвещение, 2009 г.)
Предлагаемая программа рассчитана на изучение в 8 классе курса «Основ безопасности жизнедеятельности» в течение 35 часов учебного времени в год. Количество учебных часов в неделю – 1 час.
О целях и задачах
Изучение тематики данной учебной программы направлено достижение следующих задач:
- усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях;
- влияние их последствий на безопасность личности, общества и государства;
- обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
- оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
- развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- развитие умений предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления.
Изучение тематики данной учебной программы направлено на решение следующих целей:
- формирование у обучающихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества;
- выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
- формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Об основном содержании программы
Содержание курса включает теорию здорового образа жизни, защиты человека в различных ситуациях, первой медицинской помощи, а также практические занятия по оказанию первой медицинской помощи, правилам поведения в экстремальных ситуациях (через решение ситуационных задач, практических навыков эвакуации, занятий в игровой форме, изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций).
Структурно программа курса состоит из трех основных разделов: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность, основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Раздел I. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
Тема 1. Пожарная безопасность
Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние «человеческого фактора» на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.
Тема 2. Безопасность на дорогах
Причины дорожно-транспортного травматизма. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда. Обязанности пешеходов и пассажиров. Движение пешеходов. Элементы дорог. Разметка проезжей части. Перекрестки. Современные транспортные средства – источник повышенной опасности. Опасные ситуации на дороге и маневрирование.
Тема 3. Безопасность на водоемах
Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.
Тема 4. Экология и безопасность
Загрязнение окружающей природной среды понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые на защите здоровье населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.
Раздел II. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность
Тема 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия
Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения. Потенциально основные объекты экономики. Аварии на радиационных, химически опасных и пожаров – взрывоопасных объектах. Причины их возникновения и возможные последствия. Аварии на гидродинамических объектах. Рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Тема 6. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
Способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Организация защиты населения при авариях на радиационных и химически опасных объектах.
Раздел III. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Тема 7. Основы здорового образа жизни
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни и безопасность, основные составляющие здорового образа жизни. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества и обеспечения их безопасности. Влияние окружающей природной среды на здоровье человека. Вредные привычки и их профилактика.
Тема 8. Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи
Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здорового человека. Средства оказания первой медицинской помощи. Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях угарным газом, хлором и аммиаком.
Изучение курса, позволяет обучающимся получить систематизированное представление о личном здоровье, здоровом образе жизни, здоровье населения, об опасностях, о прогнозировании опасных ситуаций, оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 8 классе обучающиеся должны знать:
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности; правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
- соблюдение мер пожарной безопасности в быту и на природе; о здоровом образе жизни;
- оказание первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
- основные поражающие факторы при авариях на химических и радиационных объектах;
- правила поведения населения при авариях; классификация АХОВ по характеру воздействия на человека;
- организацию защиты населения при авариях на радиационно-опасных объектах.
Обучающиеся должны уметь:
- предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
- принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности; пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Кроме того, обучающиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных, оказания первой медицинской помощи пострадавшим, выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.
Формы контроля результатов освоения программы: самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос.
Используемые учебно-методический комплект, дополнительная литература, ЭОР
Литература для обучающихся:
Основы безопасности жизнедеятельности 8 класс: учебник для ОУ/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников и др./под ред. Ю.Л. Воробьева/ М.: Просвещение, 2010.
Литература для учителя:
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 5-9 класс поурочные разработки/А.Т Смирнов, Б.О. Хренников, под ред. А.Т. Смирнова.- М.: Просвещение, 2008.
ОБЖ 5-8 класс. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками/авт-сост. Г.П .Попова. Волгоград: Учитель,2008
ЭОР:
ОБЖ. 5 – 11 классы. Электронная библиотека наглядных пособий / Министерство образования Российской Федерации, 2008 // ООО «Кирилл и Мефодий», 2008.
АРМ преподавателя-организатора ОБЖ. Электронное пособие / Петров Н.Н, Тихомиров А.Ю. // ГОУ ДПО ЧИППКРО, Челябинск, 2009
Календарно-тематический план 8 класс
№
п/п
Дата
Наименование разделов и тем
Кол-во
часов
Требования к уровню
подготовки обучающихся
Вид
контроля.
Измерители
По
плану
Фактически
Раздел I. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни (15 часов)
Тема 1. Пожарная безопасность (3 часа)
1
Пожары в жилых и общественных зданиях, их последствия
1
Знать: причины, классификацию, условия возникновения пожара.
Уметь называть способы тушения пожаров
Устный опрос
2
Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения
1
Знать условия возникновения пожара.
Уметь действовать при пожаре
Устный опрос
3
Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности
1
Знать права и обязанности граждан в области пожарной безопасности.
Уметь пользоваться правилами безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании
Устный опрос
Тема 2. Безопасность на дорогах (7 часов)
4
Причины дорожно-транспортного травматизма
1
Знать: правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров.
Устный опрос
5
Организация дорожного движения. Обязанности пешеходов и пассажиров
1
Знать обязанности пешеходов, правила поведения на дорогах.
Уметь работать с учебником, выделять главное
Устный опрос
6
Общие требования к водителям, управляющим велосипедом, мопедом, мотоциклом
1
Знать обязанности водите-ля, причины ДТП, ДТТ
Устный опрос
7
Обязанности пешеходов и пассажиров. Движение пешеходов группами в колоннах
1
Знать обязанности пешеходов, правила поведения на дорогах
Устный опрос
8
Элементы дорог. Разметка проезжей части. Перекрестки
1
Знать разметку проезжей части, организация дорожного движения на перекрестках
Устный опрос
9
Современные транспортные средства - источник повышенной опасности
1
Знать причины ДТТ, ДТП
Устный опрос
10
Опасные ситуации на дороге и маневрирование
1
Знать причины ДТТ, ДТП
Устный опрос
Тема 3. Безопасность на водоемах (3 часа)
11
Безопасное поведение на водоемах в различных условиях
1
Знать особенности состояние водоемов в различное время года
Фронтальный
опрос
12
Безопасный отдых у воды
1
Правила поведения на водоеме.
Уметь соблюдать правила на водоемах
Устный опрос
13
Оказание помощи, терпящим бедствие на воде
1
Знать оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.
Уметь оказывать ПМП терпящим бедствие на воде
Устный опрос
Тема 4. Экология и безопасность (2 часа)
14
Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека
1
Знать понятия: экология и экологическая система, экологический кризис, значение взаимоотношений человека и биосферы, ПДК.
Уметь приводить примеры ЧС экологического характера, работать с учебником, выделять главное
Устный опрос
15
Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановкой
1
Знать основные объекты, влияющие на загрязнение атмосферы, сведения об уровнях загрязнения регионов России. Уметь приводить примеры основных источников загрязнения сфер, примеры чистых регионов России.
Устный опрос
Раздел II. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность (10 часов)
Тема 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия (7 часов)
16
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их классификация
1
Знать: общие понятия о ЧС техногенного характера по типам и видам их возникновения
Устный опрос
17
Аварии на радиационноопасных объектах и их возможные последствия
1
Знать: радиоактивность, радиационноопасные объекты, ионизирующее излучение, РОО. Уметь приводить примеры крупных радиационных аварий
Фронтальный
опрос
18
Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия
1
Знать классификацию АХОВ по характеру воздействия на человека,
последствия и причины аварий на ХОО, зона химического заражения, понятия: аварийно-химически опасные вещества и ХОО.
Уметь: Называть крупнейших потребителей АХОВ
Устный опрос
19
Обеспечение химической защиты населения
1
Знать основные правила поведения при авариях на ХОО.
Уметь применять ИСЗ, КСЗ, противогазы, респираторы
20
Пожары и взрывы на объектах экономики, их возможные последствия
1
Знать причины взрывов, признаки взрывоопасных объектов, взрыв, взрывоопасный объект.
Уметь называть последствия взрывов, приводить примеры предприятий, относящихся к взрывоопасным объектам.
Устный опрос
21
Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах
1
Знать основные причины возникновения пожаров и взрывов. Уметь называть причины перерастания возгорания в пожар
Устный опрос
22
Аварии на гидротехнических сооружениях, безопасность населения и их последствия
1
Знать основные правила поведения по сигналу об угрозе затопления. Уметь действовать в случае затопления
Устный опрос
Тема 6. Организация защиты населения от ЧС техногенного характера (3 часа)
23
Оповещение о чрезвычайных ситуаций техногенного характера
1
Знать способы оповещения населения о ЧС техногенного характера
Устный опрос
24
Эвакуация населения
1
Знать понятие эвакуация, план эвакуации учреждения, средства индивидуальной защиты. Уметь действовать при эвакуации
Тест
25
Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
1
Знать организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных объектах. Уметь анализировать и делать выводы
Устный опрос
Раздел III. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (9 часов)
Тема 7. Основы здорового образа жизни (6 часов)
26
Общие понятия о здоровье, как основной ценности человека
1
Знать понятия: здоровье, ЗОЖ. Умение работать с учебником, выделять главное
Устный опрос
27
Индивидуальное здоровье, его физическая, духовная и социальная сущность
1
Уметь работать с учебником, выделять главное
Устный опрос
28
Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества
1
Уметь работать с учебником, выделять главное
Устный опрос
29
Здоровый образ жизни и профилактика основных инфекционных заболеваний
1
Знать основные инфекционные заболевания.
Уметь работать с учебником, выделять главное
Фронтальный опрос
30
Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности
1
Умение работать с учебником, выделять главное
Устный опрос
31
Профилактика вредных привычек
1
Знать профилактику вредных привычек.
Умение противостоять вредным привычкам
Тест
Тема 8. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (3 часа)
32
Первая помощь пострадавшим и ее значение
1
Знать общую характеристика различных повреждений и их последствия для здоровья человека
Практическая работа
33
Первая помощь при отравлении АХОВ
1
Знать правила оказания ПП при отравлении угарным газом, хлором и аммиаком, основные правила оказания ПП, признаки жизни, признаки смерти. Уметь делать искусственную вентиляцию легких, непрямой массаж сердца
Практическая работа
34
Первая помощь при травмах
1
Знать:
- средства оказания первой медицинской помощи при обморожении, обмороке, ожоге;
- степени ожога, симптомы обморочного состояния.
Уметь оказывать первую помощь при травмах
Практическая работа
35
Соблюдение правил безопасности дорожного движения
1
Знать обязанности пешеходов, правила поведения на дорогах
Лекция
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории обж:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ