Конспект урока для 2 класса "Водоем и его обитатели"
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
ФИО (полностью)
Исаншина Елена Анатольевна
Место работы
МБОУ «Бетькинская СОШ»
Должность
Учитель начальных классов
Предмет
Окружающий мир
Класс
2
Тема и номер урока в теме
Тема «Водоем и его обитатели» , урок №4 « Растения пресных водоемов»
Предметная программа и её автор
Программа « Окружающий мир» Виноградовой Н.Ф. по УМК « Начальная школа 21 века»
Цель урока:
познакомить с растениями пресных водоёмов; расширить представление обучающихся о природных сообществах.
Тип урока
урок открытия нового знания
Модель организации УПД младших школьников
КТД (коллективная творческая деятельность), работа в группах, парах, фронтально
Необходимое оборудование
Мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация по теме урока, карточки для работы в группах, для работы в парах, плакат с изображением берега реки, карточки с изображением растений и животных пресных водоемов, Красная книга, паззлы- изображения растений
Структура и ход урока
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии
3. Этап выявления места и причины затруднения
4. Этап построения проекта выхода из затруднения
5. Этап реализации построенного проекта
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
8. Этап включения в систему знаний и повторения
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап
урока
Решаемая задача
Деятельность ученика
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Название используемых ЭОР, гиперссылка
Время
(в мин.)
1
2
3
4
5
6
7
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)
актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»)
установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).
Проверяют наличие необходимого к уроку
- А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
- Девиз нашего урока: «Тебе скажут – ты забудешь, тебе покажут - ты запомнишь, ты сделаешь – ты поймешь»
Слайд 1
ЭОР №1, презентация к уроку
1 мин.
Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии
Подготовить мышление учащихся,
организовать осознание ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.
- водоёмы
-естественный, искусственный
-пресный, соленый
- река, озеро, ручей, болото
- рыбы
- птицы
- звери
-насекомые
Д. И у дохлой щуки живые зубы.
– Маленькая рыбка лучше большого таракана.
– Где щуки нет, там карась хозяин.
– По течению только дохлая рыба плывет.
– Снимай ерша с крючка не спеша.
– На широкой речке рыба в узких местах, на узкой – в широких.
– Ищи рыбу сам, ты ей не нужен.
– За зиму и щука пиявками обрастает.
– Ищи леща у хвоща, ерша – у камня.
– Всякая килька лезет в селедки.
– Знать бы ершу, когда щука зубы меняет.
– Не учи рыбу плавать.
( дети по очереди прикрепляют рисунки бобра, щуки, ужа, головастика, окуня, цапли, утки, стрекозы)
- Нет растений.
– Тему нашего урока вы сейчас назовёте сами, если правильно решите шараду.
Слайд 2
Возьмите корень из слова подводный, корень из слова подъём, соединительную гласную из слова водопад и окончание из слова океаны .Какое слово у вас получилось?
Слад 3 (Вод-о-ём-ы)
- Вспомните, какие виды водоемов вы знаете?
- Какие типы естественных пресных водоемов вы можете назвать?
Слайды 4, 5, 6
Постепенно на доске появляется запись:
- Кто населяет пресный водоем?
- Я просила вас подготовить пословицы о рыбах. Какие пословицы вы нашли?
- Давайте населим наш водоем ( на доске плакат с изображением реки, части берега)
- Чего не хватает на нашем рисунке?
4 мин.
Этап выявления места и причины затруднения
Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
Дети читают вопросы:
– Что растёт в пресном водоёме?
– Что произойдёт, если в жизнь пресного водоёма вмешается человек?
– По ходу нашего урока вы должны будете ответить на вопросы:
Слайд 7
Слайд 8
1 мин
Этап построения проекта выхода из затруднения
Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.
Группы выполняют задание
У. Давайте узнаем, какие растения встречаются в этом водоеме. Для этого каждая группа собирает из предложенных паззлов рисунок растения, читает о нем текст и рассказывает о растении классу:
1 группа: частуха
2 группа: кубышка
3 группа: водокрас
4 группа: рдест
Карточка группы
1.Как выглядит растение? Опишите его.
2.В каких местах произрастает?
3.Где именно ( на поверхности, в прибрежной зоне, на глубине или в толще воды) растет?
4.Какое назначение имеет? Кто питается этим растением? Какую пользу для человека оно имеет?
1-я группа – стрелолистСлСС
2-я группа – кубышка.ка С
3-я группа – кувшинка.
4-я группа – осок
ЭОР № 2, карточки с заданиями для групповой работы
9 мин
Этап реализации построенного проекта
Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.
Выступают с сообщениями о заданном растении
Д. Есть: кубышка
Д. Частуха растет у берега
Д. На глубине растет кубышка
Д. Водокрас на поверхности воды
Д. Рдесты в толще воды
Д. Эти растения дают приют и пищу насекомым, жучкам, паучкам, рачкам, малькам рыб
Слайды 9,10,11,12
– Нет ли среди ваших растений тех, которые занесены в Красную книгу?
Все растения водоемов можно разделить на:
- глубоководные растения;
- растения, плавающие на поверхности;
- растения оксигераторы;
- растения прибрежной
зоны.
Слайд 13
Заполняем таблицу «Чему где расти удобно»
Физкультминутка
Физкультминутка развивающего характера для психологического климата.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете,
Стали карликами дети,
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали.
У. Река является домом для большого количества растений. Среди них незабудка, белокрыльник, ирис-касатик, сусак, телорез, аир, гречиха, рдест, рогоз, камыш озерный– куга, водокрас. Узнать о них кое-что интересное вы сможете из книги Анатолия Онегова «На берегу озера».
Учитель показывает детям книгу.
Слайд 15
- А сегодня мы научимся определять их по гербариям, рисункам и описаниям в дополнительной литературе.
На доске рисунки растений без подписи. Дети по дополнительной литературе и гербариям определяют растение и выбирают к нему подпись.(водоросли, кувшинка, рогоз, камыш, незабудка, осока, ряска, сусак)
– Как вы думаете, какую роль выполняют растения в водоёме?
ЭОР № 3 , приложение 1 - текстовая информация по группам растений водоемов
ЭОР №4,таблица «Чему где расти удобно»
10 мин
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
Инсценируют подготовленные учащиеся:
Окунь и Щука
– Отчего это, Щука, глаза у тебя, как у волка, горят?
– От голода.
– А по реке чего мечешься, на месте не стоишь?
– От голода.
– Вот и поговори с тобой! Заладила одно: «от голода», да «от голода»! Чего это ты такая неразговорчивая?
– От голода!
Головастик и Уж
– Ты чего, Уж, задумался? Шипишь –меня, что ли, ругаешь?
– Не мешай, Головастик, я считаю!
– Кого же ты, долговязый, считаешь – ворон, что ли?
– Каких там ворон! Считаю я, сколько вас,головастиков, проглотил. Одиннадцать штук насчитал. Вот бы еще одного –
для ровного счета!
Д. Мы проследили цепи питания.
– В природе все взаимосвязано.
– Итак, мы выяснили, что в пресных водоемах обитают разнообразные живые организмы. Послушаем разговор некоторых из них.
Слайд 16
Слайд 17
У. Послушав эти диалоги, какой вывод вы сделали?
– Мы можем смело сказать, что водоем – это природное сообщество.
Слайд 18
Слайд 19
4 мин
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Переход извне внутрь нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.
Зачитывают некоторые взаимосвязи.
( Например, растения выделяют в воду кислород, которым дышат животные. Растениями водоёма питаются животные. Карась питается растениями и личинками насекомых, а щука - карасятами.)
Д. Мертвые остатки перегнивают, разрушаются под воздействием микроорганизмов, образуются соли, а их используют растения.
Работа в парах по карточкам.
- В пресных водоёмах обитают разнообразные живые организмы. Покажите стрелками, что они связаны между собой.
Карточка:
Ряска, цапля, карась, лягушка, жук-плавунец, рак, утка, бобр, двустворчатые моллюски, комары, жуки-водомерки, водоросли.
ряска – водомерка;
стрелолист – карась – окунь;
– Как растения и животные способствуют питанию растений?
Слайд 20
Физкультминутка для глазных мышц.
Упражнение 1. «Вращение».
Не двигая головой, вращаем глазами по часовой стрелке 4-5 раз и против часовой стрелки 4-5 раз.
Упражнение 2. «Во все стороны».
Не поворачивая головы, двигайте глазами вверх, вниз, вправо, влево – 4-5 раз.
Упражнение 3. «Пальчик».
Подносим пальчик к кончику носа, глядя на него, затем отводим назад – 4-5 раз.
Упражнение 4. «Кто там».
Зажмурим глаза, сжимая сильно веки, широко открываем, удивляемся «Кто там?» - 4-5 раз.
Упражнение 5. «Сон».
Спокойно закрываем глаза, думаем о хорошем, открываем глаза, дарим друг другу улыбки. – 1 раз.
ЭОР №5, карточки для работы в парах
6 мин
Этап включения в систему знаний и повторения
Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.
Дети в группах выполняют задание. Затем работы демонстрируются и обсуждаются
У. Своими примерами вы доказали, что водоем – это природное сообщество. Но человек вмешивается в жизнь этого сообщества, рвет редкие растения, ловит раков-санитаров, губит головастиков и лягушек. Мне бы хотелось, чтобы вы в группах нарисовали знак, говорящий о том, что нельзя делать, чтобы не нарушать экологическое сообщество водоема.
ЭОР №6, творческие работы детей
6 мин
Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
- узнать о растениях пресных водоемов.
- научились определять растения с помощью гербария и дополнительной литературы
- водоем – природное сообщество, обитатели которого связаны друг с другом
Дети оценивают свою работу.
-Ребята, какую цель мы преследовали на уроке?
-Чего достигли?
-Что нового узнали?
Задание на самооценку.
Закончите предложения:
Я доволен(льна) ………………..(очень, не очень) результатами своей работы, потому что я (самостоятельно или при помощи…) справился(лась) с заданиями
Слайд 21
ЭОР №7, карточки с задание на самооценку
4 мин
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ