Конспект урока для 2 класса "Чем Земля отличается от других планет"
План-конспект урока
Земля в космосе
ФИО автора
Костылина Татьяна Викторовна
Место работы, должность
МБОУ «СОШ№ 28»
Предмет
Окружающий мир
Класс
2 класс
Тема
«Чем Земля отличается от других планет»
Базовый учебник
«Окружающий мир». Авторы-составители: Н.Ф.Виноградова
Цель урока
способствовать формированию знаний учащихся о планете Земля, о её месте в солнечной системе, об особенностях и отличиях её от других планет солнечной системы ; обеспечить развитие УУД:
1)личностных: мотивация учения; 2)познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения сериации, классификации объектов, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование,
3)коммуникативных:умение выслушать партнера и уважительно отнестись к его мнению, оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,
4)регулятивных: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка; воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
способности к познанию; экологическое воспитание; эстетическое воспитание.
Тип урока
урок -исследование
Формы работы учащихся
Фронтальная, работа в парах, индивидуальная
Необходимое техническое оборудование
Учебник, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, интерактивная доска,рисунки учащихся на тему: "Мои впечатления от планетария»,информационный лист, набор солнечная система и планеты.
Структура и ход урока:
Этап урока
Формирование УУД
Деятельность учителя
Деятельность ученика
I.Организационный момент
II. Мотивация к учебной деятельности
Задача:
-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
- уточнить тип урока.
Задачи:
Уметь оформлять свои мысли в устной форме;
Л.Р. Самоопределение к деятельности; включенность в учебную деятельность.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Интересное узнать.
-Что необычного вы заметили на нашем уроке?
-Да, у нас сегодня много гостей. А как вы думаете, для чего они пришли?
- Да, поэтому давайте постараемся и покажем, какие мы хорошие ученики.
– Прочитайте девиз нашего урока.
– Значит, мы сегодня на уроке …
-У нас гости.
- Чтобы посмотреть, как мы учимся.
1 слайд.
– «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому».
– Открываем новые знания.
III. Актуализация знаний , определение темы урока и постановка учебной проблемы.
Определение места темы в данном курсе
Определение этапа урока
Работа в парах
Определение следующего этапа урока.
Постановка проблемного вопроса.
Регулятивные УУД:
1)формируем умение определять цель деятельности на уроке;
2) учиться высказывать свое мнение
2)формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного.
Коммуникативные УУД:
Слушать и понимать речь других; уметь работать в парах, уважительно относиться к мнению товарища.
Организует формулирование темы урока учащимися.
Беседа.
-Как вы думаете, что это за здание?
-Что вы можете сказать об этом месте?
-Поделитесь своими впечатления, что вам особенно понравилось
-Какие молодцы. Я рада, что вам понравилось.
-А зачем мы туда ездили?
- Но прежде, чем приступить к новой теме, что мы должны сделать сначала?
-Совершенно верно. Приготовьтесь и слушайте внимательно.
Загадываю загадку:
В черном небе до зари
Тускло светят Фонари.
Фонари-Фонарики
Меньше, чем комарики.
-Правильно. А какие бывают звезды?
-Что еще можете сказать о звездах?
Загадываю загадку про солнце:
-Ну-ка, кто из вас ответит,
Не огонь, а больно жжет.
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет?
-Расскажите, что вы знаете о солнце?
-Что такое астрономия?
-А как называют людей, которые занимаются наукой астрономией?
- А чтобы нам рассказал астроном о солнце?
(ученику, который вызвался отвечать дается колпак)
- Сейчас ты наденешь волшебный колпак и превратишься в астронома.
-Ну, астроном, расскажи нам, что-нибудь о солнце с научной точки зрения.
- Молодцы! Вы хорошо подготовились.
-А откуда вы все это узнали, где взяли информацию?
-Какое творческое задание вам было дано на дом?
-Молодцы.
-Какие же планеты входят в Солнечную систему?
-Какое задание можно придумать с названиями этих планет?
-Конечно. Это задание вы будете выполнять в парах. Давайте, вспомним, как нужно работать в парах.
-А теперь откройте учебник на стр. _______ посмотрите на шаблон солнечной системы и проверьте, правильно ли выполнили вы.
Проверим, правильно ли выполнил ученик…
(У … первая планета меркурий, а у вас какая? Вы согласны? И так все планеты)
Давайте, оценим ….
А теперь оцените работу своей пары смайликами.
Кто не допустил ни одной ошибки-поднимите смайлик с улыбкой. У кого не больше трех-смайлик спокойный, А у кого больше трех-грустный.
- Я очень довольна подготовкой домашнего задания! Молодцы! Вы показали хорошие знания по пройденной теме.
-Все мы с вами повторили, вы молодцы.
Скажите, а чем же мы теперь можем заняться?
- Откройте учебник на стр. 13 и прочитайте тему нашего урока.
- О чем же мы с вами будем сегодня говорить?
-А слово «отличается» на что нас наталкивает?
- А что мы будем сравнивать?
-Давайте теперь определим главную цель нашего урока.
2 слайд
Фото астраханского планетария
-Это Астраханский планетарий.
- Мы его видели, потому что ездили на экскурсию.
(На доске выставка рисунков, ученик выходит и делится своими впечатлениями по рисунку)
-Потому что мы начали работать над большим разделом: « Мы-жители Земли» .Потому что нам понравилась эта тема, мы бы хотели узнать еще как можно больше.
- Мы должны вспомнить то, что уже изучали.
4 слайд
- Это звезды.
-Звезды бывают самые разные:гиганты и карлики, голубые и желтые.
-По цвету звезд ученые судят об их температуре. Голубые и белые звезды-самые раскаленные, желтые, оранжевые и красные звезды-менее горячие.
5 слайд
-Солнце.
- Солнце-ближайшая к земле Звезда. Этой звезде около 5 млрд. лет. Солнце-глава большой «солнечной семьи»-Солнечной системы. Солнечная «семья» объединяет планеты и другие небесные тела, которые вращаются вокруг Солнца.
-Это наука о космических телах и о Вселенной.
- астрономы.
-Солнце-огромный огненный шар из газа. Оно от нас очень далеко, поэтому нам оно кажется очень-очень маленьким. На самом деле Солнце во много-много раз больше Земли и всех других планет, которые входят в Солнечную систему.
-Рассказал учитель. Из учебника.
- На дом нам было задано задание, найти в информационных источниках научное определение слова «планета».
Несколько учеников зачитывают работы.
(Указать источники: из словаря Ожегова;интернета(Википедия), спросили у мамы)
6 слайд
-Меркурий, Венера, Земля, Марс,Сатурн,Юпитер, Уран, Нептун.
-Расположить планеты Солнечной системы в нужном порядке.
7 слайд
1.Послушать или прочитать задание.
2. Выслушать мнения друг друга
3.Обсудить
4. Прийти к единому мнению.
Работают на партах, один ученик на ноутбуке.
Выполняют работу.
8 слайд
(Шаблон оценивания на слайде)
-Начать изучать новое.
Формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока.
- Чем Земля отличается от других планет?(вывешиваю на доске)
-О Земле и других планетах.
-На сравнение.
-Землю и другие планеты.
ЦЕЛЬ:
Выяснить, чем Земля отличается от других планет?(вывешиваю на доске)
IV. Выявление
места и причины затруднений
(постановка
учебной задачи)
Задача:
- организовать постановку цели урока учащимися.
Регулятивные УУД:
Учиться высказывать свою версию на основе данных.
-На других планетах жизнь возможна или нет?
С таким вопросом наши ребята обратились к ученикам нашей школы.
Просмотр видео.
-Вот такие ответы они получили.Но ребята-это только предполоржения-гипотеза, а нам нужны научные факты, поэтому мы с вами обязательно должны доказать невозможность жизни на других планетах с научной точки зрения.
Выстраиваем гипотезы, которые в дальнейшим или подтвердим, или опровергнем.
9 слайд
Выдвигаем гипотезу.
Жизнь на других планетах невозможна.
(вывешиваю на доске)
V. Построение
проекта выхода
из затруднения
Задача:
-организовать индивидуальную работу по заполнению информационного листа.
ФИЗМИНУТКА
Индивидуальная работа с проверкой по эталону.
ФИЗМИНУТКА(релаксация)
Организует учащихся по
исследованию проблемной ситуации.
-Сегодня мы с вами отправимся в большое космическое путешествие.
-Конечно же, нам понадобится транспорт. А на каком транспорте совершают путешествия в космическое пространство?
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете.
А внизу леса, поля –
Расстилается земля.
Влево, вправо, вверх и вниз,
Вот летит ракета ввысь.
Полетали, покружились
На планете приземлились.
Посмотрите ребята, да это же настоящий парад планет. Давайте послушаем, что они о себе расскажут.
Сейчас вам понадобятся информационные листы, которые лежат у вас на партах. Вы должны будете внимательно слушать ребят, и заполнять колонки в листах.
Хорощо, а теперь посмотрите на эталон и проверьте, все ли правильно вы сделали.
Оценивание смайликами.
Формулируем вывод.
-Посмотрите на данные таблицы и ответьте на вопрос: « На каких планетах невозможна жизнь и почему?»
Задаются наводящие вопросы по колонкам.
-Первую гипотезу, мы с вами научно обосновали. Молодцы.
- Чтобы подтвердить гипотезу, нужно рассмотреть несколько информационных источников. Я вам предлагаю посмотреть и внимательно послушать видеосюжет о нашей планете.
Итак, кто готов ответить, обобщить все, что мы говорили и увидели?
Закройте глаза, расслабьтесь, послушайте звуки природы. Нарисуйте себе мысленно картину, что вы представляете.
-Расскажите.
-Космический корабль.
Ребята-планеты выполняют физминутку уже у доски.
Выступление подготовленных ребят. Рассказывают о каждой планете Солнечной системы.
(после каждого выступления дается время для заполнения листа)
10 слайд
Эталон таблицы
11 слайд
Самооценка смайликами.
Смотрят сюжет о Земле.
Для жизни необходимы: солнечный свет, тепло, вода и воздух. А все это есть только на планете Земля!
VI. Первичное
закрепление с проговариванием во внешней
речи
Задача:
- проверить умение ориентироваться в тексте, умение работать с информацией;
- организовать работу над закреплением
Организует проверку умения ориентироваться в тексте, работать с информацией.
Работа над текстом.
Прочитайте внимательно текст про себя.
Найдите в тесте определение, в котором говорится о том, что такое Земля.
-А теперь найдите и прочитайте, какие условия позволяют жить на Земле различным живым существам?
-Найдите и зачитайте, что необходимо для жизни кроме солнечного света и тепла?
А теперь подумайте и ответьте на вопрос:
- Подтвердились ли данные нашего исследования?
Чтение из текста про себя.
VII. Включение в систему знаний и повторение
-Где могут пригодиться полученные знания?
Высказывают свои предположения.
- В дальнейшем изучении предмета, при выборе профессии космонавта и т.д. при объяснении взаимосвязей в природе.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Задача:
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Личностные УУД:
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД:
Осуществлять самооценку.
Коммуникативные УУД:
Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Организует рефлексию.
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке
-Какая тема урока была?
- Какую цель ставили?
-Достигли цели?
Организует самооценку учебной деятельности.
- Как работал ты?
Отвечают на вопросы учителя.
«Чем Земля отличается от других планет?»
-Выяснить, чем Земля отличается от других планет?
Да, достигли.
.
Делают самооценку смайликами
Домашнее задание
Задача:
- разъяснить цель домашней работы
-организовать разноуровневую подготовку домашнего задания
Дает:
комментарий к домашнему заданию
На слайде.
1.Чтение статьи «Чем Земля отличается от других планет?» Учебник стр. 13-14.
2.Написать письмо, адресованное планете Земля. ( В письме можно задать интересующие вас вопросы )
Н
Резерв
Дидактическая игра: « что расскажет о Солнце…?». Учебник стр.14 Условное обозначение:»обсудим вместе»
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ