конспект урока для 1 класса "Зима - покой природы"

Учитель начальных классов КГУ « Школа - гимназия имени академика Е.А. Букетова»

Северо –Казахстанская область район Шал акына город Сергеевка

Исаченко Людмила Александровна

Предмет: Познание мира. 1класс

Тема урока: "Зима - покой природы"

Цель: создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий.

Задачи:

  • познакомить ребят с зимними явлениями, научить их отличать признаки зимы;

  • научить школьников устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;

  • воспитывать чувство сопереживания, желание помочь животным в трудные времена.

Ход урока

I. Организационный момент.

Ночью в полях, под напевы метели.
Дремлют, качаясь березы и ели:
Месяц меж тучек над полем сияет, -
Бледная тень набегает и тает:
Мниться мне ночью: меж белых берез
Бродит в пушистом сиянье Мороз.

И.Бунин

(Учитель читает стихи наизусть под музыку, на слайде появляется картина зимнего пейзажа Мороз Иванович) Слайд №1

- Мороза Ивановича приготовил для вас не большой сюрприз, о котором вы узнаете в конце урока, если вы будете активны и внимательны.

II. Актуализация знаний и постановка проблемы.

- Загадки от Мороза Ивановича подскажут вам тему нашего урока.



Щиплет щеки, щиплет нос,
Но не страшен нам 
:(мороз)

Говорю я брату: - Ох!
С неба сыплется горох!
Отвечает старший брат:
-Твой горох ведь это
:(град)

На коньках я мчусь вперед, 
Под ногами крепкий 
:(лед)

Стали звездочки кружиться,
Стали на землю ложиться,
Нет, не звезды, а пушинки, 
Не пушинки, а 
:(снежинки)

Зимние каникулы!
Веселые деньки!
Нужны ребятам санки, 
Лыжи и 
:(коньки)

Наступили холода,
Превратилась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым,
Перестал медведь реветь,
В спячку впал в бору медведь
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? 
(Зимой)



-С каким словом ассоциируются все отгаданные вами слова? (Со словом "зима")

- Какова будет тема нашего урока?

- Тема нашего урока "Зима - покой природы" (открываю)

- Все отгаданные вами слова, как вы уже отметили, ассоциируются со словом "зима". А почему ее называет "покой природы", кто скажет?

- Каков главный вопрос нашего урока? Ваши предположения? (Предположения детей)

- А для чего нам это надо знать?

- Итак, цель нашего урока - познакомиться с зимними явлениями, научиться отличать признаки зимы, устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных.

- Много о зиме вам уже известно, повторим, что именно. Я знаю, что вы очень наблюдательные дети, когда гуляете, присматриваетесь к природе, окружающему миру, поэтому легко ответите на вопросы:

  • Почему зимой многие звери и птицы из лесной чащи жмутся к человеческому жилью?(Потому что зимой около человеческого жилья им легче найти себе пищу)

  • Какие зимние месяцы вы знаете? (Декабрь, январь, февраль)

  • Кто из зверей спит зимой? (Медведь, еж, летучие мыши)

  • Какие признаки зимы вы можете назвать? Слайд №2

(Зимой природа надевает снежный наряд, реки и озера скованы льдом)

Признаки зимней погоды:

  • становиться холоднее

  • небо чаще покрыто облаками

  • осадки выпадают в виде снега

  • дни становятся короче, а ночи длиннее

- Изменилась жизнь растений и животных?

- Как же связать все эти изменения? Какое из них главное?

(Стало очень холодно)

- С чем связано общее похолодание зимой?

(Солнце стало всходить поздно, заходить рано - поэтому света и тепла земля получает мало - дни стали короткими. За короткий день солнце не успевает прогреть воздух, и стоят холода)

III. Совместное "открытие" новых знаний.

Работа по учебнику.

Выполнение задания "Что встречаем - не встречаем зимой" 

Ученики должны обвести кружками разных цветов предметы, которые они встречают только зимой, в том числе зимой и не встречающиеся зимой. Слайд №3

Работа в паре у доски.

(Двое учеников работают у доски с фломастерами.)

Самостоятельная работа.

Проверка.

- Проверим, как вы выполнили задание. Отгадайте загадки и скажите, кружком какого цвета вы обвели этот предмет.

Меня не растили,
Из снега слепили,
Вместо носа ловко,
Вставили морковку.
Глаза - угольки, губы - сучки.
Холодная, большая,
Кто я такая? (
Снежная баба. Ее встречаем только зимой, обвели синим кружком)

Вниз вершиной растет, вверх корнем растет. (Сосулька, обвели синим кружком)

Две сестренки, две плетенки
Из овечьей пряжи тонкой.
Как гулять - так надевать.
Чтоб не мерзли пять да пять. (
Варежки)

Выразительное чтение текста "Звуки зимы" 

Читают подготовленные ученики на фоне спокойной музыки, остальные следят по карточке. На слайде репродукция зимнего пейзажа, передающего спокойствие, задумчивость, таинственность, безмолвие зимней природы. Слайд №4

- Какими словами можно охарактеризовать зимнюю погоду в лесу?

- Кто больше назовет звуков, нарушающих тишину природы, о которой говорилось в рассказе?

- Какие "разговоры" ведут птицы зимой?

Упражнение на развитие наблюдательности "Найди настоящую снежинку"  Слайд №5

Беседа о снеге:

- Почему зимой выпадают осадки в виде снега? (Холодно)

- Снег - что это такое? (Замерзшая вода)

- Послушайте и скажите, о чем так говорят:

Светло-пушистая,
Искристая, белая,
Какая чистая,
Какая смелая! 
(Так говорят о снежинке) Слайд №6

- Рассмотрите снежинки на голубом фоне .Обведите настоящую снежинку и объясните свой выбор. (Ответы ребят)

- Как образуются снежинки? Кто нашел дома ответ на этот вопрос?

- Послушайте рассказ "Летят снежные пушинки" В.Архангельского и узнаете много интересного об образовании снежинок. (Текст читает учитель) Слайд №7

Летят снежные пушинки.

Пришла зима.

С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки.

Кружатся в воздухе и падают на землю - одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звездочка с шестью лучами; вот тончайшая пластинка с шестью гранями!

Побывали ученые в облаках при снегопаде и увидели, как образуются снежинки.

Под самолетом крупными хлопьями падал снег, а высоко-высоко в небе мелькали крохотные кристаллики льда. А как только льдинки опускались в тучу, они сразу же становились легкими, нежными снежинками.

Маленькие льдинки в высоком небе - это замерзший водяной пар. Он есть повсюду в окружающем нас воздушном океане. Весной, летом, осенью пар превращается в капли дождя, а зимой - в снежинки.

Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз несильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа.

Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуются хлопья.

Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха.

Физкультминутка.

- Сейчас свершится волшебство. (Звучит вальсовая музыка)

Мы превращаемся в снежинки. Возьмите свои снежинки, которые вы сделали на уроке труда. Двигайтесь в соответствии с характером музыки.

Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки - балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе мы в кружок
Получается снежок.
Мы деревья побелили -
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
Налетел ветерок
И умчался весь снежок.

- А кто из вас знает, почему хрустит снег под ногами?

(Он хрустит оттого, что под тяжестью вашего тела ломаются звездочки и лучи)

Учитель читает текстСлайд №8

Идет зима, растут сугробы, и снежный покров постепенно становится плотным.А тут еще пригревает солнце, ни на минуту не забывает о своей работе ветер. Иногда он налетает с юга и приносит оттепели. А когда после оттепели ударит мороз, то на снегу образуется тонкая твердая оболочка. Она называется настомСлайд №9

В такое время многим животным тяжело передвигаться по снегу и добывать корм. Лоси острой коркой снега режут ноги. С трудом выкапывают из-под наста мох и листья.Зато зайчишке раздолье! Он по рыхлому снегу ходит, как в валенках, и почти не проваливается, а по насту мчится, как по паркету. И никто не может за ним угнаться.

Выполнение задания "Подумай и расскажи". Слайд №10

- Рассмотрите сюжетные картинки. О чем спрашивает вас недоумевающий человечек Почемучка? Помогите ему разобраться. Что случилось со снежной бабой.

Рассмотрите фотографию с изображением зимнего леса.

- Что вы видите? (Ответы детей) Слайд №11

- Каковы особенности жизни деревьев зимой? Вспомните, что вы наблюдали во время экскурсии?

-Обратите внимание на то, что большинство деревьев стоит с обнаженными от листьев голыми ветвями, кажется, что растения спят глубоким сном, но это не совсем верно. Деревья почти спят, вернее, они дремлют, так как хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный пробковый слой, защищающий от холодов, почки покрыты чешуйками, за лето деревья накопили запасы. (Учитель демонстрирует веточку березы и осины, разрезает почку. Ученики рассматривают почки березы и осины у себя в баночках)

- Но не все деревья сбрасывают листья. (Учитель демонстрирует веточки сосны и ели, обучающиеся рассматривают веточки у себя на партах)

- Как отличить сосну от ели? (По шишкам и длине иголок)

- Рассмотрите строение иголочек. Они покрыты восковым налетом. Поэтому им не страшен мороз.

Игра-задание "Определите птиц и зверей на зимовку"

- Посмотрите образцы корма для зимнего питания птицам и животным: шишки, сушеные грибы, зерна, кора деревьев, крошки, ягоды, семечки и т. п. соотнесите эти виды корма с птицами и зверями, изображенными на картинках на доске: соедините линиями зимние жилища и корма с их потребителями и обитателями.

Физкультминутка "Зима" (Под музыку)

Встали и представили, что мы с вами в зимнем лесу Мороза Ивановича.

Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз)

По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в сторону)

Во дворе у Снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя)

Побелел морковный нос. (Дети показывают нос)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте)

Вьюга злиться,

Снег кружится, (Дети кружатся)

Заметает все кругом

Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками)

Выполнение задания "Куда в зимнем лесу спрятались звери и птицы"

- Рассмотрите пейзаж зимнего леса Слайд №12

А лес стоит загадочный,
|А лес стоит таинственный,
Безмолвна тишина:
Зверушек и пичужек -
Всех спрятала зима.

- Кто из вас быстрее определит, кого и куда спрятала зима в лесу?

- От кого прячутся звери и птицы?

- Какие трудности они испытывают зимой?

- Не только растения подготовились пережить холод. Многие птицы осенью улетели в теплые края.

- Вспомните, какие из них улетели?

- Почему птицы улетают?

(Птицы хорошо переносят холод, так как перья и пух очень теплая одежда, а птичья кровь горяча, что мороз птицам не страшен. Причина в другом - голод. Зимой исчезает большинство насекомых, и птицам становится все труднее добывать корм. И все-таки некоторые остаются зимовать.)

- Какие птицы остаются зимовать? Слайд №13

- Почему зимой птицы чаще посещают города и села? Слайд №14

- Как мы можем им помочь? Слайды №15, 16

- Так о чем же попросила синичка? (О еде) (с.52)

IV. Самостоятельное применение знаний.

Игра "Крестики-нолики".

(Ученики на листочках отвечают на вопросы, ставя "+", если ответ правильный, "0", если ответ неверный)

Прячутся ли насекомые к зиме? (+)

Верно ли, что перелетные птицы не улетают в теплые края? (0)

Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это? (+)

Ласточка, соловей, скворец - зимующие птицы? (0)

Верно ли, что у клестов зимой появляются птенцы? (+)

Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками? (+)

Нужно ли птиц подкармливать зимой? (+)

Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода? (0)

Взаимопроверка выполненного задания.

V. Итог урока. Рефлексия.

Прочитайте стихи и загадки, которые разберем на следующем уроке.

По желанию можете выучить наизусть любое стихотворение о зиме.

Выполнение задания:

Подберите к началу выражений их продолжение и получите народные пословицы о зимнем времени года. Слайд №17

Мороз не велик, да
Спасибо, мороз, что
Береги нос в
Солнце - на лето, зима -


большой мороз.
стоять не велит.
на мороз.
снегу нанес.




Слово учителя. Слайд №18

Ни одно время года так не волшебно. Летом ли, весной, земля бодра, шумит жизнью листва деревьев, река катит свои неспокойные воды, луга кричат пестротой цветов, стрекотаньем и писком насекомых, птиц - все движется, все оживленно и тянется к солнечному теплу.

Зимой иначе. Все живое упряталось в глубину земли, нор, щелей, дупл и спит, ожидая весны и солнца. Деревья обнажились, птицы улетели, а те, что остались, - не поют и летают зябко и неторопливо. И чародейка-зима дарит всей этой мертвой пустыне новую жизнь, "неподвижную, немую, чудную жизнь". Это жизнь сна, время необычно белой и тихой природы.

- Как вы поняли, ребята, почему говорят, что "Зима - покой природы", что "зимой природа спит"? (Ответы учеников)

- Проверим ваши высказывания, прочитав вывод в учебнике. Слайд №19

- Ребята, что нового вы открыли для себя на уроке?

- Что показалось вам наиболее интересным?

- Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Поднимите руки те, кто:

  • работал в полную силу;

  • работал хорошо, но мог бы работать лучше. Почему?

- С каким настроением вы заканчиваете урок?

Поднимите свои карточки настроения.

- Молодцы! Вы активно работали, быстро и точно выполняли задания, внимательно слушали своих одноклассников.

- Пришло время узнать о таинственном сюрпризе Мороза Ивановича.

Отгадайте:

Снег с березы повалился,
На Андрюшку комом - хлоп!
Из Андрюшки получился
Замечательный 
:(сугроб)

- На память о сегодняшнем уроке Мороз Иванович вам дарит "сугробики."



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории окружающий мир:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ