Конспект урока для 1 класса "Почему солнце светит днём, а звёзды - ночью"

Урок окружающего мира в 1 классе

по теме: « Почему солнце светит днём, а звёзды - ночью»

Цель: формировать первоначальные представления о звёздах как о космических телах и учить сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе Солнца; моделировать форму цвет, сравнительные размеры некоторых звёзд, использовать справочную литературу для получения нужной информации, желание открывать новые знания.

Планируемые результаты: научатся анализировать материал и делать на основе полученных сведений выводы, научатся взаимодействовать в группе, научатся находить созвездие Льва.

Материально-технические средства: проектор, экран, презентация к уроку, набор для творческих работ ( пластилин, клей картон)разрезная мозаика, детская энциклопедия, учебник « Окружающий мир А,А,Плешаков, рабочая тетрадь «Окружающий мир» А.А.Плешаков.



I.Орг.момент. (слайд1)

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

II.Самоопределение к деятельности.

-Учитель: Ребята, у нас сегодня урок открытия новых знаний. Мы с вами начинаем изучать новый раздел учебника. Давайте прочитаем как он называется. ( учебник стр29).

- Кто из вас часто задаёт такие вопросы?

- С какой целью?

-Учитель: Вот и сегодня мы пополним свои знания новым, интересным и загадочным материалом.

1- Работа в парах.

Перед вами в конверте №1 разрезная мозаика. Если её правильно сложить, то получится картинка, которая подскажет вам о чём будем говорить сегодня на уроке.

Поработаем в парах и соберём картинку.

?-Какая получилась картинка?

?- Вы догадались о чём будем говорить на уроке? ( О солнце и звёздах)

-А наш Муравьишка тоже любит задавать вопросы и приготовил для вас новый вопрос. Давайте прочтём его на слайде. ( Слайд 2)

-Кто-то может на него сразу ответить?

Учитель:- Мы услышали ваши ответы. Вопрос этот трудный и чтобы разобраться в нём до конца, уточним наши знания о солнце и звёздах.

-Но прежде выясним какие учебные задачи мы поставим пред собой?

-Как вы думаете , что мы постараемся узнавать?

- Дополнения учителя с вывешиванием табличек на доске.

III. Работа по теме урока.

1. Беседа-диалог

- А теперь приступим к решению наших задач.

?- Что вы знаете о Солнце? ( заслушать детей)

?- А что было бы если Солнце перестало светить?

2.Обобщение: ( слайд3):Солнце это ближайшая к Земле звезда. Солнце – это огромный огненный шар. Солнце не просто светит днём, оно-то и создаёт нам день. Когда Солнце всходит и освещает Землю, начинается день. А когда Солнце заходит, наступает ночь. И только ночью видны звёзды.

Растения, животные, люди живут только потому, что жизнь им даёт Солнце. Это поняли ещё древние люди и поклонялись Солнцу, как богу. Они благодарили его за тепло и приветствовали его восход по утрам.

3.Работа с пословицами.

А сколько мудрых пословиц и поговорок сложено в народе о Солнце. Давайте вспомним :

-Какие вы помните пословицы о солнце?

Давайте дополним наши знания: ( слайд4)

-Солнце встаёт утро настаёт.

-Лежебоке и солнце не в пору встаёт.

-При солнышке тепло, при матери добро.

4. Слово учителя.

Учитель ( слайд5)- Вечером, когда Солнце скрывается за горизонтом, мы можем увидеть в небе звёзды. В старину люди думали, что звёзды – это блестящие фонарики, подвешенные к небу.

- Вы согласны с таким мнением?

- Расскажите, что вы знаете о звёздах?


5.Работа с учебником.


?- А как вы думаете, ребята, звёзды все одинаковые или отличаются друг от друга?

 

Учитель: Рассмотрим на рисунке учебника стр.32 изображение звёзд.

-Прочтём их название.

- Эти названия звёзды получили в древние времена. Вы хотели бы узнать,что они значат?

-Ребята, а где мы можем с вами найти информацию по интересующему нас вопросу, если её нет в книге?

- Давайте и мы с вами заглянём в энциклопедию, что мы там прочтём ?

- Ребята ,а я тоже заглянула … и нашла вот какую информацию( дополнения учителя о названиях)

Чем они отличаются друг от друга? ( слайд6)

6.Творчекая работа. ( работа в группах)

-Давайте изготовим из пластилина модели этих звёзд, соблюдая размер цвет. Работать будем в группах. (работа в группах)

.Обобщение.( Во время творческой работы учитель обобщает)

Звёзды- громадные раскалённые шары, похожие на Солнце. Они находятся очень далеко от Земли и поэтому кажутся очень маленькими На ночном небе звёзды мерцают разным светом: голубым, белым, желтым, красным. Белые голубые звёзды очень горячие. Они горячее Солнца. Жёлтые холоднее белых. Они примерно такие же как наше Солнце. Звёзды красного цвета холоднее Солнца.

-Представим свои модели на выставке. ( на доске выставка)

4.Работа в тетрадях.

-Поработаем в тетрадях

-Откроем тетради и выполним задание№1

-Задание №2

-Наклеим вам в окошки весёлое и грустное солнышко.

- А ваше настроение зависит ли от того солнечный день или пасмурный?

7.Физминутка.( слайд7)

Вот как солнышко встаёт –

Выше, выше, выше!

К ночи солнышко зайдёт –

Ниже, ниже, ниже!

Хорошо, хорошо

Солнышко смеётся,

А под солнышком нам всем

Весело живется!

IV.Продолжение работы по теме.

1. Эвристическая беседа.

- А кто изучает звёзды?

-Раньше их называли звездочётами.

- С помощью чего астроном изучает звёзды? (слайд8)

 

- Звезд на небе очень много. И чтобы разобраться в них, люди объединили отдельные группы звезд в созвездия. Созвездиям и самым ярким звездам люди дали имена. ( слайд9)

-С некоторыми созвездиями мы знакомились в начале года. Послушайте мою загадку и вспомните о каком созвездии идёт речь? 

Из какого ковша

Не пьют, не едят,

А только на него глядят?

(Созвездие Большой Медведицы)

Учитель: А под ногами Большой Медведицы расположено созвездие Льва.

2.Работа с учебником.

-Рассмотрим на стр33 в учебнике это созвездие.

Как вы думаете, а почему его так назвали?

Учитель: (слайд10) Возле древнего греческого города Немен свирепствовал лев. Герой Геркулес настиг льва около логова и пустил в него 3 стрелы с бронзовыми наконечниками. Но стрелы отскочили от шкуры, как от стали. Тогда герой выдернул из земли дуб и вместо палицы ударил им зверя. Оглушенный лев упал на землю. Геркулес бросился на зверя и задушил его голыми руками. С тех пор львиная шкура заменяла Геркулесу панцирь и шлем. В честь этого льва и названо одно из созвездий.)

Самая большая звезда этого созвездия Регул, что значит «Царь».

Учитель: Но звёздном небе мы с вами не увидим точное изображение фигуры льва. Перед нами будет фигура в виде серпа – это голова и грудь зверя. Звёзды расположенные левее - это туловище.

-Соединим линиями точки-звёды, так чтобы получилось созвездие Льва. –

А у даски поработает…

-Проверим друг друга.

( слайд11)

V.Рефлексия.

-Узнал Муравьишка Вопросик, у нас на уроке, что такое Солнце и звёзды ,и почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?

-Давайте мы прочтём вывод учебника стр33

_ Скажем ему спасибо за внимание. Ждём его на следующий урок с новым вопросом.

- Я предлагаю вам игру:

«Подскажи словечко»

- Солнце – огромный пылающий … (шар).

- Солнце – это ближайшая к Земле … (звезда).

- Оно создает нам … (день).

- По размерам Солнце … (больше) Земли.

- Нам Солнце кажется маленьким кружочком, потому что находится … (далеко от Земли).

- Звезды – огромные пылающие … (шары).

- Звезды отличаются друг от друга по … (цвету) и по … (размеру).

- Звезд на небе очень много, и люди объединили их в … (созвездия).

- На небе можно увидеть большой ковш – это созвездие … (Большая Медведица).

VI.Итог урока

Скоро прозвенит звонок,

Подведем скорей итог.

1.-САМООЦЕНКА:

-Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке:

-Кто сегодня ,считает, что он активно работал и не испытывал затруднений?

-А у кого были некоторые трудности?

-А как вы оцените работу своей группы? Пары?

Слайд 7

Закончи предложение:

 Я узнал …

 Я понял …



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории окружающий мир:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ