Интегрированные уроки при изучении предмета «Окружающий мир»
Муниципальный конкурс профессионального мастерства педагогических работников учреждений общего, дополнительного и дошкольного образования «Методическая разработка»
Интегрированные уроки при изучении предмета «Окружающий мир»
Автор: Ласенко Елена Юрьевна,
учитель начальных классов МОУ «СОШ № 29»
Миасского городского округа
Миасский городской округ
2009 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность проблемы. -3
Роль и место интеграции в начальной школе. -6
Особенности построения и проведения интегрированных уроков. -9
Интегрированные уроки при изучении предмета «окружающий мир».-12
Практическая часть (разработки уроков). -15
Заключение. -33
Список использованной литературы. -34
Актуальность проблемы.
Проблема интеграции и путей ее реализации по-прежнему актуальна в теории и практике начального образования. Дословно латинское integratio - восстановление, восполнение; integer - полный, целый. Интеграция в самом общем значении рассматривается как объединение в целое, в единство каких – либо элементов.
В условиях современной жизни общество поставлено перед необходимостью выработки нового мировоззрения, в центре которого человек существует не сам по себе, а как органическая часть окружающего мира. О необходимости реформы образования, благодаря которой ученики будут не только усваивать знания, но и приобретут умения связывать эти знания в целостную картину мира, много говорят и пишут: «Магистральный путь обновления на основе всеобщности и единства законов природы, целостности человека и целостности восприятия субъектам окружающего мира». (Г. А. Монахова «Образование как рабочее поле интеграции»).
Целостное восприятие рассматривается как необходимое условие для гармонизации отношений человека с окружающим миром. В федеральном компоненте государственного стандарта общего образования в разделе «Начальное общее образование» подчеркивается, что «выделение в стандарте межпредметных связей способствует интеграции предметов, предотвращению предметной разобщенности и перегрузки учащихся».
Интеграция как ведущий принцип развития современных образовательных систем реализуется в двух направлениях:
1.Интеграция каналов информационного взаимодействия учащихся с миром в его целостности и многообразии, актуализации природных возможностей многомерного восприятия действительности.
2.Интеграция на уровне освоения разных способов познания мира. Интеграция как методологический и дидактический принцип изменяет цели и средства осуществления всего учебного процесса, предполагает разные механизмы взаимосвязи содержания образования, виды познавательной деятельности, методов и форм организации обучения.
В своей статье «Учитель и новые ориентиры образования» И. Ю. Алексашина рассматривает интеграцию как ведущую тенденцию обновления содержания образования. Отвечая на вопрос «Зачем интегрировать?», автор отмечает, что оценка значимости интеграционных процессов в образовании зависит от того, какой вклад они вносят в развитие ителлекта личности, в способность целостного восприятия и понимания мира, а также в умении конструктивно решать проблемы разного уровня сложности. Одной из фундаментальных задач школы является формирование у учащихся целостного взгляда на мир как единое взаимосвязанное целое.
Реальным путем осуществления интеграции в обучении являются интегрированные уроки, где в качестве основания интеграции чаще всего та или иная проблема, вычленение которой и проведение через достаточно локальный материал не вызывает значительных трудностей у учителей и приводит к лучшему усвоению материала у учащихся.
Н. С.Светловская раскрывала интеграцию как «создание нового целого на основе выявленных однотипных элементов и частей в нескольких прежде разных единицах (учебных предметах, видах деятельности и т. д.), а затем приспособление этих элементов и частей в несуществовавший ранее монолит особого качества». По мнению Н.С. Светловской, важным условием интеграции является построение материала на основе естественного подчинения единой цели и функции в ряде предметов и в методике. Автор считает, что предпочтительнее проводить интегрированное обучение на базе осущетвления внутрипредметных и межпредметных связей.
Аналогично трактует понятие интеграция Л. Н. Бахарева, рассматривая его как «процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Он представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения, способствующей созданию нового целого «монолита знаний». Л. Н. Бахарева придерживается мнения, что интеграция не отрицает предметной системы обучения. Она является возможным путем ее совершенствования, преодоления недостатков и направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимости между предметами.
По мнению Ю. М. Колягина, применительно к системе обучения понятие интеграция может иметь два значения: во-первых, это создание у учащихся целостного представления об окружающем мире; во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний. В то же время интеграция не должна заменять обучение классическим учебным предметам, она должна лишь способствовать соединению знаний в единую систему. По мнению автора, сложность проблемы заключается в том, как динамически развивать интеграцию от начала к концу обучения. Если в начале наиболее целесообразно усвоить «немного обо всем», затем необходим синтез разрозненных знаний и умений, то к концу обучения необходимо знать «все о немногом», т. е. это узкая специализация, хотя и на новом интегративном уровне.
Как видно из данных выше определений, все авторы признают, что интеграция – это путь к достижению целостного взгляда на окружающий мир, основой интеграции являются межпредметные связи, интеграция тесно связана с дифференциацией и немыслима без нее.
Идеи интегрированного обучения сегодня особенно актуальны, поскольку способствуют успешной реализации новых образовательных задач, определенных государственными документами. Интеграция обучения предусматривает создание принципиально новой учебной информации с соответствующим содержанием учебного материала, учебно-методическим обеспечением, новыми технологиями.
Различные способы осуществления интеграции не могут быть абстрактно хорошими или плохими. Суть проблемы заключается в том, чтобы не отвергать один из них и применять другой, а ввести систему интеграционных мер с учётом возрастных (физиологических и психологических) особенностей учащихся всех уровней образования. Такая постановка проблемы, как нам кажется, должна удовлетворить признанному многими факту, что интеграция на разных ступенях обучения имеет свои особенности
Таким образом, можно сделать вывод, что интеграция выступает как естественная взаимосвязь наук, учебных дисциплин, разделов и тем разных учебных предметов, направленная на последовательное и многогранное раскрытие изучаемых процессов и явлений. Объектом исследования является интеграция как ведущая идея в реализации содержания образования, а предметом исследования – интегрированные уроки, в частности особенности их разработки и проведения в традиционной системе обучения.
Роль и место интеграции в начальной школе.
Педагогическая система каждой исторической эпохи переживает существенные изменения. Однако на всех этапах развития общества следует уделять особое внимание качественной подготовке младшего поколения к самостоятельной жизни. Учащиеся сегодня имеют высокий умственный потенциал, но, хорошо владея знаниями, часто не могут применить их в практической деятельности. Одним из эффективных средств решения данной проблемы может стать интеграция содержания образования, способствующая формированию у учащихся начальных классов представления о целостной картине мира. Интеграция в психолого-педагогической литературе понимается как процесс, в ходе которого разобщённые элементы посредством синтеза объединяются в систему, обладающую свойством целостности.
Применительно к системе обучения понятие «интеграция» может принимать два значения: во-первых, это создание у школьника целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения); во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция - средство обучения). Интеграция как цель обучения должна дать ученику те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребёнка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Реализация этой цели может начаться уже в начальной школе.
Ян Амос Каменский еще в XVII в. говорил, что начальная школа должна учить не только чтению, письму и счету, но и полезным детям сведениям, которые входят в фонд общих знаний, основанных на интересах детей. Школа, по мнению Я. А. Каменского, должна стать мастерской, в которой происходит взаимное обучение, обсуждение, экспериментирование.
В ходе исследовательских работ ученых выявлены факторы, способствующие активной мыслительной деятельности в процессе интегрирования учебных предметов: приемлемое сочетание предметов для интеграции, адекватность действий учителя и ученика (обучающая деятельность учителя и учебно-познавательные действия учащихся). Следует учитывать факторы, влияющие на эффективность интегрированных уроков. Прежде всего, необходимо выяснить, какие уроки были приемлемы для интеграции. В основу таких уроков должны быть положены близость содержания ведущих тем разных предметов и их логическая взаимосвязь. Еще со времен К. Д. Ушинского уроки чтения (обучение грамоте) и письма проводились интегрированно.
Внеклассное чтение – это изначально интегрированный курс. Здесь наблюдается целостный процесс: а) книга как инструмент чтения, совершенствования навыков чтения; полученных на уроках литературного чтения; б) текст как искусство слова, развития речи; в) мир книг как выбор круга тем собеседника, глубокая связь с самыми разными предметами обсуждения.
Изначально интегрированным курсом является математика, содержащая арифметику, элементы алгебры, геометрии, черчения, основ технологии.
Изначально интегрированный курс ознакомления с окружающим миром включает знания из основ естествознания, географии, истории, ботаники, зоологии, анатомии человека, экологии, геологии, экономики и быта человека.
Кроме названных интегрированных курсов, следует выделить сочетание таких предметов, как чтение – русский язык, чтение – ознакомление с окружающим миром, чтение – внеклассное чтение – культура общения, чтение – внеклассное чтение – ознакомление о окружающим; чтение – ИЗО, чтение – ИЗО – русский язык, чтение – музыка, природоведение – математика, природоведение – технология, чтение – история, история – ИЗО – музыка и т. д.
На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки применяются младшими школьниками в их практической деятельности не только в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.
Я часто провожу интегрированные уроки. Интеграция позволяет детям перейти от изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их обобщенному изучению. Это дает возможность показать детям мир во всем его многообразии, привлекая не только сухие научные знания, но и средства литературы, живописи, музыки, что также способствует эмоциональному развитию. На интегрированных уроках повышается уровень знаний по предмету, уровень интеллектуальной деятельности, познавательный интерес школьников. На уроках математики можно увидеть и географические карты, и таблицу Менделеева, и Книгу рекордов Гиннеса, энциклопедии, толковые словари и т.д. Что такое сталактиты и сталагмиты? Посмотрели определение в «Толковом словаре», а затем решили задачу о них: В пещере высотой 7м сталактит и сталагмит имеют одинаковую высоту, равную 40см. За год каждый из них вырастает на 3см. Через сколько лет они соединятся?
Например, урок окружающего мира – изо. Тема урока: «Где зимуют птицы?». На уроке дети путешествуют по зимнему лесу. Наблюдают за тем, как изменилась жизнь зверей и птиц зимой. Развешивают кормушки, оставляют корм для животных. Слушают пение птиц и учатся различать их голоса. Удивительные творения природы – птицы – радуют нас своей подвижностью, и голосом, и обликом. Они поистине эталон прекрасного на земле. После знакомства с жизнью птиц дети увлеченно учатся их рисовать.
Интеграция на основе сюжетного построения урока позволяет побуждать детей к разнообразным занятиям, перерастающим в активное их участие в групповых, парных и других формах коллективных занятий. Домашние задания способствуют раскрытию творческого потенциала детей. Ребята составляют интересные задания для одноклассников: ребусы, кроссворды, чертежи, таблицы.
Специфика работы учителя начальных классов такова, что он один обучает детей по нескольким дисциплинам. Большинство учителей осознает необходимость включения интеграции в процесс обучения. При этом приводятся следующие аргументы:
- Возможность изучения материала по разным предметам как единого целого;
- Широкая возможность для развития речи и расширения кругозора младших школьников;
- Развитие умственной деятельности;
- Появление желания учиться и формирование положительных нравственных качеств.
- Большинство учителей осознает необходимость использования межпредметных связей в процессе обучения.
Введение интеграционной системы может в большей степени, чем традиционное предметное обучение, способствовать воспитанию широко эрудированного человека, обладающего целостным мировоззрением, способностью самостоятельно систематизировать имеющееся у него знания и нетрадиционно подходить к решению различных проблем.
Особенности построения и проведения интегрированных уроков.
Одно из направлений методического обновления уроков в начальных классах – конструирование интегрированных уроков и проведение их на основе интеграции учебного материала с нескольких предметов, объединённого вокруг одной темы.
Целью уроков, построенных на интеграции содержания должны быть: разностороннее изучение определённого объекта, явления, осмысленное восприятие окружающего, приведение знаний в определённую систему, побуждение фантазии и интереса, развитие позитивно-эмоционального настроения. Привлечение интересного материала даёт возможность с разных сторон познать явление, понятие, добиться целостности знаний. И это не случайно, ведь младший школьник воспринимает окружающий мир целостно. Для него существуют не названия учебных предметов – русский язык и природоведение, музыка и др., а многообразие объективов окружающего мира и их звуки, краски, величины.
На интегрированном уроке решаются дидактические задачи двух и более учебных предметов. При подготовке к такому уроку необходимо знать требования к планированию и организации их проведения:
- познакомиться с психологическими и дидактическими основами протекания интеграционных процессов в содержании образования;
- выделить в программе по каждому учебному предмету сходные темы или темы, имеющие общие аспекты социальной жизни;
- определить связи между сходными элементами знаний;
- изменить последовательность изучения тем, если в этом есть необходимость;
- получить консультации учителя-предметника, если на уроке решаются задачи учебного предмета, который учитель обычно не ведёт;
- тщательное планирование каждого урока, выделение главной и сопутствующих целей;
- моделирование (то есть анализ, отбор, многократная перепроверка) содержания урока, наполнение его только тем содержанием, которое поддерживает главную цель;
- выявление оптимальной нагрузки детей впечатлениями.
Структура интегрированных уроков требует особой чёткости и стройности, продуманности и логической взаимосвязи изучаемого материала по различным предметам на всех этапах изучения. Это успешно достигается за счёт компактного, сконцентрированного использования учебного материала программы, а кроме того, подключения некоторых современных способов организации и изучения учебного материала.
Систематическое использование интегрированных знаний создаёт возможности широкого применения дидактического материала и средств наглядности. Так, на уроке математики - красочные картины леса, луга, пруда, рисунки детей с изображением бабочек и стрекоз, а на уроке чтения при изучении стихотворения С. Есенина «Черёмуха» на столе учителя стоят распустившиеся ветки, полученные путём «выгонки».
Особое значение для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках имеют проблемные вопросы, которые содержат видимое или подразумеваемое противоречие. Оно может отражать связь знаний из разных предметов и стать интегрированных вопросом. Однако применительно к урокам в начальной школе, с помощью подобных вопросов лучше создавать проблемную ситуацию. При изучении стихотворения С. Есенина «Черёмуха» ученики вместе с учителем выясняют признаки неживого и живого в природе, сравнивают движение ручейка (бежит, струится – признаки живого) и неподвижную черёмуху (признак неживого), ищут доказательства для разрешения возникшего противоречия.
Что же касается количества интегрированных уроков, то здесь однозначного ответа быть не может. Всё зависит от умения учителя синтезировать материал, органично связать между собой и проводить интегрированный урок без перегрузки детей впечатлениями. Пока не созданы в достаточном количестве интегрированные учебники, отбор и систематизация материала – нелёгкая задача для учителя.
Интеграция – это объедение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.
Интегрирование на межпредметной основе в дидактической системе предполагает адекватность действий учителя и действий ученика. Обе эти деятельности имеют общую структуру: цели, мотивы, содержание, средства, результаты, контроль. Однако содержание деятельности учителя и учащихся имеет различие. На целевом этапе учитель ставит общепредметную цель. Ученики под руководством учителя должны осознать межпредметную сущность, осуществить отбор необходимых знаний из различных предметов, направить внимание, мысль не только на усвоение обобщенных знаний, но и на развитие умений переноса знаний из одной области знаний в другую и их синтеза.
На мотивационном этапе учитель стимулирует учащихся к мировоззренческим знаниям, к обобщению понятий из различных предметов.
На этапе содержательной стороны деятельности учитель вводит новый учебный материал, одновременно привлекая опорные знания из других предметов на уровне интеграционных фактов, понятий, комплексных проблем.
На этапе выбора средств учитель определяет наглядные пособия, учебники, таблицы, схемы, вопросы, задания, ИКТ, способствующие обобщению знаний из различных предметов. (Учащиеся выполняют действия переноса знаний, синтеза, обобщения при решении интеграционных задач с помощью построения алгоритмов.)
Следующий этап – результативный. Учитель применяет педагогические умения осуществлять интеграцию в целях развития, воспитания, образования.
На этапе мониторинга учитель осуществляет взаимооценку, взаимоконтроль подготовленности учеников по связываемым друг с другом предметам, оценивает качество усвоения и понимания.
При планировании и организации таких уроков учителю важно учитывать следующие условия:
1. В интегрированном уроке объединяются блоки знаний двух-трех различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, старые необходимы для ее реализации.
2. Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке.
3. При проведении интегрированного урока учителями (ведущими разные предметы) требуется тщательная координация действий.
4. В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов, но интегрированным уроком может быть любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов.
5. В интегрированном уроке из нескольких предметов один является ведущим.
6. Чаще всего, интегрированные уроки являются спаренными и проводятся учителями совместно. Возможна разнообразная интеграция учебных предметов.
Интегрированные уроки при изучении предмета «окружающий мир».
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди предметов начальной школы. Его условно можно назвать «всегда с тобой» или «всегда рядом», поскольку познание детьми окружающего мира и себя в нем не ограничивается рамками урока. Оно началось с рождения и продолжается постоянно, но не осознается ребенком. Учебный курс дает возможность ученику осознать происходящее и становится системообразующим стержнем этого процесса, обогащая научными знаниями практический опыт ребенка.
Новый подход к раскрытию понятия «окружающий мир» предложили авторы учебника, выпущенного в рамках УМК «Перспектива» издательством «Просвещение». Особенность подхода, предложенного А.А. Плешаковым и М.Ю. Новицкой, состоит в гармоничном соединения естественно-научных сведений и опыта гуманитарных наук. Ведущей идеей становится объединение мира природы и мира культуры. С этой позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек как часть природы, как создатель культуры и как ее продукт. Включение в содержание курса компонентов культуры (норма, ценность, идеал) создает условия для формирования личности ребенка, помогает понять и принять гуманистические ценности общества, определить свое место в мире природы и человеческого бытия. Культурологическая составляющая курса позволяет активно использовать в учебнике литературные произведения, фольклор, художественное и музыкальное наследие. Таким образом «Окружающий мир» как предмет может выполнять интегрирующую роль в системе обучения младшего школьника и создать целостное восприятие окружающего мира.
Содержание курса охватывает широкий круг вопросов, при этом природа, человек и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это обеспечивает целостное восприятие окружающего мира, создает условия для присвоения новых знаний, формирования и осознания правил, обязанностей и норм взаимодействия человека и природы, человека и общества. Важно отметить, что авторы создают систему восприятия окружающего мира, отправной точкой, центром которого является сам ребенок. Этот прием позволяет активизировать деятельность ученика на уроке. Познание окружающего мира осуществляется через призму личностного восприятия каждым ребенком образов, красок и звуков природы и культуры. Наблюдая и исследуя окружающий мир, ученик делает для себя открытия многогранных связей человека и природы, закономерных связей живой и неживой природы, связи всего живого на Земле. Более глубоко по сравнению с жизненным опытом ребенка познается мир ближнего социального окружения: роль школы, самоценность семьи, семейных традиций и культурного наследия народа как составляющих духовное богатство человека.
С чего начать изучение мира? Конечно с того, что находится непосредственно рядом, с того, с чем общаешься и наблюдаешь и постепенно расширять и углублять представления ребенка о мире природы и мире культуры. Культурологическая составляющая курса реализуется внутри разделов. В них приведены материалы, которые помогут ребенку увидеть и сравнить историческое прошлое и современность, например: какими были деревни и города, какими были люди, что изменилось, а что сохранилось до наших дней. Материалы учебника позволяют учителю организовать внеклассную и краеведческую работу, предлагая детям задания, связанные с историей родного края. Предлагаемые авторами литературные и фольклорные произведения помогают постичь нравственные основы культуры и формируют понятия: норма, ценность, идеал. Дети на конкретных примерах могут увидеть, какие из них остались неизменны и являются общими для всех людей. На уроке по теме «Мы в семье» дети вместе с учителем определяют важные семейные ценности: любовь, уважение, помощь, согласие, лад.
Также в каждом разделе присутствуют темы, раскрывающие природные явления окружающего мира. Подбор материала позволяет ученикам увидеть его многообразие, учит заботиться и беречь природу.
В курсе «Окружающий мир» используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни с помощью учителя, родителей или воспитателя группы продленного дня, выполняют практические работы и простейшие опыты. Проводятся беседы, дидактические и ролевые игры. Эта деятельность дополняется раскрашиванием, рисованием, конструированием, просмотром видеофрагментов. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.
Объективная реальность нашего времени - глобальный экологический кризис. В связи с этим поиски причин и путей преодоления кризиса выдвигают на первый план совершенствования экологического образования при приоритете духовно – нравственных ценностей. Это предопределяет целесообразность создания
интегрированного спецкурса, включающего предметно – экологическое образование и духовно – нравственное воспитание, который должен способствовать формированию у учащихся целостной картины мира (как естественнонаучной, так и гуманитарной), т. е. мировоззрения, противоположного доминирующему в настоящее время потребительскому отношению, ориентированному на «покорение» природы.
В настоящее время в обществе появился интерес к изучению народных традиций, истории своего народа, культуры, природы своего края, экологических проблем. Таким образом, идея интеграции обучения вытекает из стремления дать молодому поколению целостное, единое представление о природе, обществе и своем месте в них.
К числу методов и приемов, способствующих осуществлению интегрированного подхода на уроках окружающего мира, относятся: эвристические беседы, беседы обобщающего плана, экскурсии, творческие работы по развитию речи, словесное рисование, выразительное чтение пейзажных описаний, написание диктантов, связных текстов природоведческого характера, решение математических задач на краеведческой основе, изображение через рисунок правил культуры общения или быта человека.
Введение в начальное образование информационных технологий позволяет строить интегрированные уроки с любым предметом школьной программы при изучении основ владения компьютером.
Мною разработан и апробирован блок уроков по окружающему миру (1-2 кл.). Приведу примеры интегрированных уроков по окружающему миру:
1 класс
«Кто где живет?» (окружающий мир – обучение грамоте).
2) В.В.Бианки «Приспособился» (окружающий мир – чтение – музыка).
3) «Где зимуют птицы?» (окружающий мир – внеклассное чтение – изо).
4) «Природа родного края» (окружающий мир – краеведение - внеклассное чтение)
2 класс
1) «Птицы – наши друзья» (окружающий мир – технология).
2) «В гости к зиме» (окружающий мир – русский язык).
3) «Водоемы» (окружающий мир – математика).
4) « В гости к весне» (окружающий мир – обж)
Практическая часть (разработки уроков)
Разработка урока: Где зимуют птицы?(1кл.)
Интеграция предметов: окружающий мир – внеклассное чтение – изо.
Цели урока: 1)углубить и систематизировать знания учащихся о птицах, причинах их сезонных перелетов, формировать умение выражать свое отношение к прочитанному на примере стихотворения Н. Рубцова «Воробей», научить рисовать птицу.
2)развивать экологическую восприимчивость, речь, воображение, способность внимательно относится к языку художественного произведения
3)воспитывать чуткое отношение к красоте окружающего мира, потребность беречь и любить его.
Оборудование: магнитофон, книга Н. Рубцова у каждого ребенка, выставка рисунков «Птицы нашего края», альбом, краски.
Ход урока.
I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
- Поделитесь со мной своим настроением. Выберите цвет, соответствующий вашему состоянию. И мы вместе составим бусы. (Дети выходят к доске и бусинками – магнитами показывают свое настроение: красный цвет – отличное, зеленый– хорошее, желтый – тревожное).
- Посмотрите на вашу выставку рисунков. Что объединяет все эти работы? (На всех рисунках изображены птицы). Сегодня на уроке вы узнаете, почему птицы улетают в теплые края, как живется оседлым птицам, научитесь рисовать птицу.
II.Вступительная беседа.
- Кого называют друзьями леса? Почему ваши родители радуются, если в садах селятся птицы?
Пусть мы с вами почти незнакомы,
Но, надеюсь, друг друга поймем,
А помогут нам в этом птицы,
Мы их на урок позовем.
- Птиц на земле очень много – около 9 тысяч видов. Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные – всего несколько граммов. Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие, которые и вовсе не могут летать.
Одни птицы живут в лесу, другие – в степи. Но есть такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах. А другие - только на берегу моря.
Одни птицы питаются рыбой, другие – насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц, а есть «вегетарианцы», которые едят только расти тельную пищу, в основном ягоды и семена.
(Слайд) - Посмотрите, сколько разных птиц нас встречают? А теперь скажите, могут ли эти птицы собраться в зимнюю пору? Почему? Вот сегодня мы и узнаем, где зимуют птицы?
III.Новый материал.
1.Вступительное слово учителя.
- Отгадайте загадки. (Слайд)
1) –Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край я не летаю,
Здесь, под крышей обитаю.
Чик - чирик! Не робей!
Я бывалый… (Воробей).
2) - Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица).
3) – В лесу под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд – приятель!»
И ставит подпись… (Дятел).
4) - И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши, прячутся дрожа!
Очень уж суровы
Филины и… (Совы).
- Что объединяет этих птиц? А как иначе можно назвать этих птиц? (Оседлыми).
- А каких птиц, зимующих в нашей местности, вы еще знаете? (Галки, вороны, поползни, голуби). (Слайд).
- Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. Тяжело птицам. Из 10 только 1 или 2 доживают до весны. Вот тут-то на помощь птицам должен придти человек. Подумайте, как мы можем помочь птицам в зимнее время? (Ответы учащихся).
2.Работа над стихотворением Н. Рубцова «Воробей». (Слайд).
- Прочитайте стихотворение про себя, вслух. Что вы чувствовали, читая его? Почему вам было жалко воробья? Как бы вы поступили, если бы находились рядом с голодной, замерзающей птичкой?
- Прочитайте трудные слова. Объясните их значение. (Слайд).
- Ребята, найдите слова, которые говорят о том, как тяжело воробью? (Чуть живой, не чирикает, замерзает, дрожит, трудно). (Слайд).
- Как автор относится к воробью? А теперь вы, читая это стихотворение, попробуйте передать свое собственное отношение к написанному, покажите его голосом. Кому понравилось это стихотворение? А как вы думаете, о чем мечтают птицы в зимнее время, когда вокруг снег, лед и холод? (О весне).
3.Физминутка.
- А теперь давайте спасем этого воробья. Наберите в одну руку зерно, а другой разбрасывайте во все стороны так, чтобы хватило не только нашему воробью, но и всем птицам. Вот молодцы! Наш воробей наелся, повеселел, почистил перышки, расправил крылышки и замахал ими так, что захотелось от радости даже танцевать! (Дети танцуют под музыку).
IV.Продолжение работы.
- А теперь прослушайте загадки про следующих птиц. (Слайд)
1) - Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит
Камнем падает с высот
И в полях поет, поет. (Жаворонок)
2) - В голубенькой шапочке, бурой сорочке
В саду, где набухли на яблоне почки,
Он ежится, зябнет на ветке росистой,
На песни он просто певец голосистый:
На яблоньке звонко поет, не смолкая,
Встречая зарю долгожданную мая. (Зяблик).
3) - Кто без ног и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? (Соловей).
4) - Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Темно – розовый… (Скворец).
- Почему мы их объединили в одну группу? А почему мы их назвали перелетными? (Летом они живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают в жаркие страны, чтобы весной опять вернуться).
- Каких еще перелетных птиц вы знаете? (Грач, журавль, ласточка) (Слайд).
- Расскажите об этих птицах. (Рассказы учащихся).
V. Рассказ учителя. (Слайд).
- Ребята, а ведь раньше люди этого не знали, и постоянно задумывались, куда исчезают птицы?
- Со временем ученые узнали, куда улетают перелетные птицы, с помощью маленьких колец, которые они надевали на лапку птице. Рассмотрите эти кольца на рисунке, в учебнике с. 77.
- Подумайте, как же кольца могли помочь ученым?
- На каждом кольце свой номер и адрес, где птица была окольцована. И когда кто-то в других странах встречал окольцованную птицу, он сообщал об этом. Так вот ученые и узнали, где зимуют птицы?
- А куда летят птицы? (В теплые страны).
- Ну, а если там тепло и сытно, то зачем же возвращаются птицы назад? Ведь некоторые из них не выдержат перелетов и погибнут в дороге, так и не долетев обратно? Что же влечет птиц назад? (Родина, место, где они выведут свое потомство).
VI. Закрепление нового материала.
1.Работа в рабочей тетради.
- Откройте рабочую тетрадь. Эти птицы спорят, кому улетать в теплые края, а кому остаться. Помоги им разобраться. У каждой перелетной птицы нарисуй на лапке кольцо.
- Поменяйтесь тетрадями. Взаимопроверка. (Слайд).
2.Работа с таблицей «Найди лишнюю птицу». (Слайд).
- Докажи, почему в каждой строчке одна птица лишняя?
Галка, синица, скворец, дятел.
Соловей, журавль, ласточка, воробей.
Жаворонок, сова, синица, поползень.
VII. ИЗО
- Какую птицу называют «лесным доктором»? Почему? Это птица зимующая или перелетная?
- Посмотрите фильм об этой птице. (Слайд).
- А сейчас вы научитесь рисовать эту птицу. (Слайд).
VIII. Итог урока.
- Наш урок подошел к завершению. Что нового узнали на уроке?
- Какое открытие сделали для себя сегодня? Как надо заботиться о птицах зимой?
IX. Рефлексия.
- А сейчас какое у вас настроение? Если оно у вас изменилось, поделитесь со мной.
Оцените свою работу.
- Если тебе урок понравился, ты много узнал, подними красный карандаш.
- Если ты работал в полную силу, но что-то не получилось, подними зеленый карандаш.
- Если тебе было трудно на уроке и тебе нужна помощь, подними желтый карандаш.
2. Разработка урока: В гости к зиме.(2 кл.)
Интеграция предметов: окружающий мир – русский язык.
Цели урока: 1) расширить знания учащихся об изменениях неживой и живой природы зимой, закрепить знания об имени существительном.
2) развивать связную устную и письменную речь детей.
3) воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: картинки с изображением зимы для каждой группы, пьеса П.И. Чайковского из альбома «Времена года».
Ход урока:
I. Организационный момент. Сообщение темы, цели урока.
- Придет неслышными шагами,
Незримой стужею дохнет
И, все, вокруг покрыв снегами,
Вдруг всем нам уши надерет:
Зачем, мол, вы в такой мороз
Из дома высунули нос?
- О каком времени года говорится в тексте загадки? (О зиме). (Слайд).
- Сегодня на уроке мы будем закреплять знания о зимних изменениях в живой и неживой природе, упражняться в распознавании имен существительных.
II. Чистописание. Словарь.
- Откройте тетради, запишите число, тему урока. Так как мы сегодня в гостях у зимы, то и писать будем буквы Зз.
- Вспомните и запишите словарные слова, которые относятся к зиме. (Мороз, коньки). Взаимопроверка.
- Какие зимние месяцы знаете? Назовите по порядку. ( Декабрь, январь, февраль).
- Что вы знаете о зимних месяцах?
- Декабрь – «ветрозим», полночь года, месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах. Декабрь год кончает, зиму начинает. Январь – «студень». Самый холодный и ветреный месяц в году. Январь – году начало, зиме – середина. Февраль – лютый «снежень». Месяц снегопадов, злых вьюг и первого теплого солнца. Говорят: «вьюги да метели под февраль полетели».
- Запишите названия месяцев, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные. (Проверка сигнальными карточками – обратная связь).
- На какие вопросы отвечают эти слова? Что обозначают? Как называются такие слова?
III. Закрепление пройденного материала.
1) Изменения в неживой природе.
а) Работа в группах «Собери картинку «Зима».
- Итак, мы с вами в зимнем лесу. Зима… Шепотом произнесите это слово. Какие чувства у вас возникли?
- Закройте, пожалуйста, глаза. Тот до кого я дотронусь, открывает глаза и называет любое снежное слово.
- А теперь из нескольких частей соберите картинку зимы.
- Посмотрите, так ли у вас получилось? (Слайд).
- Так как мы с вами в лесу давайте вспомним правила поведения. (Ответы учащихся).
Не ломать ветки деревьев и кустарников.
Не повреждать кору деревьев.
Не ловить и не уносить домой детенышей леса.
Не шуметь в лесу.
Не оставлять мусора. (Слайд).
б)- Что относится к неживой природе? (Солнце, вода, почва).
- Какие изменения происходят в неживой природе с наступлением зимы? (Солнце теперь поднимается в небе совсем невысоко, дни стоят короткие. Поэтому земля получает мало тепла. Снег укрыл землю, ветви деревьев, крыши домов. Реки, озера, пруды скованы льдом. Замерзла почва.)
в)- Отгадайте загадки и найдите отгадки в филфорде. (Слайд)
ф
м
о
у
л
е
д
с
н
р
р
о
з
ш
ю
в
и
а
е
с
н
е
г
о
м
е
т
н
в
ж
к
о
н
с
в
э
з
е
е
м
и
л
ы
ь
а
и
н
о
л
й
п
н
о
ж
к
н
к
п
р
ь
г
к
с
и
и
к
ю
с
т
а
н
е
г
и
я
у
Он щипается, кусается,
Прогнать домой пытается.
Но все равно я не уйду,
Промчусь по снегу и по льду. (Мороз).
Белая, узорная,
Звездочка-малютка,
Ты слети мне на руку,
Посиди минутку.
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка).
3. Гуляю в поле,
Летаю на воле.
Кручу, бурчу,
Знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю,
Сугробы наметаю. (Метель).
4. Глаза – угольки,
Руки – сучки,
Холодный, большой,
Кто я такой? (Снеговик).
5. Деревья белым уберет,
Хотя не снег он и не лед. (Иней).
6. Что за толстое стекло
Речку всю заволокло? (Лед).
7. В воздухе летит, не тает,
Белизною взгляд ласкает.
Составляет из сестер
Купол – сказочный шатер.
Драгоценным ожерельем
Спать ложится на деревья.
Без труда отыщет кров
Среди веток и стволов.
Спеленовывает землю
Тот, кто раньше выпал, дремлет.
В искрах звонких серебрится –
Одного тепла боится. (Снег).
8. Стальные маленькие кони
На льду умельца не догонят. (Коньки).
9. Тянуть их в гору трудно,
С горы спускаться – чудно. (Санки).
10. На прогулке бегуны
Одинаковой длины.
Через луг бегут к березке.
Тянут следом две полоски. (Лыжи).
г) Работа в тетради.
- Запишите в тетрадях слова. Взаимопроверка. (Слайд).
- На какие вопросы отвечают?
- Что обозначают?
IV. Физминутка.
Изменения в живой природе. (Слайд)
а) Изменения в жизни растений.
-Мы в зимнем лесу. Как удивительно здесь и красиво! Над нами холодное голубое небо. В морозной тишине стрекочут любопытные сороки. Зачем ты, человек, пришел в лес? С добром или нет? Меж густых ветвей ельника прыгают пушистые белки. Под деревьями на мягком белом отпечатались следы зверей и птиц. Белым ровным слоем покрыл всю землю в лесу. Поля и лесные поляны – как гладкие страницы большой книги.
- Скажите, как зима отразилась на жизни растений и животных. Как зимуют деревья? (Лиственные сбросили листву, а хвойные – стоят зеленые.
- Как зимуют кустарники и трава? (Кустарники сбрасывают листву, травы желтеют, но не все).
- Есть травянистые растения: земляника, копытень, а также озимая рожь озимая пшеница, которые уходят под снег зелеными. Как вы думаете, почему они не замерзают? (Снег защищает от мороза. Чем больше снега, тем легче растениям перенести зимние морозы.)
- Здесь мы можем увидеть связь живой и неживой природы.
- А как зимой можно определить дерево, если оно без листвы? (По стволу, по плодам, по семенам.)
б) Изменения в жизни животных.
- Зима – период покоя в жизни растений. Зимой мы не увидим живых листьев, цветков, распускающихся почек. Но и зимой в растительном мире можно увидеть много интересного.
В течение многих и многих тысячелетий растения испытывали на себе влияние зимы и холода. И растения так «привыкли» к зиме, что она стала для их развития необходимой. Зимой происходит «дозревания почек». А можно ли у наших растений зимой наблюдать рост? Оказывается, можно. В конце зимы под снежным покровом начинают расти молодые ростки некоторых трав. Подснежный рост характерен для растений, цветущих ранней весной.
- А как звери готовятся к зиме? (Рассказы детей).
- (Слайд). Белка утепляет свое гнездо. В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, прячутся в гнезде. К зиме белочка делает съестные припасы. Грибы летом и осенью сушит сама.
- (Слайд). Медведь, прежде чем лечь в берлогу, путает свои следы, как заяц. Берлогу - яму, выкопанную где-нибудь под корнями дерева, выстилает травой, сухим папортником еще до первого снега. В это время он пищи не употребляет, а живет за счет накопленного жира.
- (Слайд). Лиса – довольно крупный хищник. Охотится в сумерках или ночью за птицами, зайцами и ежам. У нее очень хороший слух. Как только лиса услышит, что под снегом пищит мышь или полевка, она быстро-быстро раскапывает снег и хватает добычу.
в) Работа с текстом «Зима».
(На доске текст). Пришла зима. Летят снежинки. Снег покрыл землю. Деревья стоят в снегу.
- Удачен ли этот рассказ?
- Перед нами задача – описать красоту русской зимы.
- Что можно сказать о зиме? Какая зима?
- Пришла холодная и снежная зима.
- Что можно сказать о снежинках?
- Летят пушистые (мягкие, белые) снежинки. Снег покрыл землю. Сосны и ели стоят в белых шубах. Хорошо в лесу!
(Записывают предложения под музыку П. И. Чайковского.)
- Найдите имена существительные. Подчеркните одной чертой. Докажите. Проверка.
V. Итог урока.
- Подходит к концу наше путешествие.
- Какие зимние народные приметы вы знаете?
- Какие пословицы о зиме знаете?
- Что нового узнали на уроках?
- Спасибо за урок.
Разработка урока: Водоемы. (2 кл.)
Интеграция предметов: окружающего мира – математики.
Цели урока:1)познакомить учащихся с видами водоёмов, учить показывать на карте крупные реки и озера Челябинской области, закреплять вычислительные навыки.
2) развивать речь, мышление.
3) воспитывать бережное отношение к воде, прививать любовь к родному краю, к водоемам, знать их значение.
Оборудование: карта Челябинской области, у каждой группы «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова, выставка рисунков на тему «Водоемы Челябинской области».
Ход урока:
I. Создание психологической комфортности на уроке.
- Доброе утро, ребята. Когда я шла в школу, светило солнышко, мое лицо обдувал легкий игривый ветерок. И на душе у меня легко и спокойно. А с каким настроением вы пришли на урок? Надеюсь, что к концу урока ваше настроение не изменится.
- В конце урока вы должны будете оценить свою работу, оценить свой собственный вклад в работу всего класса. Возьмитесь за руки и мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом, любви, радости и успеха.
- У нас сегодня интегрированный урок окружающего мира и математики. Тему и цель урока вы узнаете позже.
II. Проверка домашнего задания. (Слайд)
1) - Какую тему изучали на прошлом уроке? (Формы земной поверхности)
- Какие основные формы земной поверхности вы знаете? (Равнины и горы).
- Дайте определение. Что такое горы? (Очень неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью)
- Что такое равнины? (Это ровные или почти ровные участки земной поверхности).
- Какие бывают равнины? (Плоские и холмистые).
- Объясните, почему равнины получили такие названия? (Плоская равнина имеет ровную поверхность, на холмистой равнине есть возвышения).
- Что можно встретить на равнинах? (Холмы и овраги).
- Что такое холмы и овраги? (Холмы - это возвышения на равнинах. Овраги – углубления с крутыми склонами на равнинах.)
2)- Если холмы и горы возвышаются над земной поверхностью, можно ли сделать вывод, что это одно и то же? (Рассказ одного ученика).
- Так в чем сходства горы холма? (Имеют сходные части: подошву, склон, вершину.)
- В чем отличие холма и горы? (Холм имеет высоту до 200 м, а гора – более 200 м)
III. Сообщение темы и цели урока. (Слайд)
- Отгадайте загадки.
1.Под осинку на песок Кто бежит по горным склонам,
Уронили поясок. Тараторя сам с собой,
И лежит – да не поднять. И в густой траве зеленой
И бежит – да не поймать. (Ручей) Прячет хвостик голубой? (Ручей)
2.Чуть дрожит на ветерке Бегу я, как по лесенке,
Лента на просторе, По камушкам звеня.
Узкий кончик в роднике, Издалека по песенке
А широкий в море. (Река) Узнаете меня. (Река)
3.Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, рама зеленая. (Озеро)
4.Шириною широко, Кругом вода, а с питьем беда. (Море)
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьется.
Из него вода не пьется,
Потому что не вкусна –
И горька, и солона. (Море).
- Как одним словом можно назвать наши отгадки? (Водоемы). Это тема нашего урока.
- Сегодня на уроке мы узнаем, чем отличается один водоем от другого, совершим небольшое путешествие по водоемам Челябинской области, будем закреплять вычислительные навыки, решать задачи.
IV. Работа над новым материалом.
1)- Сейчас мы с вами будем работать в группах. - Сегодня мы будем работать в группах. Давайте вспомним правила работы в группах. (Внимательно слушай товарища; говори по очереди, не перебивай друга; уважай мнение ребят; помоги товарищу, если понадобится помощь)
Помните, как надо работать в группах.
- Перед вами словари. Найдите определение одного из водоемов.
- Ручей – водный поток, бегущий струей.
- Река – постоянный водный поток значительных размеров, с постоянным чтением.
- Озеро – замкнутый в берегах большой естественный водоем.
- Море – большое водное пространство с горько – соленой водой.
- А что такое океан?
- Океан – огромный водоем, заполненный горько – соленой водой.
- Водоемы в природе встречаются разных видов: большие и маленькие, искусственные и естественные, соленые и пресные.
Причиной экологического кризиса следует считать духовный кризис, который характеризуется либерально – потребительским мировоззрением, антропоцентризмом, предполагающим примат личности над религией, государством, нацией и окружающей средой.
- Как вы думаете, перечисленные водоемы являются естественными или искусственными?
(Естественными, потому что их создала природа.)
- Что такое искусственный водоем? (Это водоем, сделанный руками человека)
- Какие вы знаете искусственные водоемы ?(Пруд, водохранилище, канал)
2)- Откройте учебники на с.80. Прочитайте статью «О каких водоемах идет речь?»
3)Самостоятельная работа. Работа в группах.
- У вас на партах лежат схемы. Заполните их. Поменяйтесь карточками. Оцените работу. Проверьте на доске. (Слайд)
Физминутка
V. Продолжение работы.
1) Работа в тетради.
- Откройте тетради по математике. Запишите число. Классная работа.
- Сейчас мы отправимся в небольшое путешествие по Челябинской области. А для этого надо решить примеры.
- Расшифруйте слова. Для этого решите примеры и расположите ответы в порядке убывания.
Работать будем по группам.
1 гр. 2 гр. 3 гр. 4 гр.
С 18+6=24 Г 38+8=46 Ы 40-9=39 Р 52-4=48
А 34+7=41 О 50-6=44 Л 46+6=52 А 40-1=39
М 72-3=69 К 25+5=30 И 58+2=60 Л 25-6=19
И 45+5=50 Т 90-3=87 Д 27+8=35 У 69+4=73
С 30-6=24 Р 63-3=60 У 84-4=80
Я 42-9=33 В 82-5=77
У 76-6=70 Ь 43+7=50
- Прочитайте названия, которые у вас получились. Что они обозначают? (Названия рек).
- Где протекают эти реки? Найдите их на карте. (Слайд)
2) Работа по карте.
Вступление
- Водные ресурсы Челябинской области крайне невелики, хотя при первом взгляде на карту кажется, что воды здесь д. б. достаточно. Ведь наша область славится разнообразными и красивыми озерами, количество которых превышает 3000. Это поистине «голубой край». Озера здесь тянутся с севера на юг почти сплошной полосой. Самые большие реки это: Урал, Уфа, Миасс, Ай. Длина у них от 500 до 1000 км По характеру течения реки Челябинской области делятся на 2 группы: горные и равнинные.
Река Миасс
К западу от башкирской деревни Орловка находится небольшой хребет Нурали. С его стоков берет свое начало р. Миасс. Первые 100 км по склонам река течет на север среди Уральских гор до г. Миасса. В черте города река пробегает 20 км Затем река как бы жмется к Ильменскому хребту, слушая говор сосен. Здесь Миасс поворачивает на юго – восток, образуя Аргазинское водохранилище. У южных ворот Челябинска Миасс перегородили плотиной и создали Шершневское водохранилище. В нем вода отстаивается и из него пьет воду большой город.
Река Миасс – труженик, поилец и кормилец. Судя по рассказам археологов, эта река много веков назад поила и кормила рыбой народы, населявшие ее берега.
Река Урал
Это вторая по величине река после Волги в Европейской части России. Урал берет начало у горы Круглой на хребте Уралтау и протекает по юго-западной части Челябинской области. Она впадает в Каспийское море.
Раньше реку называли Яик потому, что на ее берегах жили яицкие казаки. Но так как они поддерживали восстание Емельяна Пугачева, Екатерина II переименовала реку Яик в реку Урал, чтобы вытравить из народной истории память о мятежном времени.
Озеро Увильды
Это самое крупное озеро на Южном Урале. Его глубина 38 м, а площадь – 68 кв. м Оно имеет форму груши и расположено между городами Карабаш и Кыштым. Озеро изумительно по красоте. На нем находится до 70 островов. Озеро прогревается очень медленно, и вода в нем холодная. Озеро Увильды памятник природы.
Озеро Тургояк
Это второе по величине озеро нашей области. Его площадь 26 кв. м, а глубина достигает – 32 м. За живописную местность Тургояк назвали «жемчужиной Южного Урала». Озеро такое глубокое, что кажется, будто небо опрокинулось вниз. Вода очень прозрачная. На глубине 15 метров можно рассмотреть каждый камень, проплывающую в воде рыбку. Озеро Тургояк - тоже памятник природы. Вокруг него создается природоохраняемый национальный парк.
3)Работа с рисунками.
- Кто из ребят покажет свои рисунки и добавит к выше сказанному?
4)Решение задач.
- Придумайте вопрос и решите задачу.
а) Глубина оз. Увильды – 38 м
Глубина оз. Тургояк - 32 м
б)- В таблице даны названия рек Челябинской области и их длины. Составьте задачи.
Реки
Аша 59 км
Уфалейка 70 км
Сыростан 25 км
Санарка 90 км
Коелга 79 км
5)Беседа об охране воды.
Учитель:- На нашей земле множество рек, озер, морей, прудов. Вода – это жизнь для людей, животных и растений. Вода – это одно из богатств на земле. Как надо охранять воду?
Дети: - Чистой воды становится все меньше. Над водой повисла угроза загрязнения.
- Воду надо беречь! Беречь воду – это значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы.
- Особенно надо беречь родники. Ведь именно с родников начинаются большие и маленькие реки.
- Вода – это наше национальное сокровище. Из одного зернышка можно вырастить колос пшеницы, а из капли воды реки не вырастишь.
Нельзя загрязнять воду в водоемах, сливать в них плохо очищенную воду с заводов и фабрик, мыть автомобили, выбрасывать в водоемы старые и ненужные вещи.
VI. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
VII. Рефлексия.
- Если тебе на уроке было легко и комфортно и у тебя все получилось, разукрась солнышко.
- Если у тебя что – то не получилось, но ты справился со всеми трудностями, разукрась солнышко и тучку.
- Если тебе было трудно на уроке и тебе нужна помощь, разукрась тучку.
Заключение.
Потребность в проведении интегрированных уроков очевидна и обусловлена рядом причин:
1) предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных сторон явлений, не дают представление о явлении в целом, дробя его на разрозненные фрагменты;
2) интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления коммуникативных способностей;
3) нестандартная форма проведения интегрированных уроков всегда вызывает к ним интерес. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учащихся на высоком уровне, что позволяет говорить об эффективности урока. Такие уроки служат развитию у учащихся воображения, внимания, мышления, речи, памяти, снимают утомляемость за счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес;
4) необходимость интеграции в образовании продиктована интеграцией в современном обществе, которому необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты;
5) интеграция дает возможность для саморегуляции, самовыражения, творчества учителя;
6) интегрированные уроки способствуют повышению мотивации учения, формированию разносторонне развитой личности.
Структура интегрированных уроков отличается четкостью, компактностью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала.
Любой интегрированный урок имеет свои закономерности: он подчинен авторскому замыслу; объединяется основной мыслью; этапы и компоненты урока находятся в логико-структурной зависимости; используемый дидактический материал соответствует замыслу.
Таким образом, интегрированный урок можно рассматривать как научно-деловое построение, в котором с точки зрения содержания важны: комплекс знаний и умений, свободное оперирование ими; соотношение изученного и изучаемого; соединение отдельных знаний в одно общее. Интегрированный урок требует от преподавателя профессионального мастерства и тщательно подготовки.
Американец Роберт Карплас считает, что начальная школа может и должна сделать нечто более важное и существенное, чем просто обучить чтению, письму и счёту, так как стимулирование интеллектуальной активности в период формирования любого ребёнка имеет такое же значение для его последующих успехов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Корожнева Л.А. Интегрированные уроки при изучении предмета «окружающий мир». Начальная школа.2009.№4
2. Шевченко Г.Н., Зайцев В.В. Предметное обучение в начальных классах. Начальная школа.1998. № 4.
3. Жиренко О.Е. Интегрированные уроки: 1класс. М.:ВАКО, 2006.
4. Брыкина Н.Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «окружающий мир». М.:ВАКО,2004.
5. Васильева Н.Ю. Интегрированные уроки. М.:ВАКО,2008.
6. Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей. М.,2002.
7. Алексашина И.Ю. Учитель и новые ориентиры образования. Гуманизация образования как предмет теоретической рефлексии и практического освоения учителем. СПб., 1997.
8. Бахарева Л.Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе на краеведческой основе. Начальная школа. 1991. №8
9. Колягин Ю.М., Алексеенко О.Л. Интеграция школьного обучения. Начальная школа. 1990. №9
10. Светловская Н.С. Об интеграции как методическом явлении и ее возможностях в начальном обучении. Начальная школа. 1990. №5.
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ