Конспект урока для 4 класса "Охрана природы Казахстана"
Урок Познание мира 4класс 16.01
Тема урока: Охрана природы Казахстана
Цели урока: Сформировать у учащихся представление о роли природы в жизни человека
Задачи: Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Природа» ;
Познакомить с экологическими проблемами , которые возникли по вине человека, с мерами по охране природы; Развитие интереса к изучению родного края. Воспитание патриотического чувства, гордости за свою Родину.
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний. .
Форма урока: групповая деятельность.
Оборудование: компьютер, учебник, раздаточный материал
Ход урока
I Организационный момент. ( Знакомство с классом)слайд№1
Здравствуйте , меня зовут Ольга Геннадьевна. Сегодня я буду вести у вас урок познания мира. Я надеюсь на вашу активность на уроке и на то , что вы мне будете помогать в течении всего урока. Мы с вами будем вместе работать и в ходе урока поближе познакомимся.
II Подготовка к основному этапу. Деление класса на 2 группы (Ботаники, Зоологи)
- Сегодня мы с вами будем работать в группах. А как будут называться наши группы, мы сейчас узнаем. Представитель каждой группы выбирает картинку ( если животное-это зоологи, если растение - ботаники)
1. Объявление темы.
- Тема нашего урока – «Охрана природы Казахстана»
Сегодняшний наш урок будет тревожным. Мы узнаем о ранах, которые наносят люди природе.
слайд №2
Гибнут растения, животные, некоторые из них просто исчезают. Почему так происходит? Кто в этом виноват? Как помочь живой природе? Вот на эти вопросы мы постараемся ответить на уроке.
слайд №3
Речь пойдёт о том, как сохранить прекрасную природу Земли. Человек – часть природы. Он должен беречь природу, как самого себя. Михаил Пришвин писал слайд №4
“Рыбе – вода, птице – воздух,
зверю – лес, степи, горы.
А человеку нужна Родина.
И охранять природу значит - охранять Родину”.
Давайте откроем тетради и запишем тему урока.
Запись в тетради темы урока
В конце урока мы с вами попробуем составить правила охраны природы
2. Актуализация знаний слайд №5
Прежде чем мы приступим к новой теме , давайте проверим насколько хорошо вы знакомы с природой
Игра «Да» «Нет»
Если вы согласны с утверждением ставите +, если нет –
□ Растения не относятся к живой природе.
□ В спячку залегают медведи, барсуки, ежи.
□ Растения и животные не играют большой роли в жизни человека.
□ Верна ли цепочка питания «Лиса – заяц – волк»?
□ Многие птицы и животные питаются насекомыми, тем самым защищая растения от вредителей.
□ Животные участвуют в распространении семян.
□ Хищные животные являются санитарами леса.
□ Верна ли цепочка питания «Лиса-мышь-семена»?
□ Растения опыляются только при помощи ветра?
□ Дождевые черви участвуют в разрыхлении почвы.
Взаимопроверка. Работа в группах , за правильный ответ группа получает жетон
Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием
III Активизация новых знаний.
1. Беседа. Слайд №6
Мы с вами живем в какой природной зоне? ( в степной)
А кто- нибудь из вас бывал в лесу?
- Какая там атмосфера? (спокойная)
Какие звуки издаёт лес? (пение птиц, шелест трав) Звучат голоса птиц.
- в природе все взаимосвязано, ничего не случается просто так. Животные в природе живут своей жизнью. Сколько растений берет у природы травоядное животное? Сколько травоядных животных берет у природы хищник? (столько, сколько может съесть).
- Что будет, если хищники перестанут съедать больных животных?
2. Разбор ситуаций. Слайд №7
- Все изменяется, когда в природу приходит человек. В процессе хозяйственной деятельности человек очень сильно изменяет растительный и животный мир. С давних пор человек использовал древесину для строительных целей, для изготовления мебели, бумаги, для отапливания помещений. Собирал лекарственные растения, охотился на животных. Но в последнее время бесконтрольное использование растений человеком приводит к истреблению лесов, а лес – это дом для животных, следовательно вырубка лесов, распашка полей приводит к гибели животных, а мер по восстановлению лесов проводится недостаточно. Значит, получается, что человек берет от природы больше, чем отдает ей.
- Что нарушается?
(экологическое равновесие)
- Давайте мы с вами рассмотрим несколько экологических проблем, которые происходят в результате хозяйственной деятельности человека.
Ситуация 1. 1 группе слайд №8
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится:
На траве кровавой вздрагивает птица.
Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря;
Ведь небо без птиц — не небо,
А море без рыб — не море!
И земля без зверей — не земля.
Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы,
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.
И должно быть сердце — сердце человечье.
- Какую экологическую проблему раскрывает это стихотворение? (проблему убийства животных)
Как исправить эту ситуацию?
(В настоящее время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону. )
Ситуация 2 -2 группе. Слайд №9
Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомленные дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда уже девочки заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды, обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулек в сумку.- Зачем ты берешь с собой мусор? – спросила Оля. – Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто не увидит.
- Стыдно перед соловушкой, - тихо сказала Лида.
- Какая проблема угрожает природе, если все будут поступать как Оля?
(загрязнение природы)
- Что нужно сделать, чтобы этой проблемы не было?
Ситуация 3. -1 группе
Забывчивый охотник на привале
Не заметал, не затоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра…
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер.
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес пошел.
Как вспуганная стая белок рыжих,
Он заметался от ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
- Какой поступок человека стал бедой для леса и его жителей?
(лесной пожар)
- Как избежать этого?
Ситуация 4. -2 группе
Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез.
Сколько тут было кудрявых берез!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал – и вон убежал.
- О какой экологической проблеме идет речь? (вырубка лесов)
- Что человек должен делать, чтобы восстановить экологическое равновесие? Запись в тетради
Вырубка лесов Посадка деревьев
Загрязнение природы Очистка зон отдыха
Лесные пожары Тушить костры
Браконьеры Охрана животных
Молодцы ребята, а теперь давайте немного отдохнем
Физминутка.
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Руки согнули и кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся покажем
Крылья сложили назад.
- Люди рвут красивые растения просто так, животных истребляют ради меха или мяса. Бабочек – за красоту, лягушек – за то, что не нравится внешний вид.
Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,
Если все и я и ты, если мы сорвем цветы.
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали очень редкими, а некоторые их виды находятся под угрозой полного исчезновения. Все это заставляет человека думать о сохранении всего живого на Земле.
Поэтому была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения составила мировой список с пояснениями, в который входили животные и растения, находящиеся на грани исчезновения, и редкие виды. В этом списке нужно было указать причину такого состояния. И учёные решили назвать этот список Красной книгой.
Каждое государство имеет свою Красную книгу. Есть она и в Республике Казахстан
В Казахстане Красная Книга была учреждена решением правительства в январе 1978 года. Она называлась «Красной книгой ССР».
Земноводных – 1; пресмыкающихся -8; птиц - 43; млекопитающих – 31.
В январе 1985 г. вышло второе издание, под названием «Красная книга Казахской ССР», было выпущено малым тиражом и предназначалось оно, в основном, для специалистов в области охраны природы.
Земноводных – 2, пресмыкающихся – 10; птиц – 58, млекопитающих- 42. Впервые в Красной книге были представлены 105 видов червей.
Третье издание Красной Книги Республики Казахстан началось в 1996г. С публикацией первого тома.
Земноводных – 3, пресмыкающихся – 10; птиц – 56, млекопитающих- 40.
В декабре 2003 года был опубликован второй том Красной Книги Республики Казахстан (беспозвоночные животные).
- Для чего нужна Красная книга? Ответы групп
(Красная книга информирует, какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу. Эта книга предупреждает, что то или иное животное, растение в беде. Его надо охранять.)
-Как вы думаете, почему назвали именно Красной книгой, а не жёлтой, синей? (Красный цвет – это значит внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растения.)
Красная книга – это сигнал опасности. Красная книга – не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учёными о животных и растениях. Она состоит из страниц разного цвета. На красных страницах- исчезающие виды, на желтых-малочисленные, на белых редкие виды, на серых- малоизученные, на зеленых- восстанавливающиеся.
Просмотр слайдов ( животные красной книги)
Красная книга – это документ временного действия, потому что условия обитания животных меняются, и всё новые виды могут оказаться в катастрофическом положении.
Помни, беречь нужно и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Это хорошо вам известные животные: белка, ёж, синица, дятел, лягушка, жаба и др. Их жизнь часто зависит от тебя, от твоего поведения в природе.
Многое делается по охране животных. В нашей стране принят Закон об охране и использовании животного мира. Под особой охраной находятся животные в заповедниках. В Казахстане очень много заповедников: Аксу-Джабаглы, Алматинский, Западно-Алтайский, Маркакольский, Алакольский. На территории этих заповедников живут разнообразные животные, растет множество растений.
Помогают спасению редких животных и зоопарки. Но надо беречь не только редких животных, но и всех остальных, ведь все животные связаны между собой цепью питания. Поэтому, оберегая одних, вы часто помогаете другим. использовании животного мира. Под особой охраной находятся животные в заповедниках. В Казахстане очень много заповедников: Аксу-Джабаглы, Алматинский, Западно-Алтайский, Маркакольский, Алакольский. На территории этих заповедников живут разнообразные животные, растет множество растений.
Помогают спасению редких животных и зоопарки. Но надо беречь не только редких животных, но и всех остальных, ведь все животные связаны между собой цепью питания. Поэтому, оберегая одних, вы часто помогаете другим.
- Природа – это дом для зверей и птиц. Когда мы приходим в лес, в степь, на берег водоема мы приходим в гости. А как нужно вести себя в гостях?
Правила гостей природы: составляют группы кластер на листе а-3
Не срывать цветов
Не ловить бабочек
Не уносить домой детёнышей
Не оставлять мусор
Тушить костры
IV. Рефлексия
Назовите причины уменьшения численности растений и животных.
Как помочь природе?
Делиться знаниями о необходимости охраны природы.
Сделать кормушку, скворечник.
Посадить деревья.
Не рубить елки в Новогодние праздники.
Не ломать деревья, ветки и не давать это делать другим.
Домашнее задание.
По группам
Составить несколько предложений на тему «Береги природу!»
Нарисовать знаки - лозунги, сохраняющие природу.
Молодцы, ребята вы сегодня хорошо поработали. А теперь я хочу чтобы вы оценили свою работу. У вас на партах лежат картинки, солнышка, солнышка закрытого тучкой и картинка дождя. Если вам все понятно на уроке поднимите солнышко, если были затруднения солнышко с тучкой, если вы ничего не поняли на уроке, не получили знаний поднимите дождик
Оценивание Теперь давайте я вас оценю, группы посчитайте свои жетоны, группа набравшая больше очков получает 5, меньше- 4.
Итог: А закончить наш урок , я хочу стихотворением Дудина
Берегите Землю! Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите…
Спасибо большое за урок.
Давайте вместе сохраним родную природу!
Игра «Да» «Нет»
Если вы согласны с утверждением ставите +, если нет –
□ Растения не относятся к живой природе.
□ В спячку залегают медведи, барсуки, ежи.
□ Растения и животные не играют большой роли в жизни человека.
□ Верна ли цепочка питания «Лиса – заяц – волк»?
□ Многие птицы и животные питаются насекомыми, тем самым защищая растения от вредителей.
□ Животные участвуют в распространении семян.
□ Хищные животные являются санитарами леса.
□ Верна ли цепочка питания «Жёлудь – мышь – лиса»?
□ Растения опыляются только при помощи ветра.
□ Дождевые черви участвуют в разрыхлении почвы.
Игра «Да» «Нет»
Если вы согласны с утверждением ставите +, если нет –
□ Растения не относятся к живой природе.
□ В спячку залегают медведи, барсуки, ежи.
□ Растения и животные не играют большой роли в жизни человека.
□ Верна ли цепочка питания «Лиса – заяц – волк»?
□ Многие птицы и животные питаются насекомыми, тем самым защищая растения от вредителей.
□ Животные участвуют в распространении семян.
□ Хищные животные являются санитарами леса.
□ Верна ли цепочка питания «Жёлудь – мышь – лиса»?
□ Растения опыляются только при помощи ветра.
□ Дождевые черви участвуют в разрыхлении почвы.
Игра «Да» «Нет»
Если вы согласны с утверждением ставите +, если нет –
□ Растения не относятся к живой природе.
□ В спячку залегают медведи, барсуки, ежи.
□ Растения и животные не играют большой роли в жизни человека.
□ Верна ли цепочка питания «Лиса – заяц – волк»?
□ Многие птицы и животные питаются насекомыми, тем самым защищая растения от вредителей.
□ Животные участвуют в распространении семян.
□ Хищные животные являются санитарами леса.
□ Верна ли цепочка питания «Жёлудь – мышь – лиса»?
□ Растения опыляются только при помощи ветра.
□ Дождевые черви участвуют в разрыхлении почвы.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ