Доклад по Окружающему миру «Навык чтения. Упражнения для развития беглости чтения»
Тункинская общеобразовательная средняя школа.
Доклад
Тема: «Навык чтения. Упражнения для развития беглости чтения».
Выполнила : Лобыцина Татьяна Фёдоровна
2012 год
Оглавление.
1. Введение.
2. Основная часть.
2.1. Навык чтения (для чего?).
2.2. Навык чтения. Из чего он состоит?
2.3. Таблица показателей по технике чтения.
2.4. Упражнения по активизации органов речи.
2.5. . Упражнения на развитие темпа чтения
2.6. Упражнения для расширения поля зрения.
2.7. Работа с родителями.
3. Заключение.
4. Приложение.
5. Литература.
1. Введение
Чтение – основа учения. От умения читать зависит успех ученика и его желание учиться.
Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, посредством чего их воспитывают и развивают, это и то, с помощью чего учащиеся изучают большинство учебных предметов. Следовательно, навык чтения определяет и эффективность обучения по другим предметам. Поэтому важно развивать и, конечно, контролировать уровень развития навыка чтения каждого ученика, проводить работу по совершенствованию техники чтения.
Поэтому в своём докладе я решила обобщить и показать свою работу над техникой чтения, те упражнения, которые помогают развивать темп (скорость) чтения.
2.Основная часть.
2.1. Навык чтении(для чего?).
Каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения.
Навык чтения – это и то, чему учат и одновременно то, посредством чего ученик сам учится. Народ давно подметил важность владения чтением, этим, как говорят о нём, общеучебным навыком, отразив своё отношение к чтению в пословицах и поговорках. Вот одна из них, древнейшая: «На азбуке осёкся – и цифирь не далась.»
Навык чтения относятся к числу сложнейших психофизиологических образований. В нём уникально сплелись элементы и свойства, относящиеся к мыслительной и речевой деятельностям; в процесс чтения вовлекаются волевые качества читающей личности, её ощущения, восприятие, внимание, память, способности, интересы; приводятся в активное состояние ранее накопленные представления и знания.
Чтение, будь то общение с учебником, с книгой или периодикой – открывает перед учеником неисчерпаемые по богатству и разнообразию источники приобретения , расширения и углубления познаний ребёнка о себе, других людях, о мире.
Чтение, книга – это мощное средство образования, воспитания и развития: умственного, языкового, речевого, информационного, говоря шире – интеллектуального и чувственного, средство развития всех способностей.
Вот почему в начальной школе большое внимание уделяется формированию у каждого ученика полноценного и обстоятельно усвоенного навыка чтения.
2.2.Навык чтения. Из чего он состоит?
Навык чтения – явление сложное, комплексное. Это, прежде всего, умение понимать содержание читаемого текста, его смысл. Это правильность чтения – умение прочитывать слова так, чтобы не допускать в них пропусков, изменений, перестановок, замен, искажений букв и стоящих за ними звуков, слогов, слов. Это выразительность – умение интонировать знаки препинания, интонирование, связанное с пониманием читаемого текста. Чтение – это способ чтения: он может быть побуквенным отрывистым, слоговым (способ непродуктивный и нежелательный) и плавное слоговое, слоговое с прочтением и сразу целых слов и, наконец, чтение целыми словами и группами слов (как желательные и продуктивные способы чтения). Это темп - определённая, посильная и необременительная для определённого возраста скорость чтения.
Навык чтения может быть представлен в общем виде такой схемой:
Каждый из компонентов, входящих в состав навыков чтения, сначала формируется, отрабатывается как умение и посредством упражнений постепенно поднимается на уровень навыка, то есть осуществляется без напряжения, автоматически. В целом навык чтения складывается из двух сторон – смысловой, которая обеспечивается процессом понимания читаемого, и технической, подчинённой первой и обслуживающей её – способом, правильностью и выразительностью чтения.
Итак, навык чтения характеризуется такими качествами, как сознательность, беглость, правильность и выразительность.
Процесс совершенствования техники чтения чрезвычайно трудный. Для его совершенствования в своей работе я использую различные упражнения. Их можно разделить на четыре группы:
І. Для развития беглости.
ІІ. Для развития сознательности.
ІІІ. Для формирования правильности чтения.
ІV. Для развития выразительности чтения.
2.3. Таблица показателей по технике чтения.
Но в своём докладе я хочу заострить внимание на упражнениях для развития беглости чтения. Существуют ориентировочные показатели по темпу чтения (по В.Г.Горецкому), которые необходимо развивать у каждого ребёнка, для его дальнейшего успешного обучения. Вот эта таблица:
Полугодие
Класс
1 полугодие
2 полугодие
1 класс
------
25-30 слов в минуту
2класс
30-40 слов в минуту
40-50слов в минуту
3 класс
50-60слов в минуту
65-75слов в минуту
4 класс
75-85слов в минуту
85-95слов в минуту
Упражнения для развития беглости можно разделить на три группы.
2.4. Первая группа – упражнения для активизации органов речи.
Урок начинаю с игровой разминки, т.е. работы над постановкой дыхания и развитием чёткости произношения.
Артикуляционная гимнастика .
1. Чистоговорки (см. приложение 1.1).
2. Скороговорки
Коси, коса, пока остра.
На реке поймали рака, из-за рака вышла драка.
( задание: прочитать с интонацией удивления, весело, грустно и т.д.).
Затем проводится работа с таблицей согласных: ученики называют согласные одного ряда квадрата на одном дыхании; читают согласные с какой-нибудь гласной (см. приложение 1.3).
Кроме этого можно использовать следующие задания:
4. Гласные, согласные, сочетания, открытые и закрытые слоги (см. приложение 1.4);
5. Слова трудные для произношения (слова записываются на доске с послоговым делением);
6. Игры на звукоподражание (см. приложение 1.6).
7. Чтение громко и уверенно.
Моль – соль – толь – боль
Почка – почва – почта
Дверь – зверь – червь
2.5. Вторая группа – на развитие темпа чтения.
Здесь использую следующие виды упражнений:
1. Различные виды чтения:
а) чтение шёпотом, затем громко, затем про себя;
б) хоровое чтение (приносит большую пользу, так как здесь на равных все учащиеся: как хорошо читающие, так и читающие медленно);
в) чтение вслух;
г) чтение одновременно с ведущим;
д) чтение с переходом на незнакомый текст;
е) жужжащее чтение (5 минут в начале каждого урока, затем уже игровая разминка);
з) «Буксир» (когда один читает хорошо, а другой чуть похуже, второй слышит «образец чтения» и старается успевать за хорошо читающим);
и) «Игра в прятки» (ведущий читает с любого места, называя только страницу, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего);
к) «Голова и хвост» (учитель читает предложение, дети быстро его находят и дочитывают все вместе);
л) «Ловушка» (учитель читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами, ученики ищут эту замену);
м) чтение цепочкой (по одному слову, предложению, абзацу);
н) «Прыжки» (чтение через слово).
2. «Бегущая лента».
(через отверстия в картоне протягивается полоска, где записаны слоги, слова).
Ещё в первом классе на уроках обучения грамоте использовала следующее упражнение:
3. «Эхо» (по одному слову из предложения начинает читать хорошо читающий ученик, а слабо читающий прочитывает следом это же слово).
4. «Спринт». Учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, а после прочтения отвечают на сформулированные учителем перед чтением вопросы к тексту. Во время чтения тороплю детей. Провожу это упражнение перед чтением вслух многих текстов. Перед чтением настраиваю класс психологически, говоря: «Приготовились! Начали!». Часто после прочтения текста считаем прочитанные слова и фиксируем их. На выполнение этого упражнения отводится 5-7 минут. После этого первого самостоятельного знакомства с текстом идёт обычная работа с ним.
2.6. Третья группа – упражнение для расширения поля зрения.
Упражнение с фиксацией зрения на средней линии (ряде чисел).
Слоги располагаются пирамидой, в основании которой расстояние между буквами 45мм. (Позже это расстояние увеличивается до 50-55 мм). Работа с этими таблицами даёт возможность развивать у детей боковое зрение, которое необходимо для развития «поля зрения» (таблицу см. в приложении -3.1.).
Работа по созерцанию зелёной точки. (На карточке, на картинке ставим зелёную точку и концентрируем взгляд на ней. В это время называем предметы справа, слева, вверху, внизу).
Также использую на уроках упражнение «Найди слово». На доске или чаще на листочках написаны строчки букв, между которыми «спрятаны» целые слова. Их нужно найти.(см.приложение 3.2)
«Фотоглаз» (на доске столбик слов, который ученики читают определенное время. Слова закрываются, дети по памяти называют прочитанные слова).
«Кто быстрее?» (Учитель читает предложение, а дети должны найти его в тексте. Ещё лучше если текст не один, а их два или три.)
Используются на уроках и наборы Т.Н.Федоренко (тексты зрительных диктантов).
Интересно детям и упражнение где нужно найти спрятанное слово по вертикали. Дети читают слова, а сами глазами следят по буквам, над которыми стоит точка. (Например, см. в приложении – 3.3).
Во втором классе ученики завели тетради, где отмечается мониторинг техники чтения. В конце каждой недели проверяется скорость (темп) чтения и сравнивается с предыдущим. В конце каждой четверти проверяется навык чтения, куда входит ещё и осознанность, выразительность, правильность чтения.
2.7. Работа с родителями. Задача научиться бегло читать ставиться и перед родителями. На родительском собрании говориться о важности беглого, правильного и осознанного чтения, рассказывается, как организовать работу с детьми дома. Для этого составляются рекомендации, куда входят упражнения по развитию навыка чтения. Вот некоторые из этих упражнений:
Столбик слов. Поочерёдно читать слова вслух в столбике слов, стараясь за одну минуту прочитать всё большее количество раз этот столбик.
Написать буквы и прочитать их. Звуковая разминка:
А-о-у-ч-и-э; а-у, а-о, ы-и, э-а, и-э;
Аоуиэ, аоуи4
С-з-ж, ш-з-с, жа-ча-ща, жба-жбэ.
3. Читать скороговорки, каждый раз увеличивая темп.
4. Выбрать из текста слова, в которых 4-5 слогов, научиться их проговаривать.
5. Игра «Фотоглаз». Сфотографировать (запомнить) несколько слов, написанных взрослым, и ответить на вопрос, есть ли слово, которое произносит взрослый, в перечни, или нет?
6. Найти нужную строку в тексте (упражнение тренирует вертикальное движение глаз по странице).
7. Сравнение скорости чтения известного текста и неизвестного.
8. Чтение за взрослым.
9. За одну минуту найти в тексте слова на какую-либо букву.
10. Найти вторую половину:
ком – ничий мо – монт ко – на
лес – та ре – вок го – са
пар – мос со – тор вес – род
Одним из видов активизации деятельности учащихся является соревнование. Провожу в классе соревнование «Весёлая гусеница». Это соревнование прививает любовь к чтению, превращает обучение в увлекательную игру. Суть игры в следующем: прочитав самостоятельно 10 страниц художественного текста, ученик вырезает кружок из цветной бумаги диаметром 5-10 см. Затем изображает либо главное действующее лицо, либо основное действие прочитанной книжки. На цветной стороне он записывает название книжки, фамилию автора и прикрепляет всё это к голове гусеницы. Прочитав следующие 10 страниц, ученик к первому кружочку присоединяет второй и т.д. Таким образом, получается цепочка, напоминающая гусеницу. По мере увеличения числа прочитанных школьником книг гусеница становится всё длиннее и длиннее.
Приложение.
1.1. Чистоговорки.
Ра-ра-ра – начинается игра.
Ры-ры-ры – у нас в руках шары.
Ру-ру-ру – бью рукою по шару.
Да-да-да – из трубы бежит вода.
До-до-до – на дереве гнездо.
Ды-ды-ды – мы пошли по ягоды.
Та-та-та – в нашем классе чистота.
Ят-ят-ят – парты ровненько стоят.
Ют-ют-ют – очень любим мы уют.
Ло-ло-ло – на улице тепло.
Ул-ул-ул – у нас сломался стул.
Оль-оль-оль – мы купили соль.
1.3. Таблица комбинации согласных букв.
с д б г р
т р с р в
к з н д н
н г д з б
п ж р в р
г л г м л
л п р з н
з л т м т
н с к л п
г д р ж р
б х р к д
р д м р к
г л б к м
р т г з б
ж с ф л м
ж л в г л
к б т н с
ш к с л ж
т м р з м
п н а н т
д к с д м
п с к р д
л д н ш г
т м б к р
л м к л г
т з д к ж
л б р б л
з т н ж р
в р с н т
р м т р с
з в д л п
ц р т м с
п с п л б
н ш р с н
б р з м ж
щ к в щ л
т н к р
з р г з м
г м ф л т
в т р т м
з р ж б р
л д к р т
н б л ч с
з р л ч с
н с п р к
1.4.
А-о-у-ы-и-а-у-ы-и, о-у-о-а-ы-о-э-и;
С-з-ж-р-н, ж-ш-с-з;
Жа-ша-то-ве, ча-ща-жа-жу и т. д.;
1.6. Игры на звукоподражание6
На птичьем дворе
Наша уточка с утра….Кря, кря, кря!
Наши гуси…..Га, га, га!
Наши курочки в окно….Ко, ко, ко!
А как Петя-петушок
Ранним-рано поутру
Нам споёт….Ку-ка-ре-ку!
3.1. Таблицы для развития «поля зрения».
1) м а м 1 а
м о м 2 о
м у м 3 у
м и м 4 и
м е м 5 е
м ы м 6 ы
3.2 «Найди слово».
Сирапарталпьщилт, мититминуталенш, тспвекщосолнцетбвал.
3.3.Слова по вертикали.
со к С в е т а и в а
но с к и м е с т о к р е с л о
са м к а т о к к л е т к а
к у к л а к у к л а
м а г а з и н р а к
Литература.
В.Г.Горецкий. «О проверке навыка чтения».// Начальная школа.2008 №8, стр.48-58.
Е.В.Кислицина. «Упражнения по развитию навыка чтения»// Нач.шк. 2003 №6, стр.47.
Т.П.Рудыка. «Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста». // Начальная школа. 2007№11, стр.28-30.
Чтение(1-4).Тесты для проверки техники и выразительности чтения.// Автор-составитель Н.В.Лободина.
З. Заключение.
Такая работа помогает обеспечить устойчивое овладение учащимися навыком чтения, снимает трудности чтения, а значит, повышает у детей интерес к нему. Вводя в урок упражнения из рассмотренных выше вносим в него оживление, делаем его более интересным и эмоциональным.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ