Конспект урока для 3 класса «Воздух. Охрана воздуха от загрязнений. Практическая работа «Свойства воздуха»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Воздух. Охрана воздуха от загрязнений».
Ф.И.О. педагога:
Болдырева Татьяна Евгеньевна
Место работы:
ГБОУ ООШ пос.Пионерский муниципального района Шигонский Самарской области
Должность:
Учитель начальных классов
4.
Предмет:
Окружающий мир
5.
Класс:
3
6.
Тема и номер урока в теме:
Урок 10 «Воздух. Охрана воздуха от загрязнений. Практическая работа «Свойства воздуха»»
7.
Дата проведения
8.10.2013г.
8.
Базовый учебник: Учебник Плешаков, А. А.» Мир вокруг нас»: учебник для 3 класса нач. школы ФГОС: в 2 ч. / А. А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2012. Часть 1
ЭОР: Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
http://festival.1september.ru/articles/522383/
Хостинг презентаций
http://ppt4web.ru/
9.
Цель урока:
Формирование у учащихся научного представления о воздухе и его свойствах; развитие умения исследовать.
10.
Задачи:
Образовательные:
- создать условия для формирования понятия «свойства воздуха»
- создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;
- создать условия для формирования у детей представления о том, что воздух необходим для жизни через исследование его свойств;
-дать представления о применении воздуха в жизни человека.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения дополнительного материала, создание проблемой ситуаций;
- развивать мышление, воображение, восприятие, речь.
Воспитательные:
-воспитывать интерес к окружающему миру;
- воспитывать желание учиться и делать открытия;
-воспитывать умение слушать других.
В процессе обучения формирую следующие блоки УУД.
Личностные УУД:
-внутренняя позиция школьника;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-самоанализ и самоконтроль результата;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД:
- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение);
- извлечение необходимой информации из увиденного;
- осознание и самостоятельное построение речевого высказывания;
- выдвижение предположений и их обоснование;
- самостоятельное выдвижение способов решения проблемы.
Коммуникативные УУД:
- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
- умение работать в группах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД:
- использование последовательных действий, контроль выполненной работы;
- осознание уровня и качества усвоенного.
Ожидаемые предметные результаты
Учащиеся научатся:
- определять с помощью наблюдений и опытов свойства воздуха,
- знать значение воздуха для живого, физические свойства воздуха, необходимость охраны воздуха от загрязнения;
- уметь анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать изучаемый объект - воздух, называя его существенные признаки;
- экспериментировать, выполнять простые опыты по определению физических свойств воздуха.
11.
Тип урока:
первичное предъявление новых знаний
12.
Формы работы учащихся:
фронтальная, групповая, парная.
13.
Необходимое техническое оборудование:
Схема - опора « Состав воздуха», полиэтиленовый пакет, колба, стакан с водой, пустая банка, банка с кусочком лимона, две свечи,
мультимедийная установка, проектор, презентация PowerPoint; надувные шарики, трубочки от сока.
14.
Структура и ход урока:
Мотивация учебной деятельности.
Актуализация знаний и фиксирование затруднений в пробном действии.
Постановка проблемы.
Построение проекта выхода из затруднения.
V. Реализация проекта. Практическая часть.
VI. Первичное закрепление.
VII. Рефлексия.
VIII. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
УУД
1.Мотивация к учебной деятельности
- Девиз урока: «Знаешь – говори,
не знаешь – слушай!»
- Как понимаете эти слова?
- Сегодня на уроке вас ждет множество открытий.
Открытие новых знаний.
Будем стараться узнать новое.
Личностные:
осознают себя в роли обучающихся, формируют мотивы достижения поставленной цели.
Коммуникативные.
2. Актуализация
знаний и
фиксирование
затруднения в
пробном действии.
Им дышат звери, птицы, люди,
Без него мы огня не добудем,
Без него нет жизни нигде -
Даже тем, кто живёт в воде....
(Воздух)
Какая тема нашего урока?
Воздух, его свойства.
Выяснение первоначальных знаний учащихся о воздухе.
- Что вы знаете о воздухе?
(Свободные высказывания детей)
Вывод: Знаете вы много, но не всё. Поэтому
сегодня наш класс превратится в научную лабораторию. Кто знает, что такое лаборатория ?
- Как проверить, правы ли мы?
А вы будете учёными-исследователями.
Обратить внимание на орфографию.
- Кто такой исследователь?
- Проверим, правы ли мы? (Толковый словарь.)
Сегодня мы проведем исследование воды и ее свойств.
А ещё мы должны показать результат свой работы на конференции, поэтому мы составим кластер.
Декодирование информации(загадка)
Основной вывод-без воздуха нельзя жить
Поиск информации
(работа со словарем)
Место, в котором проводятся научные опыты.
Найдем определение в толковом словаре.
Исследователи.
Человек, который изучает разные предметы и вещества.
Ищут определения в словаре.
Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
3.Выявление места и
Причины
затруднения.
Постановка
проблемы.
- Итак, что такое воздух?
Мы его не видим, но он есть везде
Давайте проведём первый эксперимент:
Наполним полиэтиленовый пакет воздухом, завяжем и попробуем его осторожно смять.
- Легко ли он сжимается?
Что произойдет если развязать пакет и выпустить немного воздуха?
-Пакет можно сжать.
Вывод: В пакете находился воздух и поэтому мы не могли его смять, а когда выпустили воздух, то пакет сжался.
Так что же такое воздух? Воздух – это смесь газов.
Заполняем часть кластера
Воздух – смесь газов
Рассмотрим схему. Какие газы входят в состав воздуха?
Какого газа больше всего?
Лишь два века назад ученые узнали, что воздух смесь газов:
Азота –78%
Кислорода – 21 %
Углекислого газа – 1 %
Перед тем, как начнём исследования, проведём физминутку
Поиск информации («Да-Нетки»)
Ответы детей
(Нет! Да! – ПОЧЕМУ?)
Органы чувств. вкус запах.
Познавательные
Коммуникативные
ФИЗМИНУТКА
Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Руки вниз, на пояс, вверх,
Убегаем мы от всех (бег на месте)
Побежим скорее в класс
Там послушаем рассказ. (Уч-ся садятся)
4.Построение
проекта
выхода из
затруднения.
Открытие новых
знаний.
- Наметим план наших действий.
- Как же мы будем исследовать воздух?
Разделимся на 3 лаборатории.
(Каждой группе даётся задание на карточках)
1. Сами проведем опыты и понаблюдаем за
веществом и его
свойствами.
2. Сделаем выводы.
Коммуникативные
Регулятивные
5.Реализация
проекта.
Практическая
часть.
Цель: определить свойства воздуха.
Работа в группах.
1 лаборатория работает над первым свойством воздуха- бесцветность, прозрачность.
Оборудование-пустая пробирка, стакан с водой
Инструкция по проведению опыта.
Есть ли что-нибудь в пробирке?
Потопите пробирку в стакане с водой.
Что вы увидели?
Так что же находилось в пробирке?
Почему мы ничего не видим?
О каком свойстве воздуха это говорит?
(Заполняют свою часть кластера)
2 лаборатория работает над вторым свойством воздуха – легче воды
У вас на столе стоит чашка с водой и трубочки. Подуйте в трубочку, не вынимая её из воды. Что увидели? (Воздух превращается в пузыри и поднимается на поверхность.)
- Какой вывод можно сделать? (Воздух легче воды.)
(Заполняют свою часть кластера)
3 лаборатория работает над третьим свойством воздуха – сжимаемость и упругость.
Надуйте шарик. Закрутите. Итак, внутри шарика теперь находится воздух, который заполнил его объем. Чем больше раздувается шарик, тем больше в нём воздуха. Попробуйте его сжать. Легко ли сжимается шарик? Какой вывод можно сделать? (Воздух сжимаем и упруг)
4 лаборатория работает над свойством - запах.
- Как вы думаете, воздух имеет запах?
Давайте проверим.
Пусть один исследователь закроет глаза и понюхает воздух.
Второй откроет банку, где лежит кусочек лимона и даст понюхать первому.
Чем сейчас пахнет?
Сделайте вывод
(Без запаха.)
(Заполняют свою часть кластера)
Следующий опыт проводит учитель.
Зажигаю 2 свечи.
Создаю проблемную ситуацию.
-Если одну свечу оставить гореть, а другую накрыть стаканом, что произойдёт?
Ответы детей.
Вывод (воздух поддерживает горение)
(Заполняем часть кластера)
Поиск информации-наблюдение, сравнение, описание.
Ребята разбиваются на 3 рабочие группы.
Дети читают инструкцию, выполняют опыт, делают вывод.
Рассуждения.
Пробирка кажется пустой, но если её потопить в стакане, то будут выделятся пузырьки воздуха
Вывод: воздух бесцветный и прозрачный
Дети читают инструкцию, выполняют опыт, делают вывод.
Рассуждения.
Пузырьки воздуха всплывают на поверхность воды
Вывод: воздух легче воды
Дети читают инструкцию, выполняют опыт, делают вывод.
Рассуждения.
Надули шарик воздухом. При сжимании шарик меняет форму, когда его не сжимаешь, он принимает первоначальную форму
Вывод: воздух сжимаем и упруг.
Дети читают инструкцию, выполняют опыт, делают вывод.
Рассуждения.
Воздух в пустой банке ничем не пахнет, воздух в банке с лимоном имеет запах лимона
Вывод: воздух не имеет запаха.
Дети наблюдают за опытом, рассуждают, делают вывод.
Рассуждения.
Свеча, которая находится под стаканом, потухла, а вторая (без стакана) горит. Почему?
В стакан не поступает воздух.
Вывод: воздух поддерживает горение
Познавательные: извлечение необходимой информации
из увиденного; осознание
и самостоятельное построение речевого высказывания.
Коммуникативные:
владение монологической
и диалогической формами речи при высказывании своих мнений.
6.Первичное
закрепление
с проговариванием
во внешней речи.
- Итак, теперь давайте подведем итог наших
исследований .
- Какое вещество было объектом нашего
исследования?
- Какими свойствами оно обладает?
Свойства воздуха.
Заполняют таблицу в рабочей тетради.
Перекодировка
информации (составление сводной таблицы)
Коммуникативные
Регулятивные
- В начале урока вы сказали, что жизнь без
воздуха невозможна.
Давайте проведём ещё один опыт:
Закройте ладошками рот и нос.
Вдохните глубоко воздух и посчитайте, кто сколько может без воздуха.
Какое было желание?
- Сейчас вы прочитаете статью в учебнике на
с.48 «Воздух должен быть чистым!»
- Подумайте, что ещё нового вы
из нее узнали?
РАБОТА В ПАРАХ
- Даю каждой паре конверт.
Вы должны выбрать, что может явиться источником загрязнения воздуха:
(-выхлопные газы автомобилей
- животные
- выбросы из труб заводов
- рыбы
- деревья
- сжигание мусора
- лесные пожары
-птицы)
Проверка задания по образцу.
- Какой вывод сделаем?
Ответы детей.
Ответы детей.
Вывод.
Воздух – самое необходимое
всему живому на Земле,
поэтому
его нужно охранять от
загрязнений
Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами
речи при высказывании своих мнений.
7. Рефлексия
Учебной
деятельности.
8. Домашнее задание
- Какой момент урока вам больше всего запомнился?
- Где нам могут пригодиться новые знания?
- - Оцените свои знания на конец урока
На столах у вас воздушные шарики. Вам осталось нарисовать выражение губ. С каким настроением вы уходите с урока? Равнодушное, грустное, веселое? (На интерактивной доске показаны все 3 вида выражения лиц.)
- За что себя можете похвалить
I вариант: С50.Проверь себя
II вариант: составь синквейн «Воздух»
Воздух
Прозрачный, невидимый
Поддерживает горение, сжимается, занимает пространство
Воздух необходим всему живому.
Газ
Регулятивные
Личностные
Заместитель руководителя ОО ________________________ /Приданова Е.А./
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ