Конспект урока для 4 класса "Наши подземные богатства"
Урок по предмету «Окружающий мир» в 4 классе
Тема: Наши подземные богатства.
Цели:
1. Обобщить сведения о полезных ископаемых, наиболее ценных в народном хозяйстве; повторить знания о свойствах полезных ископаемых; познакомить с полезными ископаемыми Ульяновской области.
2. Формировать навыки исследования, составления отчетов о проделанной работе, развивать речь, логическое мышление, умение сравнивать, делать выводы.
3. Воспитывать интерес к изучаемому предмету; гордость, бережное отношение к недрам земли; умение работать в команде.
Оборудование:
Индивидуальные карточки, глобус, карта РФ и Ульяновской области, карточки-аппликации, компасы, коробочки с кусочками полезных ископаемых , учебник «Мир вокруг нас» для 4 класса, А.А.Плешаков.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
Учитель:
-Ребята, для чего вы ходите в школу?
-Зачем вам нужны знания?
-Кто из вас кем хочет стать?
-Сегодня на уроке мы все мысленно станем геологами.
-Кто такие геологи?
-Что такое полезные ископаемые?
2.Постановка целей и задач урока.
-Итак, на прошлом уроке мы познакомились с полезными ископаемыми, узнали об их свойствах и применении в народном хозяйстве.
Сейчас поиском полезных ископаемых занимаются геологи. Для своих маршрутов они выбирают неисследованные, необжитые места. Среди снаряжения любого геолога можно обязательно найти три вещи: полевой дневник – главный документ экспедиции, который хранят как зеницу ока, геологический молоток и компас.
-Я приглашаю вас в геологическую экспедицию. Вашим неотъемлемым снаряжением будет ручка, полевой дневник – тетрадь, листы для записей, карта.
В экспедицию отправятся три геологических отряда:
1. -наблюдательные
2. -любознательные
3. -находчивые
Каждый отряд будет заниматься исследованием полезных ископаемых, составлением отчета о проделанной работе. Я прошу всех взять с собой наблюдательность, любознательность, находчивость, выручку и взаимопомощь, т. к. выручка и взаимопомощь – необходимые качества при работе командой в любой экспедиции .
3.Актуализация знаний учащихся.
- Проверим готовность отрядов к экспедиции.
1- На какой планете мы живём?
2- Какую форму имеет наша планета?
3 –Чем окружена планета?
1 – Что называют макушкой Земли?
2 – Что находится на поверхности земли?
3 – Что находится в ее недрах?
-Я рада, что все отряды готовы. Отправляемся в экспедицию
.4 . Практическая работа.
_ Я раздаю компасы.
- Как им пользоваться?
-Раздаю карты маршрутов.
1отр.
2отр.
3отр.
-Определите направление маршрута.
- Давайте подготовим наши глаза к выполнению важной работы.
Физкультминутка. (гимнастика для глаз)
- Во время экспедиции каждый отряд нашел полезные ископаемые.
(раздаю образцы пород)
-Исследуйте, что это за ископаемое и расскажите о нем по плану.
План.
1.Название полезного ископаемого______________________________
2.Основное свойство ________________________
3. Использование и значение _______________________________________
1 отр – гранит, известняк, песок
2 отр – уголь, глина ,торф
3отр – Железная руда, нефть, природный газ
-Давайте вспомним, в каком направлении вы оправились в экспедицию и определим, в каком направлении вам необходимо возвращаться.
1отр.
2отр.
3отр.
Физкультминутка.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим,
Стоп. Немного отдохнем,
И домой пешком пойдем.
-А теперь мы совершим маленькое путешествие по родному краю и узнаем , какие полезные ископаемые есть в нем.
-Как называется наш край?
-Вам предстоит выполнить одно интересное задание: узнать по описанию полезное ископаемое Рузского края.
Каждый отряд обнаружил в Рузском крае какое – то полезное ископаемое.
1 отр.
-легкий, впитывает влагу. Хорошо горит.
-служит для удобрения полей, для подстилок скоту, для отапливания помещений.
-образуется из остатков растений на болотах
2 отр.
-Плотный камень, тяжелее воды, вскипает под действием уксусной кислоты
- используется в строительстве, в качестве удобрения;
мел используется в школе
-во многих местах по обрывистым берегам рек можно найти беловато – серый камень
3 отр.
- это ископаемое обладает пластичностью,
- используется для изготовления кирпича, посуды, цветочных горшков , ваз
- образуется в природе при разрушении гранита
5.Самостоятельная работа.
1)Рассмотреть карту Ульяновской области и выписать полезные ископаемые нашего края.
2)Теперь каждому отряду необходимо подготовить отчет о проделанной работе.: каждый из вас должен выбрать себе задание, с которым он может справиться.
1- отгадать кроссворд
2 – заполнить таблицу
1 -отгадай кроссворд.
По горизонтали:
1
2
1. Гранит
3
3. Мел
4. Песок
4
5. Газ
5
6. Нефть
8. Руда
6
7
По вертикали:
8
9
1. Глина
2. Известняк
7. Торф
9. Уголь
По горизонтали:
Он очень прочен и упруг,
Строителям – надёжный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны.
Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела
Пробегает по доске,
Оставляет белый след.Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже.На кухне у мамы помощник отличный.
Он синем цветком расцветает от спички.Без неё не бежит ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это?
Она варилась долго в доменной печи.
На славу получились ножницы, ключи…
По вертикали:
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу -
Она понадобится сразу.Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А ещё он есть в цементе.
Сам он – удобрение.
Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением.
Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
2 – Заполни таблицу
Полезные ископаемые
твердые
жидкие
газообразные
-Итак, экспедиция наша завершилась. Сдавайте свои отчеты в конверты.
Назовите полезные ископаемые, которые необходимы для изготовления этих предметов.
- Ребята, подумайте, можно ли восстановить полезные ископаемые, которые образовывались в недрах нашей планеты в течение многих миллионов лет?
- Когда-нибудь они закончатся – истощатся. Поэтому богатства земных недр необходимо использовать очень экономично.
7. Работа с учебником
Охрана полезных ископаемых
- Прочитайте об этом в учебнике .
8.Подведение итогов урока.
Учитель: А сейчас - заключительный разговор. Давайте с вами поговорим о ваших чувствах и впечатлениях. Легко ли вы справились со всеми заданиями? Где вы испытали затруднения? Что нового узнали?
-Сегодня на уроке вы были геологами. А теперь подумайте и скажите, что это за профессии:
Гончар
Сталевар
Шахтер
- Попробуйте сами дать определение, что такое Геология?
- Геология – это наука о строении и истории развития земной коры, о методах поиска полезных ископаемых.
Учитель: Вы все были дружными, активными, проявили смекалку, ум, творчество. И все вы заслуживаете благодарности. Спасибо вам за работу!
Дом. задание. Стр. 168
-подумайте над вопросами:-
-Что дороже железо или золото?
- Что называют «черным золотом»?
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ