Конспект урока для 4 класса "Смена дня и ночи. Смена времён года"
Тема урока: Смена дня и ночи. Смена времён года
Цель: познакомить учащихся с причинами смены дня и ночи, смены времён года на Земле.
Задачи:
1) сформировать представление о том, отчего на Земле сменяются день и ночь, времена года.
2) развивать у учащихся познавательные процессы: мышление, умение наблюдать, сравнивать и делать выводы; формировать познавательный интерес,
3) воспитывать положительные качества личности: умение работать в коллективе, взаимопомощь, творческую активность.
Оборудование: учебник, глобус, модель бабочки, фонарь, интерактивная доска, презентации, обучающие фильмы о смене дня и ночи и о смене времён года.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Эмоциональный настрой. Слайд 1,2.
Начать наш урок я хочу словами французского философа Жан-Жака Руссо:
«Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».
Я желаю вам сегодня на нашем уроке убедиться в правильности этого высказывания.
-Улыбнемся и пожелаем друг другу удачи на пути к новым открытиям.
2. Сообщение темы урока (класс разделён на 4 группы). Слайд 3
К нам на урок пришёл мудрец. И он принёс вам задание. Выполнив это задание, вы сможете узнать тему нашего урока. На столах у вас конверты, откроите их и соберите мозаику.
Мозаика «Смена дня и ночи. Смена времён года»
Какая группа быстрее справилась? Прочитайте. Слайд 4.
Посмотрите пожалуйста, на парте у каждого есть оценочные листы (приложение 1). В течение всего урока вы будете с ними работать. Вы должны будете справедливо оценить свою работу на каждом этапе урока и также вашу работу оценят ваши товарищи.
II. Проверка домашнего задания.
Чтобы приступить к новой теме мы с вами вспомним, что знаем и что нам может пригодиться на уроке. А поможет нам наш гость.
Слайд 5. Древний восточный мудрец так объяснял ученикам устройство Вселенной: «Солнце рано утром поднимается над Землёй. Постепенно двигается по небосводу и к вечеру уходит за горизонт. Каждый день Солнце неустанно обходит Землю с востока на запад, чтобы своими лучами согревать людей и освещать путь караванам. Земля, на которой мы стоим – это центр Вселенной, а Солнце вращается вокруг неё».
Найдите ошибки в объяснении древнего восточного мудреца и запишите в оценочных листах как происходит на самом деле. Задание под № 1.Слайд 6.
Слайд 7. Все планеты солнечной системы вращаются вокруг Солнца. А Земля ещё медленно вращается вокруг своей оси с запада на восток, поворачиваясь то одной стороной, то другой. На Земле в это время происходит смена дня и ночи.
Парная работа. Передайте свой лист соседу и сравните ответ. Оцените ответ товарища. Внесите оценку в оценочный лист (взаимопроверка)
III. Работа по теме урока.
Посмотрите, мудрец приготовил для вас вопросы. Слайд 8.Чтобы вы смогли ответить на все эти вопросы я предлагаю вам посмотреть фильм, как происходит смена дня и ночи. Просмотр фильма «Смена дня и ночи» (3 мин)
На доске вопросы:
– Что происходит при вращении Земли вокруг своей оси?
- Полный оборот делают все точки, кроме двух. Как называют эти точки?
- За сколько времени Земля выполняют полный оборот? Как называют этот промежуток времени?
– Как мы уже с вами знаем, Земля вращается вокруг своей оси как юла. Что происходит при этом вращении?
- Смена дня и ночи.
- Полный оборот делают все точки, кроме двух точек. Как их называют?
- Полюсы: Южный и Северный.
- За сколько времени Земля выполняют полный оборот?
- За 24 часа. Это называют Сутками
Практическая работа в группах (опыт с глобусом и бабочкой).
Сейчас вы будете работать в группах и прежде чем вы начнёте работу, вспомним правила работы в группах. Слайд 9.
Посмотрите на партах у вас всё что понадобиться для работы: фонарик, глобус и бабочка и инструктивная карта, которую вы будете заполнять во время опыта. Помогать проводить работу вам будут бабочки. Слайд 10.11. А что вы знаете интересное о бабочках которые обитают у нас в Казахстане? (сообщение о бабочках – заранее подготовленное учеником).
Как вы думаете, для чего нам фонарь? (Будет заменять солнечный свет) Распределите работу в группах правильно. Найдите Казахстан на глобусе и посадите на это место бабочку. В каком полушарии находится Казахстан? В Северном. Следуйте инструкции. (приложение 2) По ходу наблюдения выводы заносите в инструктивную карту. Слайд 12
Какая группа готова поделиться своими наблюдениями? Остальные показывают согласие или несогласие жестами.
Как вы работали при проведении практической работы? Оцените свою работу. Командир группы оценит работу каждого в группе (оценочный лист)
А что же об этом явлении смены дня и ночи говорит нам учебник. Прочитайте пожалуйста и по ходу знакомства, ставим пометки (Знал +, Не знал ! Хочу узнать?) Слайд 13.(фронтальный опрос учащихся 3-4 человека)
ФИЗМИНУТКА Слайд 14
2. «Вращение Земли вокруг Солнца. Смена времён года».
Наш гость приготовил для вас новое задание Слайд 15.
- Выберите правильное высказывание (конверты с карточками).
Ночь наступает, так как на небе появляется Луна
Солнце вращается вокруг Земли, как и Луна.
Земля обращается вокруг своей оси и движется вокруг солнца по заданному маршруту.
Земля вращается только вокруг своей оси.
Итак Земля обращается вокруг своей оси и движется по заданному маршруту. А что же происходит в это время на земле? Слайд 16
Мудрец приготовил для вас новый вопрос: Слайд 17
Какое явление происходит при вращении Земли вокруг Солнца?
Поможет ответить на этот вопрос фильм (просмотр фильма)
- Какое явление происходит при вращении Земли вокруг Солнца? (Смена времён года.)
- За какой период земля делает полный оборот вокруг земли? Слайд 18
Задание для групп - блиц турнир (вопросы задаются по очереди). Если команда не отвечает вопрос задаётся другой команде. Слайды 19, 20, 21:
1. Как называется путь по которому движется Земля вокруг Солнца?
Земля движется вокруг Солнца по пути, который называется орбитой Земли.
2. За какое время Земля совершает полный оборот вокруг Солнца?
Полный оборот вокруг Солнца по своей орбите Земля делает за год ( 365 дней).
3. Какое явление происходит во время движения Земли вокруг Солнца? (смена времён года)
4. Как экватор делит Землю? (Земля делится на Северное и Южное полушария)
1. Когда Северное полушарие лучше прогревается Солнцем, какое время года у нас? (Лето)
2. А в Южном полушарии? (Зима)
3. Когда солнечные лучи будут прогревать Северное и Южное полушария равномерно, какое время года будет на одном, а какое на другом полушарии? (На одном полушарии наступит весна, а на другом – осень.)
4. А в какой части нашей планеты не происходит смены времён года? (на экваторе)
Оцените вашу работу. Командиры оцените работу ваших товарищей. (оценочный лист)
3. Заключительная часть. Слайд 22.
Учёные всего мира постоянно исследуют планеты Солнечной системы. И в ходе своих исследований они пришли к выводу, что только на Земле существуют наилучшие условия для развития жизни. Земля находится от Солнца на таком расстоянии, что получает от него достаточно света и тепла для жизни живых организмов, вокруг Земли имеется атмосфера с достаточным содержанием кислорода, вода в жидком состоянии. Земля существует и будет существовать миллиарды лет. Наша задача беречь Землю, изучать её, использовать её богатства.
IV. Подведение итогов урока.
А сейчас наш гость предлагает сделать выводы, из всего что мы с вами услышали и увидели. Слайд 23.
Как происходит смена дня и ночи? (Слайд 24 )
Смена дня и но происходит, когда Земля вращается вокруг своей оси.
За какое время Земля делает полный оборот вокруг своей оси и как называется этот период времени?
За 24 часа. Сутки
Как происходит смена времён года? Слайд 25.
Смена времён года происходи при вращении Земли вокруг солнца. Слайд 26.
Как называется период за который Земля совершает полный оборот вокруг Земли? (Год.)Слайд 27.
Подведите итог свой работе на уроке. Оцените свою работу в группе. Командир оценит работу каждого в группе (оценочный лист)
И у каждого на листе есть небольшое задание, вы должны напротив утверждения проставить «да» если согласны с утверждением «нет» если не согласны.
Поменяйтесь с соседом. Оцените работу. Слайд 28
Оцените свою работу на уроке Слайд 29
А) всё понял, могу этот материал объяснить другому – 5 баллов
Б) я сам всё понял, но объяснить другому не берусь – 4 балла
В) для полного понимания мне нужно всё повторить – 3 балла
Г) я ничего не понял – 2 балла
Взаимооценка. Передай свой лист командирам групп. Командиры, оцените работу своих товарищей.
Подсчитайте все полученные баллы, и выведите свою оценку за весь урок
Рефлексия. Ракеты (планеты )
Разместите свои ракеты на планетах
Радости, Знания, Непонимания, Тревоги
Домашнее задание стр 113-116 читать, стр 114-116 конспект. Слайд 30
Спасибо за вашу работу на уроке!
Самоанализ.
Сегодняшний урок последний в системе уроков по разделу Земля космическое тело.
Тема урока «Смена дня и ночи. Смена времён года»
Его цель – познакомить учащихся с причинами смены дня и ночи, смены времён года на Земле.
К обучающим задачам урока я отнесла формирование представления о том, отчего на Земле сменяются день и ночь, времена года.
К воспитательным: воспитывать положительные качества личности: умение работать в коллективе, взаимопомощь, творческую активность.
Урок был также призван способствовать развитию у учащихся познавательного процесса: мышления, умения наблюдать, сравнивать и делать выводы; формировать познавательный интерес.
В данном классе 18учащихся, из них 11 девочек и 7 мальчиков. Класс был поделен на 4 группы (группы смешанные, нет разделения на слабых сильных учащихся). Это по типу урок изучение нового материала, он включал в себя несколько этапов: проверка домашнего задания; подготовка учащихся к усвоению; изучение нового материала; практическая работа, первичная проверка усвоения знаний; первичное закрепление знаний; на каждом этапе урока осуществлялся контроль и самопроверка знаний; подведение итогов урока; информация о домашнем задании.
Основным этапом был изучение нового материала; практическая работа, задачи выяснить как происходит смена дня и ночи, увидеть и смоделировать это на примере, выяснить как происходит смена времён года.
При проведении урока я ориентировалась на принципы обучения: принцип наглядности, научности, связи теории с практикой.
Чтобы решить цель урока, я подобрала вопросы, задания.
Материал урока оказался интересным для учащихся.
Я использовала метод устного изложения, работа с книгой, наглядные методы обучения, практические методы.
В ходе урока на различных этапах была организована индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная работа учащихся.
Задания были ориентированы на развитие мышления, умения анализировать, делать выводы у учащихся.
Мне (не) удалось уложиться по времени. Распределение времени было …. Темп урока ….
Мне было легко вести урок, ученики активно включались в работу …. Меня порадовали … , удивили … , огорчили … (кто из учащихся?), потому что ….
Записи на доске …. Наглядный материал (другие средства обучения) ….
Цель урока можно считать: достигнутой, план урока: …, материал …; я полагаю, что (все) научились …, потому что ….
Домашнее задание (не) вызовет затруднения у … учеников, потому что ….
В целом урок можно считать ….
Приложение 1.
Оценочный лист.
Проверка домашнего задания.
Найди ошибки в объяснении мудреца и запиши как происходит на самом деле.
Все планеты солнечной системы вращаются ________ _____________. А Земля ещё медленно вращается _________________________ с _____________ на ______________, поворачиваясь то ______________ стороной, то другой. На Земле в это время происходит _____________________ и _________.
Взаимооценка_________
Самооценка
Взаимооценка
2.Практическая работа с глобусом.
3. Блиц турнир
4. Оценка работы в группе
5. Напиши « да» или «нет» баллы
Земля вращается вокруг своей оси.
Если бы земля не вращалась, тогда бы на всей Земле была ночь.
Движение Земли происходит неравномерно.
В результате смены дня и ночи земной шар прогревается равномерно.
Нижняя и верхняя точки воображаемой оси называются полюсами
Движение Земли вокруг Солнца приводит к смене времён года
В году 367 дней
Итог:
А) Я доволен, всё понял, могу этот материал объяснить другому – 5 баллов
Б) Не совсем доволен, я сам всё понял, но объяснить другому не берусь – 4 балла
В) Не доволен, для полного понимания мне нужно всё повторить – 3 балла
Оценка за урок _________
Приложение 2
Практическая работа.
1.Включите фонарь и направьте его на глобус. Равномерно ли освещён глобус? Глобус освещён __________________. _____________________________________________________
2.Начинайте медленно крутить глобус. Что происходит со стороной которая была освещена? Сторона которая была освещена ________________________ ____________ ____________.
Что произошло со стороной, которая была в тени? Сторона которая была в тени _________ _________________________________________________________________
Что мы видим? Что происходит с бабочкой? При вращении глобуса бабочка сначала находится на __________________ потом на __________________
Сделай вывод: Благодаря __________________ форме Земли, солнечные лучи освещают её ___________________________. На одной стороне Земли будет ____________, а на обратной стороне __________________.
Сделай вывод: __________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Остановите глобус. Что происходит? Освещена только ________________________, а вторая в ________________.
Предположите, что может произойти если земля остановится. Что будет происходить на тёмно и на светлой стороне?
Светлая Тёмная
Растения __________________________ ____________________________________ _____________________________ _____________________________________
Животные ________________________ ____________________________________
Человек __________________________ ______________________________________
____________________________ ______________________________________
Как лучше для жизни на Земле? ___________________________________________________
Вывод: Благодаря вращению __________________________ происходит смена _____________ и ________________ и земля нагревается ____________________.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ