Конспект урока для 2 класса "Органы чувств – верные помощники в познании мира"
Учитель Емельянова Надежда Ивановна.
Урок окружающего мира во 2 классе УМК «Гармония».
Тема урока : «Органы чувств – верные помощники в познании мира.»
Тип урока : урок открытия нового знания
Вид урока : урок – исследование
Цель урока : узнать , какие органы чувств есть у человека , и какую информацию об окружающем мире с их помощью он получает.
Задачи урока :
Образовательные
Открыть и осознать богатство возможностей в познании мира собственных органов чувств.
Умение собирать и анализировать нужную информацию из текста , иллюстраций, презентации и представлять её в разных формах.
Развивающие
Развивать навыки исследовательской деятельности : мышление , внимание , речь.
Воспитывающие
Воспитывать бережное отношение к органам чувств , к своему здоровью.
Планируемые результаты :
Знать:
-органы чувств человека
Уметь:
-определять функции органов чувств человека
-соблюдать правила гигиены
-оказывать первую помощь
Ход урока.
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Формируемые универсальные
учебные действия
2.Постановка учебной задачи.
Актуализация знаний
(На доске плакат с изображением человека , но без лица.)
- Сегодня на урок к нам пришла девочка. Но мне кажется , что она какая-то странная.
-Посмотрите на неё, что в ней странного?
- А зачем они нужны человеку? Может и не нужны они вовсе?
(После ответов детей учитель выставляет на доску рисунки глаз, носа, ушей, рта , рук.)
Рассматривают изображение человека и приходят к выводу , что у девочки на плакате нет лица : ушей, глаз , носа, рта.
Познавательные:
Умение извлекать информацию из рисунка.
Коммуникативные:
Умение оформлять свои мысли в устной форме.
Постановка проблемы
- Ребята , что у всех этих частей организма общего?
- Можем ли мы назвать их одним словом?
- Так кто же они, наши помощники , без которых нам не обойтись в окружающем мире?
Отвечают на вопросы , которые выводят на определение проблемы «Какие помощники помогают нам узнать окружающий нас мир?»
Слайд №1
Познавательные:
Способность правильно сформулировать проблему.
Регулятивные:
Определение цели и составление плана действий.
3.»Открытие» детьми нового знания.
- А чтобы ответить на все эти вопросы , нам предстоит провести настоящее исследование. Вспомните, кто такие исследователи?
-Значит , и мы можем назвать себя исследователями.
-Так что же будет предметом нашего исследования?
-Верно. Предметом нашего сегодняшнего исследования будет человек , вернее его организм.
Глаза , рот, нос, уши –это части организма- его органы.
Давайте приступим к исследованию.
Отвечают на вопросы. С помощью рисунка человека без органов чувств учащиеся приходят к выводу , что такой человек познать мир не сможет. Дети создают план «помощи» странному человеку.
Составление кластера.
Слайд №2
Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу.
3.1.Исследование органа зрения.
- Ребята , закройте глаза. (Достаёт игрушку)
- С закрытыми глазами скажите , какой предмет появился у меня в руках?
-Откройте глаза. Почему же вы не смогли ответить на мой вопрос?
-Продолжаем наше исследование.
А) Что общего и в чём различие предметов?
(Конверт с геометрическими фигурами одинакового размера ,но различного цвета)
Б) Рассмотрите фигуры и разбейте их на группы.
(Конверт с геометрическими фигурами одного цвета , но разной формы и размера)
В) Рассмотри книги , журналы.
Проведите исследование своих глаз с помощью этих предметов и сделайте вывод : что ещё мы можем увидеть , пронаблюдать при помощи глаз ?
- При помощи глаз мы познаём красоту окружающего нас мира. После проведённого исследования нам необходимо подобрать научное определение.
Глаза – это неотъёмная часть организма - его органы. Глаза – это орган зрения.
Разбиваются на пары и выполняют задания , целью которых является определение органа чувств ,который помогает выполнить задание.
Дети вместе с учителем формируют выводы : «Глазами мы видим формы и величину предметов . С помощью глаз мы можем читать книги , журналы , видеть красивые картины».
Слайд №3
Познавательные:
Умение вычленять нужную информацию из общей информации.
Коммуникативные:
Умение контролировать свои действия , высказывать своё мнение , выслушивать мнение других.
Личностные :
Умение сотрудничать.
Регулятивные:
Умение организовывать свою работу, оценивать правильность выполнения.
Познавательные:
Умение отобрать из своего интеллектуального багажа ту информацию , которая пригодится для решения проблемы.
Умение делать выводы.
3.2.Исследование органа слуха.
- Приступаем к следующему исследованию. Закройте уши и повторите то , что я скажу.
- 1,2,4.6.
- Что вы услышали?
-Какой вывод можем сделать ?
-Речь людей , пение птиц , шум ветра – всё это звуки окружающей нас природы. Какой орган позволяет нам это почувствовать?
Уши – это орган слуха.
Выполняют практические задания , целью которых является определение органа чувств , который помогает выполнять задание.
(Мы ничего не слышали , потому что наши уши были закрыты. Уши нужны , чтобы слушать.)
Слайд №4
Познавательные:
Умение вычленять нужную информацию из общей информации,
Выявлять особенности разных органов чувств в процессе их рассматривания , делать выводы.
Коммуникативные:
Умение контролировать свои действия , высказывать своё мнение, выслушивать мнение других.
3.3.Исследование органа обоняния.
( Учащимся выдаются пробирки с
ароматическими веществами и с простой водой)
-Закройте носы и попытайтесь определить , что в какой пробирке находится. Можно посмотреть , послушать.
-Что вы почувствовали?
- Откройте носы , понюхайте.
-Без какого органа невозможно выполнить это задание? Какой орган поможет нам почувствовать запах ?( Запах мы чувствуем с помощью носа)
-Сможете ли вы с закрытыми глазами определить по запаху предмет ?
-Вы хорошо справились с заданием.
Умение человека различать запахи получило название - обоняние.
Выполняют практические задания , целью которых является определение органа чувств , который помогает выполнить задание.
Слайд №5
Познавательные:
Умение вычленять нужную информацию из общей информации, выявлять особенности разных органов чувств в процессе их рассматривания , делать выводы.
Коммуникативные :
Умение контролировать свои действия , высказывать своё мнение , выслушивать мнение других.
Познавательные:
Умение отобрать из своего интеллектуального багажа ту ,которая пригодится для решения проблемы
3.4.Исследование органа вкуса.
(Раздаю три стакана воды )
-Посмотрите , послушайте , понюхайте. Что вы почувствовали?
- Значит , нам необходимо ещё одно исследование - на вкус. Попробуйте. Что вы ощущаете?
- Научное определение :
Язык- орган вкуса.
Орган вкуса помогает нам познакомиться со свойством предмета , когда нам не могут помочь органы зрения , обоняния , слуха.
Дети определяют по вкусу , в каком стакане сладкая вода , солёная , простая.
Слайд №6
Познавательные:
Умение вычленять нужную информацию из общей информации, выявлять особенности разных органов чувств в процессе их рассматривания , делать выводы.
Коммуникативные:
Умение контролировать свои действия , высказывать своё мнение , выслушивать мнение других
3.5.Исследование органа осязания.
Игра «Узнай , что в корзине»
-Попробуй определить на ощупь какой – нибудь предмет в корзине. Корзинка накрыта салфеткой.
- Что вы чувствуете ?
-Можете ли вы определить предмет ?
- При помощи чего вы определили предметы ?
- На коже нашего тела находится множество чувствительных клеток , которые воспринимают действие тепла , холода, форму , величину предмета, их поверхность.
Кожа – это орган осязания.
-Вот и закончилось наше исследование . Сейчас мы сможем ответить на вопрос :кто же они, наши верные помощники?
Теперь дадим их общее название -
ОРГАНЫ ЧУВСТВ
Выполняют практические задания . целью которых является определение органа чувств , который помогает выполнить задание. Учащиеся определяют предметы с помощью рук.
Дети отгадывают предметы и достают из корзины.
Отвечают на вопросы.
Слайд №7
Составляют синквейн.
1.Органы чувств.
2.Верные, надёжные, точные.
3.Помогают, дополняют, передают.
4.Верные, точные, надёжные органы чувств дополняют друг друга , помогают, передают информацию.
5.Помощники.
Познавательные:
Умение вычленять нужную информацию из общей информации . выявлять особенности разных органов чувств в процессе их рассматривания . делать выводы.
Коммуникативные :
Умение контролировать свои действия , высказывать своё мнение , выслушивать мнение других.
4.Закрепление.
1. Работа по учебнику.
2. Тест . Соедини стрелочкой картинки предметов и органы чувств , которые помогут их распознать.
Выполняют задания в учебнике и на карточках, работая с рисунками как с источниками информации.
Познавательные :
Умение извлекать информацию и делать логические выводы.
Умение ориентироваться в полученных знаниях, использовать их в жизни.
5.Итог урока. Рефлексия.
-Что нового мы узнали ?
- Ответили ли мы на вопросы, заданные в начале урока?
Учащиеся делают выводы и доказывают, примерами , какое значение имеет каждый орган чувств в организме человека.
Познавательные:
Умение на основе анализа объектов делать выводы.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ