Конспект урока для 4 класса "Жизнь леса. Лес – природное сообщество"

Предмет: Окружающий мир

Класс: 4

Тема: Жизнь леса. Лес – природное сообщество.

Цель урока: сформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе.

Задачи:

Обучающие: Дать представление о разнообразии лесных обитателей, познакомить с ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.

Развивающие: Развивать познавательную активность, умение использовать в работе ранее полученные знания, коммуникативные умения. 

Воспитательные: Содействовать формированию экологической культуры.











Структура и ход урока

Этапы урока

Название используемого оборудования программного обеспечения информационных ресурсов

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время (в мин)

  1. Организационный момент



- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Татьяна Алексеевна. И сегодня урок окружающего мира мы проведем вместе. Давайте посмотрим всё ли у вас готово к уроку. Молодцы!


Проверка готовности к уроку

1 мин

  1. Постановка темы и целей урока












Слайд 2 (3)

-Послушайте стихотворение и подумайте, о чем будет наш урок.

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи!

Ты же видишь, мы свои!

- Молодцы! Тема нашего урока «Жизнь леса». Давайте определим цели. Что мы должны узнать на уроке.










- Мы будем говорить о лесе.





















- Ответы детей

5 мин






























3.Работа по теме урока

Слайд 3 (3)













































































Слайд 4 (3)









Слайды 5,6 (3)



Раздаточный материал (2)













Слайд 7 (3)


- А как вы понимаете, что такое лес?











- Ученые называют лес природным сообществом. Как вы думаете, почему?





- Как вы понимаете слово «СООБЩЕСТВО»?









- Лес для живых организмов является большим многоэтажным домом. Каждый этаж имеет свое название. Ученые называют эти этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения.

1 ярус – это многолетние растения с крупным твердым стеблем. (Это – деревья). Им надо больше света, поэтому они образуют верхний ярус, другим растениям требуется меньше света, поэтому они могут жить в тени деревьев.

- Приведите примеры первого яруса.

- 2 ярус – это многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Это – кустарники). Давайте приведем примеры?

- 3 ярус – растения с мягкими зелеными стеблями (Это – травы).



- 4 ярус – это мхи и лишайники.



- Для кого лес является домом?

- Весь лес – от верхушек деревьев до земли – заселен животными.

-Назовите обитателей леса.



- Сядьте группами. У вас на партах лежат картинки леса и конверты с животными. Попробуйте расселить животных по месту их обитания. Наклеивайте животных на картинку.

- А теперь проверьте, правильно ли вы расселили животных. У кого есть ошибки.

- Как вы думаете, могут ли существовать растения и животные друг без друга?

-Почему?





- Это и есть природное сообщество.



Физминутка

- Лес – это участок земли, на котором растут деревья, кустарники, травы, грибы

- Это значит, что все его обитатели живут совместно, тесно связаны между собой.

- СООБЩЕСТВО - группа растительных или животных организмов, живущих вместе.































- ели, сосны, березы, осины.

- малина, смородина,

калина,

шиповник.





- костяника,

кислица,

ландыши.







-Для животных

- Ответы детей







- дети выполняют задания











- Ответы детей





- Нет





- Они живут вместе, помогая друг другу, т.е. сообща.

15 мин


















































































4. Продолжение работы по теме.



















Слайд 8 (3)











Учебник стр. 179 (1)









Слайд 9 (3)

- Ребята, сейчас мы с вами поговорим еще об одном обитателе леса. Я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать.
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть – нет головы.

- Правильно, молодцы! А какие грибы можно встретить в лесу?



- Ребята, как вы думаете, нужны ли лесу грибы?

-Чтобы более подробно представить картину о роли грибов в лесу, прочитайте статью в учебнике на странице 179.

- Для чего же нужны грибы лесу?


-Молодцы! А теперь давайте вспомним правила поведения в лесу.











- Это гриб







- Ответы детей





- Ответы детей



- Чтение статьи детьми.







- Ответы детей.



- Не повреждай кору деревьев.

Не рви в лесу, на лугу цветов.

Съедобные ягоды, орехи собирай так, чтобы не повреждать веточек.

Не разоряй птичьи гнезда.

12 мин


























5. Рефлексия


- Давайте вспомним, какую цель мы ставили на урок и смогли ли ее достичь.

Были ли трудности.

-Вы сегодня очень хорошо работали. Выполнили много разнообразных заданий.

Приближается наш самый любимый праздник Новый год. Все украшают дома, наряжают елки. И мы с Вами нарядим елочку. Если вам понравился урок, все было понятно и легко – повесьте красный шарик. Если понравился урок, но не все было понятно и интересно – желтый шарик. Если на уроке испытывал трудности, не все было понятно – синий шарик.

- Теперь поднимите свои елочки.

Все молодцы. Мне очень приятно было с вами работать. Спасибо всем за урок.


- Ответы детей















- Дети рисуют шарики.

7 мин




























Перечень используемого на уроке учебного оборудования, программного обеспечения, информационных ресурсов

Наименование

Назначение

1

Учебник «Окружающий мир» 4 класс А.А. Плешаков

Работа со статьей

2

Раздаточный материал (картина леса и животные, насекомые леса), (елочки)

Картинки животных и леса необходимы для работы в группах, для закрепления изучаемого материала и выявления уровня усвоения.

Елочки необходимы для самооценки

3

Презентация «Жизнь леса»

Для работы по изучению нового материала











Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории окружающий мир:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ