Конспект урока для 1 класса "Зима в жизни растений. Труд человека зимой"

Урок: познание мира 1 класс

Учитель: Чумакова И. В.

Тема: Зима в жизни растений. Труд человека зимой.

Цель:создать условия для обобщения и систематизирования знаний учащихся об изменениях в неживой и живой природе зимой, их влиянии на труд людей; учить работать с шаблонами;

способствовать развитию умений школьников объяснять и устанавливать связи между объектами и явлениями неживой и живой природы; формировать навыки работы в группах, парах; содействовать пониманию красоты зимней природы, привитию природоохранных навыков.

Оборудование: интерактивная доска


1.Орг. момент

2.Актуализация знаний


Отгадайте загадки.

а) Щиплет щеки, щиплет нос,
Но не страшен нам: (мороз)


б) Шуба бела  весь свет одела. (Снег)

в) На коньках я мчусь вперед, 
Под ногами крепкий: (лед)


г) Стали звездочки кружиться,
Стали на землю ложиться,
Нет, не звезды, а пушинки, 
Не пушинки, а: (снежинки)


- С каким, словом ассоциируются все отгаданные вами слова? (Слайд)

По каким признакам вы догадались, что это зима?

3.Работа над новым материалом.

Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

Какие признаки зимы вы можете назвать?

- Каково главное изменение зимы?

-Почему замёрзла река, и пошёл снег?

-Что такое снег?

Почему зимой выпадают осадки в виде снега?

Рассказ о снежинках.

Высоко над землей, где царит сильный холод, образуются из водяных паров льдинки – кристаллики крохотных размеров. Кристаллики – это еще не снежинки. Кристаллики все время растут и наконец, становятся красивыми звездочками. Они собираются в хлопья и падают на землю.

Снежинки имеют не просто симметричную форму, все они исключительно шестиугольной формы!


Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом –

Всё покрыла серебром.

-Назовите зимние месяцы. (Слайд)

-Расположите их в правильном порядке.

Рассказы об особенностях каждого месяца.

Декабрь - это начало зимы. Это первый снежный месяц. Декабрь - это самый темный месяц. В это время самые длинные ночи и самые короткие дни. Солнышко встает поздно и прячется рано. Высоко не поднимается, так и ходит по краю неба. А еще декабрь это последний месяц года.

Январь - это первый месяц года, но второй, средний месяц зимы. Это самый холодный месяц. Особенно холодно бывает в ясную погоду, когда днём на небе светит солнышко, а ночью - луна. В такую погоду щечки и носы становятся красными и горят, как будто за них кто-то щепает. Это мороз. За это его и прозвали Мороз - красный нос. А когда набегут тучи и повалит снег становиться теплее. Всё наоборот! Всё не как летом! При солнышке – холодно, при тучах – тепло.

Февраль - последний месяц зимы. В феврале самый глубокий снег и самые большие сугробы. Это последний месяц зимы.  А также хорошо в такую погоду играть в снежки. А еще в феврале часто дуют ветры. Они сдувают снег с земли. Крутят его, несут поземку, вьюгу, метель, пургу, снежную бурю.

Закончить пословицу (коллективная работа) (Слайд)

* Декабрь год кончает – (зиму начинает).

* Январь – году начало, (а зиме середина).

* Вьюги да метели (под февраль налетели).

Установите признаки (индивидуальная работа) (Слайд)
                                                        листопад

                                                        гроза

                                                        метель

Зимой бывает                                мороз

                                                        прилёт перелетных птиц

осадки выпадают в виде снега

                                                        гололедица

дни становятся короче, а ночи – длиннее

Рассмотрите зимний  лес. (Слайд)

- Что вы видите?

-Что в них необычного?

Таковы особенности жизни деревьев зимой.

Деревья почти спят, вернее они «дремлют», так как хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный пробковый слой, защищающий от мороза, почки покрыты чешуйками,

за лето деревья накопили запасы.

(Демонстрирует веточки березы и сосны.)- работа в парах

- Но не все деревья сбрасывают листья.

-Какие деревья не сбрасывают листья?

 Демонстрирует веточки сосны и ели.

- Как отличить сосну от ели?

- Рассмотрите строение иголочек. Они покрыты восковым налетом. Поэтому им не страшен мороз.

Физкультминутка.

Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз)

По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в сторону)

Во дворе у Снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя)

Побелел морковный нос. (Дети показывают нос)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте)

Вьюга злиться,

Снег кружится, (Дети кружатся)

Заметает все кругом

Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками)

Игра  «Четвертый лишний». (работа в парах) (Слайд)

Выдели лишнее слово и объясни свой выбор.

Декабрь, январь, февраль, сентябрь.

Береза, клен, ель, дуб.

Воробей, синица, ласточка, снегирь.

Шуба, рукавицы, платье, валенки.

Мы назвали много изменений, которые происходят в природе зимой. А главное  в природе наступает покой.

-Где спрятались звери и птицы?

- От чего прячутся звери и птицы?

-Назовите животных, которые впадают в спячку.

- Какие животные ведут активный образ жизни?

-Какие трудности они испытывают зимой?

-Как мы с вами можем им помочь?

Не только животные готовятся к зиме, но и люди. Они запасали дрова, продукты питания, сено, корма для животных. Но есть отдельные виды труда, которыми человек занимается зимой.

Работа в группах

(Составить коллаж « Зимние виды работ»).

1гр.-снегоуборка

2гр.- ремонт техники

3гр.-снегозадержание на полях

4гр.- уход за животными.

Определить, кто какую работу выполняет.(коллективная работа) (Слайд)

Агроном ремонтируют технику, готовятся к весенним полевым работам.

Трактористы поят и кормят скот, поддерживают чистоту в помещениях.

Животноводы сушат семена, сортируют их, очищают от семян сорняков.

Чтение текста стр. 53-54
5. Итог урока.

- Что мы сегодня узнали на уроке нового?

- Ответили ли на главный вопрос урока?

- Какая главная особенность зимы?

Игра «Подбери признак»

- Подберите признаки предметов к словам:

Зима (какая?) ______, _______, _______, _______,  _______.

Снег (какой?) _______, _______, _______, _______, _______.












Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории окружающий мир:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ