Конспект урока для 4 класса "Растениеводство в нашем крае"
Открытый урок окружающего мира
"Растениеводство в нашем крае". 4-й класс
УМК «Школа России»
Подготовила учитель начальных классов
Андронова Т.В.
Цели:
сформировать представления учащихся о растениеводстве в нашем крае;
познакомить с отраслями растениеводства, расширить знания о растениях;
развивать познавательный интерес, умение работать с гербарием, наблюдать и использовать свои наблюдения в практической деятельности;
воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
гербарий полевых культур, муляжи овощей и фруктов, зёрна полевых культур;
иллюстрации растений, фотографии;
Ход урока
I. Организационный момент,
II. Актуализация знаний.
-На прошлом уроке мы с вами познакомились с таким природным сообществом как водоём. Что нового Вы узнали о водоёмах?
– Выполняя какие либо действия, человек всегда должен задумываться о последствиях. В природе нет ничего лишнего.
– Докажите на примерах, что водоём является природным сообществом.
– Расскажите о правилах поведения у водоёма.
III. Индивидуальная работа по карточкам.
Карточка 1
К искусственным водоёмам относятся:
а) реки, моря, океаны;
б) водохранилища, пруды, каналы;
г) ручьи, реки, озёра, моря;Растения водоёма это:
а) тимофеевка, пастушья сумка, нивяник;
б) брусника, черника, мох;
в) кувшинка, ряска, тростник;Санитарами пресных водоёмов считают…
а) рака, беззубку;
б) прудовика, катушку;
в) клопа-водомерку, жука-плавунца;Живым фильтром называют:
а) головастиков;
б) раков;
в) двустворчатых моллюсков;
Карточка 2
Строителями хаток и плотин на пресных водоёмах являются:
а) люди;
б) ондатры;
в) цапли;
г) бобры;С водоёмами связана жизнь:
а) зябликов, трясогузок, соек;
б) цапель, уток;
в) лебедей, тетеревов, сов;Хищниками пресных водоёмов являются:
а) жуки – плавунцы, щуки, клопы – водомерки;
б) караси, мотыли, раки;
в) циклопы, прудовики, головастики;Вода в пресных водоёмах иногда имеет зелёный цвет, потому что…
а) это плавает ряска;
б) много микроскопических водорослей;
в) на дне много ила;
IV. Сообщение темы и целей урока.
Слово учителя.
– В далёкой древности первобытный человек занимался охотой и собирательством. Ведь для того, чтобы жить, человеку надо есть. Успех охоты и собирательства во многом зависел от капризов природы: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонит зверей, то засуха уничтожит траву, которая давала людям зёрна и корешки…
И, вот однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно на каменной тёрке перетирали зёрна, выросли колоски с такими же зёрнами. Они догадались, что это проросли случайно рассыпанные зёрнышки. Попробовали специально рассыпать зёрна – получилось, да ещё как: где упало зерно, вырос целый колосок, а то и несколько. Теперь уже можно было выращивать зёрна рядом с домом, а не бродить в поисках по лесам и лугам. Шли годы, развивался человек, совершенствовалось земледелие, всё разнообразней становились растения, которые выращивал человек. Вырастить хороший урожай - дело не простое, для этого много надо знать. Знать, когда пахать землю, когда сажать, поливать, что необходимо растениям для хорошего роста, когда убирать созревшие плоды.
_ Как вы думаете , о чём мы с вами будем сегодня вести речь, что нового узнаем?
– Сегодня мы узнаем, как появились культурные растения, какие сорта культурных растений выращивает человек, познакомимся с отраслями растениеводства, будем учиться различать полевые культуры по их характерным признакам.
– За разведение культурных сельскохозяйственных растений и их выращивание отвечает растениеводство. Посмотрите в словаре, как толкует слово растениеводство С.И.Ожегов?(Растениеводство – наука о разведении культурных сельскохозяйственных растений, а также само такое разведение.)
– Растениеводство делится на несколько основных отраслей: полеводство, овощеводство, плодоводство и цветоводство.
– В каждом крае растениеводство зависит от природных условий и имеет свои особенности.
– Как же человек сделал дикорастущие растения культурными? Он не просто выращивал растения около своего дома, а отбирал лучшие, сохранял и размножал их. Многие семьи имеют садовые участки, где выращивают овощи, ягоды, фрукты. Рассмотрим простой пример. Люди убрали картофель, и что дальше? (Картофель увозят в погреб, сортируют по размеру, отбирают на семена для посадки в следующем году)
– И не просто отбирают, а берут самые лучшие. Большой картофель никогда не оставляют на семена. Хороший хозяин, опираясь на свой опыт, заботится о будущем урожае. Над выведением новых сортов работают лаборатории и опытные станции.
– Поговорим отдельно о каждой отрасли растениеводства.
Полеводство.
– Подумайте, чем занимается эта отрасль.
Дети получают материалы гербария: пшеница, рожь, ячмень, овёс, гречиха, лён, их зёрна, зёрна кукурузы, подсолнечника, картофель. Работа проводится в группах.
Карточка – помогай-ка.
Название группы растений по месту выращивания.
Что получают из каждого растения.
Чем отличаются зёрна.
Обсуждение: Эти растения выращивают на полях, значит, это полевые культуры. Из пшеницы и ржи получают муку и пекут хлеб. Эти растения отличаются по форме колосков, у ржи длинные, твёрдые, разные по высоте усы. Рожь выше пшеницы. Зёрна ржи и пшеницы отличаются формой, но похожи по цвету. Зёрна овса продолговатые, из них варят кашу. Гречиха отличается зёрнами коричневого цвета и необычной формой. Из неё получают гречневую крупу.
– А что получают из проса и ячменя? (Из ячменя получают перловую крупу, а из проса – пшено.)
– Что получают из подсолнечника? (Подсолнечное масло и семечки)
– А изо льна? (Льняное масло)
– Это очень интересная культура. Изо льна получают льняное волокно. В старину из этого волокна ткали холсты и шили одежду.
– А картофель? (У него используют в пищу подземные части – клубни)
– Ещё из картофеля получают крахмал. Любите кисели?
– Выращиванием таких сельскохозяйственных культур занимается полеводство.
– В нашем совхозе «АгроСвет» выращивают эти полевые культуры.
Овощеводство.
Чем занимается эта отрасль? (Выращиванием овощей)
– Правильно. Овощи выращивают не только на полях, но и на огородах, а ещё в теплицах. Какие овощные культуры вы знаете? (Капуста, огурцы, кабачки, морковь, свёкла, лук)
Показ муляжей и образцов культур.
– Овощи играют огромную роль в питании человека.
– Такие овощи как лук и чеснок способны убивать болезнетворные микробы, потому что они содержат фитонциды. Неслучайно их рекомендуют употреблять в пищу во время эпидемий гриппа в сыром виде.
V. Физкультминутка.
VI. Работа по теме.
Плодоводство.
– Плодоводство – это выращивание плодовых культур, дающих фрукты. Какие фруктово-ягодные деревья и кустарники вы знаете? (Яблоня, груша, вишня, слива, малина, смородина)
Цветоводство.
– О цветоводстве вы прочитаете самостоятельно на стр. 206.
– Почему одни цветы выращивают в открытом грунте, другие – в теплицах, а третьи – в комнате? (В теплицах и комнатах цветы выращивают круглый год. А в открытом грунте выращивают растения, которые успевают отцвести до холода. Цветы бывают теплолюбивые и не очень.)
– Мир цветов поразительно красив и разнообразен. Помните, какие прекрасные цветы встретили нас 1 сентября и радовали нас своей красотой.
Работа в рабочей тетради.
С. 68 № 1,2,3.
VII. Закрепление изученного.
– Перечислите отрасли растениеводства. (Полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство).
– Какие отрасли развиты в нашем крае?
VIII. Игра «Узнай растение».
– Угадай растение и назови отрасль растениеводства, которая его выращивает.
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь очень гладкая,
На вкус, как сахар, сладкая.
(Морковь, овощеводство)На сучках висят шары,
Посинели от жары.
(Слива, плодоводство)Удивительное солнце,
В этом солнце сто оконцев.
Из оконцев тех глядят
Сотня маленьких галчат.
(Подсолнечник, полеводство)Солнце жжёт мою макушку,
Хочет сделать погремушку.
(Мак, цветоводство)В поле – метёлкой,
В мешке – жемчугом.
(Рожь, полеводство)Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для неё готовим кадки
И крупной соли полмешка.
(Капуста, овощеводство)Низок да колюч,
Сладок да не пахуч.
Ягоды сорвёшь –
Всю руку обдерёшь.
(Крыжовник, плодоводство)
– Самостоятельно дополните схему «Растениеводство» названиями культур, которые выращивает каждая отрасль.(Взаимопроверка в парах)
IX. Закрепление работы по теме урока.
Заполнение таблицы.
Работа с кроссвордом в парах.
X. Подведение итогов урока.
– Назовите отрасли растениеводства.
Выставление оценок.
XI. Домашнее задание.
Прочитать текст, ответить на вопросы (с. 201–207).
Выполнить задание № 1, 4 в рабочей тетради (с. 68–70)
Подготовить сообщение о культурном растении нашего края.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ