Конспект урока для 4 класса "Жизнь леса. Лес – природное сообщество"
Предмет: Окружающий мир
Класс: 4
Тема: Жизнь леса. Лес – природное сообщество.
Цель урока: сформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе.
Задачи:
Обучающие: Дать представление о разнообразии лесных обитателей, познакомить с ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.
Развивающие: Развивать познавательную активность, умение использовать в работе ранее полученные знания, коммуникативные умения.
Воспитательные: Содействовать формированию экологической культуры.
Структура и ход урока
Этапы урока
Название используемого оборудования программного обеспечения информационных ресурсов
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Время (в мин)
Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Татьяна Алексеевна. И сегодня урок окружающего мира мы проведем вместе. Давайте посмотрим всё ли у вас готово к уроку. Молодцы!
Проверка готовности к уроку
1 мин
Постановка темы и целей урока
Слайд 2 (3)
-Послушайте стихотворение и подумайте, о чем будет наш урок.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи!
Ты же видишь, мы свои!
- Молодцы! Тема нашего урока «Жизнь леса». Давайте определим цели. Что мы должны узнать на уроке.
- Мы будем говорить о лесе.
- Ответы детей
5 мин
3.Работа по теме урока
Слайд 3 (3)
Слайд 4 (3)
Слайды 5,6 (3)
Раздаточный материал (2)
Слайд 7 (3)
- А как вы понимаете, что такое лес?
- Ученые называют лес природным сообществом. Как вы думаете, почему?
- Как вы понимаете слово «СООБЩЕСТВО»?
- Лес для живых организмов является большим многоэтажным домом. Каждый этаж имеет свое название. Ученые называют эти этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения.
1 ярус – это многолетние растения с крупным твердым стеблем. (Это – деревья). Им надо больше света, поэтому они образуют верхний ярус, другим растениям требуется меньше света, поэтому они могут жить в тени деревьев.
- Приведите примеры первого яруса.
- 2 ярус – это многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Это – кустарники). Давайте приведем примеры?
- 3 ярус – растения с мягкими зелеными стеблями (Это – травы).
- 4 ярус – это мхи и лишайники.
- Для кого лес является домом?
- Весь лес – от верхушек деревьев до земли – заселен животными.
-Назовите обитателей леса.
- Сядьте группами. У вас на партах лежат картинки леса и конверты с животными. Попробуйте расселить животных по месту их обитания. Наклеивайте животных на картинку.
- А теперь проверьте, правильно ли вы расселили животных. У кого есть ошибки.
- Как вы думаете, могут ли существовать растения и животные друг без друга?
-Почему?
- Это и есть природное сообщество.
Физминутка
- Лес – это участок земли, на котором растут деревья, кустарники, травы, грибы
- Это значит, что все его обитатели живут совместно, тесно связаны между собой.
- СООБЩЕСТВО - группа растительных или животных организмов, живущих вместе.
- ели, сосны, березы, осины.
- малина, смородина,
калина,
шиповник.
- костяника,
кислица,
ландыши.
-Для животных
- Ответы детей
- дети выполняют задания
- Ответы детей
- Нет
- Они живут вместе, помогая друг другу, т.е. сообща.
15 мин
4. Продолжение работы по теме.
Слайд 8 (3)
Учебник стр. 179 (1)
Слайд 9 (3)
- Ребята, сейчас мы с вами поговорим еще об одном обитателе леса. Я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать.
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть – нет головы.
- Правильно, молодцы! А какие грибы можно встретить в лесу?
- Ребята, как вы думаете, нужны ли лесу грибы?
-Чтобы более подробно представить картину о роли грибов в лесу, прочитайте статью в учебнике на странице 179.
- Для чего же нужны грибы лесу?
-Молодцы! А теперь давайте вспомним правила поведения в лесу.
- Это гриб
- Ответы детей
- Ответы детей
- Чтение статьи детьми.
- Ответы детей.
- Не повреждай кору деревьев.
Не рви в лесу, на лугу цветов.
Съедобные ягоды, орехи собирай так, чтобы не повреждать веточек.
Не разоряй птичьи гнезда.
12 мин
5. Рефлексия
- Давайте вспомним, какую цель мы ставили на урок и смогли ли ее достичь.
Были ли трудности.
-Вы сегодня очень хорошо работали. Выполнили много разнообразных заданий.
Приближается наш самый любимый праздник Новый год. Все украшают дома, наряжают елки. И мы с Вами нарядим елочку. Если вам понравился урок, все было понятно и легко – повесьте красный шарик. Если понравился урок, но не все было понятно и интересно – желтый шарик. Если на уроке испытывал трудности, не все было понятно – синий шарик.
- Теперь поднимите свои елочки.
Все молодцы. Мне очень приятно было с вами работать. Спасибо всем за урок.
- Ответы детей
- Дети рисуют шарики.
7 мин
Перечень используемого на уроке учебного оборудования, программного обеспечения, информационных ресурсов
№
Наименование
Назначение
1
Учебник «Окружающий мир» 4 класс А.А. Плешаков
Работа со статьей
2
Раздаточный материал (картина леса и животные, насекомые леса), (елочки)
Картинки животных и леса необходимы для работы в группах, для закрепления изучаемого материала и выявления уровня усвоения.
Елочки необходимы для самооценки
3
Презентация «Жизнь леса»
Для работы по изучению нового материала
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ