Конспект урока для 4 класса "Жизнь леса. Лес – природное сообщество"

Урок по окружающему миру 4 класс

Программа "Школа России"

О.А.Никольская

учитель начальных классов

МОУ СОШ № 9, г.Белово

Кемеровской области

Тема: Жизнь леса.

Лес – природное сообщество.

Цель: - сформировать представление о лесе, как природном сообществе.

- познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.

- развивать познавательную активность детей, умение рассуждать, выражать свои мысли.

Оборудование: карточки со словами для игр; таблица "Лес"; рисунки животных и птиц, их гнезда; 4 конверта с деталями фотографий животных; муляжи грибов; полоска бумаги для каждого ученика; стенд "А знаете ли вы?"; учебник.



Ход урока.


Ι. Орг. момент

Эмоциональный настрой. (стоя приветствуют друг друга)

- посмотрите друг на друга

- улыбнитесь

- подмигните

- оглянитесь, улыбнитесь нашим гостям

- желаю вам узнать много нового и хороших отметок


ΙΙ. Проверка Д/З

На предыдущем уроке познакомились с различными видами почвы их составом. И сейчас, в ходе игры «Будь внимателен» определим, как усвоили материал.

Необходимо выбрать только то, что входит в состав почвы.

Игра 1 "Будь внимателен"/карточки со словами прикреплены к доске справа, правильные слова ученик прикрепляет слева под словом почва.


Почва

глина каменный уголь

воздух соли

вода мел

зола торф

мрамор

песок

гумус


- Из оставшихся слов уберите лишнее /зола

- Что осталось? /полезные ископаемые

- Молодцы!

ΙΙΙ. Работа по теме урока

Введение в тему урока

Стихотворение /читает учитель, тема урока записана на доске, но закрыта

Хочу пригласить вас сегодня в лес.

В добрый лес, могучий лес,

Если внимательны будете, дети,

Тайны чудные откроете эти.

- О чем пойдет речь на уроке?

- Прочитайте тему урока /открывается тема, сообщаются цели урока

Сегодня мы поговорим о лесных обитателях, узнаем, что такое ярусы, нужны ли лесу грибы, что такое лесная подстилка.

Урок проведем по форме устного журнала.


Страница 1 "Лесные этажи" /по ходу рассказа учителя на доске идет работа с таблицей "Лес", прикрепляются соответствующие "этажи" – карточки с указанием ярусов. Рисунок 1

- Для живых организмов лес является домом. Этот дом большой, многоэтажный. Самые верхние этажи, а ученые называют их ярусами, которые образованы деревьями. Обычно в лесу выделяются 3 – 4 яруса. При этом 1 ярус составляют самые высокие деревья, потому что они светолюбивы, тянутся вверх.

Низкорослые деревья растут под пологом высоких или между ними - 2 ярус.

Кустарники приспособились жить рядом с низкорослыми деревьями и под ними - -3 ярус.

Ниже кустарников располагаются травы и мхи - 4 ярус.

Теперь становится понятно, как в густом лесу всем растениям хватает света. Они приспособились сильно не затенять друг друга, а располагаться в лесу по "этажам", т.е. по ярусам.


Игра 2 "Найди свой ярус"

Поиграем в игру "Найди свой ярус" – определить ярус предложенного растения. /карточки с названием растений необходимо прикрепить на соответствующий ярус.

Слова: костяника, мох, папоротник, смородина, земляника, осина, малина, шиповник, рябина, береза, сосна, пихта, ель.

- Молодцы, с заданием справились!


Страница 2 "Животные нашего леса"

- Весь лес – от верхушек деревьев до земли – заселен животными. В лесах благоприятные условия для жизни животных: достаточно корма, не трудно спрятаться, построить гнездо или дом. Животные между собой делят этажи леса: одни живут на деревьях, другие в кустах, третьи на земле или даже под землей. Ярусность в жизни лесных обитателей заметна на примере размещения птичьих гнезд.

Выступления учащихся. / сопровождаются соответствующими рисунками. Рисунок 2

  1. Тетерев гнездится только на земле, в траве.

  2. Дрозд и зырянка вьют гнезда в кустарниковых зарослях.

  3. Иволги плетут свои гнезда - гамачки высоко в кронах лиственных деревьев.

  4. В чаще леса, на ветвях деревьев прячутся хищные птицы – совы и ястребы.

  5. Дятлы и поползни устраивают свои гнезда в дуплах высоких деревьев.

  6. Насекомые, например муравьи, обитают в основном в нижних "этажах" леса.

  7. В почве живут кроты, землеройки, земляные черви.


Игра 3 "Фоторобот" /4 конверта с деталями. Рисунок 3







- Посмотрим, как вы знаете лесных обитателей. Из предложенных деталей собрать фотографию лесного обитателя и рассказать, что о нем знаете.





Физминутка

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули и кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки,

Плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем –

Крылья сложили назад.



Страница 3 "Нужны ли лесу грибы?" Рисунок 4

"Нужны ли лесу грибы?" /выступление ученика


Игра 4 "Крестики – нолики"/полоска бумаги у каждого ученика,

если согласен с утверждением – X,

если не согласен - 0

  1. Грибы образуют особое царство живой природы

  2. Мухомор – съедобный гриб

  3. Известно более 100 тыс. видов грибов

  4. Грибы не служат пищей для животных

  5. Грибы нужно вырывать вместе с грибницей

  6. Нельзя собирать незнакомые и старые грибы

  7. Все грибы человек может употреблять в пищу

  8. Грибы – помощники деревьев


Самопроверка X 0 X 0 0 X 0 X /открывается на доске


Страница 4 "О лесной подстилке" Рисунок 5

- А знаете ли вы / обратить внимание на подготовленный и оформленный материал "А знаете ли вы?" /, что каждый год на гектар леса падает свыше 2 тонн хвои, листьев, веток, шишек и коры. Все это образует на поверхности почвы лесную подстилку. Часть старой листвы и отмершие растения постепенно перегнивают, превращаясь в перегной. Это работа микроорганизмов, бактерий, насекомых и личинок. Поэтому в лесу и не скапливается большого количества старой листвы.

Медведям, ежам, божьим коровкам и другим животным, /рисунки животных. Рисунок 6 зимующим под снегом, лесная подстилка помогает выжить зимой – служит дополнительной защитой от холодов.


V. Итог урока

Рефлексия.

1.- Сделать вывод нам поможет игра "Я знаю"

Продолжите утверждения, которые начинается со слов «Я знаю»

Я знаю, лесные обитатели…

Я знаю, ярус леса..

Я знаю, лесная подстилка …

Я знаю, грибы ..

1. – Сравним свои утверждения с выводом в учебнике

/чтение вывода в учебнике стр.181


- Молодцы! Всем спасибо за активную работу на уроке!

Конец формы


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории окружающий мир:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ