Конспект урока для 3 класса "Почва, её состав и свойства"
Вводная часть
Ф.И.О. преподавателя : Сулейманова Зинфира Ахатовна.
Предмет: Окружающий мир.
Класс: 3 «В»
Наименование учебно-методического комплекта (УМК):Гармония
Тема урока: Почва, её состав и свойства.
Тип урока: комбинированный.
Место урока в системе уроков :11 урок в разделе: «Тела и вещества, их свойства.»
Цель:
Обеспечение условий для расширения знаний обучающихся интересными сведениями о составе почвы
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Образовательная: формирование представления о почве и ее образовании, о составе и свойствах.
Развивающая: развивать умения работы с научным текстом и схемами, выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой, делать выводы на основе проведенных опытов, развивать познавательный интерес.
Воспитательная: воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю.
УУД:
Предметные УУД:
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
Познавательные УУД:
Личностные УУД:
Ученик научится: различать понятия почва, перегной, чернозём;
Ученик научится: осознавать границы собственных знаний Ученик научится: осознавать речь как способ общения людей
Ученик научится :понимать информацию
Экологическая культура
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
Предметные результаты в области ИКТ:
Метапредметные результаты:
Личностные результаты:
Различать понятия почва, перегной, чернозём
Планирование и осуществление несложных наблюдений, сбор числовых данных, проведение опытов с помощью инструментов ИКТ.
Принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
Положительное отношение к процессу обучения
Основные понятия:
Почва,её состав,свойства
Межпредметные связи:
Литературное чтение Раздел «Картины родной природы». Русский язык Тема «Текст»
Ресурсы:
основные
дополнительные
карандаши, образцы почв, материал для опытов, презентация, компьютер, мультимедийный проектор, учебник, электронный микроскоп тетрадь О.Т. Поглазовой (3 класс).
Основная часть
Структура и содержание проекта урока
Дидактическая
структура
урока
(этапы урока)
Планируемые результаты
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
1. Организационный момент.
-
I2. Проверка домашнего задания.
3.Объявление темы и целей урока. Введение в тему.
4. Изучение нового материала.
5.Физкультминутка.
6. Актуализация знаний.
7. Рефлексия.
Организовывать свою деятельность, готовить рабочее место
Оценивать своё знание по изучаемой теме;
Ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением заданий
Действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, в рабочей тетради
Применять для решения задач логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов
Осознание учащимися своей учебной деятельности .
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
Слушают.
Проверка проводится в виде теста.
Отгадывают загадки.
Отвечают на вопрос.
Определяют тему урока
Практическая работа.
(Состав почвы.)
Учащиеся рисуют пузырьки воздуха, выходящие из комочка почвы.
Учащиеся рисуют песок на дне стакана и мутную воду.
Наблюдают.
Наблюдают.
Учащиеся рисуют капельки воды, выпаренной из почвы
Наблюдают.
Дети заполняют схему в рабочей тетради, учитель - у доски
На оценочной шкале оценивают себя до начала работы с алгоритмом
Работа с электронным микроскопом Алгоритм работы:
1. Включить компьютер.
2. Подключить микроскоп к компьютеру.
3. На компьютере открыть ярлык UleadVideoStudio
4. Слева выбрать вкладку Capture
5. Открыть окно Cource: USB2.OCamer
6. Положить кожицу лука на предметный столик с зажимами.
7. Включить подсветку.
8. Настроить увеличение в 10 раз.
9.Сфотографировать, нажатьCaptureLmage (фотоаппарат)
10.Рассмотреть изображение на экране компьютера. Сделать вывод
11.Настроить увеличение в 100 раз.
12.Повторить пункт 8,9,10
Отвечают на вопросы.
Работа с учебником.
Делают вывод.
Выполняют упражнения.
Работа с учебником.
Рассказывает.
1. Отгадайте загадки и заполните кроссворд.
1. В чистом поле встретишь склон,
Точно знаешь – это… (холм).
3. Носит бабка
Снежную шапку.
Каменные бока
Закутаны в облака. (гора.)
2. Далеко, конца не видно,
Расстилается... (равнина).
4. Тает снег - и я расту,
Дождик льет - и я расту,
Но расту не в высоту,
А в глубину и в ширину.
Полю хлебному я враг,
А зовут меня... (овраг).
Отгадки появляются в кроссворде.
- Как называются одним словом отгаданные слова?
(Гора, равнина, овраг, холм - это формы поверхности земли
Обратимся к учебнику. Прочитайте стихотворение на с. 87.
Сказала лопата:
Земля — чтобы рыть.Ботинки сказали:
Земля - чтоб ходить.
А люди сказали:
Земля - чтобы жить.
А. Тетивкин
- О какой земле идёт речь? (о почве)
- Как вы думаете, какова тема нашего урока? О чём мы будем говорить, что изучать?
(Мы поговорим сегодня о почве, узнаем её состав, как она образуется и какими свойствами обладает.)
Итак, тема нашего урока :Почва и её состав.
Что входит в её состав? Перед вами кусочки почвы. Рассмотрите их. Можем ли мы определить это, просто внимательно рассмотрев почву.
Нет. Для того чтобы узнать, что входит в состав почвы, необходимо проделать опыты.
Опыт 1.
Что будете проверять в результате опыта?
Оборудование: стакан, вода, комок почвы.
Ход опыта
Положи в стакан с водой комок почвы.
Вывод: в почве есть воздух.
- Для чего нужен воздух в почве?
Опыт 2.
Вывод: в почве есть песок, глина.
Следующие опыты буду проводить я, а вам придётся только наблюдать и отражать выводы в своих тетрадях. Посмотрите на оборудование для опытов на моём столе (сковородка, спиртовка, стекло). Как вы думаете, опасны они? В чём заключается опасность? Какие правила необходимо соблюдать при проведении данных опытов?
Опыт 3. (Проводит учитель.)
Оборудование: сковородка, спиртовка, стекло.
Ход опыта
Положим на сковородку немного почвы и нагреем её. Понаблюдайте, появятся ли капельки воды на холодном стекле, помещённом над почвой.
Вывод: в почве есть вода.
.
- Зачем в почве вода?
Опыт 4 (продолжение опыта 3).
Ход опыта.
Продолжим прокаливать почву. Понаблюдайте, появится ли дым с запахом, как при горении остатков растений и животных.
Вывод: в почве имеются остатки растительных и животных организмов. (Можно определить по запаху.)
Опыт 5.
Цель: увидеть наличие солей.
Ход опыта
Взять несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Поместить их на стекло. Подержать стекло над огнем. Вода быстро испаряется, а на стекле остаются белые налеты. Это соли.
Вывод: соли - это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде.
- Сделайте вывод, что входит в состав почвы. Заполните схему..
Опыт 5.
Работать будете в парах.
Критерий оценивания: умение работать по алгоритму.
. Разрыхлите палочкой комочек почвы и рассмотрите её под микроскопом. Определите цвет почвы. Найдите полусгнившие остатки корешков и листьев растений, части тел насекомых и других мелких животных. Обсудите и запишите результаты своих наблюдений в тпо на с. 12- 13. Прочитайте свои вывод
Вывод: в состав почвы входят глина, песок, воздух, остатки растений, перегной, живые организмы (микробы
. Свойство почвы.
- С тех пор, как появились живые существа, идёт непрерывный процесс образования почвы. За 100 лет её слой увеличивается в среднем на 1 см.
Посмотрите на иллюстр. учебнике
- Как вы можете прокомментировать этот рисунок?
(В тёмной земле растут крепкие растения, в серой земле – чахлые.)
- Как вы думаете, почему так происходит? В тёмной почве содержится больше питательных веществ. А если этих веществ много, значит почва обладает главным свойством земли, за что мы её и ценим – плодородием. Цветущие растения, богатый урожай – вот результат плодородной почвы.
- А как вы понимаете это слово – плодородие? Назовите его основу. Из каких слов оно состоит?
- Почему в одних местах почва плодородная, а в других нет? Отчего зависит плодородие почвы? Ответ на этот вопрос мы найдём учебнике на с. 89 – 90.
Итак, назовите факторы, от которых зависит плодородие почвы.
Игра на внимание. Сейчас я проверю насколько вы внимательны.
Я буду называть растения, если они произрастают в нашей местности – вы хлопаете в ладоши над головой, если нет – качаете головой.
Осина, апельсин, ель, берёза, банан, дуб, эвкалипт, клевер, баобаб, секвойя, ясень, клён, персик, яблоня, груша, лиана.
По-вашему плодородие земли бесконечно? Или необходимо его сохранять? Как сохранить плодородие почвы? (Вносить минеральные удобрения, рыхлить, поливать, чередовать посевные культуры, не уничтожать дождевых червей, не засорять почву отходами.)
Рассмотрите рис. в учебнике на с. 90.
- Что изображено?
- Где расположен плодородный слой?
- Как вы догадались?
- Далее идёт переходный слой – менее плодородный, нижний слой – это горная порода.
- В каких слоях почвы располагаются корни растений? Почему?
- Давайте подведём итог.
- Что такое почва?
- Какая почва называется плодородной?
- Чем отличается почва от песка и глины? (Только почва обладает плодородием.)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ