Конспект урока на тему "Дикорастущие и культурные растения"
УМК Планета знаний
Тема урока: Дикорастущие и культурные растения.
Цель: изучение особенностей культурных и дикорастущих растений, знакомство с предками некоторых культурных растений.
Планируемые результаты:
Личностные:
понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;
ориентация на выполнение основных правил бережного отношения к природе на основе понимания особенностей взаимодействия человека и природы.
Предметные:
Обучающиеся научатся:
сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека;
различать культурные растения – по назначению.
Учащиеся получат возможность научиться:
различать существенные и несущественные признаки;
приводить примеры дикорастущих и культурных растений;
рассказывать о предках культурных растений.
Метапредметные:
Обучающиеся научатся:
понимать цель познавательной деятельности;
планировать свои действия при выполнении заданий;
осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий;
доказывать то или иное свойство изучаемого объекта;
сравнивать и классифицировать изучаемые объекты по различным признакам;
находить необходимую информацию в учебнике;
получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;
выполнять индивидуальные и групповые задания;
совместно изучать объекты, обсуждать результаты, делать выводы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
самостоятельно планировать свои действия при выполнении учебных заданий;
самостоятельно осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий;
ставить цель собственной познавательной деятельности и планировать ее;
распределять обязанности и контролировать друг друга при выполнении учебных заданий.
Оборудование:
интерактивная доска, компьютер, мультимедийная презентация;
раздаточный информационный материал.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок-дискуссия.
Ход урока
№
Этап урока, его цели.
Содержание учебного процесса
Формируемые УУД
1
Мотивация учебной деятельности.
- Ребята! Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный или светлый,солнечный?
- Какое настроение вызывает у вас такая погода?
- А знаете, что надо сделать, чтобы на душе было тепло и спокойно?
-Надо просто улыбнуться! Я дарю вам свою улыбку и прошу, чтобы вы подарили мне свою!
У вас такие солнечные лучистые улыбки, что от них ярче становится день, а на душе теплее. Порадуйте своей улыбкой тех, кто рядом с вами! Улыбнитесь друг другу!
Этот урок я проведу вместе с вами, надеюсь, вы поможете мне и своим друзьям. Пусть каждый из нас запомнит этот прекрасный зимний день и нашу встречу.
Личностные:выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание
2
Актуализация знаний
- Ребята, сегодня нас на уроке ожидает встреча с удивительными представителями живой природы.
Куда бы вы ни посмотрели, где бы вы ни побывали, повсюду увидите, встретите их. Они на лугах, в лесах, их много в степях и высоко в горах, в безводных пустынях и топких болотах. Они поселились в морях, океанах, озерах, реках и прудах нашей планеты. Они есть даже в Арктике и Антарктиде.
- Догадались? Конечно, о чём мы поговорим с вами сегодня?
( О растениях)
“Не можем жить мы без растений
Об этом скажет нам не только гений.
Как воздух нам нужны они.
Они разнообразны…
И все они по-своему прекрасны”
Регулятивные:
Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельно
Коммуникативные:
Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.
3
Целеполагание
- Вспомните, какие группы растений вы знаете?
(Водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые)
- Сегодня мы посмотрим на растения с другой стороны.
- Чем похожи и чем отличаются ДУБ и ВИШНЯ?
(Похожи тем, что и дуб и вишня деревья. Оба дерева приносят человеку пользу. Имеют корень, ствол, ветви, листья, плоды
Отличаются тем, что дуб растет в лесу, а вишня в саду. За вишней ухаживает человек, а за дубом нет. Вишню человек сажает, а дуб растёт сам)
- Аналогично сравните КРЫЖОВНИК и ШИПОВНИК.
- Предположите, о каких растениях пойдёт речь на уроке?
(О растениях, которые растут сами по себе(из называют ДИКОРАСТУЩИМИ и о тех, которые выращивает человек. Они носят название КУЛЬТУРНЫЕ)
- Как будет звучать тема нашего урока? (ДИКОРАСТУЩИЕ и КУЛЬТУРНЫЕ растения)
- Чему мы хотим научиться на этом уроке? Какие задачи поставим перед собой?
( Научиться сравнивать культурные и дикорастущие растения, понимать их роль в жизни человека, различать растения по назначению, приводить примеры, рассказывать о предках культурных растений)
Познавательные:уметь проводить сравнение по заданным критериям.
Коммуникативные:уметь оформлять мысли в устной форме.
Регулятивные:
Уметь формулировать цель и учебную задачу урока.
4
Открытие нового знания
Работа в группах (по рядам)
- Сейчас весь класс разделится на 3 группы по рядам. Каждый ученик получит листок с заданием.
Задания:
1 группа: Укажите отличительные особенности дикорастущих растений и сделайте вывод.
2 группа: Укажите отличительные особенности культурных растений и сделайте вывод.
3 группа: Найдите среди предложенных растений культурные. Сделайте вывод: какую пользу они приносят человеку?
Опрос групп
Работа обучающихся у интерактивной доски и формулирование выводов
Дополнительный вопрос 3 группе и всему классу:
- Для чего человек использует различные виды растений? ( Многие виды растений человек использует для получения пищевых продуктов, лекарств, для производства тканей, бумаги, строительных материалов, для украшения жилья, для кормления животных).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Говорит цветку цветок:
«Подними-ка свой листок. (поднимаем руки вверх-вниз)
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой, (шагаем на месте, высоко поднимая колени)
Да головкой покачай
Утром солнышко встречай. (вращаем головой)
Стебель наклони слегка –
Вот зарядка для цветка (наклоняемся в разные стороны)
А теперь росой умойся, (имитация движений)
Отряхнись и успокойся…» (встряхиваем руками)
Познавательные:
Классифицировать объекты.
Коммуникативные:
Проявлять активность в коллективной деятельности.
5
Первичное закрепление
- Первобытные люди использовали в пищу плоды, семена, сочные стебли, листья, сладкие корни дикорастущих растений. С течением времени наши предки научились отбирать в природе и выращивать наиболее ценные пищевые растения, ухаживать за ними, поливать, пропалывать от сорняков, а затем и удобрять почву. Для посадки они отбирали самые крупные зерна, самые вкусные корни и плоды. Так было положено начало РАСТЕНИЕВОДСТВУ.
6
Самостоятельная работа
- Прочитайте, что об этом написано в учебнике на стр.87
- Как люди научились выращивать растения?
- О каких отраслях растениеводства вы прочитали?
(Полеводство, цветоводство, плодоводство, овощеводство)
- Выполните задание у интерактивной доски.
- Давайте познакомимся с предками культурных растений. Мы узнаем об этом из материала учебника на стр. 88.
- О предках каких растений вы узнали ?(Морковь, капуста, картофель)
- Что вас удивило?
- О чём вы можете рассказать, глядя на слайд?
Регулятивные:
Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные:
Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.
Личностные:
Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально– нравственной отзывчивости.
Коммуникативные:
Производить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии
7
Включение новых знаний в систему и повторение.
- Среди культурных растений учёные выделяют следующие группы: ЗЕРНОВЫЕ, ОВОЩНЫЕ, ПЛОДОВЫЕ, ПРЯДИЛЬНЫЕ. ДЕКОРАТИВНЫЕ.
- Рассмотрите таблицу и приведите свои примеры
- Укажите группу, в которой перечислены только культурные растения
- Заполните таблицу, верно распределив названия растений.
- Рассмотри модель и найди растению пару.
- Соотнесите растение и место, где оно растёт.
Регулятивные:
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Познавательные:
Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.
Коммуникативные:
Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия.
8
Рефлексия деятельности.
- Вспомните учебные задачи урока. Все ли мы их решили?
- Выберите смайлик, соответствующий вашему настроению на уроке и перетащите его на листок.
Личностные:
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи).
Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
Познавательные:
Уметь представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.
Коммуникативные:
Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме
9
Информирование о домашнем задании и инструктаж
с.87-88, ответить на вопросы
Задание на выбор:
1) нарисовать фантастическое культурное растение и рассказать как его можно использовать;
2) найти информацию о любом культурном растении и его дикорастущем предке
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ