Сценарий родительского университета "КУРЕНИЕ: ИЛЛЮЗИИ И РЕАЛЬНОСТЬ"
КУРЕНИЕ: ИЛЛЮЗИИ И РЕАЛЬНОСТЬ
Сценарий родительского университета
Во время подготовки вечера в У1-1Х классах было проведено анкетирование. Такая форма работы предполагает особо доверительное отношение учащихся к учителю. Учащимся было обещано, что полученные ответы ни в какой форме и никогда не будут использованы против них. Ребята ответили на 5 вопросов:
Курят ли дома родители?
Пробовал ли курить сам — понравилось, не понравилось?
Собираешься ли курить в будущем, когда станешь взрослым?
Как ты думаешь, почему люди начинают курить?
Что ты знаешь о вреде курения?
Что показали ответы (анкет было более 500)? Почти все мальчики и многие девочки к V классу уже пробовали курить. Первые впечатления почти у всех резко отрицательные. Большое значение имеет пример родителей — в некурящих семьях, как правило, дети рано приобретают отвращение к табаку. На вопрос о причинах появления этой вредной привычки многие дети отвечают правильно: "Ребята стремятся быть взрослыми", "хотят показать себя незави-
симыми", "воображают", "курят, потому что модно" (в основном так отвечают девочки). О вреде курения что-либо убедительное смогли сказать только единицы. Кроме того, что "в табаке содержится никотин" и "капля никотина убивает лошадь",.почти никто ничего другого не ответил. Редко кто из учащихся в своих ответах связал курение и рак легкого. Исходя из таких ответов, в сценарии был предусмотрен большой медицинский раздел.
В индивидуальных беседах с учениками 1Х-Х1 классов (они проводились параллельно с анкетированием) все, кто курил, выражали горячее желание бросить эту вредную привычку — все 100%! Из этого вытекает один очень важный вывод: если ученик не начинает курить в У1-У1И классе (12-14 лет), то к 1Х-Х1 классам риск, что он закурит, значительно уменьшается! Поэтому вся профилактическая работа должна проводиться с учащимися VI—VIII классов.
Мы также выявили учащихся, которые активно занимаются спортом в секциях и специализированных школах. Среди них были и перворазрядники, и кандидаты в мастера спорта. И ни одного курящего! Отсюда следует второй вывод: приобщение школьников к спорту есть важнейший путь действенной профилактики курения.
Теперь о самом вечере. Утром в день проведения вечера в вестибюле повесили довольно странную афишу:
"КУРИТЕ! КУРИТЕ! КУРИТЕ!
Сигареты и папиросы!
Если хотите"
И больше ничего! Изумлению учащихся не было предела! Они толпились около афиши, пытались угадать какой-то иной смысл, приходили за разъяснениями в кабинет биологии. Все стало на свои места, когда после третьей перемены была вывешена вторая, недостающая часть афиши:
"часто болеть и громко кашлять, иметь желтый цвет лица, плохо учиться и быть плохим спортсменом. Приходи к нам на биологический праздник, и ты узнаешь ПРАВДУ О КУРЕНИИ".
Зал был полным.
Сценарий был рассчитан на полтора часа с учетом награждения учащихся за правильные ответы, художников за плакаты и рисунки, лучших биологов за победы в районных, школьных биологических олимпиадах.
Несколько слов о постановке. Все ведущие имели специальную эмблему, которая была эмблемой нашего вечера. Такими же маленькими копиями мы награждали победителей за правильные ответы. Манишка, цилиндр, накидка из темной ткани, прическа на прямой пробор и некоторые другие детали помогли нам превратить школьников в оживленно беседующих иностранцев — англичанина, француза, итальянца, представителя России. Эти же иностранцы задавали вопросы и комментировали ответы учащихся. Ботаническую справку о табаке делал шестиклассник, рубрику "Статистика, статистика, статистика" вели ученицы IX класса, обладающие хорошей дикцией, одинаково одетые. В разных концах сцены были поставлены два небольших столика, на которых разместили муляжи и таблицы по анатомии (они требуются для рубрик "Правда о никотине", "Курение и здоровье", "Лучше не начинать").
Об отрывке из романа М.Твена "Приключения Тома Сойера". Чем живописнее будут одеты его исполнители, чем свободнее они будут держаться на сцене — тем больший будут иметь успех.
И последнее. Для того чтобы рассказы ребят не были похожи на ответы на уроке, с учащимися необходимо отработать дикцию, научить их расставлять голосом смысловые акценты, держаться на сцене.
СЦЕНАРИЙ ВЕЧЕРА I. Как табак завоевывал мир
На сцене стол. Непринужденно беседуя, выходят Француз, Англичанин, § Итальянец, Русский. Француз "курит" трубку. Садятся.
Англичанин. Джентльмены! А знаете ли вы, сколь противоречивы мнения о табаке? Так, например, у нас в Англии был в свое время издан указ, в котором говорилось: "Уличенных в курении водить по улицам с петлей на шее, а наиболее злостных курильщиков казнить и их отрубленные головы с трубкой во рту выставлять на площадях для всеобщего обозрения".
Француз. О, ужас! Казнить! Из-за чего! Из-за табака! Мне, например, совсем недавно из Швейцарии мой друг, кстати говоря, прекрасный лекарь, прислал фунт великолепного табака, присовокупив к нему такой рецепт: "Это зелье очищает голову, рассеивает боль и усталость, успокаивает зубные страдания, оберегает людей от чумы, лечит застарелые раны и нарывы".
Итальянец. А у нас в Италии даже лица духовного звания пристрастились к этому зелью.
Француз. В Париже табак быстро вошел в моду. С тех пор, как посол Португалии Жак Нико преподнес табак нашей королеве Екатерине Медичи в качестве средства, способного изгонять и уничтожать болезни головы и мозга, число курильщиков в городе значительно возросло.
Англичанин. Ну, а что скажет наш гость из России?
Русский. У нас считали, что это богомерзкое зелье, служит развращению нравов и губительно для здоровья.
Итальянец. Вы совершенно правы, синьор. После этого прискорбного случая царь Михаил Романов издал указ: "На Москве и в городах о табаке указ учинить крепкий и под смертной казнью, чтобы нигде табак у себя не держали и табаком не торговали. И за то тем людям чинить большое наказание..."
Англичанин. Видимо, даже такой указ не слишком испугал россиян. Ведь у вас сейчас курят не меньше, чем в остальной Европе!
Русский. Господа, господа! Вы, видимо, забыли, что царь Петр Алексеевич именно у вас, в Европе, пристрастился к курению, а уж потом специальным указом отменил запрет на курение в России. В царствование Екатерины II стали специально разводить табак в малороссийских землях.
Итальянец. Синьоры! Не будем спорить! Так или иначе, но табак Европу завоевал. А откуда родом это растение?
Русский. Да уж во всяком случае не из России!
Англичанин. Да и в нашем королевстве с его туманами и дождями вряд ли вырастет табак.
Итальянец. Сколько помню себя, его выращивают у нас в Италии.
Француз. Нет, нет! Табак в Европе — пришелец. Знаменитый Колумб привез его в Испанию в 1496 г. как заморскую диковинку. Вот что писал Колумб после путешествия: "Высадившись на берег, мы отправились в глубь острова. Нас встретило множество почти голых людей, которые шли с горящими головешками в руках и травой, дым которой они "пили". Иные несли одну большую сигару из травы и при каждой остановке зажигали ее, затем каждый делал три-четыре затяжки, выпуская дым через ноздри".
Англичанин. Да, да! Я вспомнил! В Испании табак поначалу выращивался как декоративное растение, а потом он перешел в разряд лекарственных средств.
' Итальянец. Более того! В последнее время стали говорить о вреде курения. Во всяком случае, нервным, ослабленным и истощенным людям курить нельзя
Англичанин. Да так ли уж табак вреден?
Француз. Думаю, что нет. Вот я курю всю жизнь и, как видите, весел и здоров.
Итальянец. Курите, курите! Недолго уж осталось...
Русский. И все-таки табак — вредная штука.
Француз (к залу). Давайте спросим у них. Пусть разрешат наш спор.
Англичанин и Француз обращаются к залу и задают вопросы. Русский и Итальянец комментируют ответы зрителей. За правильные и полные ответы учащимся вручаются копии эмблемы вечера. После этого все четверо уходят.
ВОПРОСЫ ШКОЛЬНИКАМ, СИДЯЩИМ В ЗАЛЕ
Какой вред оказывает курение на органы человека (укажите
конкретно)?Почему у курильщиков желто-землистый цвет лица?
Почему курящие часто кашляют и отплевываются?
Почему у курящих голос становится грубым и хриплым?
Звучит музыкальная заставка. Затем на сцене появляется Ученик и читает ботаническую справку о табаке. Уходит.
П. Ботаническая справка
Табак — многолетнее травянистое растение из семейства пасленовых. Ближайшие родственники табака — картофель, баклажаны, перец, ядовитые растения — белена, дурман, белладонна. Родина табака — тропическая Америка. В табаке и табачном дыме содержится около пятидесяти вредных для организма человека веществ. Одним из них является никотин.
Во время музыкальной паузы ассистенты выносят на сцену два небольших стола и два стула. За столами — Ведущие рубрику "Правда о никотине".
III. Правда о никотине
Когда был открыт никотин и изучено его пагубное действие на животных, врачи решили испытать его воздействие на себе. Два молодых доктора приняли до 2 мг никотина. Сохранилось описание этого опыта: "Уже небольшая доза никотина вызвала резкое раздражение и жжение в горле. Затем возникло ощущение, как будто в желудке и пищеводе скребут железной щеткой. Через 10 мин наступила сильная слабость и вялость. Не было сил держать прямо голову, лицо побледнело, черты его исказились, руки и ноги стали холодными, как лед. Оба врача были на грани обморока. В начале второго часа начались судороги во всем теле. Особенно сильно была поражена дыхательная мускулатура: каждый выдох складывался из ряда коротких судорожных движений. Воздух из грудной клетки выходил буквально толчками. Врачи с трудом могли дышать. Последствия эксперимента ощущались даже спустя неделю".
Кроме никотина в табачном дыме содержится еще около 80 веществ, которые считаются крайне опасными для организма: бенз-пирен, синильная кислота, радиоактивный полоний-210, сажа, сероводород, аммиак, окись углерода и др.
Музыкальная заставка. Меняются ведущие: за столами — ученики, представляющие рубрику "Курение и здоровье". На столах — муляжи сердца и головного мозга человека, рядом на стойках — таблицы с изображением органов дыхания.
IV. Курение и здоровье
Наука стала заниматься изучением проблем, связанных с курением, сравнительно недавно, наиболее интенсивно — в последние десятилетия. Выяснилось:
Нет такой системы органов в теле человека, которая бы не
страдала от курения.Степень вреда зависит от возраста, в котором человек впер
вые приобщается к курению, а также от количества выкуриваемых
сигарет.
3. Страдают чаще те, кто пристрастился к курению с малых лет.
Рассмотрим влияние курения только на дыхательную, крове
носную и нервную системы.
Органы дыхания первыми принимают на себя табачный штурм. Под влиянием табачных смол погибают реснички клеток, выстилающие стенки носовой полости, трахеи, бронхов, вследствие чего в легких накапливается слизь, появляется кашель и постоянно выделяется мокрота грязно-серого цвета. Легочные пузырьки теряют свою эластичность, резко ухудшается насыщение крови кислородом. 80% курящих страдают легочными заболеваниями в той или иной форме. Примечательно, что у курящих подростков объем грудной клетки на 25% меньше, чем у некурящих.
После каждой выкуренной сигареты происходит спазм кровеносных сосудов, который продолжается 25—30 мин. Поэтому у человека, курящего систематически, сосуды находятся в постоянно суженном состоянии. Это значит, что сердце у него все время работает с повышенной нагрузкой, быстрее изнашивается, скорее
выходит из строя. Вот модель сердца человека. Это артерии, которые называются коронарными. Они снабжают кровью само сердце. Сужение их особенно опасно, так как нарушается снабжение сердечной мышцы питательными веществами и кислородом, возникает омертвение сердечного участка — инфаркт. По статистике, у людей, выкуривающих в месяц 38 пачек сигарет, поражена одна коронарная артерия, 45 пачек — две, 67 пачек — три!
Особенно страдает от курения нервная система подростков. Врачи установили, что курящие ученики более нервны, рассеянны, несообразительны, ленивы. В московских школах провели сравнение текущих и итоговых оценок 535 курящих учеников с оценками некурящих школьников. Наибольшее число неуспевающих было в тех классах, где были курящие ученики. Почему это происходит?
Во-первых, никотин и содержащиеся в табачном дыме ядовитые вещества нарушают общее состояние организма.
Во-вторых, угарный газ вызывает кислородное голодание нервной ткани, снижает интенсивность нервных процессов.
В-третьих, изменяется поведение курящих: желание курить появляется часто во время урока, ученик отвлекается, мечтая лишь о том, как он на перемене сделает желанную затяжку табачным дымом. Курящие ученики не ходят по коридору во время перемен. Они проводят свой отдых в облаках табачного дыма. Ясно, что, кроме раздражительности, головной боли, быстрой утомляемости, такой отдых ничего дать не может.
Во время музыкальной паузы ассистенты убирают сцену, затем появляются три ведущих рубрику "Статистика, статистика, статистика".
V. Статистика, статистика, статистика
У некурящих ребят после преодоления стометровки пульс достигает обычно 120—130 ударов в минуту, у курящих — до 180 и более!
Никотин подстегивает сердце, заставляет его учащенно работать: сердце курильщиков сокращается в сутки лишних 20— 25 тыс. раз!
Каждая сигарета сокращает жизнь человека в среднем на 12 минут!
У курящих рак легких возникает в 20 раз чаще, чем у некурящих!
Во время преодоления перевала на Памире на высоте 5 тыс. метров с одним из альпинистов случился обморок. Он был единственным курильщиком в этой группе!
Среди космонавтов нет курящих!
У баскетболистов после одной выкуренной сигареты точность попадания в кольцо ухудшается на 12%, после двух — на 14,5%!
Русский шахматист чемпион мира Алехин считал курение одной из причин неудач видных шахматистов на турнирах.
В нашей школе регулярно занимаются спортом 132 ученика. Среди них нет ни одного курящего!
В Ницце (французский курортный город) проводилось "соревнование" среди отдыхающих — кто больше выкурит сразу сигарет. Победитель — он выкурил 52 сигареты — похоронен на местном кладбище, второй и третий призеры оказались в клинике, где врачи долго хлопотали над их здоровьем.
В зале гаснет свет.
VI. Демонстрация кинофильма о вреде курения
Демонстрируется часть фильма, продолжительность — 5-7 мин.
Зажигается свет. На сцене Том и Джо — герои романа М.Твена "Приключения Тома Сойера". Исполняется инсценировка главы "Первые трубки". После ее окончания двое учеников продолжают вести рубрику "Опасное начало".
VII. Опасное начало
Ведущий 1 (вопрос в зал). А почему Том и Джо, как и некоторые другие ребята, захотели научиться курить?
Ведущий 2 (после ответов из зала). А вот что думают ученые, специально занимавшиеся этим вопросом. Они установили несколько причин. Мы укажем только две, на наш взгляд основные.
Стремление к взрослости. Курение, по мнению некоторых
школьников, — символ независимости. Вы наблюдали, как курят
многие ребята? Понаблюдайте. Они не просто курят, а курят "ши
карно", держат сигарету особым способом, важно стряхивают с нее
пепел. При этом они то и дело сплевывают на пол и тоже особым
способом.Курить в школьном возрасте, как правило, начинают те уче
ники, которые ничем не проявили себя ни в учебе, ни в труде, ни в
общественной работе, они незаметны. Если нет общих дел и в го.-
лове не так уж много интересных мыслей, которыми стоило бы об
меняться с другим человеком, то стоять рядом, ничего не делая,
бессмысленно. А стоять молча и курить — можно. Это создает ви
димость общего дела, позволяет принять сосредоточенный и неза
висимый вид.
Музыкальная заставка. На сцене — ведущие рубрику "Лучше не начинать!"
VIII. Лучше не начинать!
В приобщении к табаку каждый курильщик проходит обычно три стадии. Первое знакомство с сигаретой оставляет, как правило, неприятное впечатление, дело может окончиться легким отравлением.
Но табак — наркотик, и постепенно отвращение к табаку пропадает, курильщик может даже испытывать удовольствие от запаха дыма, от действия его на организм. Это вторая стадия, и длится она обычно недолго.
И третья стадия — курильщик осознает, что табак приносит и неприятности. Большинство учащихся старшего школьного возраста начинают серьезно заниматься спортом. Они хотят стать сильнее, красивее, выносливее. Вот почему все курящие ученики VIII—X классов нашей школы в личной беседе выразили горячее желание бросить эту пагубную привычку. Ведь после нескольких лет курения даже у молодых ухудшается здоровье — появляется кашель, боль в груди, одышка, затрудненное дыхание.
К нам в школу часто приходят наши бывшие выпускники — курсанты военных училищ. Они рассказывают о большой физической нагрузке, которую им приходится испытывать. Не все выдерживают. Одна из причин — курение в школьные годы. Каждый мвль-чишка, каждый юноша стремится воспитать в себе человека сильного, ловкого, смелого и духовно богатого. Но едва ли это достижимо для тех, кто с юных лет подрывает свое здоровье курением.
Все вышесказанное относится и к девочкам. Курение — причина того, что кожа становится менее эластичной, лишается приятной свежести, слишком рано покрывается морщинами. Вдыхание табачного дыма приводит к развитию воспалительных явлений в деснах, зубы приобретают желтизну, разрушаются, изо рта исходит неприятный запах. Едва ли это способствует привлекательности, к которой стремится каждая девушка, каждая женщина. Начиная курить, "балуясь" сигаретой из-за тщеславного желания казаться взрослыми, не понимая огромного вреда курения, девушки быстро усваивают эту вредную привычку, гораздо легче и быстрее, чем юноши. А отказаться от нее далеко не всем и не всегда удается. Кроме того, необходимо помнить, что каждая девушка — это будущая мама, курение очень плохо может сказаться на ее потомстве. Какой же выход? ЛУЧШЕ НЕ НАЧИНАТЬ! А уж если начал — СКОРЕЕ БРОСИТЬ!
Ученик читает стихотворение В.Маяковского "Я счастлив!".
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории обж:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ