Конспект урока для 1 класса "Буква Ь – показатель мягкости согласных звуков"

Урок обучения грамоте. Тема "Буква Ь – показатель мягкости согласных звуков". 1-й класс.

Учитель: Пехтерева Светлана Владиславовна.





Цели урока:

Создать условия для ознакомления учащихся с буквой «ь», обозначающих мягкость согласных, развитие речи, памяти, логического мышления.

Тип урока: Решение учебной задачи.

Планируемые результаты: Осознают роль буквы «ь», как обозначение мягкости согласных на конце слова, читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

УУД:

Регулятивные: Удерживают цель до получения её результата, регулируют собственную деятельность в том числе, учебную. Направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира и природы, социальной действительности и внутренней жизни.

Познавательные: Обще-учебные: находят ответы на вопросы в иллюстрациях, художественном тексте. Логические: характеризуют букву «ь».

Коммуникативные: Выразительно рассказывают. Осваивают правила и нормы социокультурного взаимодействия со сверстниками.

Оборудование урока: компьютер, мультимедиа проектор, экран, учебник, карточки.

Форма использования: проецирование на экран при фронтальной работе с классом.

Программа: УМК «Школа России».



Ход урока



1. Орг.момент.

- У нас сегодня необычный урок обучения грамоте. Давайте поприветствуем друг друга. Здравствуйте тихонько садитесь.

Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

2. Изучение нового материала.

Различение звуков. Игра «Твёрдый-мягкий».

- Давайте потренируемся в различении звуков, поиграем в игру «Твёрдый-мягкий». На столах у вас карточки с синим кружком и зелёным кружком. Напомните, пожалуйста, что они обозначают. (Синий цвет - твёрдый звук, зелёный цвет - мягкий звук). Итак, внимание, я называю звуки, а вы показываете его обозначение.

[м] - [м,] [ н ] [ л ] [ ч ] [ д ]

[п,] - [п]

[з] - [з,]

[т] - [т,] и т.д.

- Молодцы. А какую букву надо поставить на письме, чтобы согласные звуки произносились твердо (а, о, у, ы.), а мягко? ( я, и, е) .Какие это буквы? ( гласные)

-Подумайте, может кто- то из вас еще знает какую-то букву, которая указывает на мягкость согласного?

3.Сообщение темы, цели урока.

- Мы продолжаем наше путешествие по стране волшебных букв. Живёт в нашей Азбуке известный фокусник.

Как его зовут? Догадайтесь.

Доскажите словечки и узнаете тему нашего урока:

Мягкий голос,
Мягкий шаг,
Это буква… (
мягкий знак)


- Правильно, тема нашего урока «Буква ь (мягкий знак) - показатель мягкости согласных звуков».

- Учитывая тему нашего урока, поставим перед собой цели нашей работы:

  • познакомиться с новой буквой;

  • учиться читать буквосочетания, слова с новой буквой;

- Может кто- то из Вас знает, как выглядит эта буква? Кто хочет показать? Молодцы.

- Теперь попробуйте выложить эту букву. (Из счётных палочек, из ниток, проволоки и пластилина.)

4.Знакомство с новой буквой.

- Вот она буква ь (мягкий знак) На доску вывешивается буква ь.

- Как вы думаете ребята, для чего нам буква ь? Сейчас обсудите в группах и выскажите свои предположения? (смягчать согласные звуки)

- Вот для этого и служит буква ь, которая сама разговаривать не умеет, не читается никак, но помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласные читаются мягко.

- На что похожа буква мягкий знак? (Предположения детей.)

Буква Р перевернулась –
Мягким знаком обернулась.


5.Чтение с доски. ( хором по группам)

- Сейчас мы будем учиться читать буквосочетания с новой буквой по заданиям.

На доске буквосочетания. Нь, мь, ль, рь, бь, пь,вь.дь,ть,сь

Задание 1: прочитать буквосочетания тихо. Первая группа читает справа налево.

Задание 2: прочитать буквосочетания громко. Вторая группа наоборот читает слева направо.

(Вы сейчас попробуйте. Чтобы читали хором не перебивая и не отставая)

- Да, мягкий знак – настоящий фокусник. В чём же заключался его фокус? Как произносили буквосочетания? (Мягко)

Вывод: Мягкий знак обозначает мягкость согласных звуков на письме.

6.Слого - звуковой анализ слов «мел» - «мель».

- Но это ещё не все фокусы мягкого знака. Внимание на доску.

- На доске схемы двух слов.

- Чем отличаются эти схемы? (Последними звуками: один твёрдый, другой мягкий).

- Послушайте загадку и догадайтесь, какое слово спряталось в первой схеме.

Белый камешек растаял
На доске следы оставил. (
мел)

(На доске над схемой дети выставляют слово, собирают его из букв.)

- Какую букву надо поставить во втором слове, чтобы последний звук произносился мягко?

(Поставить букву мягкий знак).

- Какие фокусы и превращения вы заметили?

(Заменили твёрдый на мягкий изменилось звучание слова и смысл).

- Что обозначает слово «мел»?

Мел - мягкий белый известняк (осадочная горная порода), употребляется в промышленности, для окраски, писания.

7.Придумайте предложение.

Я пишу мелом на доске.

Что обозначает слово «мель»?

Мель – мелководное место в реке, водоёме.

Придумайте предложение. Мы плыли по реке на лодке и попали на мель.

- Что ещё заметили? Обратите внимание на количество букв и звуков в слове «мель». (Мягкий знак не обозначает звука).

8.Чтение вполголоса.

- Учимся читать, слушая свой голос. (слова напечатать на листах) (сейчас вы получите группы слов, ваша задача прочитать их, если кто- то затрудняется, помогаем друг другу)

- По ходу чтения карандашом отметьте непонятные слова для вас.

9.Словарная работа.

- Какие слова непонятны? Обсудите в группе значение слов. Куда мы можем обратиться, что бы узнать что же это за слова?

- Ну, что же обратимся за помощью к нашему фокуснику мягкому знаку. Внимание на экран.

Приложение 1, слайды 7,8,9,10,11.

(Объяснение значений слов.)

МОЛ – примыкающее одним концом к берегу оградительное сооружение для защиты порта от морских волн.

МОЛЬ – маленькая бабочка, гусеницы, которая является вредителем меха, шерсти, хлебных зёрен, растений.

УГОЛ – в геометрии плоская фигура, образованная лучами, исходящими из одной точки. Угол комнаты.

УГОЛЬ – ископаемое твёрдое, горючее вещество растительного происхождения. Каменный уголь.

БЫЛ – слово в русском языке, употребляется для обозначения действия в прошедшем времени.

БЫЛЬ – то, что было в действительности, действительное происшествие.

ПЫЛ – сильный жар от огня. Пирожки с пылу, с жару.

ПЫЛЬ – мельчайшие сухие частицы, носящиеся в воздухе или скапливающиеся на поверхности чего-нибудь.

КОН – место, куда в игре надо попасть при броске.

КОНЬ – непарнокопытное животное семейства лошадиных.

10.ФИЗМИНУТКА.

- А теперь давайте отдохнём. Встали все.

- Я называю слова. Если в слове есть ь (мягкий знак), то вы приседаете, если его нет, то поднимаете руки вверх и делаете хлопок.

Ел, ель, брать, брат, мель, мел, роль, хорь, карась, гуси, гусь, кон, конь, роль, соль, ёлка, ель, осень, лето. Молодцы.

11.Развитие речи. Работа с иллюстрацией. (учебник стр.10)

Рассмотрите картинку, составьте по ней рассказ. Придумайте сказочную историю про лося. (работа в парах)



12.Чтение пословиц и объяснение их смысла.

Сентябрь холоден, да сыт.

Ноябрь - ворота зимы.

Октябрь землю покрыл где снегом, где листом.

-Как понимаете смысл? Обведите в кружок ь. Сколько раз он вам встретился?

-Подумайте и назовите все месяцы года.

1 группа называет осенние и зимние месяцы.(сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль)

2-я группа весенние и летние. Надо подумать в каких названиях на конце ь? (апрель июнь, июль.)

Названия каких месяцев имеют на конце мягкий знак?



13.Чтение текста про лося на странице 11.

-Что узнали про лося? Как можно озаглавить этот текст?

14.Обозначение мягкости согласных звуков гласными.

- Расхвастался мягкий знак, что он самый волшебный и красивый. Кто же поставит хвастунишку фокусника на место?

(Предположения детей.)

- Некоторые жители нашей Азбуки стали смеяться: «Мы и без тебя умеем показывать фокусы. Смотри: был ЛУК, стал ЛЮК, был МАЛ, стал МЯЛ».

Так гласные поставили хвастунишку на место.

- Кто поставил хвастунишку на место?

(Гласные, которые обозначают мягкость согласных на письме).

- Назовите их, (Е, Ё,И,Ю,Я)

-Что же вы нового узнали про ь?

15.Итог урока.

Поднимите руку, кому понравилось знакомство с известным фокусником, который живёт в стране волшебных букв. Что понравилось?

Что нового узнали на уроке?

Чему учились?

16.Оценка урока.

А теперь оцените свою работу на уроке при помощи смайликов.

17.Рефлексия.

- Кто хочет объяснить, почему выбрал того или другого Смайлика?

- С чем связано такое ваше настроение на уроке?

- Молодцы, ребята, вы очень хорошо поработали. Порадовали меня, гостей, и на родительском собрании я вас всех похвалю, за то, что вы так хорошо работали. Мамам и папам будет очень приятно. Спасибо всем. Урок закончен.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории окружающий мир:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ