Конспект урока для 1 класса на тему "Как живут животные"

МОУ « Верхнетеченская СОШ» Катайского района, Курганской области




Урок «Окружающий мир»

1 класс

УМК «Школа России»

Учитель Маренинова Наталья Антониновна








Тема: «Как живут животные?»

Тип урока:сообщение нового материала

(игровая технология, проблемное обучение)

Цель: 1.Расширить представления детей о жизни

разных видов животных, познакомить с

условиями жизни животных.

2.Учить находить признаки живого у

Животных.

3.Воспитывать любознательность и бережное

отношение к природе.

















Оборудование

Литература:

1.Сборник рабочих программ «Школа России»-

М.: Просвещение, 2010- 528с.

2.Плешаков А.А. Окружающий мир: учебник для 1 класса-

М.:Просвещение,2010-64с.

3.Фефилова Е.П., Поторочина Е.А. Поурочные разработки

по курсу «Окружающий мир» для 1 класса-М.: Просвещение,

2010-64с.

4.Тамбиев А.Х.Животные. Книга рекордов. М.:Эксмо-154с.


Печатные пособия:

1.Таблицы «Кто где живёт?», «Кто тут спрятался?»

2.Рисунки с изображением отдельных частей тела разных животных, рисунки норы, гнезда, бобровой хатки, дупла.


Технические средства обучения:

1.Видеомагнитофон

2.Видеофрагмент фильма «Природа»


Натуральные объекты:

Гнёзда птиц ремеза, овсянки, дрозда, осиное гнездо.


Игры и игрушки:

1.Лото «Животные»

2.Карточки-пазлы «Накорми животных»

3.Игрушки: лягушонок, цыплёнок, зайчик, слоник, утёнок, мышка, козлик, барашек, котёнок.












Универсальные учебные действия

Личностные:

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

  • адекватного понимания причин успешности\неуспешности учебной деятельности;

  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей

и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;


Регулятивные:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • адекватно воспринимать оценку учителя;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • проявлять познавательную инициатаву в учебном сотрудничестве;


Познавательные:


  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

  • строить речевое высказывание в устной форме;

  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

  • осуществлять сравнение, сериацию,классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;


Коммуникативные:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • контролировать действия партнёра;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.


















Планируемые результаты

Ученик научится

  • распределять животных на группы по характерным признакам;

  • наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях;

  • называть условия, необходимые для жизни животных;

  • находить признаки живого организма;


Ученик получит возможность научиться

  • называть этапы жизненного цикла животных;

  • определять новые группы животных;

  • рассказывать об интересных событиях из жизни животных;

























План урока


1.Оргмомент (самоопределение деятельности) 1 мин.


2.Сообщение темы урока (постановка учебной задачи)

1 мин.

3.Повторение изученного (актуализация знаний, создание проблемной ситуации, работа в парах) 7 мин.

4.Работа над новым материалом ( «открытие» детьми новых знаний) 15 мин.

5.Первичное закрепление во внешней речи ( работа в группе, ситуация успеха) 5 мин.

6.Самостоятельная работа 3 мин.


7.Итог урока ( опорные слова) 2 мин.

8. Домашнее задание 1 мин






















1.Организация класса.

2.Сообщение темы урока.

- Жил в лесном болоте маленький лягушонок Квак. Он был очень любопытный и часто задавал вопросы:



-Квак? Квачему? Квагда?

Надоело ему сидеть в болоте и он выбрался на лужайку./Появляется игрушка Лягушонок/. Здесь он повстречал нашего знакомого кузнечика Вопросика, который предложил:

- Пойдём со мной на урок к ребятам-первоклассникам и ты узнаешь много нового и интересного. А ребята сегодня изучают /дети читают на доске тему урока/:

-«Как живут животные?»

Лягушонок с радостью согласился, а вы, ребята, покажите ему, что вы уже умеете и знаете.


3.Повторение изученного.

1 задание:

Рассели животных в отдельные домики.

Дети получают карточки игры «Лото» с изображением разных

животных. Задание: разложить карточки в отдельные ячейки.

На парте карточка-подсказка. Работа в парах.












6 ног






Проверка.

- Кого поселили в первый домик? / Птиц./

-Каких животных называют птицами? / Животных, тело которых покрыто перьями. Дети называют птиц.

- Кто у вас во втором домике?/Рыбы./

-Кто такие рыбы? / Рыбами называют животных, тело которых

покрыто чешуёй./

-Назовите рыб в ваших домиках.

-Какие животные в третьем домике? В четвёртом?/

Дети называют насекомых, зверей и уточняют, что это за животные.

- Захотелось и нашему лягушонку Кваку поселиться в одном из домиков. Пришёл он к рыбам и просится:

-Я тоже рыба, потому что хорошо плаваю, у меня и чешуя есть.

/Лягушонку прикрепляется «чешуя». Дети доказывают, почему лягушку нельзя отнести к рыбам: нет чешуи на теле./

-Пошёл лягушонок к зверям:

-Я- зверь, вот у меня и хвостик меховой есть./Лягушонку крепится меховой хвостик. Дети объясняют, почему нельзя лягушку назвать зверем: тело не покрыто шерстью./

-Тогда я , наверное птица, вот и крылья есть./У лягушонка появляются гусиные крылья. Первоклассники утверждают, что у лягушек нет ни крыльев, ни перьев на теле- он не птица/.

-Я-насекомое./У лягушонка появляются ещё 2 лапки. Ученики

снова не согласны: лапок у него не шесть, а четыре, нельзя лягушку назвать насекомым./

- Лягушка относится к совершенно отдельной группе, а называют этих животных амфибии или земноводные за то, что они могут жить и на суше, и в воде. Есть и другие виды животных, о которых вы узнаете в старших классах.

2 задание

Кто лишний?

Дети получают карточки с изображением группы животных.

Задание: назвать «лишнее» животное и объяснить свой выбор.





Кто лишний?

1


1.Лишний глухарь, потому что это птица, а остальные-звери.


2.Лишнее животное-бабочка. Она-насекомое, а остальные-птицы.


3.Лишняя кошка: это домашнее животное, а остальные- дикие.



2



3


4.Работа над новым материалом.

-Мы уточнили с вами виды животных. Что же необходимо всем животным для жизни?/Дети высказывают свои предположения/.

На уроке мы вместе с вами выясним это и докажем, что животные живые.


Задание .

По таблице « Кто спрятался?» дети называют животных , а также отгадывают животных по частям тела. /Лапки кузнечика, крылья бабочки, крылья летучей мыши, хвост щуки, нога лошади, лапа рыси, лапки лягушки/.

-Что это за животное? Зачем бабочке крылья? Кузнечику-лапки, рыси –лапы, лошади –ноги?/Дети отвечают: чтобы бегать, плавать, прыгать, летать…/

-Животные передвигаются./На доске появляется карточка

-Что ещё делают животные?

питаются

-Чем питаются животные?

/Дети отвечают/.

Работа по учебнику с.52/ Индивидуальная работа. Дети называют животных, соединяют карандашом животное и то, чем оно питается./

Лиса-мышь, лягушка-комар, синица-червяк, белка-орехи,

заяц-трава.

Игра « Накорми животных»./Работа в группе. На столе половинки- пазлы: на одной- животное, на другой-то, чем оно питается. Если правильно подобрать половинки, то на обороте можно прочитать слова: спасибо, правильно, благодарю, верно, молодцы, умницы, вкусно.


Физминутка.

Лягушонок разучит с вами весёлую зарядку:

На болоте две подружки-две зелёные лягушки

Утром рано умывались, полотенцем растирались.

Ручками хлопали, ножками топали.

Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет-

Всем друзьям физкультпривет!



-Где живут животные? /Дети отвечают. На магнитной доске-

жилища животных./

-Кто живёт в гнёздах?/Возле гнезда крепятся рисунки птиц./

-Какие животные роют норы?/Около норы- крот, мышь, суслик, лиса, барсук, хомяк/.

Х

нора

омяк, мышь,суслик, крот, лиса, барсук

-

гнездо

А кто выбирает себе под жильё дупла деревьев?

Сова,дятел,белка

-

дупло

хатка

Чей дом на воде в виде наваленных сучьев?/Это хатки бобра и меньшие по размеру хатки строят ондатры./
Рисунки этих животных прикрепляются к хатке./

Бобр,ондатра

Труженики бобры строят на реках плотины и хатки. Самая большая хатка, которую строили несколько поколений американских бобров, была высотой с трёхэтажный дом-13 метров.


-Птицы строят гнёзда высоко над землёй на ветках деревьев, в кустарниках, среди травы, а есть и плавучие гнёзда\ у чёмги-водяной птицы/, а у ласточек-береговушек- в норках.







Для строительства используют веточки и палочки, травинки, глину, мох, выстилают пухом, шерстью.


Детям демонстрируются гнёзда птиц /синички-ремеза, овсянки,

дрозда/.

Загадка.

Модница крылатая,

Платье полосатое.

Ростом хоть и кроха,

Укусит- будет плохо.

Ловко вылепит гнездо,

Высоко висит оно.

/Оса/.

-Осы строят гнёзда из древесины, соскабливая её с деревьев, или досок и скрепляют слюной. Гнёзда получаются бумажные.

Даже считается, что человек научился делать бумагу у ос.

/Демонстрируется осиное гнездо/.

-Бывают даже съедобные гнёзда у ласточек. Лепят их из своей слюны на скалах стрижи саланганы. Китайцы варят из этих гнёзд суп .

-Есть ещё мышиное и рыбье гнёзда.

У мышки-малютки гнездо совсем как птичье и висит на высоте почти двух метров на ветке можжевельника. Самец рыбки колюшки выстроил гнездо на песчаном дне.




-Нельзя трогать птичьи гнёзда. Если вы случайно наткнётесь

на гнездо, то не трогайте его, не вытаптывайте вокруг него траву, не трогайте яйца и птенцов. В противном случае взрослые птицы покинут своё гнездо, не будут высиживать яйца и бросят своих птенцов.

- Для кого же так стараются звери и птицы, выстраивая надёжные и уютные жилища?

-Конечно же, чтоб спастись от врагов и для детёнышей. Послушайте: кажется, кто-то попискивает…/Появляется игрушка Цыплёнок/.

-Почему же цыплёнок пищит, кого он потерял?/Маму/.

Игра «Помоги малышу». Дети получают по игрушке.

Задание: назвать папу, маму, детёныша.

Заяц, зайчиха, зайчонок.

Слон, слониха, слонёнок.

Селезень, утка, утёнок.

Мышь- самец, мышь- самка, мышонок.

Козёл, коза, козлёнок.

Баран, овца, ягнёнок.

Кот, кошка, котёнок.


-У животных может быть разное количество детёнышей: у лосихи один лосёнок, у орла два орлёнка, у чижа, зяблика, овсянки-по пять птенцов. Рыбы могут вывести по несколько сотен мальков, но не все выживают.

Взрослые животные заботятся о детёнышах, выкармливают их, учат добывать пищу, спасаться от врагов. Если принести домой из лесу детёныша , то он не научится добывать пищу, в неволе жить не сможет, а вернёте обратно- погибнет. Вот поэтому нельзя приносить домой диких животных.

На доске появляются карточки:

размножаются

растут



5.Просмотр видеофрагмента о жизни хомяков.





6. Итог урока.

-Почему же животные живые?

Дети делают вывод :

-Животные дышат, питаются, передвигаются, размножаются, растут, умирают.

Учитель:

-На Земле живут давно

Звери, рыбы, птицы.

А чтобы жить, им , как и нам,

Приходится трудиться.

Они живые, а чтоб жить,

Они должны дышать,

Они должны и пить.

По-разному передвигаются,

И конечно же, питаются,

Заводят и потомство,

То есть размножаются.

К сожаленью, всегда бывает-

Всё живое на Земле

Растёт и умирает.


6.Домашнее задание.

Рабочая тетрадь, с. 22, 1 задание.













Игра «Накорми животное»


Благо дарю


Вкус но



Кука реку


От лично

Умни цы



Правиль но


Спаси бо

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории окружающий мир:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ