Конспект урока для 4 класса "Наши подземные богатства"



Урок по предмету «Окружающий мир» в 4 классе

Тема: Наши подземные богатства.

Цели:
1. Обобщить сведения о полезных ископаемых, наиболее ценных в народном хозяйстве; повторить знания о свойствах полезных ископаемых; познакомить с полезными ископаемыми Ульяновской области.


2. Формировать навыки исследования, составления отчетов о проделанной работе, развивать речь, логическое мышление, умение сравнивать, делать выводы.

3. Воспитывать интерес к изучаемому предмету; гордость, бережное отношение к недрам земли; умение работать в команде.

Оборудование:
Индивидуальные карточки, глобус, карта РФ и Ульяновской области, карточки-аппликации, компасы, коробочки с кусочками полезных ископаемых , учебник «Мир вокруг нас» для 4 класса, А.А.Плешаков.

ХОД УРОКА.


I. Организационный момент.
Учитель:

-Ребята, для чего вы ходите в школу?

-Зачем вам нужны знания?

-Кто из вас кем хочет стать?

-Сегодня на уроке мы все мысленно станем геологами.

-Кто такие геологи?

-Что такое полезные ископаемые?

2.Постановка целей и задач урока.

-Итак, на прошлом уроке мы познакомились с полезными ископаемыми, узнали об их свойствах и применении в народном хозяйстве.

Сейчас поиском полезных ископаемых занимаются геологи. Для своих маршрутов они выбирают неисследованные, необжитые места. Среди снаряжения любого геолога можно обязательно найти три вещи: полевой дневник – главный документ экспедиции, который хранят как зеницу ока, геологический молоток и компас.

-Я приглашаю вас в геологическую экспедицию. Вашим неотъемлемым снаряжением будет ручка, полевой дневник – тетрадь, листы для записей, карта.

В экспедицию отправятся три геологических  отряда:

1. -наблюдательные

2. -любознательные

3. -находчивые

Каждый отряд будет заниматься исследованием полезных ископаемых, составлением отчета о проделанной работе. Я прошу всех взять с собой наблюдательность, любознательность, находчивость, выручку и взаимопомощь, т. к. выручка и взаимопомощь – необходимые качества при работе командой в любой экспедиции .

3.Актуализация знаний учащихся.

- Проверим готовность отрядов к экспедиции.

1- На какой планете мы живём?

2- Какую форму имеет наша планета?

3 –Чем окружена планета?

1 – Что называют макушкой Земли?

2 – Что находится на поверхности земли?

3 – Что находится в ее недрах?

-Я рада, что все отряды готовы. Отправляемся в экспедицию

.4 . Практическая работа.

_ Я раздаю компасы.

- Как им пользоваться?

-Раздаю карты маршрутов.

1отр.













2отр.














3отр.














-Определите направление маршрута.

- Давайте подготовим наши глаза к выполнению важной работы.

Физкультминутка. (гимнастика для глаз)

- Во время экспедиции каждый отряд нашел полезные ископаемые.

(раздаю образцы пород)

-Исследуйте, что это за ископаемое и расскажите о нем по плану.



План.

1.Название полезного ископаемого______________________________

2.Основное свойство ________________________

3. Использование и значение _______________________________________




1 отр – гранит, известняк, песок

2 отр – уголь, глина ,торф

3отр – Железная руда, нефть, природный газ

-Давайте вспомним, в каком направлении вы оправились в экспедицию и определим, в каком направлении вам необходимо возвращаться.



1отр.













2отр.














3отр.
















Физкультминутка.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим,

Стоп. Немного отдохнем,

И домой пешком пойдем.

-А теперь мы совершим маленькое путешествие по родному краю и узнаем , какие полезные ископаемые есть в нем.

-Как называется наш край?

-Вам предстоит выполнить одно интересное задание: узнать по описанию полезное ископаемое Рузского края.

Каждый отряд обнаружил в Рузском крае какое – то полезное ископаемое.



1 отр.

-легкий, впитывает влагу. Хорошо горит.

-служит для удобрения полей, для подстилок скоту, для отапливания помещений.

-образуется из остатков растений на болотах

2 отр.

-Плотный камень, тяжелее воды, вскипает под действием уксусной кислоты

- используется в строительстве, в качестве удобрения;

мел используется в школе

-во многих местах по обрывистым берегам рек можно найти беловато – серый камень

3 отр.

- это ископаемое обладает пластичностью,

- используется для изготовления кирпича, посуды, цветочных горшков , ваз

- образуется в природе при разрушении гранита





5.Самостоятельная работа.

1)Рассмотреть карту Ульяновской области и выписать полезные ископаемые нашего края.

2)Теперь каждому отряду необходимо подготовить отчет о проделанной работе.: каждый из вас должен выбрать себе задание, с которым он может справиться.

1- отгадать кроссворд

2 – заполнить таблицу

1 -отгадай кроссворд.


По горизонтали:



1




2









1. Гранит

3















3. Мел
















4. Песок






4










5. Газ


5














6. Нефть
















8. Руда







6



7






















По вертикали:










8

9





1. Глина
















2. Известняк
















7. Торф
















9. Уголь















По горизонтали:

  1. Он очень прочен и упруг,
    Строителям – надёжный друг:
    Дома, ступени, постаменты
    Красивы станут и заметны.

  1. Этот мастер белый-белый
    В школе не лежит без дела
    Пробегает по доске,
    Оставляет белый след.

  2. Он очень нужен детворе,
    Он на дорожках во дворе,
    Он и на стройке и на пляже,
    И он в стекле расплавлен даже.

  3. На кухне у мамы помощник отличный.
    Он синем цветком расцветает от спички.

  4. Без неё не бежит ни такси, ни мотоцикл,
    Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это?

  1. Она варилась долго в доменной печи.
    На славу получились ножницы, ключи…

По вертикали:

  1. Если встретишь на дороге,
    То увязнут сильно ноги.
    А сделать миску или вазу -
    Она понадобится сразу.

  2. Покрывают им дороги,
    Улицы в селении,
    А ещё он есть в цементе.
    Сам он – удобрение.

  1. Росли на болоте растения,
    Стали топливом и удобрением.

  1. Он чёрный, блестящий,
    Людям помощник настоящий.
    Он несёт в дома тепло,
    От него кругом светло,
    Помогает плавить стали,
    Делать краски и эмали.

2 – Заполни таблицу

Полезные ископаемые

твердые

жидкие

газообразные













-Итак, экспедиция наша завершилась. Сдавайте свои отчеты в конверты.

Назовите полезные ископаемые, которые необходимы для изготовления этих предметов.







- Ребята, подумайте, можно ли восстановить полезные ископаемые, которые образовывались в недрах нашей планеты в течение многих миллионов лет?

- Когда-нибудь они закончатся – истощатся. Поэтому богатства земных недр необходимо использовать очень экономично.

7. Работа с учебником

Охрана полезных ископаемых

- Прочитайте об этом в учебнике .



8.Подведение итогов урока.

Учитель: А сейчас - заключительный разговор. Давайте с вами поговорим о ваших чувствах и впечатлениях. Легко ли вы справились со всеми заданиями? Где вы испытали затруднения? Что нового узнали?
-Сегодня на уроке вы были геологами. А теперь подумайте и скажите, что это за профессии:

Гончар

Сталевар

Шахтер

- Попробуйте сами дать определение, что такое Геология?

- Геология – это наука о строении и истории развития земной коры, о методах поиска полезных ископаемых.

Учитель: Вы все были дружными, активными, проявили смекалку, ум, творчество. И все вы заслуживаете благодарности. Спасибо вам за работу!

Дом. задание. Стр. 168

-подумайте над вопросами:-

-Что дороже железо или золото?

- Что называют «черным золотом»?








Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории окружающий мир:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ