Конспект урока для 4 класса "Водоёмы. Растения и животные водоёмов. Охрана растений и животных водоёмов"
4 класс
Тема: Водоёмы. Растения и животные водоёмов. Охрана растений и животных водоёмов.
Цель: расширить знания детей о водоёмах, взаимосвязи растительного и
животного мира, вызвать желание самостоятельно добывать знания.
Задачи: выявить и расширить представления детей о водоёмах, растительном и животном мире; развивать познавательную активность учащихся через
самостоятельный творческий поиск необходимой информации; развивать
творческие способности учащихся, умение работать с дополнительной
литературой; воспитывать умение анализировать свои успехи и неудачи,
умение работать в группах, бережное отношение к природе.
Оборудование: глобус, физическая карта Казахстана, атласы для каждого ребёнка, иллюстрации и таблицы «Растительный и животный мир водоёмов», индивидуальные таблички и схемы, дополнительная справочная литература.
Ход урока.
1. Индукция (психологический настрой).
- Сядь–ка, ровненько, дружок,
Начинается вот-вот интереснейший урок-
Урок познания мира.
Но сначала повернитесь
И друг другу улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, друзьям
И садитесь по местам.
- Вижу, вы уже готовы отправиться в путь за новыми знаниями?
- А главное - смекалку и задор - не забыли?
- На уроке нас ждут, я надеюсь, открытия. Какие они будут: большие или маленькие? Главное, у каждого они будут свои.
2. Постановка задач:
- Мы продолжаем открывать для себя нашу страну Казахстан.
• Послушайте слово: «Водоёмы».
- Произнесите его в группах с разной интонацией, чувством.
( от группы произносит 1 человек)
• Ассоциации.
- Запишите слово «водоёмы» на листочках.
- Какие ассоциации у вас возникли? Составьте кластер.
- Прочитайте свои ассоциации в группах.
- Дополните свои записи понравившимися словами.
- Выберите самые главные, важные для всех вас слова и прикрепите их при помощи клея к своему большому листу, а затем к доске.
- Озвучьте свои записи.
- Составьте рассказ, используя свои опорные слова.
рыбалка
рыба красота
лягушка водоёмы жизнь
вода
стрекозы кувшинки
-Прочитайте рассказы в группах.
-Кто хочет прочитать классу? (по желанию, остальные рассказы
вывесите на доску и кто желает, сможет их потом прочитать)
• Закройте глаза: какой цвет вы представили, услышав слово «ВОДОЁМЫ»?
-Выберите листочки того цвета, какой вы представили, и прикрепите к доске около слова «водоёмы».
-Вот такой цвет у вас возник. К нему мы вернёмся позже.
3.Работа с картой, глобусом и атласом.
-Посмотрите на глобус и карту.
-Сравните со своими представлениями, какой цвет на них преобладает?
-Какие открытия вы сделали? (некоторые озёра закрашены голубым и розовым цветом потому, что одни из них пресные, а другие солёные; озеро Балхаш и того и другого цвета, т. к. одна часть его с пресной водой, а другая - с солёной).
-Какой цвет преобладает на планете Земля?
-А можно ли её было назвать планетой океан? (конечно, ведь 2/3 её поверхности занимают воды океанов, морей и озёр – это 70% поверхности Земли, но лишь 3 % - вода пресная).
4.Работа с картой «открытий».
- Зачеркните «лишнее» слово:
- Обведите название водоёмов, которые есть в нашей местности:
РЕКА, ГОРА, ОКЕАН, ОЗЕРО, МОРЯ, ПРУД, КОТЛОВАНЫ, БОЛОТА, ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ.
-Подумайте, какие бывают водоёмы?
-Защитите задание (на доске появляется схема).
Водоёмы
искусственные естественные
•Подумайте и выберите, что относится к озеру, а что к реке.
•Соедините стрелками.
Вода течёт
Вода стоячая
РЕКА Два берега ОЗЕРО
Со всех сторон окружено сушей
Пресная вода
Солёная вода
Доп. сведения: нашу Республику, особенно северную часть, можно смело назвать озёрным краем. На её территории находится 48262 озера с запасами воды в 190 куб. м. Самые крупные из них: Балхаш, Алаколь, Салыкколь, Каспий и Арал – озеро. Большую часть составляют солёные или солоновато – солёные, горькие, непригодные для питья.
-Выпишите в группах названия крупных озёр и рек Казахстана в таблицу.
-Защитите. Расскажите, какое значение они имеют для жителей Казахстана.
Реки Озёра
Иртыш, Или, Ишим, Тобол, Урал, Сырдарья, Чу и т.д. Каспийское, Аральское, Балхаш.
5.Самостоятельная работа учащихся со справочной литературой и учебником.
- Почему в начале урока вы использовали так много цвета для изображения водоемов?
- Водоём – это не простое углубление на поверхности, заполненное водой. Нет, это – удивительный дом, населённый многочисленными жителями. Об этом и пойдёт речь во 2 части нашего урока.
- Разных видов животных и растений на свете больше, чем можно увидеть звёзд на небе. И каждый вид удивительно точно приспособился к своему и только к своему месту обитания. Они образуют природные сообщества.
- Поработайте с учебником и дополнительной литературой, заполните свои таблички.
1. Название растения
2. Приспособленность к условиям жизни в водоёмах
3.Названия животных
4.Чем питаются
5.Приспособленность к условиям жизни в водоёмах
6. Афиширование.
•Обсудите в группах. Защитите свои «открытия». Дополните сведения.
- Сделайте общий вывод по своим «открытиям» на листочках бумаги.
- Прикрепите их на доп. доску «Открытий».
Вывод: Всё в природе взаимосвязано. Растительный и животный мир образуют сообщества, которые связаны между собой цепью питания.
• А как вы думаете, к чему может привести разрыв этой цепи?
7.Составление цепей питания из имеющихся иллюстраций (подготовленных учителем заранее), озвучивание их.
Вывод: чтение стихотворения Б. Заходера «Про всех на свете».
(1 ученица заранее подготовленная)
Все – все – все на свете, Нужны все на свете!
На свете нужны! Нужны все подряд-
И мошки не меньше нужны,
чем слоны. Кто делает мёд
Нельзя обойтись И кто делает яд.
Без чудищ нелепых Плохие дела
И даже без хищников У кошки без мышки,
Злых и свирепых! У мышки без кошки
Не лучше делишки.
Да! Если мы с кем – то не очень дружны –
Мы всё – таки очень друг другу нужны.
А если нам кто – нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой покажется…
Все – все-
Все на свете,
На свете нужны.
И это все дети запомнить должны.
8. Вызов и разрыв.
• Пройдите около правой части доски (открывается доска, на которой изображены хищные животные).
• Посмотрите внимательно, кого вы видите?
• А как вы думаете, почему среди них вы увидели себя, других ребят из класса?
• Кто же самый главный хищник на Земле?
( в группах) – Докажите.
9. Работа с текстом учебника с. 104 – 105.
-Какие меры в нашей стране принимаются для сохранения природы водоёмов?
10. Перевоплощение (закрыли глаза).
- Представьте, что вы – редкие животные или растения водоёмов, которые занесены в Красную книгу Казахстана. Вас пригласили выступить на конференции, где вы можете выступить с жалобой, просьбой, обращением к людям.
- Что бы вы могли поведать?
11. Чтение стихотворения (хором с доски).
Дерево, трава и птица
Не всегда
Умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете
Мы останемся одни.
12. Рефлексия. - Подведём сейчас итог: может, зря прошёл урок?
• Напишите на листочках, какие открытия вы сделали.
• Кто хоче Что больше всего понравилось?
• Какие чувства вы испытывали в течение урока?
Домашнее задание: - Нарисуйте знак или плакат в защиту животного или растения водоёмов.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ