Конспект урока для 4 класса "Наш край"




Российская Федерация

Чукотский автономный округ

АНАДЫРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования села Усть-Белая»

689540, Чукотский автономный округ, Анадырский район, с. Усть-Белая, ул. Анадырская, тел./факс: 93 453, e-mail: [email protected]











ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО КУРСУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

4 КЛАСС

«Наш край»









Учитель начальных классов

Колодиенко Оксана Леонтьевна







2014г.


Аннотация:

Данный конспект урока разработан на основе программы “Окружающий мир”, 4 класс. Автор: А. А. Плешаков

Разработанный мною урок, опирающийся на описание природы Чукотского автономного округа, достаточно традиционен по структуре. Но их содержание, средства представления материала, формы организации работы и используемые методические приемы имеют ряд существенных особенностей, обусловленных использованием новых информационных технологий на уроках и на этапе подготовки к ним учителя. Тем самым я стремилась обеспечить высокий уровень мыслительной, эмоциональной и поведенческой активности учащихся, развить у них интерес к учебе. К данному уроку учащиеся занимались исследовательской работой: подбирали материал о родном крае из дополнительных источников (краеведческий музей, местная газета «Крайний Север», учебник Ю.Н.Голубчикова «География ЧАО», Красная книга Чукотки, Атлас по географии ЧАО, интернет-ресурсы) Отличительной особенностью работы на данном уроке было использование мультимедийной презентации, выполненной с помощью программы Power Point. Технология презентаций все шире используется как средство предъявления учащимися материала: иллюстраций, фотографий, схем, таблиц и т.д. Это позволяет мне самостоятельно создавать необходимые материалы, а также планировать их изучение по «личному маршруту», оптимизируя тем самым познавательную деятельность моих учеников.


Урок окружающего мира (изучения нового материала)

Класс: 4

Дата проведения: 28.11.14

Тема: Наш край.

Цели: познакомить с особенностями природы, разнообразием растительного и животного мира своего края, раскрыть их значение в природе и жизни человека.

Формируемые УУД: познавательные – осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника; коммуникативные – с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; личностные – устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Оборудование: учебник А.А.Плешакова «Мир вокруг нас», политико-административная карта России, карта родного края; презентация с изображением родного края, аудио-запись песни «Наш край» (сл. А.Пришельца, муз. Д.Кабалевского), учебник Ю.Н.Голубчикова «География ЧАО», Красная книга Чукотки, Атлас по географии ЧАО, смайлики.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель - Добрый день, ребята. Закройте глаза и тихо повторяйте за мной:

Прекрасно все на небе,

Прекрасно на земле,

Прекрасно все вокруг,

Прекрасно все во мне!

- Открыли глаза, посмотрели друг на друга, улыбнулись, тихо сели.


  1. Проверка домашнего задания.

Учитель: Я думаю, что вы очень много знаете о природных зонах России, сумеете назвать каждую из основных зон и показать её местоположение на карте.

- Давайте проверим, так ли это.

1. До самого горизонта расстилалась холмистая равнина, покрытая снегом. На ней не было видно ни деревца, ни кустика. Тишина и безлюдье кругом. Лишь вдали виднелось стадо оленей, да и снег скрипел под полозьями нарт. (Тундра)

2. С приближением лета с каждым днём становится жарче. Лучи горячего солнца выпивают последнюю влагу из почвы и растений. Вот проносится горячий суховей. И нет уже цветов, нет яркой травы – пожелтела, выгорела, будто огонь спалил её: остались только травы с узкими листьями. (Степь)

3. Солнце печёт немилосердно. С вершины бархана, на котором мы стоим, во все стороны видны только одни сыпучие пески. Кажется, что нас окружают высокие волны внезапно застывшего моря. Правда, вдалеке у горизонта, очертания барханов расплываются в горячем воздухе. (Пустыня)

4. Снег и лёд покрывают территорию на протяжении всего года. Зимой здесь солнце совсем не показывается над горизонтом. В это время наблюдается интереснейшее явление . По небу то проносятся огромные волны красного, зелёного цветов, то появляются пылающие длинные ленты уходят в небесную бездну. Здесь люди постоянно не живут. Имеются метеостанции, где работают научные экспедиции. (Арктическая пустыня)

5. Солнце здесь стоит высоко над горизонтом и тепла достаточно круглый год. Зима очень тёплая и мягкая. Бывает, что выпадает снег, но он быстро тает. Солнце, тепло, море, лечебные грязи и целебные минеральные воды привлекают сюда людей на отдых и лечение. (Черноморское побережье Кавказа)

6. В этой зоне хорошо выражены четыре времени года. Здесь много водоёмов: ручьёв, рек, озёр. Она занимает большую часть территории России. В природе этой зоны немало красивейших уголков, которые доставляют нам эмоциональное наслаждение. Во все времена люди восхищались этой красотой, воспевали в песнях, стихах, живописи. (Лесная зона)

Учащиеся зачитывают описание природной зоны, называют её.

  1. Работа над новым материалом

Звучит запись песни «Наш край».

- Как вы думаете, почему прозвучала эта песня? Почему наш урок начался так необычно? (Потому что говорить мы сегодня будем о родном крае)

- Да, совершенно верно. Мы начинаем изучение нового раздела «Родной край – часть большой страны». Прочитаем, чему будем учиться, изучая этот раздел.(Слайд 2)

О чудесном нашем крае

Будет разговор,

О прекрасном милом крае,

Где мы все живём!

(На доске записывается тема урока: «Наш край».) (Слайд 3)

- Какая цель может быть поставлена в связи с темой? (Узнать больше о родном крае)

- Что вы хотели бы узнать о родном крае? (Вопросы детей)

- Что мы будем делать для достижения этой цели?

(Цель урока ) - Какой он наш край? Как живут и чем занимаются люди? Что окружает нас? Вот об этом мы и будем сегодня говорить на уроке. (Слайд 4)

- На некоторые вопросы мы ответим сегодня, а на другие – на следующем уроке.


  1. Открытие нового знания

Работа с картой

-Давайте познакомимся с административной картой России (учебник с.144-145). Внимательно посмотрите на эту карту и изучите условные обозначения. Что нам расскажет карта? ( На ней показаны границы краев и областей. Границы выделены с помощью линии, состоящей из чередующих точек и тире. Территории субъектов Российской Федерации закрашены определенным цветом, и указаны их названия. Можно увидеть их центры и столицы.) (Слайд 5)

- Посмотрите, сколько республик, краёв, автономных округов и областей в составе нашей страны. Найдите самые крупные республики, края, округа (Якутия, Хабаровский край, Краснодарский край и т.д.)

- Где в основном находятся эти большие по территории края, республики, округа? (Они находятся на Западно-Сибирской равнине и Средне-Сибирском плоскогорье.)

- А что вы можете сказать о Восточно-Европейской равнине? (На ней расположено очень много небольших по площади республик, областей.)

Еще мы можем сказать, что Восточно-Европейская равнина густо населена. Посмотрите как много здесь населенных пунктов, городов. Бывают очень маленькие субъекты, тогда на карте даже нет места, чтобы написать их название. В таком случае на карте ставится цифра, а внизу дается расшифровка, что обозначает эта цифра.


  1. Физкультминутка. (презентация)

  2. Первичное закрепление.

  1. Работа с картой своего края (Слайд 6)

- Найдите на карте территорию, где мы живем. (ученики находят на карте и называют) (Чукотский Автономный Округ)

- Какой город является главным на нашей территории? (г. Анадырь)

- Это наш край, наша малая Родина, которую мы должны любить и беречь.

- Где расположен наш край? Кто наши соседи? Каков наш край в сравнении с соседями? С другими округами, республиками, областями? В какой природной зоне мы живём? (ученики, работают по карте, отвечают на вопросы)

(Чукотский автономный округ расположен в северо-восточной части России. Граничит с Республикой Саха (Якутия), Магаданской областью, Камчатским краем. Большая часть границы приходится на береговую линию Восточно-Сибирского, Чукотского и Беренгова морей. Живем мы в зоне тундры и лесотундры.)

- А сейчас познакомимся подробнее с картой нашего края. Что можно сказать о территории, глядя на карту? (Слайд 7)

(Территория Чукотки занимает 737,7 тыс. кв.км. Округ разделен на 8 районов: Билибинский, Чаунский, Шмидтовский, Иультинский, Чукотский, Анадырский, Проведенский, Беринговский.)

- В каком районе мы живем? (отвечает ученик)

Мы живем в Анадырском районе это самый крупный район Чукотки. Наше село Усть-Белая стоит на берегу самой крупной на Чукотке реки Анадырь. Свое начало река берет в центре Анадырского плоскогорья. Общая протяженность ее 1150 км. В верховьях река струиться меж отвесных, грозно нависших скал, а выходя из гор, петляет среди болот обширной Анадырской низменности. По пути Анадырь вбирает в себя бурный левый приток реки Белая. Здесь на правом берегу и расположено наше село, которое так и называется Усть-Белая. (Слайд 8)

  1. Работа в группах

- Узнаем больше о своем родном крае.

Для этого поработаем в группах: 1-я группа «Ботаники» узнает и расскажет о растительном мире; 2-я группа «Зоологи» - о животном мире; 3-я «Экологи» об экологических проблемах и охране растений и животных, заказниках. (Ученики готовятся по дополнительной литературе, рассматривают гербарий, фотографии своего края.)


VII. Работа по новой теме

  1. Сообщение учащихся

- Узнаем, какие растения есть в нашем крае. (Вступают «Ботаники») (Слайд 9)

Тундра поражает своими беспредельными далями и широкими горизонтами. Летом она очаровывает всеми оттенками цветов, составляющими сложнейшую мозаику. Лишайники разнообразных форм – листовые, трубчатые, кустистые, накипные – придают тундре особое очарование. (Слайд 10)

Наиболее распространенными растениями в тундре являются осоковые травы и пушица. Обильно произрастающая на кочках и на болотах пушица, находясь еще под снежным покровом, дает молодые зеленые побеги, которые весной является любимым кормом для оленей. (Слайд 11)

В тундре много грибов. В некоторые теплые и дождливые годы грибы растут с июля и до конца сентября, причем сохраняются под снегом всю зиму. Ягод шикши, голубики, морошки и брусники так много, что их собирают и заготавливают на зиму. (Слайд 12)

Вдоль реки Анадырь произрастают ольховник, ива, кедровый стланик и березки. Встречается много растений, которые цветут все лето: Иван-чай арктический, полярный мак, полынь шаровидная, незабудки, гвоздика ползучая и другие. (Слайд 13, 14, 15)


- А сейчас послушаем рассказы, которые подготовили ребята о животном мире. (Выступают «Зоологи») (Слайд 16)

Около 30 видов млекопитающих встречается на Чукотке. Среди них в нашем районе обитают: бурый медведь, северный олень, снежный баран, волк, песец, росомаха, горностай, заяц-беляк, лисица и другие. (Слайд 17)

Также на Чукотке насчитывается около 220 видов птиц. Наиболее распространенные тундряные куропатки. У нас встречается белая сова, кречет, в летний период утки, гуси, лебеди, журавли. (Слайд 18)

В реках Чукотки обитает около 30 видов пресноводных рыб. В нашу реку заходят тихоокеанские лососевые: кета, горбуша. Помимо лососей в реке ловят гольцов, сигов, хариусов, щук, налимов, нельму, чир. (Слайд 19)

(После выступления – загадки о животных своего края)


- Что нужно делать, чтобы сберечь в нашем крае такую красивую природу? (Выступают «Экологи») (Слайд 20)

Суровая, но уязвимая природа Чукотки не всегда выдерживает напор человеческой деятельности. Поэтому возникают такие экологические проблемы. Оленьи пастбища вытаптываются из-за несвоевременной перегонки оленей на другие места.

Серьезный урон оленьим пастбищам и тундре наносят вездеходы и тракторы, нарушается поверхность почвы. (Слайд 21)

При добыче полезных ископаемых местность загрязняется грудами железных бочек и разлитой соляркой. (Слайд 22)

А также незаконная охота - браконьерство. (Слайд 23)

Необходимо запретить браконьерство, взять под охрану оленьи пастбища, не использовать тяжелую технику, бережно относиться к природным богатствам.

В нашем округе действует 6 государственных природных заказников регионального значения. В центральной части Анадырского района в междуречье Майна и Анадырь расположен заказник «Лебединый». Заказник «Тундровый» охватывает леса и кустарники зоны южной тундры Анадырского района. Заказник «Усть-Танюрерский» имеет места гнездования перелетных птиц. (Слайд 24)

- А вы что можете сделать для этого? (Не мусорить, не ломать деревья и т.д.)


  1. Подведение итогов урока

- Какие карты вы знаете?

- С какими новыми картами мы сегодня работали?

- Что можно узнать с помощью политико-административной карты России?

- Какие условные обозначения используют в этих картах?

- Достигли мы цели урока?


  1. Оцените себя в группах.


  1. Рефлексия (Слайд 26)

- Что интересного узнали о родном крае? Продолжите предложение: «Теперь я знаю, что …»

- Где могут пригодиться в жизни новые знания?

Если на уроке у вас все хорошо получилось предлагаю выразить свое настроение с помощью смайликов. Если полученные знания были для вас новыми, интересными, если у вас появилось желание больше узнать о родном крае, то прикрепите, выбранный вами смайлик на контур карты нашего округа.


  1. Домашняя работа (Слайд 27)

  1. Прочитать текст на стр. 138 учебника

  2. Написать рассказ на тему «Что расскажу иностранцам о моем крае»

  3. Найти (выучить) стихи и песни о родном крае.




















Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории окружающий мир:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ